ОТ ПЬЯНСТВА ДО УБИЙСТВА
Оглавление
Авторским коллективом книги Алкоголизм — путь к преступлению» установлено, что пьяными было совершено 55% всех краж, 79% грабежей, 69% нападений. Преступления среди несовершеннолетних в большинстве своем также результат пьянства. Более 80% хулиганских действий приходится на подростков в нетрезвом виде.
Американский учёный Р. Динуидди, изучавший, какой социальный вред приносит алкоголизм в США, установил: с пьянством и алкоголизмом связано 45% детской беспризорности, 50% всей преступности, 75% детской преступности, 96% убийств.
«Хмельное толкает людей на преступление,— писал Джек Лондон.— Мне сотни раз приходилось наблюдать, что люди делают во хмелю то, чего они никогда не сделали бы в трезвом состоянии. Затем преступление влекло за собой обычные последствия, и человек окончательно погибал. Мне иногда случалось посещать товарищей в тюрьме до их отправления на каторгу, и я не раз слышал обычную для них фразу: «Если бы я не был пьян, я бы этого никогда не сделал». А делались под влиянием хмельного подчас такие ужасные вещи, что при всей своей толстокожести даже мне приходилось содрогаться».
Жизнь показывает, что в состоянии опьянения действительно устраняются сдерживающие факторы: именно пьяными совершается подавляющее большинство особо жестоких и безобразных преступлений.
Журналист В. Еремин рассказывает о случае бессмысленного убийства.
Потерпевший Владимиров никогда раньше с преступником не встречался. Спал на верхней полке вагона. Его разбудил неизвестный: молодой, короткие волосы, одет в коричневый костюм и красную рубашку. Разбудил ударом кулака в нос. Приставил нож и сказал: «Два рубля или выпить, сэр! А то припорю». И тут же Владимиров получил несколько ножевых ранений. Потом преступник набросился на соседа по купе, тот ехал с шестилетним внуком. Выяснилось, что убийца две недели назад освобожден условно-досрочно. В месте проживания находился до вчерашнего вечера. Потом исчез.
Соседи ни об убийце, ни о его родителях не могли сказать ни одного доброго слова. Отец то и дело «кордебалеты устраивает». Мать тоже пьет. Сын рос застенчивым до кротости. В разговорах со взрослыми краснел. А окончив школу, стал пить, хулиганить. После первого осуждения нигде не работал. Требовал у родителей деньги на водку. Если не давали — бил.
— Пришел он в два часа ночи,— не отрицала мать.— Голова поранена, на одежде кровь. Не ругался, есть не просил. Спокойный был. Снял пиджак и лег поперек кровати. Поднялся часов в восемь, снял одежду, велел выстирать. Оделся в чистое и пошел. И при аресте убийца был спокоен, только красные пятна пошли по лицу и шее.
...Судебная коллегия сочла его представляющим исключительную опасность для общества. Он приговорен к высшей мере наказания.
Писательница Ольга Чайковская в статье «Три обвинения «балдежу», опубликованной в «Литературной газете», приводит описание другого кошмарного случая:
«...Игорь выпил и, приятно захмелев, решил пойти на танцплощадку, где в это время, он знал, была его девушка. Но его девушка с ним, хмельным, танцевать отказалась. И тут на танцплощадку зашел Игорев приятель Костя. Зашел случайно, мимоходом — он был старше Игоря, уже женат, недавно стал отцом,— проводить время на танцплощадке ему было уже некогда, да и неинтересно, он торопился домой. Не зная, не ведая, что девушка отказалась танцевать с его другом, он пригласил ее, потанцевал с ней раз — всего только раз! — и пошел восвояси. Сколько мог длиться один танец — несколько минут? За эти минуты в воспаленном мозгу Игоря, в его бедном забалдевшем мозгу все окончательно перекосилось. Он догнал Костю и преградил ему дорогу:
— Где у тебя сердце?
Костя улыбнулся в ответ и похлопал себя по левой стороне груди:
— Вот у меня сердце.
То были его последние слова. Игорь ударил ножом и тут же стал быстро и страшно трезветь, а протрезвев, увидел, что сидит рядом с мертвым.
Я нашла этого парня в тюрьме полубезумным от горя. Время от времени Костя приходит к нему во сне и спрашивает: «За что ты меня?» А Игорь ни во сне, ни наяву ответить ему не может. Он не знает, как это случилось, кто направил его руку». А ответ прост — алкоголь. Ведь протокол следствия гласит: «Подсудимый находился в состоянии опьянения».
Пьянство является непосредственной причиной совершения многих преступлений, в том числе хищений социалистической и личной собственности.
Как правило, групповые кражи происходят после коллективного застолья с вином и водкой. Часто они организуются инициаторами краж с целью вовлечения в банду, получения согласия на преступление или для того, чтобы усилить у соучастников решимость к преступлению. Водка часто применяется для втягивания в преступление несовершеннолетних. Поэтому алкоголь незримо присутствует на многих уголовных процессах в качестве пособника и подстрекателя.