Оглавление
Влияние
среды.
Известно, что спартанцы в назидание другим «заставляли илотов пить не смешанное
с водой вино, а потом приводили их на общие трапезы, чтобы показать молодежи,
что такое опьянение. Им приказывали петь дрянные песни и танцевать смехотворные
танцы, запрещая развлечения, подобающие свободному человеку» (Плутарх). Это,
казалось, говорит о вере древних греков в отвращающую силу дурного примера.
Однако требуется добавить, что спартанцы воспитывали не только примерами но и
наказаниями, очень жестокими.
Современные дети видят
примеры пьянства достаточно часто и знакомятся с этим явлением достаточно рано.
По данным Ю. Ф. Приленского и Н. Д. Иванюженко (1980), в детских садах 75%
детей играют в «гости»; более того, пробовали пиво до 34% девочек и до 43%
мальчиков, водку— до 13% девочек и до 30% мальчиков. Криминологи (Полозов Г.,
1984) нашли, что в детских садах половина мальчиков и треть девочек пробовали
спиртные напитки и регулярно играют в «застолье». Быть может, часть этих
«пробовавших» дошколят себя оговорила, но такого рода сведениям от школьников
младшего и среднего возраста доверять можно. Число «пробовавших» с годами
растет, достигая к старшим классам средней школы 74,8% (Скворцова Е. С, 1981).
Таким образом, дети не только наблюдают потребление спиртных напитков, но и
сами принимают в этом некое участие. Однако лишь в отдельных случаях возникает
пьянство подростка.
Более того, иногда
алкоголизация в микросреде такова, что неупотребляющий спиртное подросток
вызывает вопрос почему он не пьет? Что его удерживает? Нам представляется
актуальным исследование таких детей. Возможно, что полученные результаты —
характеристики личности трезвых подростков в пьяной среде — более точно
определят дефицитарность личности подростка, склонного к употреблению
спиртного.
Коль скоро жизненные наблюдения детей дают возможность
выбора пить или не пить, то чем этот выбор определяется? Если дошкольники
знают, как пьют и как выглядит опьянение, то к тому возрасту, когда дети могут
достать спиртные напитки самостоятельно, у них должно быть определенное
отношение к алкоголизации. Есть основание предполагать, что за свою короткую
жизнь дети проходят фазы отношения к пьяным и к действию алкоголя от
отрицательного к снисходительному, а в некоторых случаях— положительному. Это
также представляется интересным для изучения в целях определения времени и
формы противоалкогольного воспитания. Маленьких детей пьяные пугают своей
необычностью, особо сильно воздействует измененный облик близкого человека. Ю.Ф.
Приленский и Н. Д. Иванюженко установили, что 99% детей 3—4 лет и 88% мальчиков
и 77% девочек в возрасте 5— 7 лет ответили, что пьяные им не нравятся, при этом
снисходительность проявлялась, когда речь шла об отце. Хотя пьяные «не
нравятся», пробовали спиртное (в том числе втайне от родителей) около трети
девочек и более 40% мальчиков, причем чаще это был не крепкий напиток, а пиво.
Следовательно, в возрасте 5—7 лет дети достаточно знают качество действия
различных напитков. Уже в этом возрасте вино понравилось 13% девочек и 16%
мальчиков.
Некоторые закономерности
формирования отношения к алкоголизации выясняются в исследованиях В. Biddle с соавт. (1980). Здесь
дифференцируется то, что действует на ребенка: пример, норма («требования») и
давление. Что касается давления, то принуждение пить ни со стороны родителей,
ни со стороны сверстников нерезультативно. Давление вызывает протест.
Соотношение действенности двух других факторов, примера и нормы, меняется в
детстве, в начале подросткового периода и у старших подростков. Для самых
маленьких значимы нормы родителей — и только. Затем возрастает влияние примера
поведения сверстников. В дальнейшем усваиваются и нормы сверстников. Пример
сверстников влияет на частоту приема, нормы сверстников — на количество
принимаемого спиртного. Дети различают пример и норму (поведение и правило,
требование). Старшие подростки подчиняются норме сверстников и подражают
примеру родителей. Очи утрачивают чувствительность к примеру сверстников, но
сообразуются с нормами и сверстников, и родителей.
Таким образом, сверстники влияют постоянно, но не в детстве,
а в подростковом возрасте: вначале примером, потом требованием; к концу
подросткового периода значение поведения сверстников падает, но их правилам
ребенок подчиняется. Влияние родителей не сохраняется постоянно: вначале
принимаются их требования, но с наступлением подросткового периода влияние
семьи неуловимо; лишь к концу подросткового периода вновь дети сообразуются с
требованиями родителей и теперь — с их примером . К влиянию родителей более
чувствительны девочки, хотя в целом сверстники более значимы, чем родители.
Поведение, пример сверстников в целом более значимы, чем их правила, нормы, в
то время как пример родителей менее значим, чем их правила. Таким образом,
нормы сверстников и пример родителей оказывают наименьшее влияние на
потребление спиртных напитков, а пример сверстников и нормы родителей —
наибольшее. При этом дети скорее усваивают от родителей нормы, а от сверстников
— пример; пример для подростков весомее правил. Многообразные соотношения этих
факторов во времени представлены в табл. 2.
Таблица 2. Влияние
внешних факторов на отношение к алкоголю
детей и подростков
Такие же значения различных форм воздействия В. Bid-die с соавт. получили
на примере школьной успеваемости: поведение сверстников весомее их норм, а
нормы родителей значимее их примера.
Дети иногда рассматриваются
как tabula rasa — чистая восковая доска, на которой
вольно писать, что угодно; в развитии детей видят механическое усвоение обычаев
или сверстников, или родителей. Работа В. Biddle с соавт. выявила роль личного предпочтения. Исследование
позволяет оценить опасность начала подросткового периода, когда падает влияние
родителей и дети берут пример со своих сверстников,— самый значащий фактор! В
старшей подростковой группе этот фактор уже не играет роли, опасны нормы
сверстников и родителей, а также, пусть малозначащий, пример родителей. Из
сказанного следует вывод, что порочное влияние на младших подростков оказывает
даже наблюдение пьяных сверстников, на старших — пребывание в пьющей компании и
пьянство в семье. Злоупотребление в семье до этого времени не обнаруживает
своего пагубного значения.
Для оценки роли внешних
влияний, в частности влияния сверстников, целесообразно рассмотреть
поведенческие нормы подростков, отклонение от этих норм и значение отклонений.
Отклонения в поведении.
Степень отклонений различна, но в настоящее время мы все еще не можем ответить
на вопрос: почему не пьет делинквентный подросток из делинквентной и пьяной
среды и пьет — благополучный из видимо благополучной? Некоторые характеристики
образа жизни, который предпочитает пьющий подросток, находятся в вычисленной
связи. Так, обнаружена прямая корреляция между неуспеваемостью, избытком свободного
времени, дурной компанией, криминальностью и потреблением алкоголя у
подростков. Факторный анализ показывает в различных исследованиях различное
значение этих черт. Но не все плохо учащиеся пьют; возможно злоупотребление в
течение некоторого времени, не отражающееся на успеваемости, если требования в
школе или ПТУ невысоки. У лентяя, которому всегда «на дом ничего не задавали»,
потребляет он спиртное или нет, свободного времени, как правило, больше, чем у
прилежного ученика. Дурная компания и криминальность, как отмечалось выше,—
нередко проявление тех поведенческих расстройств, в ряду которых равнозначной
составляющей стоит и алкоголизация. В каком причинно-следственном отношении
находятся названные характеристики и пьянство?
Чем больше мы приближаемся в рассмотрении к поведенческой
«норме», тем слабее связи поведения и пьянства подростка. Во многих случаях
такая «норма» оказывается сомнительной — и это облегчает объяснение. Например,
можно отметить, что, вопреки банальному взгляду, ватаги подростков — нередко
явление патологическое. Разумеется, объединение, группирование в сообществе
ровесников — закрепленный в филогенезе этап социального развития, наблюдаемый
даже у приматов. Вопрос заключается в том, когда начинается и когда завершается
этот этап у человека. Объединение в массовые группы для игр,
времяпрепровождения свойственно детям от 6—7 до 12—13 лет. Эти спонтанные
объединения — следствие самосознания, самовыделения из мира взрослых, что
подтверждается рядом черт поведения и обычаев детских групп — придумывание
собственного языка (например, присоединение какого-либо слога к слогам обычной
речи, «перевертывание слов»), поиски своего «дома» (шалаши, постройки из
снега), «секреты», правила поведения, кажущиеся нелепыми, и многое другое. В
возрасте 14—15 лет — на следующем этапе психического развития — выбор
индивидуализируется, становится избирательным. Появляются друг или два — три
приятеля, с которыми проводят время более целенаправленно и продуктивно в
соответствии с развивающимися интересами. Если детские группы возникали там,
где дети оказывались по воле взрослых (двор, детский сад, перемены в школе и т.
п.), то подросток друга выбирает. Друг может жить в другом районе города,
учиться в другой школе. Взаимный интерес и симпатия помогают преодолевать
препятствия и даже запреты.