Значение чайных в борьбе с алкоголизмом.

 

Дополнено цензурою. С.-Петербурга, 10-го июля 1903 г.

 

В обыкновенное время ежегодно у нас в одной только европейской России погибают преждевремен­ною смертью от пьянства по 6000 человек в год. если принять во внимание, что в течении года умирают от рук убийц всего только 2500 человек, то отсюда ясно, что вдвое скорее можно умереть от водки, чем погибнуть под ножом злодея, т. е. что водка опаснее самого отчаянного убийцы.

потеря жизни вследствие пьянства—это обыкно­венная и печальная повесть наших дней. и действительно, картина смертности от пьянства — ужасная. в то время, когда между трезвыми в возрасте от 15 до 20 лет умирает 10 человек, пьяницы того же возраста и за то же время дают 18 жертв. между 21 и 30 годами на 10 трезвых умирает 50 пьяниц: между 31 и 40 годами на 10 трезвых умирает 40 пьяниц.

 

Пьянство—это грозная река, которая питается маленькими ручьями, ручьями и другими притокам из бесконечного числа водочных заводов, несется страшно быстро и потоком своим увлекает за собою всех, кто приближается к её берегам. Люди, сколько-нибудь сострадательные, не должны бездействовать, когда дело идет о спасении миллионного населения, попавшего в водоворот этой грозной реки.

Многие из читателей нашего журнала «Трезвость и Бережливость» спрашивают нас: какие же спо­собы должны быть избраны для распространения трезвых идей в народе и какие более действенные меры должны быть приняты для противодействия и отвлечения его от пьянства?

В числе других практических мер борьбы с алкоголем следует, прежде всего, остановиться на проекте устройства чайных по образцу американских, английских, швейцарских и шведских кофейных домов, открытых с целью отвлечения народа от посещения заведений, в которых про­даются спиртные напитки.

Мы должны признать, что естественным врагом нашим являются кабаки питейные дома различных типов и названий со всеми присущими им качествами и оттенками. Кабак составляет одну из важнейших причин того неблагоустройства, нравственного и материального; от которого  страдают деревня и город, а с ними и все государство. Кабак всегда считался, и по понятиям народным, и по взгляду на него общества, местом позорными, на которое приходится смотреть, как на естественное подождете наших общественных условий, u терпеть его, как необходимое зло, но с которым следует бороться всеми мерами. В действительности кабак часто является для бедного челочка единственным местом обмена мыслей и развлечения. Многие пьют вино не из пристрастия к нему, а из желания иметь не­много света, тепла, и комфорта, которые они находят только в кабаке. К тому же соблазн пить бывает тем неотразимее, чем  сильнее человека давить нужда и горе; сытый не имеет такого сильного позыва пить, как голодный; живущий в довольстве не жаждет забвения. Зараженный, смрадный  воздух помещений в которых живет наш рабочей класс, вызывает потребность в возбуждающих средствах. Так как человеку недостает свежего воздуха, кислороду; то он наполняет себя алкоголем.  Постепенно склонность к вину превращается страсть. Жизнь без алкоголя становится невыносима, как жизнь без пищи. Вот почему кабак и питейный дом являются необходимым и единственным местом куда стекаются массы этих несчастных для того, чтобы влить в себя яду, или но крайней мере подышать ядовитыми парами этого позорного дома современной нам цивилизации. Как бы мы громко не говорили и не пропагандировали о деморализующем влиянии кабака, — он все же будет сущест­вовать и процветать под тем или иным флагом, до тех пор, пока его не заменят более привлекательной для его посетителей приманкой.

В виду особенно притягательного свойства водки для лиц пьющих её, опасность кабака для народа заключается, во 1-х; в обычном интересе трактирщика, как и всякого торговца, сбывать свой товар б возможно большем количестве.; поэтому он заинтересован всячески завлекать покупателя, отпускать, если нет наличных под залог и даже в кредит, и никакое запрещение закона не оста­новить его от могущего быть при этом риска; во 2-x спиртные напитки действуют сильнее, во в то же врет их и охотнее пьют на голодный желудок, при чем пьющий легче утрачивает способность управление собою к скорее выпьет меньше. Понятно поэтому, что питейный торговец отнюдь не сочтет для себя выгодным накормить своего потребителя и тем уменьшить сбыт водки; и в 3-х, интерес кабатчика противоположен и даже неприязнен всякому невинному развлечению народа: будь то газета в его кабаке или какое-нибудь развлечение, чтение и беседа — все это, если только он торгует исключительно вином, отвлекает покупателя от единственного истопника выгоды торговца. Против этих-то ненормальных условий деятельности кабака и всех его притягательных свойств и следует вести систематиче­скую и упорную борьбу.

Исходя из этих основных положений и следует приступить к устройству такого ряда чайных с продажею в них чая, кофе, холодных закусок хлеба и булок. Для того, чтобы чайные служили вместе с тем и школою для рабочего населения в смысле ознакомления с целями и задачами общественной трезвости и имели бы общее воспи­тательное значение, необходимо соблюдать следующие условия:

во 1-х, чтобы чайные общества представ­ляли из себя чистые здоровые и уютные помещения для рабочего класса, который проработавши целый день и не имея у себя дома спокойного и уютного угла, не шел бы в кабак, как единственное убежище;

 во 2-х, чтобы рабочий класс имел бы возможность получать в чайных общества хороший чай, холодные закуски, хлеб, булки, кофе и молоко, так как чем хуже пища, тем меньше способности к труду и тем больше изнуряется организму искусственно поддерживаемый потреблением спирта, который неизбежно подорвет в корне здоровье рабочего; 

в 3-х, чтобы  в чайных рабочее население постепенно, путем духовно-нравственных бесед,  чтению брошюр, книг и газет, прислушивалось к трезвым задачам;

в 4-х, чтобы в чайных общества устраивались чтения с туманными картинами и др. невинными увеселениями и развлечениями, с целью доставления рабочим приятного зрелища и отдыха от дневных трудов;

в 5-х, чтобы дешевизною и доброкаче­ственностью продуктов, предлагаемых посетителям в чайных, общества, заставить трактиры, съестные лавки и т. п. заведения частных пред­принимателей понизить цены на продукты и поза­ботиться о доброкачественности таковых;

в 6-х, чтобы чайные и столовые общества послужили бы образцом для организации подобных же заведений по инициативе частных лиц:

 в 7-х, чтобы для устройства целого ряда чайных обществ был и собран путем пожертвований из остатков от торговой деятельности и др. способами основной специальный капитал;

 в 8-х, чтобы в чайных об­ществах строго соблюдался торговый принцип само­стоятельной деятельности каждой открытой чайной, или как говорят англичане «self-supporting», т. е. чтобы устроенная и открытая чайная действовала самостоятельно, без всякой материальной поддержки со стороны общества или жертвователей;

в 9-х, чтобы чайные общества полезною своей деятельно­стью вызвали бы сознание в обществе о необхо­димости подобных учреждений в более широких размерах для борьбы с пагубным действием табака кабака.

В этом отношении мы можем указать на обширную и полезную деятельность подобных же учреждений на западе Европы и в Америке. Как; напр., главное общество трезвости английской церкви разослало в 20 тыс. экземплярах циркуляр ко всем пасторам, в котором изложен был взгляд общества на деятельность прихода, при чем высказано было то положение что, школы главная забота прихода должна состоять в том, чтобы устроить в каждом приходе кофейные без продажи крепких напитков (coffe-rooms) с целью поднятия нравственного уровня населения и для отвлечения его от пьянства. Вскоре этого, в каждом приходе были устроены кофей­ные дома. Затем в Лондоне в 1877 г. под председательством одного из членов королевского дома образовалось громадное общество для устрой­ства подобных же кофейных донов (The Coffeс-publik-hous Associtiation)/ Это общество широко раз­вило свою полезную деятельность и послужило примером для образования целого рада акционерных обществ с целью устройства таких же кофей­ных заведений. Из отчетов о деятельности этих обществ мы узнаем, что в одной только Англии с 1-го мая 1876 г. по 1-е апреля 1878 г. обра­зовалось 48 акционерных обществ для устройства кофейных без продажи крепких напитков. В настоящее время таких компаний насчитывается до 80 с основным капиталом в 500.000 фунтов стерлингов.

 В Шотландии тоже существуют подобные общества. В Америки еще грандиознее деятельность кофейных обществ. По примеру Англии, такие же кофейные дома открылись во Франции и Швейцарии, где образовались акционерные общества под названием  «Society des salles de rafraichissement, Gales de Temperance». Германия, Австрия, Бельгия, Голландия, Швеция и Норвегия последовали примеру Англии и Швейцарии. В Швеции и Норвегии общества особенно широко начали распространять свою деятельность, благодаря покровительству общества Синяго Креста. Инициатива открытия  в названных государствах кофейных обществ всег­да исходила от обществ трезвости и воздержания. Основная цель всех этих обществ — борьба с заведениями в которых продаются крепкие на­питки. Другой основной принцип всех назван­ных Кофейных обществ, который строго пре­следуется: - это «self-supporting», т.е. чтобы каж­дая открытая кофейная работала бы самостоятельно без всякой материальной поддержки со стороны об­щества. И действительно из отчетов этих обществ видно, что все открытые акционерные кофейные дали до 10% дивидендов на каждую акцию.

Предлагая в 1890 г. открытие у нас в России чайных, а не кофейных, я исходил из того положения, что народ наш полюбил больше чай чем кофе, и что напиток этот, по количеству потреблена его, сделался нашим национальным напитком.

Что же касается достоинств и качеств  чая, как пищевого напитка, то по новейшим исследованиям оказывается, что чай представляет собой очень удачную замену питательных веществ для рабочего класса, который не имеет возможности затрачивать сколько нужно на приобретение нормального количества хороших питательных веществ. Теми же исследованиями установлено,   что  чай играет некоторую роль, как  один из факторов, способствующих образованию добавочной ра­бочей силы в населении.  Для бедного населения чай представляет собою настоящий хлеб, только в другом виде, является вместе с тем как бы регулятором основных затрат на рабочую силу. Это свойство чая особенно важно для русских крестьян и рабочих, которые  вынуждены трудиться в мене благоприятных условиях, чем рабочие у других европейских народов. Условия нашего рабочего при суровом климате еще больше увеличивают трату сил и потерю веществ в орга­низме. В таких случаях чай не только помогает  легче  выносить  всю  тяжесть  деревенской «страды», зимнего извоза, фабричной работы и проч., но может служить хорошим подспорьем к скуд­ной крестьянской пище, особенно во время постов столь распространенных в России. В виду этого желательно распространение этого напитка в этой именно среде, ради поддержания и усиления тру­довой производительности. Для рабочего человека чаепитие часто представляет единственное удоволь­ствие и своего рода комфорт. Чай, в отличие от вина, успокаивает человека, вводить его в норму тогда как вино приводить человека в нервное расстройство и часто возбуждает страсти. Это до­стоинство чая делает его драгоценным подспорьем для правильная течения общественной жизни, и мо­гущественным фактором в борьба с алкоголем, который угнетает современное культурное челове­чество. Распространение потребления чая хотя медленно, но упорно стесняет сферу влияния спиртных напитков, а это влечет за собою не только сбережение народных сил, но косвенно делает народ боле способным к участию в общественных делах.

При сокращении потребления алкоголя и с увеличением потребления чая, люди делаются боле здоровыми а следовательно и более годными эле­ментами для общественной жизни, более восприимчивыми к хорошим влияниям, что так дорого для устройства более нормальных отношений между людьми, особенно в наш нервный век когда процент измученных жизнью все увеличивается.

У нас в России чаепитие еще мало развито в крестьянской среде и между рабочим классом, а потому и не приносить той пользы, на которую ложно было бы рассчитывать.

Нам представляется, что первым актом практической деятельности каждого деятеля или обще­ства по борьбе с алкоголизмом должна быть за­бота о распространения чаепития в народе в особо устроенных для того чайных.

Наиболее широким популяризированием этого напитка будет достигнута одна из главных задач обществ трезвости, а именно: исключительная привязанность и привычка нашего народа к водке будет сокрушена привычкою народа к чаепитию. Чем скорее произойдет эта замена народных привычек, тем скорее обнаружатся и благие последствия этой замены. Чаепитие не замедлит оказать благотворное действие на здоровье народа и на всю обстановку его жизни, поможет ему легче перенести разные житейские невзгоды и примирить многих с неприглядной и удручающей обстановкой их быта.

Укажем теперь практический способ осуществления идеи открытия целой сети чайных.

Деятельность чайных и столовых общества сла­гается из двух совершенно разнородных начал.— Торговля дешевым чаем, кофе, холодными закускам, хлебом и булками есть основа для привлечения беднейшего населения столицы в чайные об­щества. — Это коммерческая сторона деятельности чайных. Контингент посетителей чайных — это аудитория для наших нравственных мероприятий и для проведения всех задач и мер в смысле воспитания и перевоспитания этой аудитории и преподавания ей трезвых идей — вот основа дли­тельности обществ трезвости. Это другая, нрав­ственная и главная сторона деятельности общества — Коммерческая деятельность чайных бесспорно есть чисто практическая деловая и жизненная сторона работы чайных. Очевидно если будет плохо по­ставлена эта сторона деятельности то и другая главная сторона деятельности чайных т. е, забота о нравственном значении чайных, останется невыполненной так как не будет той аудитории, для которой и созданы чайные в смысле учреждения обществ трезвости.

Общество трезвости не может задаваться целью торговать в своих лавках. Нет сомнения, что та и другая сторона деятельности необходимы и одна без другой не может существовать, но отсюда не следует, что нужно отдавать все свои силы только одной сторон и давать, таким образом, всей деятельности чайных окраску совсем противопо­ложную основной задаче общества.

Задачи Общества были бы очень узки, если бы оно занималось только оборотом чайных. Чайные должны служить средством для проведения в жизнь идей и задач общества и это главное их назначение. Но каким порядком устроить надзор и контроль за деятельностью чайных.

Всякое предприятие, имеющее практическое значение, всякое торговое, коммерческое живое и жизненное дело вызывает такую массу вопросов, недоразумений, осложнений, которые по природе вещей должны получать немедленное же разрешение и со­ответствующее распоряжение в интересах самого дела. Коллегиальное или комиссионное разрешение такого рода вопросов, которых перечислить нельзя и которые создаются самою жизнью этих живых и развивающихся учреждений — может только убить их деятельность, затормозить процветание его и подорвать нравственный и материальный кредит к учреждениям.

Как бы хорошо ни была сгруппирована коллегия или комиссия, история всех коллегиальных управлений в практическом и жизненном деле доказала несостоятельность подобного управления, а потому и нет коллегиального управления в торговом, практическом деле.

Всякое торговое предприятие, акционерные об­щества и товарищества, различные кредитные учреждения и банки всех типов, имея во главе своей общее собрание акционеров, свое правление, обязательно внедряют жизнь текущего дела особому лицу — директору, управляющему или упол­номоченному,  с точно определенными правами и пределами власти. Этот директор есть полный хозяин дела с ясными и точными полномочиями, ответственный перед правлением и общим собранием.

Коллегия т. е. правление, нормируешь условия его деятельности, вырабатываете основы управления, дает ему общую инструкцию мероприятий и указывает пределы власти и условия распоряжения обо­ротными средствами общества, Директор в сфере и в пределах предоставленной ему власти и прав направляет деятельность Общества, отвечает за свои мероприятия и успех дела.

Многолетней опыт и практика всех подобного рода учреждений доказала целесообразность единоличного управления. Коллегия не может быть так подвижна, как того требует ежедневная и еже­часная деятельность какого либо предприятия или учреждения. Я думаю, что, в принципе, никто не станет спорить о превосходстве, такого управления. Весь вопрос сводится к тому — как установить этот тип управления.

В виду этих соображений полагаю, что:

1) Управление чайными и столовыми должно быть единоличное. Управление внедряется одному лицу (члену комитета или общества), который по данным ему полномочиям и инструкциям управляет независимо и самостоятельно всеми делами чайных.

2)     Каждая чайная вверяется приказчику, специально знакомому с торговым делом и с хозяйственною стороною деятельности чайных. При­казчики,  кроме получаемого содержания, должны
быть заинтересованы процентным вознаграждением из суммы чистой выручки по торговле в чайных.
Приказчики находятся в полном и непосредственном подчинении управляющего всеми чайными.

3)    В ведении  управляющая кроме того состоят: артелыцик для сбора выручек по чайным,
письмоводитель и бухгалтер.

4)     Управляющему должен быть предоставлен авансом оборотный  капиталу  в  котором он
дает отчет комитету.

5)         Деятельность г.г. членов общества которые желали бы послужить обществу, может быть дво­якая: а) при каждой чайной образовывается кружок из членов общества, задача которого должна
состоять в поднятии нравственного значения чайной, как учреждения  общественного,  преследующего специальные цели, намеченные в уставе об­щества, и

 б) при каждой чайной или над  всеми чайными образовывается или избирается из членов общества наблюдательный комитет, или кружок, задача которого должна состоять в контроле хозяйственной и торговой деятельности чайных в наблюдении за исполнением правил, установленных комитетом и общим собранием, но без права какого бы то ни было вмешательства в управление чайной. Свои наблюдения кружок докладывает комитету общества, который, по выслушивании объяснений управляющего чайным обществом, по­станавливаешь то или иное решение.

Что при таких условиях деятельность чайных можно достигнуть прекрасных результатов, мы можем сослаться на деятельность чайных С - петербургского общества трезвости в 1891 и 1892 годах.

Мысль об открытии чайных была встречена в комитете и в общем собрании гг. членов с. петербургского общества трезвости с громадным сочувствием, и тогда же было решено приступить к открытию этих чайных на основаниях, предложенных в нашем проекте.

По поручению комитета и общего собрания, нами в течении 1891 г., с 2-го - февраля по 22-го декабря, устроено было и открыто 7 чайных и 6 столовых, — Столичное население живо отклик­нулось на симпатичную мысль общества и пришло ему на помощь своими материальными пожертво­ваниями.

Затем в холерную эпидемию в 1892 г. об­щество трезвости оказало помощь городскому об­щественному управлению в борьбе с холерою и этой целью избранная  обществом комиссия устроила и открыла 10 временных  чайных и 3 столовые.

Таким образом, в течение первой половины, года общество Трезвости устроило и открыло 17 чайных и 9 столовых. Столичное население безусловно оценило деятельность наших чайных, несмотря на многие недостатки в их организации, и сознало необхо­димость в подобных учреждениях для борьбы со столичными кабаками. Только сочувствием местного населения к чайным обществам, в виду несомненной пользы в необходимости их, и можно объяснить, что в течении первой половины года для устройства этих чайных со всех сторон поступили пожертвования, которые в общем составили довольно солидную сумму—15.196 р. 94 коп.

Результат деятельности чайного общества с 2-го февраля 1891 г. по 1-е октября 1892 г. выразился следующими данными:

во 1-хэ всех посещений в чайных общества в это время было 917.386; кроме того во время холерной эпидемии чайные общества посетило 353.882 человека, которым было выдано бесплатно по 1 куску сахару и 1.054.310 кружек кирпичного чаю;

во 2-х, во всех чайных обществах для постоянного чтения посетителям предлагались книги и почти все сто­личный газеты; кроме того за тот же период роздано было бесплатно до 40000 брошюр и летучих листков, направленных против порока пьянства, а по воскресными и праздничным дням велись духовно-нравственные беседы;

в 3-х, ра­здача листков, чтение газет, книга и духовно-нравственная беседы, в связи с дешевизною, до­брокачественностью продуктов и прекрасными ка­чествам чая фирмы «Цзинь-Лун», составили доб­рую репутацию этим заведениям общества и вследствие этого чайные эти с громадную аудиторию своей явились лучшими проводниками идей и задач общества;

 в 4-х; благотворная деятельность чайных общества заставила ближайших содержателей трактирных заведений понизить цены на чай и др. продукты и улучшив достоинство их, причем многие лица открыли чайные и столовые, применяясь относительно устройства и организации дела к чайным обществам

 и в 5-х, многие из посетителей чайных, прислушиваясь к задачам общества,  вступили в  ряды сотрудников и соревно­вателей общества с обещанием полного воздер­жания от употребления крепких напитков.

Ко всему этому необходимо прибавить, что за весь этот период чайные общества на покрытие своих расходов не потребовали ни одной копейки из кассы общества. Остаток от торговой деятельности чайных — 1361 р. 73 к. поступил в кассу общества, но остаток этот нельзя рассматривать, как чистую прибыль по торговле.  Известно,  что   чайные   общества   освобождены  от уплаты различных сборов в пользу города и казны, что составило бы расход в 350 р.; кроме того чайные общества за это время получили пожертвования чаем от торгового дома «Цзинь-Лун» на 812 р. Таким образом остаток от торговой деятельности чайных, в том случай, если бы пришлось платить за права на открытие их и приобрести пожертвованное количество чая, выразился бы всего лишь в 200 руб., но и этот остаток свидетельствует; что основной принцип западно­европейских кофейных обществ, так наз. «self-supporting» был достигнуть чайными С.- петербургского общества трезвости в период времени от 2 февр. 1891 г. по 1 окт. 1892 г.