Наркологические аспекты праздничных традиций
Оглавление
Очень часто алкоголизация включается в программу проведения праздников. В представлениях многих людей праздник и выпивка неразделимы, потому что современные традиции проведения праздников включают прием психоактивных веществ, обладающихэйфоризирующим и стимулирующим действием. Большинство законопослушных людей ограничиваются питием пива, вина, водки, коньяка и курением табака. Первое знакомство детей с алкогольными изделиями и с наркотиками происходит обычно на праздничных мероприятиях - дискотеках, в веселых компаниях, в пивных барах. Праздники способствуют началу и развитию зависимостей отпсихоактивных веществ.
Рецидивы алкоголизма, наркомании, курения у людей, лечившихся от этих заболеваний, чаще всего возникают также во время праздников. Поэтому существуют глубокие причинно-следственные связи между наркологическими заболеваниями и праздничными традициями. Рост производства пива, водки и табака, реклама этих изделий, а также увеличение количества и масштабов праздников способствуют росту наркологической заболеваемости.
Одним их направлений профилактики алкоголизма, курения и наркоманий, а также дорожно-транспортных происшествий, преступности, венерических заболеваний и других последствий употребления психоактивных веществ, является разработка новых традиций проведения праздников, удовлетворяющих основные «праздничные потребности» людей, но не оказывающих деструктивного действия на их психическое состояние и поведение. Это очень актуальная проблема для современного общества, требующая межведомственного подхода с обязательным участием медиков, психологов, педагогов, социологов, деятелей культуры, спорта, средств массовой информации, политиков, финансистов и др.
Мы предлагаем разобраться в сути праздников и роли алкоголизации в них и развести эти занятия по разным руслам.
Отличия праздников oт обычных дней
Праздники отличаются от будней тем, что у людей появляется ресурс свободного времени и прав для выбора своих занятий по признаку приятности. Возникает возможность одновременного нахождения дома всех членов семьи, для расширения контактов и взаимодействия между ними. В праздники семьи испытываются на прочность: либо укрепляются, либо распадаются.
Способы проведения праздников формируются национальными и культурными традициями, в которых отражаются биологические, социальные и духовные потребности людей. Поэтому способы проведения праздников характеризуют не только отдельную личность, но и сообщества людей, в которые личность интегрирована по разным признакам. При разнообразии способов проведения праздников они имеют общую цель - оказать заданное влияние на душевное состояние человека - повысить настроение, увеличить количество удовольствий и отвлечься от повседневных забот, а также акцентировать принадлежность к той категории людей, на которую распространяется конкретный праздник - семейный, профессиональный, религиозный и т.п.
Праздник является контрастом по отношению к будням. Для того, чтобы отметить праздник люди используют множество приемов - надевают красивую одежду, собираются в компании, слушают музыку, танцуют, поют, угощаются изысканными блюдами и напитками.
В традиционном наборе атрибутов праздника имеются полезные - удовлетворяющие социальные, эстетические и биологические потребности людей, а также вредные - разрушающие психическое и физическое здоровье. В современных традициях празднования хаотически сочетаются конструктивные и деструктивные элементы. Персональная ответственность за конкретный вариант празднования и способы получения удовольствий, как правило, не осознается, теряется или сознательно игнорируется. Люди, объединяясь в праздничном мероприятии, подчиняют индивидуальные предпочтения групповым.
В настоящее время средства массовой информации ориентируют людей на примитивно-деструктивные и потребительские способы получения удовольствий. «Время летит незаметно...» - высшая оценка качества пива, отдыха и образа жизни. «Я ведь взрослая уже - поцелуй меня везде...». «Напилася я пьяна, не дойду я до дома...», «Я душу дьяволу отдам за ночь с тобой...», «Убей мою подругу...», «Обними..., а потом обмани... выпью за неудачу» и т.п. В этих примерах слов из самых часто звучащих песен проявляется отвержение нравственных норм и духовных потребностей, игнорирование чистоты, целомудренности, красоты, чести, долга и других социально-здоровых элементов человеческих отношений. Хозяева радио и телевидения чаще всего выбирают для массового распространения такую продукцию, через которую они присоединяются к массам «снизу», то есть через низменные инстинкты и потребности и актуализируют их, снижают стоимость человеческой жизни и достоинства. Этим они способствуют распространению алкоголизации и наркотизации, разврата, проституции, агрессии и суицидов. Эта ориентация СМИ не соответствует потребностям большинства людей. При «разгуле» демократии в России людей никто не спрашивает о том, как они хотят проводить праздники.
Структурированные представления о празднике
В современном обществе созрела необходимость определения сущности праздников, конструктивных, цивилизованных представлений о способах их проведения. С этой целью нами в соавторстве с В.В. Герасимовой проведено специальное исследование. Методом анонимного анкетирования с использованием технологий незаконченных предложений и выбора стандартизированных вариантов ответов было обследовано 60 человек, в возрасте от 20 до 60 лет. Анкетирование осуществлялось в Казанском музыкальном салоне «у Флоры», который существует 5 лет и ежемесячно проводит тематические концерты классической, народной и национальной музыки.
Посетители салона - преимущественно люди с высшим образованием. Среди опрошенных преобладали женщины (80%), состояли в браке 50% участников исследования.
«Праздники существуют для того, чтобы...». 75% опрошенных указали - «для общения с приятными людьми», 53% - «для перерыва в обыденных делах и заботах», по 38% опрошенных отметили «почувствовать себя более свободными от социальных и моральных норм поведения», и «восстановить силы и создать положительный настрой на трудовые будни», 11% - уделить достаточное время для общения с детьми, 6% - ни о чем не думать, ничего не делать.
Основными приемами создания хорошего настроения являются у 60% опрошенных - прогулки или поездки на природу, у 45% - встречи с друзьями, включающие прием спиртного, у 38% - посещение театра и концертов, у 31% - спортивные занятия, у 13% - интимные встречи, у 13 % просмотр телепередач.
Существующие традиции проведения праздников удовлетворяют полностью - 28%, частично - 50% и не удовлетворяют 6% опрошенных.
К полезным атрибутам праздника отнесли 81% участников - общение с интересными и приятными людьми, 56% - получение сильных и ярких впечатлений, 48% - приобщение к шедеврам музыки, литературы и хореографии, 26% - выход «в свет», возможность проявить свои достоинства, в большей степени удовлетворить свои социальные, психологические, физические, сексуальные и иные потребности, 23% - появление свободного времени и возможностей для упорядочения своих мыслей и чувств.
К вредным атрибутам праздника отнесли 66% опрошенных «принуждение к алкоголизации и перееданию», 35% - нарушение привычных ритмов, режимов и стереотипов жизни, 30% - нарушение спортивной и рабочей формы, снижение работоспособности, 26% - снижение требований к соблюдению культурных, социальных, моральных и других норм поведения, ухудшение финансового состояния из-за нерациональных расходов, 11% - риск потерять репутацию уважаемого человека.
Предложение «Я считаю, что праздничные традиции нужно менять». 56% опрошенных продолжили пожеланием устранить или уменьшить прием алкоголя, 30% - уменьшить значимость еды до символического количества, снизить затраты на стол, 16% - уменьшить долю развлекательных и увеличить долю культурно-воспитательных и образовательных элементов.
Все респонденты проявили интерес к проблеме и выразили одобрение факту исследования. Результаты этого исследования выявили противоречия между идеальной и реальной организацией праздника, несоответствие традиций личным потребностям людей, подтвердили готовность общества пересматривать существующие традиции празднований, уменьшать долю деструктивных способов.
Преимущества добровольного отказа от алкоголизации
Уважаемый читатель, мы полагаем, что уже достаточно убедительных доводов для добровольного отказа от алкоголизации. Прежде всего, это нужно нам самим. Для добровольного отказа от употребления спиртсодержащих жидкостей каждым из нас и всеми вместе не требуется никаких дополнительных законов и чиновников. Мы имеем на это полное право даже при существующем государственном аппарате. Государство ведет ту алкогольную политику, которую оно ведет, и признает необходимость ее совершенствования.
Подкрепим это суждение фактами, которые привел А.В. Немцов во введении к своей книге «Алкогольный урон регионов России» (2003). Ученый-патриот, выполнил огромный труд, доказал что треть всех смертей наших соотечественников связана с алкоголизацией. Он считал, что сведения о масштабе этих потерь и их последствий, привлекут внимание людей, ответственных за настоящее и будущее нашего народа, вдохновят на действия, необходимые для устранения опасности. Почти 2,5 тысячи экземпляров книги «Алкогольная смертность в России» (2001) было разослано во все центральные редакции газет, радио и телевидения, почти во все партии, во многие общественные организации и государственные учреждения, включая социально ориентированные министерства и администрацию Президента. Далее процитируем автора «Однако, никакого отклика не последовало, никто не сказал, что мои оценки реальных алкогольных потерь ошибочны, никто вообще ничего не сказал, если не считать трех-четырех десятков частных писем и стольких же устных откликов.
Среди немногих, всерьез заметивших мою книгу, был депутат Госдумы П.Б. Шелищ, который взялся распространить книгу среди депутатов и направил Президенту депутатский запрос по ее материалам.
Из организаций откликнулись на книгу только еженедельник «Век» и радиостанция «Свобода». И все. А ведь в книге речь шла о национальной трагедии, о преждевременной смерти 500 - 700 тысяч российских граждан ежегодно. Речь шла о том, что демографический кризис России густо замешан на алкоголе.
Алкогольные проблемы не находят отражения в национальном сознании. Миллионы персональных трагедий в связи с пьянством у нас не слагаются в общественное настроение».
Мы адресуемся не к руководителям, а к людям, к нашим соотечественникам. Проблему защиты от алкоголизации нужно перенести из сферы общественных интересов, в которой она не находит решения, в сферу личных интересов. Нам хватит своего ума и своей воли, для того, чтобы защитить самих себя, и помочь родному государству проявить заботу о своих гражданах. Сделать нужно совсем немного - добровольно прекратить алкоголизацию. Государство от этого только выиграет. Наши личные и общие алкогольные потери невосполнимы и не имеют никаких оправданий.
Зная, что многие наши соотечественники предпочитают не брать на себя ответственность за решение своих и общественных проблем, а склонны перекладывать их на государство, и ждать, что какие-то умные и деятельные люди о них позаботятся, мы приведем факты, которые помогут избавиться от этого заблуждения.
Нами в соавторстве с Е.Н. Гатпуком - секретарем Межведомственной комиссии Совета Безопасности Республики Татарстан по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту - в 2002 г. проведено социологическое исследование с участием сотрудников 5 республиканских министерств: здравоохранения, образования, внутренних дел, культуры, молодежи и спорта. Мы разрабатывали теоретическое и методическое обоснование для интеграции деятельности названных ключевых министерств в работе по профилактике наркотизации населения республики. Исследование проводилось в форме анкетирования с использованием методики незаконченных предложений.
В результате опроса 200 человек мы получили сведения, которые нам «открыли глаза» на основные проблемы профилактики: Хотят, чтобы наркомании исчезла - 92%, знают, что для этого нужно делать - 42%, готовы принять личное участие в этом - 23%, готовы помочь своими личными деньгами - 3% госслужащих, участвовавших в исследовании. Этот результат показывает, что между эмоциональными, интеллектуальными, волевыми и нравственными составляющими профилактики наркотизации имеется выраженное несоответствие. Министерства разные, а диссоциация между желаниями, знаниями и действиями людей одинаковы. Это общая наша беда, характерная как для рядовых граждан, так и для госслужащих. Поэтому не нужно идеализировать людей, работающих в госаппарате, а самим отвечать за себя.
Очевидно, что для объединения деятельности министерств по профилактике наркотизации, а также и алкоголизации, нужно восстановить единство на уровне личности между всеми компонентами психической и профессиональной деятельности.
Еще раз отметим, что не надо на кого-то надеяться, кроме как на самих себя, не надо терять время на ожидание чьих-то действий. Лично для себя проблему отказа от алкоголизации можно решить «здесь и сейчас».
Повторим еще раз, что среди погибающих от прямых и косвенных последствий алкоголизации, люди самых разных категорий - политики и крестьяне, бизнесмены и бюджетники, банкиры и дворники, руководители и рядовые труженики, дети богатых и беспризорники, не только пьющие, но и трезвенники. Напомним, что трезвенники тоже гибнут в дорожно-транспортных происшествиях, авариях, техногенных катастрофах, пожарах, возникших из-за нарушений технологии пьяными работниками. От алкоголизации прямо или косвенно страдают все. Общую опасность нужно устранять всем.
Добровольный отказ всего народа от алкоголизации не потребует дополнительных затрат на создание очередных чиновничьих структур, которым потребуются огромные финансовые средства на зарплату, кабинеты, оргтехнику, связь, транспорт, командировки, конференции и т.д.
Добровольный отказ народа от алкоголизации устранит огромные потери здоровья, жизней, труда, средств и времени, связанные с алкоголизацией.
Возражения об истощении казны, пополняющейся за счет торговли алкогольными изделиями, являются не корректными. Расходы на медицинские, социальные, правовые и гуманитарные последствия алкоголизации народа в 5-6 раз больше, чем доходы от продажи спиртного. Тем более, что государство контролирует лишь 25% от торговли.
Миллионы людей перестанут заниматься аморальным алкогольным бизнесом. Производители винограда, вина, посуды, продавцы, работники транспорта, официанты и бармены смогут найти полезную работу.