Трезвая русь
test

Поиск

Форма входа
Не зарегистрированные пользователи не могут скачивать файлы!

Логин:
Пароль:

Наши друзья

Новости

Наука об алкоголе

Главная » 2012 » Июль » 18 » Становление антиалкогольной правовой политики большевиков в первые годы советской власти (1917-1921 гг.)

2. Становление антиалкогольной правовой политики большевиков в первые годы советской власти (1917-1921 гг.)

 Оглавление

За считанные месяцы после Октябрьской революции были ликвидированы старые министерства, Сенат, Синод, отменен табель о рангах, был нанесен мощный удар по старой российской бюрократии, которая инициировала саботаж мероприятий ВЦИК и СНК. В большинстве районов страны Советская власть побеждала мирным путем. На смену старой государственности пришла новая политическая система: съезды Советов, 12 народных комиссариатов, народная милиция, Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем, Рабоче-Крестьянская Красная Армия и Рабоче-Крестьянский Красный Флот, рабочий контроль, народные суды и т.д. (1, 202)

С весны 1918 до весны 1919 года происходило развертывание гражданской войны. Большевики лихорадочно превращали страну в "военный лагерь”, создавали структуры для ведения войны: Революционный Военный Совет, Совет Труда и Обороны, революционные трибуналы, части особого назначения и т.д.

К январю 1918 года окончательно сложилась система органов управления Советским государством. В нее вошли:

Всероссийский съезд Советов;

Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК);

Совет Народных Комиссаров (СНК).

13 апреля 1918 года В.И.Ленин подписал декрет "Об акцизе на спирт, вино, дрожжи, папиросные гильзы и бумагу и спички”. Из документа видно, что акциз взымался:

"1. Со спирта, выкуриваемого из всякого рода припасов, в том числе и виноградных материалов, ягод и фруктов (спирта коньячного, виноградного и фруктового), по одному рублю 20 коп. за градус.

2. Со спирта отпускаемого на выделку лака и политуры, по одному рублю за градус.

3. С виноградных, плодовых и ягодных вин внутреннего (отечественного) приготовления и привозимых из-за границы:

- тихих - по тридцать два рубля,

- игристых, а также изюмных вин, - по сорок восемь рублей с ведра,

- причем обложению подлежат и виноградные вина, продаваемые в городских и внегородских поселений винодельческих районов.

Обложению акцизом не подлежат:

- виноградные, плодовые и ягодные вина, приготовляемые исключительно для домашнего обихода;

- виноградные, плодовые и ягодные вина внутреннего (отечественного) приготовления и ввозимые из-за границы, перерабатываемые в уксус” (5).

Анализируя этот закон, невольно приходишь к выводу о том, что он положил начало развитию алкогольного законодательства большевиков. Если первые пять месяцев их правления постановления были направлены главным образом на борьбу с незаконным производством спиртных напитков и с пьянством, то по данному декрету отчетливо видно, что большевики начинают возрождать деятельность отечественных заводов по производству алкогольных напитков, преследуя, конечно же, фискальные цели посредством взимания акцизов со спирта и вина. Кроме этого, разрешалось производить вина для домашних нужд. К тому же, большевики стимулировали этот вид деятельности, отменив акцизы с домашних вин. Обращает на себя внимание тот факт, что в статье "Свободная наличность” (1913) В.И.Ленин критиковал царское правительство за то, что оно подняло цену на казенную водку до астрономических размеров, а именно в среднем до 8 рублей 48 копеек за ведро. Из декрета видно, что не сама стоимость (а в нее еще войдет и себестоимость), а только акциз с различных вин, а не водок, устанавливался в размере 48 рублей за ведро. Приблизительно, цена на вино увеличилась в 10-12 раз, а отнюдь не на 42 копейки.

В период военной интервенции и гражданской войны, в связи с чрезвычайными условиями, вызванными голодом, а также с целью предотвращения переработки хлеба на самогон, в мае 1918 г. ВЦИК принял Декрет "О предоставлении народному комиссару продовольствия чрезвычайных полномочий по борьбе с деревенской буржуазией, укрывающей хлебные запасы, и спекулирующей ими” (3).

8 мая 1918 г. СНК утвердил декрет "О продовольственной диктатуре”. По инициативе и при участии Ленина были созданы продовольственные отряды из передовых пролетариев для беспощадной борьбы с хлебной спекуляцией. В своей деятельности они руководствовались дополнением к декрету о продовольст-венной диктатуре, в котором говорилось: "Объявить всех владельцев хлеба, имеющих излишки и не вывозящих их на ссыпные пункты, а также всех расточающих хлебные запасы на самогонку, врагами народа, предавать Революционному суду и подвергать впредь заключению в тюрьме не ниже 10 лет, конфискации всего имущества и изгнанию навсегда из своей общины, а самогонщиков сверх того к принудительным общественным работам” (4, 318).

Пятый Всероссийский съезд Советов открылся 4 июля 1918 года в Москве в Большом театре. Как докладчик о деятельности Совнаркома В.И.Ленин сказал следующее: "Рядом с массой трудностей, рядом с массой ошибок, рядом со случаями, которые мы нисколько не прикрываем, а вытаскиваем на свет, на позор, - теми случаями, когда наши отряды сами впадают в спекуляцию, в ту скользкую пропасть, в которую тащат все привычки, все навыки капиталистов, - да, эти случаи бывают повсюду, мы знаем, что переделывать людей сразу нельзя, что внушать десяткам миллионов людей сразу веру в социализм нельзя (откуда они возьмут эту веру? Из своей головы? - Из своего опыта)…

Поэтому, товарищи, как ни труден и как ни тяжел период, который нам предстоит пережить, мы обязаны сказать всю правду и открыть глаза на это, ибо только народ своей инициативой и своей организацией, выдвигая новые и новые условия и защищая социалистическую республику, поможет нам” (5, 510, 513).

В связи с утратой в период гражданской войны (6 августа 1918 года) больших нефтяных месторождений и кризисным состоянием наличия жидкого топлива, необходимого для военного и гражданского автотранспорта, авиации и нужд здравоохранения, руководство страны предпринимает попытку монополизировать винокуренное производство. Если говорить о цифрах, то для этих нужд расходовалось около 90 % всего производимого в стране спирта. В связи с этим, несмотря на страшный голод в период 1918-1919 гг. было переработано 1.500.000; в 1919-1920 гг. - 7.350.000; в 1920-1921 гг. - 9.298.000 пудов картофеля на спиртных заводах (15, 11-12).

Дальнейшая деятельность Высшего Совета Народного Хозяйства была направлена на национализацию винокуренных и спиртоочистительных заводов с целью пополнения государственных запасов спиртными напитками. В этой связи ВСНХ принимает два постановления: "О национализации винокуренных и спиртоочистительных заводов” (9) и "О национализации дрожжево-винокуренных предприятий” (10). Согласно постановлениям винокуренные, спиртоочистительные и дрожжево-винокуренные предприятия объявлялись государственной собственностью и передавались в ведение отдела химической промышленности ВСНХ. Национализация предприятий по производству алкогольных напитков началась 26 октября 1918 года и завершилась 10 февраля 1919 года, когда было издано разъяснение ВСНХ "О распространении постановления о национализации винокурения и спиртоочищения на водочные заводы” (14). По сути, с февраля 1919 года в Советском государстве повсеместно введена государственная питейная монополия.

19 декабря 1919 года председатель СНК В.Ульянов (Ленин) подписал декрет "О воспрещении на территории РСФСР изготовления и продажи спирта, крепких напитков и не относящихся к напиткам спиртосодержащих веществ”. Многие советские ученые считали, что это сухой закон, принятый большевиками в кульминационный для государства время, что существует преемственность между ним и сухим законом 1914 года. Так ли это? Чтобы ответить на эти вопросы, рассмотрим содержание этого декрета.

В соответствии с законом "воспрещается повсеместно в Российской Социалистической Федеративной Советской Республике изготовление без разрешения спирта, крепких напитков и не относящихся к напиткам спиртосодержащих веществ из каких бы припасов или материалов, какими бы способами, какой бы крепости и в каком бы количестве спиртовые напитки и вещества ни были приготовлены” (8, 45). Данная статья подтверждает предыдущие декреты о том, что только Советское правительство имеет право на производство спиртных напитков, и больше никто. Теперь граждане уже не имели права изготавливать  вино для домашних нужд. Нетрудно предугадать, чем это может в дальнейшем закончиться. В дореволюционной России это привело к корчемству, т.е. незаконному производству и продаже алкогольных напитков. 

Вторая статья декрета запрещала продавать частным лицам для питьевого потребления спирт, крепкие спиртные напитки и спиртосодержащие вещества.

Третья, четвертая и пятая статьи закона давали разъяснения о степенях крепости алкогольных напитков. Так, "напитки признаются крепкими, если содержание в них винного спирта превышает полтора процента (градуса) по Траллесу. Для виноградных вин крепость допускается не свыше двенадцати градусов.

Напитки с меньшим содержанием винного спирта, а также кумыс и кефир, не считаются крепкими и допускаются, при отсутствии в них одуряющих или вредных для здоровья примесей, к свободной продаже.

Применение хмеля при изготовлении некрепких напитков не воспрещается.

Не относящимися к напиткам спиртосодержащими веществами признаются древесный спирт, сивушное масло (отбросы и отгоны при очистке спирта) и прочие спирты, а также всякой крепости их растворы, кроме винного спирта и его растворов.

Под винным спиртом разумеется этиловый спирт, не подвергнутый денатурации” (8, 45-46).

Если говорить о последующих двух статьях, то они регулировали вопросы изготовления и продажи спиртных напитков. "Продажа спирта, крепких напитков и не относящихся к напиткам спиртосодержащих веществ, - как отмечалось в  6-й статье, - для технических (врачебных, фармацевтических, химических, учебных и ученых и т.д.) надобностей, а равно и для вывоза за границу производится исключительно из выделывающих эти напитки и вещества национализированных или взятых государством на учет заводов и заведений, из складов, аптек и других мест торговли, коим эта продажа разрешена правительством” (8, 46).

Изготовление спиртных напитков производилось, так же, как и продажа, на заводах и в заведениях национализированных или взятых государством на учет.

Порядок и условия продажи спиртных напитков определялись Высшим Советом Народного Хозяйства по согласованию с Народными комиссариатами внутренних дел и здравоохранения.

Последующая статья закона устанавливала меры наказания за незаконное производство алкогольных напитков "…в недозволенных законом местах, из каких бы то ни было припасов, каким бы то ни было способом, в каком бы то ни было количестве и какой бы то ни было крепости” (8, 46). Законодатель выделил следующие виды наказания:

- конфискация спирта, припасов, материалов, а также аппаратов и приспособлений для производства алкогольных изделий;

- конфискация всего имущества;

- лишение свободы с принудительными работами на срок не ниже 5-ти лет.

Такому же наказанию подвергались виновные "в соучастии в тайном винокурении и в пособничестве ему, а также виновные в продаже, передаче, приобретении, хранении, проносе и провозе незаконно выкуренного спирта” (8, 47).

В статье 9 перечислялись действия, за которые виновные подвергались перечисленным выше наказаниям:

"а) за умышленное срывание пломб и других знаков обеспечения, наложенных представителями инспекции косвенных налогов и управления винокуренной промышленности на контрольные снаряды и перегонные аппараты, когда через то открывается доступ к спиртным парам или спирту до учета его контрольным снарядом;

б) за устройство приспособлений, служащих для остановки, порчи или неправильного действия контрольного снаряда и для отвода спиртовых паров или спирта до учета его контрольным снарядом;

в) за тайный выпуск спирта, вина и водочных изделий из места их законного хранения или нахождения;

г) за выпуск из мест законного хранения или нахождения всякого рода содержащих спирт изделий и смесей лекарственного и технического характера на не предназначенные надобности;

д) за продажу, приобретение, хранение, пронос и провоз тайно выпущенных спирта, вина и водочных изделий, а равно незаконно отпущенных спиртовых изделий и смесей лекарственного и технического характера (пункты "в” и "г” настоящей статьи);

е) за перегонку, отцеживание, сдабривание и за всякую вообще переработку денатурированного спирта, лака, политуры и других содержащих спирт изделий и смесей, не предназначенных для питьевого употребления, в целях выделения спирта или ослабления особого их вкуса, запаха или цвета, за продажу, передачу, приобретение, хранение, провоз и пронос таких переработанных спирта, лака, политуры и других содержащих спирт изделий и смесей;

ж) за приготовление из законно полученного спирта изделий и смесей лекарственного или технического характера с такими от установленных правил отступлениями, которые дают возможность легкого выделения спирта или использования изделий или смесей в качестве опьяняющего напитка; за продажу, передачу, за приобретение или хранение для продажи таких незаконно изготовленных изделий и смесей;

з) за приготовление или хранение для продажи, а равно за продажу всякого рода крепких напитков, т.е. с содержанием спирта свыше дозволенного предела, или с прибавлением одурманивающих или вредных для здоровья веществ” (8, 47-48).

Лица, виновные в устройстве, приобретении или хранении без надлежащего разрешения перегонных кубов и приспособлений для производства спиртных напитков, подвергались конфискации этих предметов и лишению свободы с принудительными работами на срок не менее одного года. Такому же наказанию подвергались виновные, изготовившие перегонные аппараты из самоваров, котлов или другой посуды, а также лица, занимающиеся продажей, передачей, приобретением, проносом и провозом такой перегонной аппаратуры.

13:08
Становление антиалкогольной правовой политики большевиков в первые годы советской власти (1917-1921 гг.)
Просмотров: 8013 | Добавил: Александр | Теги: Алкогольная политика | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]