Трезвая русь
test

Поиск

Форма входа
Не зарегистрированные пользователи не могут скачивать файлы!

Логин:
Пароль:

Наши друзья

Новости

Наука об алкоголе

Главная » 2012 » Сентябрь » 29 » Основные направления противоалкогольной работы среди подрастающего поколения

Основные направления противоалкогольной работы среди подрастающего поколения

Оглавление

В Основных направлениях экономического и социального развития СССР на 1981 —1985 годы и на период до 1990 года, утвержденных XXVI съездом КПСС, подчеркивается, что настоящее десятилетие является новым этапом в развитии общественных отношений, формировании нового человека. Составным элементом громадной воспитательной работы по формированию нового человека является и противоалкогольная профилактическая работа, которая, в свою очередь, является ядром первичной профилактики алкоголизма.

Можно выделить три аспекта первичной профилактики алкоголизма. Во-первых, это проведение широкой воспитательной работы с населением, направленной на повышение его культурного уровня и формирование противоалкогольного общественного мнения. Во-вторых, санитарно-гигиеническое воспитание населения и, в-третьих, формирование трезвеннических установок у подрастающего поколения.

Если в основе санитарно-гигиенического воспитания населения лежит пропаганда здорового образа жизни и искоренение вредных привычек, то в отношении подрастающего поколения правомерна лишь одна точка зрения — воспитание молодежи в духе трезвости, активного отрицательного отношения к любым проявлениям пьянства. Такая постановка вопроса научно вполне обоснована. Многочисленные литературные данные, как мы отмечали выше, свидетельствуют о том, что основа злоупотребления алкоголем закладывается в детском и подростковом возрасте.

Принцип недопустимости употребления алкоголя детьми и подростками является стратегической основой всей противоалкогольной работы среди подрастающего поколения. При этом следует подчеркнуть, что в условиях, когда большая часть населения употребляет алкоголь, проведение противоалкогольной профилактической работы среди несовершеннолетних на основе принципа недопустимости употребления алкоголя подростками — длительный процесс. Одна из главных трудностей — бытующие сегодня в общественном сознании снисходительно-добродушное отношение к употреблению алкоголя вообще и мнение о безобидности употребления алкоголя подростками в частности. Как справедливо отмечает Г. Г. Заиграев (1980): «в обыденном сознании прочно укоренилось отношение к алкоголю как к предмету, имеющему определенную социальную ценность, как к неотъемлемому атрибуту многочисленных событий в личной и общественной жизни, отношение, при котором распитие спиртных напитков рассматривается как проявление радушия, гостеприимства и уважения». Это отношение усваивается детьми и подростками. Более того, сами родители, как мы показали ранее, чаще всего являются первыми «алкогольными воспитателями» своих детей. Именно они прививают им «питейные традиции», преподнося первую рюмку и считая вполне допустимым употребление алкоголя подростком. Изменить бытующее в общественном сознании спокойно-снисходительное отношение к употреблению алкоголя несовершеннолетними, насторожить общественное мнение в отношении опасности употребления спиртного молодежью — дело сложное, трудное, но крайне необходимое. Формирование такого общественного отношения потребует, как справедливо считает Г. Г. Заиграев, применения комплекса культурно-воспитательных, административно-правовых, медицинских мер, направленных на постепенное вытеснение из повседневной жизни людей того, что вызывает у них потребность в алкоголе. Широко распространившимся и глубоко укоренившимся «питейным» обычаям необходимо противопоставить широко поставленную пропаганду здорового образа жизни, противоалкогольное просвещение масс, сознательное, активное формирование трезвеннических установок у подрастающего поколения.

Основную работу по формированию таких установок у подрастающего поколения, на наш взгляд, необходимо сконцентрировать в общеобразовательных школах путем введения в программу школы противоалкогольного воспитания как части нравственного воспитания учащихся. Для проведения такого рода работы школа является оптимальным учреждением. Во-первых, потому что система общеобразовательных школ охватывает практически все подрастающее поколение. Во-вторых, прививать взгляды, формировать отношение лучше в детском и подростковом возрасте. В-третьих, воспитание учащихся — мощный стимул и для противоалкогольного просвещения их родителей, которое можно проводить параллельно.

Как свидетельствуют исследования последних лет, противоалкогольная работа в школах сводится к редким лекциям и охватывает только старших школьников. Однако прочитанные лекции не всегда адаптированы к возрасту учащихся и не вызывают интереса у школьников, скорее наоборот, порождают негативное отношение к любым мероприятиям подобного рода. Около половины учащихся 10-х классов считают, что проводить подобные лекции не нужно: «Скучно» и «Не поможет!». Естественно, что такого рода просветительная работа не может дать хороших результатов.

Проведенное нами обследование учащихся 8—10-х классов показало, что знания подростков о влиянии алкоголя на организм являются общими и поверхностными. По нашим данным, большинство школьников считают алкоголь вредным для здоровья, однако это не останавливает их от его употребления, причем чем старше школьник, тем меньше он с этим считается. Одной из причин слабой осведомленности и формального знания о вреде пьянства и алкоголизма является, как мы уже говорили выше, низкий уровень противоалкогольной пропаганды среди населения вообще и подростков в частности. Специальные исследования, проведенные Центральным научно-исследовательским институтом санитарного просвещения, показали относительно невысокий процент осведомленности населения о вредных последствиях пьянства и о мерах борьбы с алкоголизмом. Так, например, по данным Д. Н. Лоранского, В. Д. Афанасьевой, JI. В. Орловского (1978), более половины городских жителей не знали о недопустимости употребления алкоголя несовершеннолетними, более того почти 15% родителей допускали выпивки детей до 16-летнего возраста. Вот почему «правильно преподнесенная, убеждающая аудиторию информация о вредном действии чрезмерных доз алкоголя уже сама по себе является одним из средств борьбы с пьянством и алкоголизмом» (Королев В. В., 1974].

Разработка действенной системы противоалкогольного воспитания учащихся, которая бы не только давала информацию об алкоголе, последствиях его воздействия, но и формировала бы активное негативное отношение к нему, является сегодня насущной актуальной проблемой в деле формирования трезвеннических установок у подрастающего поколения.

Основой противоалкогольной работы среди несовершеннолетних является юридическое закрепление принципа недопустимости употребления алкоголя детьми и подростками. Указ Президиума Верховного Совета РСФСР «О мерах по усилению борьбы против пьянства и алкоголизма» (1972), в частности пункты 5 и 6 Указа, предусматривает административную ответственность родителей или иных лиц за доведение ими несовершеннолетнего до состояния опьянения и уголовную ответственность в виде лишения свободы сроком до 5 лет за вовлечение несовершеннолетнего в пьянство. Появление несовершеннолетних в пьяном виде в общественных местах или распитие ими спиртных напитков в возрасте до 16 лет также влечет за собой наложение штрафа на родителей. Закон запрещает прием на работу, связанную с производством, хранением и продажей спиртных напитков, несовершеннолетних. Продажа спиртных напитков лицам, не достигшим 18 лет, запрещена.

Противоалкогольная работа среди несовершеннолетних должна быть направлена на устранение или ослабление факторов, способствующих употреблению алкогольных напитков несовершеннолетними. Напомним, что употреблению алкоголя подростками способствует целый комплекс взаимосвязанных факторов микросоциальной среды. Неблагоприятные социальные факторы (алкогольные обычаи в семье и др.) способствуют раннему первичному приобщению ребенка к алкоголю и формированию у него положительной установки на употребление алкоголя. Друзья и товарищи, одобрительно относящиеся к употреблению алкоголя, и длительный, бессодержательно проводимый досуг на базе уже сформированной положительной установки на употребление алкоголя способствуют развитию и закреплению привычки к частому употреблению спиртного.

Для эффективного воздействия на эти «факторы риска» требуются комплексные усилия на различных уровнях: культурно-воспитательном, социальном, медицинском, правовом. Прежде всего это оздоровление семейно-бытовой среды детей и подростков (борьба с внутрисемейным приобщением детей и подростков к алкоголю, работа по повышению культуры семьи, усиление семейного контроля за детьми и т. д.), организация свободного времени детей и подростков. Как мы показали ранее, неблагоприятные семейные факторы в значительной степени обусловлены злоупотреблением алкоголем родителями (отцами). Поэтому успешная борьба с алкоголизмом и злоупотреблением алкоголем взрослых может существенно способствовать улучшению семейной обстановки и снижению тех психических отклонений у детей, которые обусловлены повреждающим воздействием алкоголя на генеративную функцию родителей. Определенную роль в улучшении семейного воспитания может сыграть и проведение противоалкогольного просвещения среди родителей учащихся в школе. Но самого пристального внимания требует организация свободного времени детей и подростков, поскольку бессодержательно проводимый досуг является ведущим «фактором ряска» в развитии злоупотребления алкоголем подростками. Нужны активные формы вовлечения детей и подростков в различного рода кружки, секции, клубы, в особенности это касается педагогически «запущенных», трудных детей. И семья, и классный руководитель должны знать, чем занимается школьник в свободное время, помочь ему организовать содержательный досуг с учетом его склонностей и интересов. В силу психологических особенностей подросткового возраста — интенсивного стремления к созданию подростковых групп — важно развивать для подростков коллективные групповые формы содержательного досуга. Следует учитывать, что «трудные» подростки наибольшую склонность и интерес проявляют не к интеллектуальной деятельности, а к физическим занятиям и упражнениям, они охотно принимают участие в различного рода спортивных состязаниях, походах и т. д. Поэтому необходимо всячески поощрять увлечение таких детей и подростков спортом, организовывать различные виды коллективного отдыха со спортивным уклоном.

Применения комплекса специальных мероприятий требуют подростки, часто употребляющие алкоголь. Эти подростки нуждаются в особых методах выявления, учета, активного наблюдения и применения новых методов лечения. Не случайно поэтому в конце 70-х годов в практике здравоохранения стал накапливаться экспериментальный опыт (Архангельск, Челябинск) по созданию специализированных подростковых кабинетов при психоневрологических и наркологических диспансерах. На наш взгляд, этот опыт заслуживает повсеместного распространения, так как такой подростковый кабинет, работая в тесной взаимосвязи с органами Министерства внутренних дел СССР, комиссиями по делам несовершеннолетних, школами, профессионально-техническими училищами, позволяет централизовать и координировать систему выявления, учета, активного социального и медицинского наблюдения за подростками, часто употребляющими алкоголь.

Следует особо отметить, что уже первый опыт работы подростковых наркологических кабинетов показывает, что крайне важны наряду с медицинскими социальные мероприятия, направленные на оздоровление семейной обстановки подростка, организацию его свободного времени. Так, И. Д. Муратов, Ю. Р. Теддер, П. И. Сидоров (1978), организовавшие одними из первых такие кабинеты, отмечают, что специфического лечения требует не только и не столько сам подросток, сколько ближайшее окружение, в котором он живет.

 Резюмируя в целом содержание и направленность противоалкогольной профилактической работы среди подрастающего поколения, Необходимо еще раз подчеркнуть, что она должна носить комплексный характер и представлять собой скоординированную деятельность различных ведомств и служб, участвующих в ней. Противоалкогольную профилактическую работу необходимо проводить постоянно и охватывать ею всех детей и подростков с особым акцентом на несовершеннолетних, часто употребляющих алкогольные напитки. Весь комплекс мероприятий по профилактике употребления алкоголя подростками должен проводиться в тесной взаимосвязи с общей борьбой с алкоголизмом и пьянством среди населения и рассматриваться как неотъемлемая и наиболее существенная часть первичной профилактики алкоголизма. Именно на это нацеливает постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дополнительных мерах по улучшению охраны здоровья населения» (1982). Комплексная программа мер по усилению профилактики и укреплению здоровья населения, намеченная этим постановлением, в частности предусматривает «...активизацию работы по гигиеническому воспитанию населения, усиление мер общественного воздействия на лиц, злоупотребляющих алкоголем, и по борьбе с другими вредными привычками, снижающими работоспособность и ухудшающими состояние здоровья...». «Заинтересованным министерствам, ведомствам и общественным организациям поручено усилить работу по распространению гигиенических знаний и навыков, особенно среди детей и подростков..., активизировать участие в гигиеническом воспитании населения телевидения, радио, кино, культурно-просветительных учреждений».

20:40
Основные направления противоалкогольной работы среди подрастающего поколения
Просмотров: 8268 | Добавил: Александр | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]