Трезвая русь

Поиск

Форма входа
Не зарегистрированные пользователи не могут скачивать файлы!

Логин:
Пароль:

Юридические услуги

Наши друзья

Новости

Наука об алкоголе

Главная » 2012 » Ноябрь » 11 » лечение алкоголизма театром

«Слышали о лечении алкоголизма театром. Хотелось бы узнать об этом подробнее».

 Оглавление

Эта форма психотерапии обязана своим рождением Д. Морено, создателю новых, нетрадиционных методов лечения психически больных. В 1922 году в Вене он основал лечебный «театр экспромта», в котором на сцене вместе с больными выступали актеры-профессионалы. Переехав в 1925 году в США, Морено начал активно пропагандировать свою идею лечебного театра, которая заинтересовала тогдашнего президента Рузвельта. С помощью влиятельных покровителей Морено организовал театр психодрамы при психологической лаборатории Гарвардского университета, а затем, в 1940 году, при госпитале св. Елизаветы в Вашингтоне.

Лечебный эффект психодрамы Морено основывал на катарсисе — том душевном очищении и облегчении, о котором писал Аристотель, объясняя механизм воздействия античной трагедии на зрителя. Важно и то, что в воображаемом мире пьесы больной мог удовлетворить многие часто не осознанные влечения и потребности, которые не реализовались в окружающей его действительности.

«Главные актеры в психодраме — сам больной... и помощники врача актеры-профессионалы, которые выступают в качестве так называемых «вспомогательных «Я» больного. В драматических диалогах принимают участие и присутствующие тут же партнеры больного по «малой группе» — близкие, сослуживцы.

Врач ведет диалог с больным, расспрашивает о его жалобах и переживаниях. Актеры, проинструктированные врачом, выразительно повторяют за больным его жалобы (прием «двойника»), отвечают за него, если он почему-либо затрудняется полно и ясно ответить (прием «зеркала»), обращаются с вопросами к присутствующим, комментируют их ответы. Кто-либо из участников группы или актеров воспроизводит поведение и высказывания больного, а последний, напротив, входит в роль партнера (прием «обмена ролями»). Таким путем совершается психическая «разминка». По ходу действия воспроизводится та или иная житейская ситуация, обычно вызывающая у больного невротическую реакцию. [...] В спонтанных высказываниях и действиях он раскрывает свои переживания, навязчивые состояния и страхи, делится мечтами и сновидениями, в которых осуществляются его желания. Задача врача и актеров — непрерывно побуждать больного к этим «спонтанным» высказываниям и действиям»[1].

К уязвимым сторонам психодрамы следует отнести попытки полного психического самообнажения больного, стремление непременно обнаружить вытесненные из его сознания патологические желания и подавленные эмоции. «Это «родимое пятно» психоанализа лишает психодраму важного преимущества подлинной игры — свободного и радостного общения с коллективом»[2].

В нашей стране элементы психодрамы используются в лечении театром алкоголизма. Больные тренируются не только в искусстве саморегулирования, но также расширяют свой кругозор и приобщаются к новым для них содержательным эмоциональным состояниям, затормаживающим невротические реакции.

Инициатор внедрения этого метода в практику ленинградский ученый И. Е. Вольперт создал новую форму лечения театром, которую отнес к игровой психотерапии и апробировал в специальных лечебно-драматических студиях совместно с режиссером Н. С. Говоровым. «Щадящая психику больного, но психотерапевтически целеустремленная атмосфера ЛДС (лечебно-драматическая студия.— Э. Д., Е. 3.) отличает ее от профессионального и самодеятельного театра. Задача ЛДС — не создание спектаклей, а реабилитация больного. Публичный спектакль ЛДС — не главная цель работы, а всего лишь веха ее, предусматривающая усугубление и фиксацию терапевтического эффекта»[3].

Расскажем подробнее об одной из форм лечебного театра, которую авторы использовали в своей работе в стационаре. «Спектакль», после соответствующей подготовки, разыгрывала группа больных, врач также участвовал в качестве «режиссера», который мог приостановить действие и провести разбор возникшей ситуации или же сделать это в конце. Короткие пьесы писались с максимальной приближенностью к реальным жизненным коллизиям, ведь их задача — заставить задуматься о проблемах, связанных с злоупотреблением алкоголем, вызвать у больных эмоциональный отклик, вовлечь всех, и артистов, и зрителей, в лечебный процесс. Для примера приведем текст одной из таких пьес.

 Действие первое

Сцена 1. «В таксопарке»

Комната для отдыха водителей одного из таксопарков. Большинство водителей после трудовой смены разошлись по домам, двое остались и неторопливо беседуют.

1-й      шофер. Третий-то кто?

2-й      шофер. Как всегда — Валюха.

1-й.     А он уже приехал?

2-й.     Отмывается. А вот и явление Христа народу! Входит 3-й шофер, его зовут Валентин. 2-й открываетбутылку.

Наливай!!!

Валентин. Сегодня, мужики, без меня. Никак нельзя.

2-й. Ты что, обалдел?

Валентин. Дочка с женой в больнице. У дочки корь. Позавчера вместе, значит, и положили. Вот передачу несу: яблоки, конфеты, апельсины.

1-й.     Да... На двоих вроде многовато. Моя мне такое вчера устроила...

2-й.     Валюх, а Валюх, давай, в натуре, по стаканчику и разбежались. Без «завода». О! Да я тебе мускатный орешек дам — никто и не учует. Ну что со стаканчика-то будет? А?

Валентин колеблется, затем решается.

Валентин. Наливай! Только по стаканчику, и расход. Давай орех, а то забудем.

1-й      открывает бутылку, разливает по стаканам.

2-й.     Дай один апельсинчик, Валюш, этот черт закусить ничего не взял.

Валентин. На, конечно.

Выпивают.

1-й.     Ох, хорошо пошла, братцы! Дай-ка еще яблочко, Валентин. Спасибо.

2-й.     Что я тебе говорил, Валь? Отлично!

1-й      . Отлично, но... мало. В прошлый раз по бутылке на нос уговорили, и ничего, нормалёк.

2-й      (многозначительно). Да...а...а...

1-й      (нараспев). «Взял и вынул из мешка золотого петушка!» (Достает еще бутылку.)

Валентин. Не, мужики, хорош.

2-й.     Да ты смотри, как вода пошла. Ни в одном глазу. Все. Еще по стаканчику, и разбежались.

Валентин. Ну, черт с вами! По стаканчику, и все! (Достает еще фрукты.) Сейчас заскочу в овощной и подкуплю.

2-й. Молодец, Валюха! Уважаю! Наливай!

Выпивают. Закусывают фруктами.

(Напевает.) «Без водки жить нельзя на свете, нет!»

Валентин. Что-то я, братцы, слегка «закосел». 2-й. А завтра-то, с утра, нельзя в больницу подъехать?

Валентин. Вообще-то можно. Я им с собой кое-что дал.

1-й.     Ну вот, завтра и поезжай, с утречка.

2-й.     Конечно. Завтра, с утречка... В натуре. Поешь как следует и поезжай. И орех не понадобится.

Валентин. Пожалуй, правда. Лучше завтра. Пораньше встану, зайду в овощной и поеду.

 Сцена 2. «Дома» Валентин и его отец. Пока нет сына, отец чем-нибудь занимается: пишет, читает газету или книгу. Входит Валентин. Нельзя сказать, чтобы он был очень пьяным, просто, как говорится, «выпивши». Отец. А, Валюша! Заждался. Как там наша маленькая?

Валентин. Ничего. Все нормально. Отец. Что значит нормально?

Валентин. Все окей! Отец. Ты выпил, что ли?

Валентин. Да, ерунда — пивка пару кружек. Отец. Врешь!

Валентин. Ну, вру! Устал. День был тяжелый. Два плана привез, вот и расслабился. Отец. В больнице был?

Пауза.

Валентин. Не был. Пап, завтра, с утречка. Завтра, с утречка...

Отец. Негодяй!

Валентин. Да погоди ты, не кипятись. Завтра... Отец. Негодяй! Жалкий пропойца! Ничего у него святого. Дочка в больнице, про себя я уж и не говорю. Казалось, о ней только и должен думать. Так нет! Водка, водка, водка! Дочь родную на нее, проклятую, готов променять!

Валентин. Ты не прав, отец. Ничего страшного. Все свинкой и корью переболели: и я, и ты. Все. Ничего, живы-здоровы.

Отец. Ты понимаешь, что говоришь? Валентин. Вполне. Что я говорю? То, что слышишь. Я тоже человек, не машина какая. Пашешь, пашешь, расслабиться нельзя. Триста в месяц получаете? Мало? Извините. Между прочим, я с ночной, мог бы и сам съездить.

Отец пытается возразить. Валентин. Знаю, знаю — ноги плохо ходят. Ничего. Да, да! Ничего. Взял бы «тачку» и съездил к внучке. Ничего бы с тобой не случилось! А то все Валя. Валя то, Валя это. Вот как надоело! А Валя не двужильный! Отец. Спасибо, сынок.

Валентин. На здоровье. Да ну вас всех к черту! (Уходит, хлопая дверью.)

Действие второе

Сцена 1. «В таксопарке» Прошел год. Мы встречаемся с Валентином в том же таксомоторном парке. Сегодня праздник. Кончилась ночная смена. Та же комнатка, только шоферов не двое, а больше. Все только что выпили по стаканчику. Закусывают. Курят.

2-й шофер. А я туда-сюда, нигде ее, родимой, нету, одна «бормотуха»! Я тогда к Саньке. Порядок! Конечно, пришлось «накинуть». Ну, да жить-то всем надо.

1-й.     Не. А я как в воду глядел. Еще позавчера у себя взял по номиналу.

Входит Валентин.

Валентин. С праздником, мужики!

2-й.     Для кого праздничек...

5-й. Ладно, не заводи. Он и так, сердечный, мается. Тяжко ведь, правда, Валь?

Валентин (пожимает плечами). Да в общем-то, ничего. Нормально.

4-й. А сколько уже в «завязке», Валек?

Валентин. Семь месяцев.

4-й.     Семь месяцев? Вот это воля!

5-й.     Слушай: знаешь, что я тебе скажу? Давай, Серега, еще по полстаканчика... Наливай. Так вот, все это бодяга.

4-й.     Что бодяга?

5-й      Да лечение это. Шаманство. Вон у меня в подъезде мужик один... Так он раз десять, наверное, по всяким больницам ошивался. И торпеды, и антабусы, и, как их там, спирали разные... Бухает еще пуще раз от разу. И живой — ничего. Последний раз опять ему чего-то зашили, так, веришь, недели не прошло, смотрю, идет дуга дугой.

1-й.     Не скажи. Тут, видимо, организм какой. А вон, в восьмом-то парке, из второй колонны, пацан тридцати лет тоже лечился, не знаю там, через сколько времени он выпил, а коньки отбросил.

2-й.     Так я слыхал. У него же что-то с сердцем признали. А Валек у нас ого-го! Геракл. Ну честно скажи, Валь, рванул бы сейчас стаканище?

Валентин. Честно? Если честно, то хочется... Иногда. Ну, да ладно. Еще раз с праздничком, мужики. Дома гости ждут. Привет!

Сцена 2. «Дома»

Праздничный стол. Видно, что веселье идет давно. На столе полупустые бутылки. За столом одни мужчины. Женщины вышли «поворковать» в соседнюю комнату.

Валентин. Коль, чего ты мне все рюмку подставляешь? Сказал, ведь!

Николай. Да нет, я это, так сказать, чисто символически. Тебя же это не колышет. Ну, для порядку, что ли.

Отец. Колька! Сто раз тебе повторять. Смотри у меня.

Николай. А пивка тоже нельзя?

Отец. Нет, нельзя! Налей-ка ему крюшончика.

Николай. Ну, жизнь!

Валентин. Слушай, отец, что ты все за меня говоришь? Что у меня своего языка, своих мозгов нету?!

Отец. Ладно. Извини, извини.

Сергей. Неужто на всю жизнь «завязал», до гробовой?

Валентин. Да что вы ко мне привязались? Чтобы еще гости в доме были!.. Все, хорош! Все с вопросами, с советами... Надоели! Отец с женой глаз не спускают, как бы чего не вышло. Ей-богу, так иногда назло поперек сделать хочется.

Отец. Прости, Валюш. Прости, не кипятись. За тебя ведь с Ольгой переживаем. Что же мы, враги тебе, что ли? Ну все! Кончили!

Как видно из текста, пьеса содержит богатый материал для последующего разбора. В ней отражена неблагоприятная микросреда на производстве, не изжитые в коллективе «питейные» традиции, возведенные в обычай выпивки после окончания рабочего дня. Показано, что алкоголь, одурманивая мозг, ведет к крайнему эгоцентризму, когда человек забывает о своих близких, семье, долге, элементарной порядочности. Налицо такой важный признак алкоголизма, как потеря контроля над количеством употребляемого спиртного, желание продолжить выпивку. Характерно поведение пьяного Валентина в семье, незаслуженное оскорбление отца, отсутствие угрызений совести.

Во втором действии обращают на себя внимание пьяная бравада коллег Валентина по работе, когда разговор зашел о «силе воли», их негативное отношение к лечению, попытка вернуть товарища в пьющую компанию, однако за всем этим кроется зависть к нему, сумевшему оторваться от пагубного пристрастия. Ведь в душе они понимают, что выход, который нашел Валентин, является единственно верным, и их пьяные издевки и шуточки только прикрывают собственное неблагополучие. Очень важным моментом являются трудности адаптации в семье. Кое-кто из близких нашего героя не понимает, что необходимо возвести трезвость в норму жизни, и тут на помощь должна прийти семейная психотерапия, о которой мы еще расскажем.

Приведенный пример лечебного театра, повторяем, является далеко не единственно возможным. Существует большое количество разнообразных форм и методов его использования. Он, правда, не нашел еще широкого распространения и опирается в основном на разработки специалистов Ленинградского научно-исследовательского психоневрологического института им. В. М. Бехтерева. В настоящее время лечебный театр внедряется в практику наркологических стационаров.



[1]Руководство по психотерапии/Под.ред. проф. В. Е. Рожнова.— Ташкент, 1979,—С. 233—234.

[2]Там же.— С. 235.

[3]Руководство по психотерапии.— С. 244.

09:23
лечение алкоголизма театром
Просмотров: 1610 | Добавил: Александр | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]