Трезвая русь
test

Поиск

Форма входа
Не зарегистрированные пользователи не могут скачивать файлы!

Логин:
Пароль:

Наши друзья

Новости

Наука об алкоголе

Главная » 2012 » Июль » 12 » Письмо М. В. Ломоносова к Ив. Шувалову от 1 ноября 1761 года

Письмо М. В. Ломоносова к Ив. Шувалову от 1 ноября 1761 года

Милостивый Государь Иван Иванович!

Разбирая свои сочинения, нашел я старыя записки моих мыслей, простирающихся к приращению общей пользы. По разсмотрении, разсудилось мне за благо пространнее и обстоятельнее сообщить их Вашему Высокопревосходительству, яко истинному рачителю о всяком добре любезнаго отечества, в уповании, что, может-быть, найдется в них что-нибудь к действительному поправлению российскаго света служащее, что вашим проницательством и рачением разобрано, расположено и к подлинному исполнению приведено быть может. Все оныя по разным временам замеченныя порознь мысли приведены быть могут, как мне кажется, под следующия главы:

1) О размножении и сохранении российскаго народа;

2) О истреблении праздности;

3) О исправлении нравов и о большем просвещении народа;

4) О исправлении земледелия;

5) О исправлении и размножении ремесленных дел и художеств;

6) О лучших пользах купечества;

7) О лучшей государственной экономии;

8) О сохранении военнаго искусства во время долговременнаго мира.

Столь важныя главы требуют глубокаго разсуждения, долговременнаго в государственных делах искусства к изяснению и предосторожной силы к произведению в действо.

Итак, милостивый государь, извините мою дерзость, что, не имея к тому надобной способности, касаюсь толь тяжкому бремени только из усердия, которое мне не позволяет ничего (хотя бы только и повидимому) полезнаго обществу оставить под спудом. Начало сего полагаю самым главным делом:

сохранением и размножением российскаго народа, в чем состоит величество, могущество и богатство всего государства, а не в обширности тщетной без обитателей. Божественное дело и милосердыя, и человеколюбивыя нашея Монархини кроткаго сердца достойное избавлять подданных от смерти, хотя бы иные по законам оной и достойны были. Сие помилование есть явное, и прямо зависящее от Ея материнския Высочайшия воли и повеления. Но много есть человекоубивства и еще самоубивства, народ умаляющаго, коего непосредственно указами, без исправления или совершеннаго истребления некоторых обычаев, под именем узаконений вкоренившихся, истребить невозможно.

1) В обычай вошло во многих российских пределах, а особливо по деревням, что малых ребят, к супружеству неспособных, женят на девках взрослых, и часто жена могла бы по летам быть материю своего мужа. Сему с натурою спорному поведению следуют худыя обстоятельства, и слезныя приключения и рода человеческаго приращению вредныя душегубства. Первыя после женидьбы лета проходят безплодны: следовательно такое супружество не супружество, и сверх того вредно размножению народа за тем, что взрослая такая женщина, будучи за ровнею, могла бы родить несколько детей обществу. Мальчик, побуждаем будучи от задорной взрослой жены, усиливанием себя прежде времени портит и впредь в свою пору к деторождению не будет довольно способен; а когда достигнет в мужеский возраст, то жена скоро выйдет из тех лет, в кои к детородию была способнее. Хотя жь она и в малолетство мужнее может обрюхатеть непозволенным образом, однако, боясь безславия и от мужних родителей попреку и побоев, легко может поступить на детоубивство еще в своей утробе. Довольно есть и таких примеров, что, гнушаясь малым и глупым мужишком, спознавается жена с другим, и чтоб за него выйти, мужа своего отравливает или инако убивает, а после, изобличена, предается казни. Итак сими непорядками еще перожденные умирают и погибают повинные и неповинные. Второе неравенство в супружестве бывает, когда мущина в престарелых летах женится на очень молодой девушке, которое хотя и не столь опасно, однако приращению народа вредно; и хотя непозволенною любовию недостаток нередко дополняется, однако сие дело греховное недружелюбия, подозрения, безпокойства и тяжб в наследстве и больших злоключений причиною бывает. Для сего вредное приумножению и сохранению народа неравенство супружества запретить и в умеренные пределы включить должно. По моему мнению, невеста жениха не должна быть старее, разве только двумя годами; а жених старее может быть 15 летами. Сие для того, что женщина скорее стареется, нежели мущина, а особливо от частой беременности. Женщины родят едва далее 45 лет, а мущины часто и до 60 лет к плодородию способны. Всего сходнее, ежели муж жены старее от 7 до 10 лет.

Хотя по деревням и показывают причины, что женят малых ребят для работниц, однако все пустошь; затем, что ежели кто семью малую, а много пашен или скота имеет, тот наимуй работников, прими третьщиков или половинщиков, или продай излишнее другому.

2) Неравному супружеству много подобно насильное; ибо где любви нет, не надежно и плодородие. Несогласия, споры и драки вредат плоду зачатому, и нередко бывают причиною безвременному и незрелому рождению. Для того должно венчающим священникам накрепко подтвердить, чтобы они, услышав где о невольном сочетании, онаго не допускали и не венчали бы под опасением лишения чина; жениха бы и невесту не тогда только для виду спрашивали, когда они уже приведены в церковь к венчанию, но несколько прежде.

3) Хотя больше одной жены вдруг иметь в нашем законе не позволяется; однако четвертая, после третьей смерти в наших узаконениях не заказана, кроме того, что некто Арменопул, судья Солунской, заказал приватно, положась, как уповаю, на слова Назианзиновы: "первый брак закон, вторый прощение, третий пребеззаконие." Но сие никакими соборными узаконениями не утверждено затем, что он сие сказал как оратор, как проповедник, а не как законодавец, и не взирая на слова великаго сего святителя, церковь святая третий брак благословляет, а четвертаго запрещение пришло в нам из Солуня, а не от вселенских соборов или монаршеских и общенародных узаконений. Сие обыкновение много воспрещает народному приращению. Много видал я вдовцов от третьей жены около 30 лет своего возраста, и отец мой овдовел в третий раз хотя 50 лет, однако еще в полной своей бодрости и мог бы еще жениться на четвертой. Мне кажется, было бы законам непротивно, еслибы для размножения народа и для избежания непозволенных плотских смешений, а от того и несчастных приключений, четвертый, а по нужде и пятый брак был позволен, по примеру других христианских народов. Правда, что иногда не без сомнительства бывает, все ли происходило натурально, когда кто в третий, и притом в немногие годы, овдовеет, и не было ли какого потаеннаго злодейства. Для сего лицо, требующее четвертаго или пятаго брака, должно представить в свидетели соседей или, еще лучше родственников по первым супружествам, что в оных поступки его были незлобны и беззазорны; а у кого окажутся вероятные знаки неверности или свирепости, а особливо в двух или в трех супружествах - тем лицам не позволять четвертаго брака.

4) Вошло в обычай, что натуре человеческой противно (противно ли законам, на соборах положенным, не помню), что вдовых молодых попов и дьяконов в чернцы насильно постригают, чем к греху, а не ко спасению дается повод, и приращению народа не малая отрасль пресекается. Смешная неосторожность! Не позволяется священнодействовать, женясь вторым браком законно, честно и благословенно, а в чернечестве блуднику, прелюбодею или еще и мужеложцу литургию служить и всякия тайны совершать дается воля! Возможно ли подумать, чтобы человек молодой, живучи в монашестве, без всякой печали, довольствуясь пищами и напитками, и по всему внешнему виду здоровый, сильный и тучный, не был бы плотских похотей стремлениям подвержен, кои всегда тем больше усиливаются, чем крепче запрещаются? Для сих причин кажется, что молодым вдовым попам и дьяконам надобно позволить второй брак и не постригать прежде лет пятидесяти, или, сняв чин священства, позволить быть мирскими чинами.

Сюда жь надлежит и пострижение молодых людей прямо в монахи и монахини, которое хотя в нынешния времена и умалилось пред прежними, однако еще много есть излишества, особливо в Малороссии и при Синодальных школах. Взгляды, уборы, обходительство, роскоши и прочие поступки везде показывают, что монашество в молодости нечто иное есть, как черным платьем прикрытое блудодеяние и содомство, наносящее знатный ущерб размножению человеческаго рода, не упоминая о бывающих детоубивствах, когда законопреступление закрывают злодеянием. Мне кажется, что надобно клобук запретить мущинам до 50, а женщинам до 45 лет.

5) Вышеписанное касалось более до обильнейшаго плодородия родящих, сие надлежит особливо до сохранения рожденных. Хотя запрещением неравнаго и насильнаго супружества, позволением четвертаго и пятаго брака и непозволением, до указанных лет, принятия монашескаго чина, несомненно воспоследовать может знатное приумножение народа и не столько будет беззаконнорожденных, сдедовательно и меньше детскаго душегубства; однако по разным случаям и по слабости человеческаго сложения быть тому невозможно, чтобы непозволительным сластолюбием или насильством обремененная женщина, не хотя быть обезславлена, не искала бы способов утаить своего беззакония и несчастия, отчего иногда в отчаянии матери детей своих убивают. - Для избежания столь ужаснаго злодейства и для сохранения жизни неповинных младенцов надобно бы учредить народные богадельные домы для невозбраннаго зазорных детей приема, где богадельныя старушки могли бы за ними ходить вместо матерей или бабок; но о сем особливо, в письме о исправлении и размножении ремесленных дел и художеств, предложить я намерен.

6) Следуют сему младенческия болезни, изнуряющия и в смертныя челюсти повергающия начинающуюся жизнь человеческую, из которых первое и всех лютейшее мучение есть самое рождение. Страждет младенец не менее матери, и тем только разнится его томление, что мать оное помнит, не помнит младенец.

Коль же оно велико, изявляет Давид пророк, ибо, хотя изобразить ужасныя врагов своих скорби, говорит: тамо болезни, яко раждающия (сиречь женщины). Проходя болезненный путь в прискорбный и суетный свет, коль часто нежный человек претерпевает великия повреждения, так что в самое свое рождение лишается едва начатыя жизни, и в первые почерпнутый дух в последнее испускает, либо несколько часов или дней только лишь с настоящею смертию борется. Сие первое есть страдание, которым не редко из рожденных живых на весь век здравие повреждается. Сего иначе ничем не можно отвратить, или хотя несколько облегчить, как искусством повивальных бабок и осторожностию беременных. Потом следует болезнь при выходе зубов, мдаденцам часто смертоносная, когда особливо падучую болезнь с собою приносит. Также грыжи, оспа, сухотка, черви в животе и другия смерти детской причины все требуют знания, как лечить сии болезни. Для умаления толь великаго зла советую в действие произвести следующее: 1) выбрать хорошия книжки о повивальном
искусстве и, самую лучшую положив за основание, сочинить наставление на российском языке, или, сочинив на другом, перевесть на российский, к чему необходимо должно присовокупить добрые приемы российских повивальных искусных бабок; для сего, созвав выборных, долговременным искусством дело знающих, спросить каждую особливо и всех вообще и, что за благо принято будет, вместить в оную книжку. 2) Для излечения прочих детских болезней, положив за основание великаго медика Гофмана, - который, упражнявшись через 60 лет в докторском звании, при конце жизни писал наставления о излечении младенческих болезней, по которым я дочь свою дважды от смерти избавил, - и присовокупив из других лучшее, соединить с вышеписанною книжкою о повивальном искусстве, при том не позабыть, что наши бабки и лекари с пользою вообще употребляют. 3) В обоих совокупленных сих искусствах в одну книжку наблюдать то, чтобы способы и лекарства по большой части не трудно было сыскать везде в России за тем, что у нас аптеками так скудно, что не токмо в каждом городе, но и в знатных великих городах поныне не устроены, о чем давно бы должно было иметь попечение. Но о сем особливо представлено будет. 4) Оную книжку, напечатав в довольном множестве, распродать во все государство, по всем церквам, чтобы священники и грамотные люди, читая, могли сами знать и других наставлением пользовать. По счислению умерших по приходам, учиненному в Париже, сравнив их лета, умирают в первые три года столько же почти младенцов, сколько в прочие, до ста считая. И так положим, что в России мужеска полу 12 миллионов; из них состоит один миллион в таком супружестве, что дети родятся, положив вообще один в два года. По сему на каждый год будет рожденных полмиллиона, из коих в три года умрет половина, или еще, по здешнему небрежению, и больше, так что на всякий год достанется смерти в участие по сту тысяч младенцев не свыше трех лет. Не стоит ли труда и попечения нашего, чтобы хотя десятую долю, то есть десят тысяч, можно было удобными способами сохранить в жизни?

7) Доселе я о натуральных обстоятельствах, младенцам вредных; остается упомянуть о повреждениях, от суеверия и грубаго упрямства происходящих.

Попы, не токмо деревенские, но и городские, крестят младенцев зимою в воде самой холодной, иногда и со льдом, указывая на предписание в требнике, чтобы вода была натуральная без примешения, и вменяют теплоту за примешанную материю, а не думают того, что летом сами же крестят теплою водою, по их мнению, смешенною, и так сами себе прекословят; а особливо по своему недомыслию не знают, что в самой холодной воде еще теплоты очень много: от замерзания в лед принимает вода на себя стужу до 130 гр., да и тут можно почесть ее горячею затем, что замерзающая ртуть несравненно большее разстояние от сего градуса имеет, нежели вода от кипятка до замерзания.

Однако невеждам попам физику толковать нет нужды; довольно принудить властию, чтобы всегда крестили водою, летней в разсуждении теплоты равною, затем, что холодная изшедшему недавно из теплой матерней утробы младенцу конечно вредна, а особливо который много претерпел в рождении. Одно погружение в умеренной воде не без тягости младенцу, когда мокрота в глаза, в уши, в ноздри, а иногда и в рот вливается; а когда рот и ноздри поп запирает рукою, тогда пресекается дыхание, которое недавно лишь получил младенец. Когдажь холодная вода со льдом охватит члены, то часто видны бывают признаки падучей болезни, и хотя от купели жив избавится, однако в следующих болезнях, кои всякой младенец после преодолеть должен, а особливо при выходе первых зубов, оная смертоносная болезнь удобнее возобновится.

Таких упрямых попов, кои хотят насильно крестить холодною водою, почитаю я душегубцами затем, что желают после родин и крестин вскоре и похорон для своей корысти. Коль много есть столь несчастных родителей, кои до 10 и 15-ти детей родили, а в живых ни одного не осталось!

8) Бедственному младенческому началу жизни следуют приключения, нападающия на здравие человеческое в прочее оныя течение. И вопервых, невоздержание и неосторожность с уставленными обыкновениями, особливо у нас в России вкоренившимися и имеющими вид некоторой святости. Паче других времен пожирают у нас Масляница и святая Неделя великое множество народа одним только переменным употреблением питья и пищи. Легко разсудить можно, что, готовясь к воздержанию великаго Поста, во всей России много людей так загавливаются, что и говеть времени не остается. Мертвые по кабакам, по улицам и по дорогам и частыя похороны доказывают то ясно. Разговенье томужь подобно. Да и дивиться не для чего: кроме невоздержания в заговенные дни питием и пищею, стараются многие на весь великий Пост удовольствоваться плотским смешением законно и беззаконно и так себя до чистаго понедельника изнуряют, что здоровья своего никоею мерою починить не могут, употребляя грубыя постныя пищи, которыя и здоровому желудку тягостны. Сверх того вскоре следует начало весны, когда все скверности, накопленныя от человеков и от других животных, бывшия во всю зиму заключенными от морозов, вдруг освобождаются и наполняют воздух, мешаются с водою и нам с мокротными и цынготными рыбами в желудок, в легкое, в кровь, в нервы и во все строение жизненных членов человеческаго тела вливаются, рождают болезни в здоровых, умножают оныя в больных и смерть ускоряют в тех, кои бы еще могли пожить долее. После того приближается Светлое Христово Воскресение, общая христианская радость. Тогда, хотя почти безпрестанно читают и многократно повторяют страсти Господни, однако мысли наши уже на святой Неделе: иной представляет себе приятныя и скоромныя пищи; иной думает, поспеет ли ему к празднику платье; иной представляет, как будет веселиться с родственниками и друзьями; иной ожидает, прибудут ли запасы из деревни; иной готовит живописныя яица и несомненно чает случая поцеловаться с красавицами или помилее свидаться. Наконец заутреню в полночь начали и обедню до свету отпели. Христос Воскресе только что в ушах и на языке, а в сердце какое ему место, где житейскими желаниями и самыя малейшия скважины все наполнены? Как с привязу спущенныя собаки, как накопленная вода с отворенной плотины, как из облака прорвавшиеся вихри, -рвут, ломят, валят, опровергают, терзают: там разбросаны разных мяс раздробленныя части, разбитая посуда, текут пролитые напитки; там лежат без памяти отягченные обядением и пьянством, там валяются обнаженные и блудом утомленные недавние строгие постники. О! истинное христианское пощение и празднество! Не на таких ли Бог негодует у пророка:

Праздников ваших ненавидит душа моя, и кадило ваше мерзость есть предо Мною.

Между тем бедный желудок, привыкнув чрез долгое время к пищам малопитательным, вдруг принужден принимать тучныя и сальныя брашна в сжавшиеся и ослабевшие проходы и, не имея требуемаго довольства жизненных соков, несваренныя ядения по жилам посылает: оне спираются, пресекается течение крови и душа в отворенныя тогда райския двери из тесноты тела прямо, как думают, улетает. Для уверения о сем можно справиться по церковным запискам, около котораго времени в целом году у попов больше меду на кутью исходит. Неоспоримое есть дело, что неравное течение жизни и круто перемененное питание тела не токмо вредно человеку, но и смертоносно, так что вышеписанных строгих постников, притом усердных и ревностных праздниколюбцев, самоубийцами почесть можно. Правда, что, ежели кто на маслянице приуготовляется к посту житием умеренным, в пост не изнуряет себя излишне, и говеет более духом, нежели брюхом, на святой неделе радуется о препровождении великаго поста в истинных добродетелях, в трудах обществу полезных и Богу любезных, а не о том, что дожил до разрешения на вся, - тот конечно меньше почувствует припадков от нездороваго времени, а особливо, когда трудами кровь приводит в движение и словом содержит себя хотя то постными, то скоромными пищами, однако равно умеренными, без крутых скачков и пригорков. Но здесь, в севере, сие по концам тучное, а в середке сухое время есть самая праздная часть года, когда крестьяне не имеют никакой большой работы и только посеянные, пожатые, измолоченные и смолотые плоды полевые доедают. Купцам за испорченными дорогами и распутицами почти нет проезду из города в город с товарами; нет кораблям плавания и морским людям довольнаго движения; военные люди стоят в походах по зимним квартирам, а дома то для морозов, то для слякости не могут быть удобно экзерциции. И так большая часть народа должна остаться в праздности, которая в заговенье и розговенье дает причину к необузданной роскоши, а в пост, с худыми прошлогодними пищами и с нездоровым воздухом соединенная, портит здоровье и жизнь коротит.

Многие скажут: "да проживают же люди! отцы наши и прадеды жили долгие веки!"

Правда, живут и Лопари, питаясь почти одною только рыбою; да посмотритежь, коль они телом велики и коль многолюдны, и сравните их с живущими в том же климате Самоядами, питающимися по большой части мясом: первые ростом мелки, малолюдны, так что на 700 верстах в длину, а в ширину на 300 - Лопарей толь мало, что и в большие солдатские наборы со всей земли по два солдата с числа душ наймают из нашего народа затем, что из них весьма редко чтобы кто и по малой мере в солдаты годился. Самояды, напротив того, ростом не малы, широкоплечи и сильны, и в таком множестве, что еслибы междоусобныя частыя кровавыя сражения между многими их князьками не случались, то бы знатная часть восточно-севернаго берега ими населилась многолюдно. Посмотрите, что те российския области многолюднее, где скотом изобильнее, затем, что во многих местах, где скотом скудно, и в мясоед по большой части питаются рыбою или пустыми щами с хлебом. Естьлибы наша масляница положена была в мае месяце, то великий пост был бы в полной весне и в начале лета, а святая неделя около Петрова дня; тогда бы, кроме новых плодов земных, и свежих рыб и благораствореннаго воздуха: 1) споспешествовало бы сохранению здоровья движение тела в крестьянах пахотною работою, в купечестве - дальнею ездою по земле и по морю, военным - экзерцициею и походами; 2) ради исправления таких нужных работ меньше было бы праздности, матери невоздержания, меньше гостьбы и пирушек, меньше пьянства, неравнаго жития и прерывнаго питания, надрывающаго человеческое здравие. А сверх того, хотя бы кто и напился, однако, возвращаясь домой, не замерз бы на дороге, как о маслянице бывает, и не провалился бы под лед, как случается на святой неделе. Я к вам обращаюсь, великие учители и расположители постов и праздников, и со всяким благоговением вопрошаю вашу святость: что вы в то время о нас думали, когда святой великий пост поставили в сие время? Мне кажется, что вы по своей святости, кротости, терпению и праводушию милостивый ответ дадите и не так, как Андреевский протопоп Яков делал, - в церкви м-о неизбраните, или еще, - как он с морским капитаном Яньковым в светлое воскресение у креста за непоцелование руки поступил, - кулаком в грудь не ударите. Вы скажете:

"Располагая посты и праздники, жили мы в Греции и в Земле Обетованной; Святую четыредесятницу тогда содержать установили, когда у нас полным сиянием вешняго солнца земное богатое недро отверзается, произращает здоровыми соками наполненную молодую зелень и воздух возобновляет ароматными духами; поспевают ранние плоды, в пищу, в прохлаждение и в лекарство купно служащие; пению нашему для славословия Божия соответствовали журчащие ручьи, шумящие листы и воспевающия сладкогласныя птицы. А про ваши полуночныя стороны мы разсуждали, что не токмо там нет и не будет христианскаго закона, но ниже единаго словеснаго обитателя ради великой стужи. Не жалуйтесь на нас! Как бы мы вам предписали есть финики и смоквы и пить добраго винограднаго вина по красоуле, - чего у вас не родится? Расположите, как разумные люди, по вашему климату; употребите на пост другое способнейшее время, или в дурное время пользуйтесь умеренно здоровыми пищами. Есть у вас духовенство, равную нам власть от Христа имеющее вязати и решити. Для толь важнаго дела можно в России вселенский собор составить: сохранение жизни толь великаго множества народа того стоит. А сверх того ученьем вкорените всем в мысли, что Богу приятнее, когда имеем в сердце чистую совесть, нежели в желудке цынготную рыбу; что посты учреждены не для самоубивства вредными пищами, но для воздержания от излишества; что, обманщик, грабитель, неправосудный, мздоимец, вор и другими образы ближняго повредитель прощения не сыщет, хотя бы он вместо обыкновенной постной пищи в семь недель ел щепы, кирпич, мочало, глину и уголье и большую бы часть того времени простоял на голове, вместо земных поклонов. Чистое покаяние есть доброе житие, Бога к милосердию, к щедроте и к люблению нашему преклоняющее. Сохрани данныя Христом заповеди, на коих весь закон и пророки висят: "люби Господа Бога твоего всем сердцем и ближняго, как сам себя". Исправлению сего недостатка ужасныя обстоят препятствия; однако не больше опасны, как заставить брить бороды, носить немецкое платье, сообщаться обходительством с иноверными, уничтожить боярство, патриаршество и стрельцов и вместо их учредить Правительствующий Сенат, Святейший Синод, новое регулярное войско, перенести столицу на пустое место и новый год в другой месяц! Российский народ гибок!

9) Кроме сего впадает великое множество людей и в другия разныя болезни, о излечении коих весьма еще мало порядочных есть учреждений, как вышеупомянуто, и только, по большой мере, простые безграмотные мужики и бабы лечат на угад, соединяя часто натуральные способы, сколько смыслят, с вороженьем и шептаниями, и тем не только не придают никакой силы своим лекарствам, но еще в людях укрепляют суеверие, больных приводят в страх унылыми видами и умножают болезнь, приближая их скорее к смерти. Правда, много есть из них, кои действительно знают лечить некоторыя болезни, а особенно внешния, как коновалы и костоправы, так что иногда и ученых хирургов в некоторых случаях превосходят; однако все лучше учредить лечение по правилам, медицинскую науку составляющим. К сему требуется по всем городам довольное число докторов, лекарей и аптек, удовольствованных лекарствами, хотя бы только по вашему климату пристойными, - чего не токмо нет и сотой доли, но и войско российское весьма не довольно снабжено медиками, так что лекари не успевают перевязывать и раненых, не токмо чтобы всякаго осмотреть, выспросить обстоятельно, дать лекарства и тем страждущих успокоить. От такого непризрения многие, коим бы ожить, умирают. Сего недостатка ничем не можно скорее наполнить, как для изучения докторства послать довольное число российских студентов в иностранные университеты и учрежденным и впредь учреждаемым внутри государства университетам дать, между прочими привилегиями, власть достойных производить в доктора.

Медицинской канцелярии подтвердить накрепко, чтобы как в аптеках, так и при лекарях было довольное число учеников российских, коих бы они в определенное время своему искусству обучали и Сенату представляли. Стыдно и досадно слышать, что ученики российскаго народа, будучи по десяти и больше лет в аптеках, почти никаких лекарств составлять не умеют. А ради чего? Затем, что аптекари держат еще учеников немецких, а русские при иготе, при решете и при уголье до старости доживают и учениками умирают; а немецкими всего государства не наполнишь. Сверх того недостаточное знание языка, разность веры, несходные нравы и дорогая им плата много препятствуют.

10) Смертям от болезни следуют насильственныя, натуральныя и случайныя обстоятельства, как причины лишения жизни человеческой, то-есть язвы, пожары, отопления, морозы. Поветрия на людей хотя по большой части в южных пределах здешняго государства случаются, однако всякие способы противу того употреблять должно. Оные состоят в истреблении уже начавшагося, или в отвращении приходящаго. К первому требуются известныя употребительныя против такого несчастия средства; и для того лучшие выбрав из авторов, должно сочинить медицинскому Факультету книжку и, напечатав, распродать по государству. Ко второму, надобно с бывших примеров собрать признаки, из которых главный есть затмение солнца, причиняющее почти всегда вскоре падеж на скот, а после и на людей поветрие. В наши просвещенные веки знают о том в великом свете обращающиеся люди от астрономов и могут предостеречься, не выпуская скота из дому и не давая травы, того дня снятой; так в других государствах остерегаются два, или три дня после, и сами никаких плодов в то
время не снимают и не употребляют, говоря, что во время солнечнаго затмения падают ядовитыя росы. Главная сему причина быть кажется, по моему мнению, что во время затмения закрывается солнце луною, также телом, как и земля наша; пресекается круто электрическая сила, воторую солнце на все растения во весь день изливает, что видно на травах, ночью спящих и тоже страждущих в солнечное затмение. Время научит, сколько может электричесная сила действовать в разсуждении поветрия. Затмения во всем государстве не знают, и для того надобно заблаговременно публиковать и, что требуется, повелеть указами, по примеру, как водится в других государствах. Для избавления от огненной смерти служит предосторожность о утолении частых и великих пожаров, о чем покажется пространно в письме о лучшей государственной экономии.

Потопления суть двояки: от наводнения и от неосторожной дерзости, особливо в пьянстве. Первое легко отвратить можно, запретив, чтобы при великих реках на низких местах, вешней особливо воде подверженных, никаких жилищ не было. Сие делается от одной лености, чтобы вода и сено и всякая от воды удобность была близко. Однако часто на высоких местах живущие видят весною, сами будучи в безопасности, как скот и людей и целые домы неприступный лед несет в отчаянии всякаго спасения. Вторыя потопления ничем отвратить нельзя, не умалив много гощения и пьянства, для коих люди дерзают переезжать чрез реки в бурную погоду, перегрузив суда множеством, или переходить через лед осенью и весною, когда он весьма не надежен и опасен. В главе о истреблении праздности предложатся для избежания сего способы, равно как и для избавления померзания многих зимою.

11) Не малый ущерб причиняется народу убийствами, кои бывают в драках и от разбойников. Драки происходят вредныя между соседями, а особливо между помещиками, которых ничем, как межеванием, утушить не можно. На разбойников хотя посылаются сыщики, однако чрез то вывести сие зло, иди хотя знатно убавить, нет почти никакой надежды. Основательнейшие и сильнейшие к тому требуются способы. Следующий кажется мне всех надежнее, бережливее и Монархине всемилостивейшей славнее и притом любезнее затем, что он действие свое возымеет меньшим пролитием человеческой крови. Разбойники без пристанища в городах и около деревень пробыть и злодейством своим долго пользоваться не могут; при деревнях держатся, а в городах обыкновенно часто бывают для продажи награбленных пожитков. И так, когда им сии места зделаны будут узки и тесны, то не могут долго утаиться: не занадобится далече посылать команды и делать кровопролитныя сражения со многими, когда можно иметь случай перебрать по одиночке и ловить их часто. Всевожделенный и долгов
ременный покой внутри нашего отечества чрез полтораста лет в кое время, после разорения от Поляков, не нужно было стенами защищаться от неприятелей, подал нерадению нашему причину мало иметь попечения о градских ограждениях, и потому большая часть малых городов и посадов и много провинциальных и губернских городов не токмо стен каменных, или хотя надежных валов и рвов, но и деревянных палисадников или тынов не имеют, - что не без сожаления вижу из ответов, присылаемых на географические вопросы в Академию Наук изо всех городов указом Правительствующаго Сената, по моему представлению. Кроме того что проезжающие иностранные не без презрения смотрят на наши безпорядочные города или, лучше сказать, почти на развалины, разбойники употребляют их к своему прибежищу и также могут закрываться от достойнаго карания в городе или еще лучше, нежели в деревне, затем, что город больше и со всех сторон в него на всяком месте ворота днем и ночью безпрестанно отворены ворам и добрым людям. Когдажь бы Всемилостивейше повелеть благоизволено было все российские города, у коих ограждение рушилось, или его и не было, укрепить хотя не каменными стенами, но токмо валом и рвом и высоким палисадником и не во многих местах оставить ворота с крепкими запорами и с надежными мещанскими караулами, - где нет гарнизонов, - так чтобы ряды и лавки были внутри ограждения: то бы ворам привозить в город грабленныя вещи для продажи было весьма трудно и все для осмотра предосторожности употребить было несравненно легче, нежели в месте, со всех сторон отворенном, а разбойник может быть в воротах скорее примечан, который, не продав грабленных вещей, корысти не получит. Сверх того в каждом огражденном городе назначить постоянные ночлеги для прохожих и проезжих с письменными дозволениями и с вывескою и приказать, чтобы каждый хозяин на всякой день обявлял в ратуше, кто у него был на ночлеге и сколько времени, а другие бы мещане принимать к себе в дом приезжих и прохожих воли не имели, под опасением наказания, кроме своих родственников, в городе известных. По всем волостям, погостам и деревням публиковать, что ежели крестьянин, или двое и больше поймают разбойника, приведут его в город или в другое безопасное место и докажут надежными свидетелями, и спору в том не будет: то давать проводникам за всякую голову по 10 руб. из мещанскаго казеннаго сбору, а за главных злодейских предводителей, за атамана, есаула, также и за поймание и довод того, кто держит воровския прибежища, по 30 руб. Сие хотя довольно быть кажется, где города не в весьма дальнем разстоянии; однако многия места есть в России глухия, на 500 и больше верст без городов, прямыя убежища разбойникам и всяким беглым и безпашпортным людям. Примером сдужить может лесистое пространство около реки Ветлуги, которая, на 700 верст течением от вершин до устья простираясь, не имеет при себе ни единаго города. Туда с Волги укрывается великое множество зимою бурлаков, из коих не малая часть разбойники. Крестьяне содержат их во всю зиму за полтину человека, а буде он что работает, то кормят и без платы, не спрашивая пашпорта. По таким местам должно основать и поставить города, дав знатным селам гражданския права, учредить ратуши и воеводствы и оградив надежными укреплениями и осторожностями от разбойников, как выше показано. Сие будет служить не токмо для общей безопасности и к сбережению российскаго народа, но и к особливой славе Всемилостивейшия нашея Самодержицы, яко возобновительницы старых и состроительницы многих новых городов российских.

12) Переставая говорить о потере российскаго народа болезнями, несчастиями и убивствами, должно упомянуть о живых покойниках. С пограничных мест уходят люди в чужия государства, а особливо в Польшу, и тем лишается подданных российская корона. Подлинно, что расположены предосторожности на рубеже литовском; однако столь великой скважины силою запереть совершенно невозможно: лучше поступить с кротостию. Побеги бывают более от помещичьих отяготений крестьянам и от солдатских наборов. И так, мне кажется, лучше пограничных с Польшею жителей облегчить податьми и снять солдатские наборы, расположив их по всему государству. Для расколу много уходит российских людей на Ветку; ваходящихся там беглецов не можно ли возвратить при нынешнем военном случае? А впредь могут служить способы, кои представятся в статье О исправлении нравов и о большем просвещении народа.

13) Место беглецов за границы удобно наполнить можно приемом иностранных, ежели к тому употреблены будут пристойныя меры. Нынешнее в Европе несчастное военное время принуждает не токмо одиноких людей, но и целыя разоренныя семейства оставлять свое отечество и искать мест, от военнаго насильства удаленных. Пространное владение великия нашея монархини в состоянии вместить в свое безопасное недро целые народы и довольствовать всякими потребами, кои единаго только посильнаго труда от человеков ожидают к своему полезному произведению. Условий, коими иностранных привлечь можно к поселению в России, не представляю, не ведая довольно союзных и враждебных обстоятельств между воюющими и мирными сторонами.

Хотел бы я сочинить примерный счет, сколько бы из сих 13-ти способов (а есть еще и больше) воспоследовало сохранения и приращения подданных Ея Императорскаго Величества. Однако требуются к тому для известия многия обстоятельства и не мало времени; для того только одною догадкою досягаю несколько, что на каждый год может взойти приращение российскаго народа больше против прежняго до полумиллиона душ, а от ревизии до ревизии, в 20 лет, до 10 миллионов. Кроме сего уповаю, что сии способы не будут ничем народу отяготительны, но будут служить к безопасности и успокоению народному.

Оканчивая сие, надеюсь, что Вашему Высокопревосходительству что нибудь понравится из моих доброжелательных к обществу мнений. Прошу о вашем безпрерывном здравии и во всем удовольствии Всевышняго Строителя и Правителя всех народов и языков, произведшаго Вас в сей день и влившаго Вам кровь сына отечества к произведению дел полезных, а паче к покровительству наук и художеств, к которым я, равно и к Вам, от всей искренности усердствуя, с достодолжным высокопочитанием пребываю и проч.

10:18
Письмо М. В. Ломоносова к Ив. Шувалову от 1 ноября 1761 года
Просмотров: 6508 | Добавил: Александр | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]