Общий итог алкоголизации населения в России
Оглавление
Общий итог, результирующий отношение к алкоголю отдельных людей, общества и государства очень печальный - в России 15 миллионов людей, больных алкоголизмом, из них 96,2% приобщились к спиртному до 15 лет, а более 30% до 10 лет. Ежегодно наша страна теряет около 400 000 человек самого продуктивного и трудоспособного возраста по причинам, связанным с алкоголизацией. Из этого числа 50 000 - 60 000 гибнут от отравлений алкогольными изделиями, а остальные тонут, угорают, сгорают, замерзают, попадают в дорожно-транспортные происшествия, в драки, совершают суициды и т.д. Около трети всех смертей в России в большей или меньшей степени связаны с алкоголем. (А.В. Немцов, 2003). 56% всех краж, 80% грабежей, более половины тяжелых преступлений, более половины всех серьезных дорожно-транспортных происшествий непосредственно связаны с употребление алкоголя (Ф.Г. Углов, 2003).
Продолжительность жизни людей в России позорно низкая и продолжает снижаться. В 1998 г. она была 61,3 год, в 2000 г. - 58,9 лет. Злоупотребление алкоголем является одной из важнейших причин смертности населения. Самый высокий прирост смертности отмечается в трудоспособном возрасте. Преждевременная смертность мужчин в 5 раз выше, чем женщин. (Е.А. Кошкина, 2002).
Экономические потери, связанные с потреблением алкоголя по данным экономиста академика Б.И. Искакова в 5-6 раз превышают доходы от его продажи. По расчетам зарубежных ученых прекращение потребления алкоголя позволит на 90% снизить число людей попадающих в тюрьмы.
В настоящее время из 100 подростков до 12 лет интенсивно употребляют алкоголь 24 мальчика и 19 девочек. Возраст первого приобщения к алкоголю составляет 5-6 лет. (Е.С. Скворцова, 1997). Уже 3 летние дети на вопрос «Где был?» отвечают словами из телевизионной рекламы - «Пиво пил».
Задачи, вытекающие из последствий алкоголизации населения, и пути их решения
Последствия алкоголизации населения России показывают, что людей и общество нужно от этого защищать. Кому и как?
Уже существует система государственных органов, охраняющих государственную безопасность, общественный порядок, конституцию, здоровье, экологию, права человека, детей, молодежь и др. В них работают миллионы образованных и честных людей. Но, к великому сожалению, масштабы самоуничтожения населения с каждым годом растут. Это свидетельствует о сложности проблемы и необходимости новых стратегий профилактики не только алкоголизации и наркотизации, а всех вариантов саморазрушительного поведения.
Итоговые результаты массовой алкоголизации не приятны ни отдельным людям, ни обществу, ни государству, но они стали свершившимся фактом. Это поражение для всей нации, для всех кто внес свой личный вклад в это предательство национальных интересов - кто производил алкоголь, кто рекламировал, кто продавал, кто покупал, кто употреблял, кто не препятствовал этому.
Наши знакомые находят множество оправданий и оснований для отрицания своего вклада в массовую алкоголизацию населения и, обычно, говорят что, во всем виноваты власти. Степень вины руководителей государства и телевидения, конечно, больше, чем подростков или жителей Чукотки. Спрашивать с виновных надо. Но правовых и административных механизмов для этого пока нет. Поскольку ситуация уже стала угрозой потери национальной безопасности страны и исчезновения населения, ждать, когда ее исправят должностные лица, уже некогда и неперспективно.
Защищать кого-то кроме самого себя очень сложно. Возникает много проблем - отсутствие правовой базы, технологий, методологии, кадров, финансов, помещений, времени и др. Только для самозащиты самих себя, при сознании опасности, вопрос о возможностях и ресурсах не возникает. Сразу все находится - идеи, желания, методы, силы, средства время, место и т.д. Поэтому решение вопроса «пить или не пить» не нужно связывать с какими-либо ведомствами и законами, а предоставить это право людям, обеспечив это право знаниями, необходимыми для принятия обоснованного решения.
На уровне отдельной личности добровольно отказаться от алкоголизации можно хоть сейчас. Такой вариант решения проблемы будет самым демократичным, простым, быстрым и дешевым. Это не будет правонарушением, потому что нет закона, обязывающего граждан покупать и пить спиртные изделия. Реклама пива по государственным каналам телевидения не означает, что это позиция и призыв государства.
Конфликт коммерческих интересов производителей алкогольной продукции и некоммерческих интересов людей, потребляющих ее
На стратегически важный вопрос об употреблении алкоголя трудно найти полный и понятный ответ. Хотя, такой ответ давно дан в Библии и Коране, подтвержден вековым опытом многих народов и доказан честными исследователями: все виды опьянения следует отвергнуть, так как они по механизму возникновения являются следствием деструктивного влияния алкоголя на организм, а по феноменологическим проявлениям - искажением (дезорганизацией, диссоциацией, разобщением) расстройством психических функций, регуляции и метаболизма.
Повторим истину, которую не следует забывать: все формы опьянения - алкогольного, наркотического, никотинового,токсического и др. по своей сути похожи. Они заключаются в ослаблении и разрыве взаимодействия (интеграции) психических и соматических функций. Как известно, в психике выделяют ряд функций - эмоции, мышление, память, волю, внимание, интеллект, сознание. В норме они объединены (интегрированы, сопряжены) в единое целое, гармонично сбалансированы, и дают возможность человеку точно воспринимать и понимать ситуацию и себя, адекватно себя вести в этой ситуации. Под влиянием опьяняющих веществ у людей появляется эйфория - приятные эмоции - радость, блаженство, удовлетворенность, беззаботность, все становится приятным и милым, но... не соответствующим реальности.
При опьянении искажается отражение реальной обстановки. Из-за ослабления связи между эмоциями, мышлением и волей самодовольство сохраняется даже если пьяный человек причиняет вред окружающим людям и самому себе, привлекает к себе внимание громкой речью, нецензурными выражениями, демонстрацией неуважения к другим людям, нелепым поведением со снижением уровня культуры. При этом он теряет свой авторитет, деньги, документы, вещи, карьеру и т.д. Адекватной эмоциональной реакцией на эти потери должно быть недовольство, раскаяние, сожаление, но у пьяного человека сохраняется эйфория, обусловленная фармакологическим действием алкоголя.
Мышление при опьянении слабеет и искажается. В опьянении люди не могут установить причинно-следственных связей между фактами и поступками, желаемым и действительным, значимым и незначительным и т.д. Не редко спиртным «угощают» по расчету, чтобы ослабить позиции пьяного человека, воспользоваться его временной несостоятельностью с корыстной целью. Пьяного человека легче обмануть и обидеть.
Главный признак опьянения - ослабление и разобщение функций - распространяется на внимание, память, интеллектуальную деятельность, а также на нервную и мышечную системы. У пьяных нарушается координация движений, а при сильной степени опьянения люди вообще не могут удержаться в вертикальном положении. Ни одна из функций организма при опьянении не улучшается. То есть, отдельным людям, обществу и государству это не нужно.
Дезинтегрирующее действие опьяняющих веществ выходит за пределы организма и личности отдельного человека и распространяется на все формы объединения людей - компанию, семью, коллектив, население города и страны. В результате опьянения ухудшается взаимопонимание и взаимодействие между людьми, возникают споры и ссоры, большие драки. Так, например, после празднования «Дня города» в Москве в 2002 г. в травмпункты обратилось несколько сотен людей, получивших травмы в пьяныхдраках.
Если приоритетными ценностями человека и общества считать здоровье, способность создавать материальные и духовные ценности, понимать себя и других людей, жить в мире и согласии, то, надо отказаться от алкоголя, наркотиков, табака и других одурманивающих веществ.
Но такой разумный наш личный и общий выбор не устраивает людей, коммерчески и политически заинтересованных в производстве и реализации алкогольной продукции. Продажа алкогольных изделий приносит большие прибыли. Цель «делать деньги», исключая нравственную ответственность за способы достижения этой цели, всегда побуждала бизнесменов к увеличению производства. В Российской Федерации число ликёро-водочных заводов с 1980 по 2000 годы возросло со 120 до 670. Число неучтенных подпольных цехов также очень велико. Причем, государство контролирует только четвертую часть алкогольного рынка (Л.В. Немцов2001).
В одной из статей председателя Комитета Госдумы по охране здоровья и спорту, академика Российской академии медицинских наук Н.Ф. Герасименко (1998) дана очень важная для нас информация о том, что решением Е.Т. Гайдара в 1992 г. была отменена государственная монополия на производство и продажу спиртных напитков. Были созданы условия наибольшего благоприятствования спиртовой мафии. Прибыль криминальных структур в алкогольном бизнесе по данным Министерства экономики России составляет 1 млрд. рублей в месяц. У производителей алкогольной продукции побуждений, сил и средств для внушения народу полезности и приятности пития гораздо больше, чем у противников спаивания народа.
Госаппарат имеет большие ресурсы для воспитания нравственно и физически здоровой молодежи, но они слабо реализуются. Люди, распоряжающиеся государственными информационными и финансовыми ресурсами как своими собственными, не спешат предоставить их людям, обладающим нравственными, интеллектуальными, творческими, технологическими и другими ресурсами для противодействия алкогольной экспансии. На рост распространенности алкоголизма среди молодежи эффективных мер со стороны госаппарата пока не предпринимается. Существование проблемы признается, программы разрабатываются, имеется мощный положительный пример отмены праздника пива в Казани в 2002 году, благодаря организованному выступлению государственных и общественных организаций во главе с вице-премьером З.Р. Валеевой. Но успехи в этом общественном движении пока единичны, не меняют общей ситуации и итогового результата. В том же 2002 году показатели распространенности алкогольных психозов существенно выросли.
За 10 лет обучения в школе и 5 лет обучения в ВУЗе в учебных программах не находится 3-5 дней, чтобы дать детям объем знаний об алкоголе, табаке и наркотиках достаточный для того, чтобы дети и подростки в форме самозащиты своих личных интересов, совпадающих с интересами всего общества, осознанно смогли бы исключить их своей жизни все варианты одурманивания, и предотвратить великое множество потерь и страданий.
Для выживания в рыночно-демократическом обществе людям нужно научиться считать затраты и результаты, соотносит приобретения и потери, четко знать свои цели и способы их достижения. Бизнесменов, желающих разбогатеть на невежестве, доверчивости и внушаемости людей, очень много. Этим объясняется рекламная и торговая экспансия производителей пива. Но интересы производителей и потребителей алкогольной продукции не совпадают. Производители богатеют. Потребители - теряютденьги и здоровье. Потребители не пользуются своим правом на правдивую информацию, не пользуются своими интеллектуальными способностями при выборе своего личного отношения к алкоголизации.