Воспроизведение алкогольных традиций Роль внешнего окружения
Оглавление
Врожденной потребности в приеме алкоголя у людей нет. Без пития жить можно и нужно. Никому не стало плохо от трезвого образа жизни. Алкоголь всего лишь жидкость, которая сама не выскакивает из бутылок и не вливается в рот против воли пьющего.Потребность в выпивке появляется потому, что общество воспроизводит обычаи, привычки, предрассудки и традиции, связанные с потреблением алкоголя. Алкоголизация является не целью, а сопутствующим элементом более сложных форм поведения, связанных с удовлетворением многих социальных потребностей людей. То есть, первопричина алкоголизации - традиции и обычаи. Эти социо-культуральные факторы стабилизируют формы потребления алкоголя и осуществляют воспроизводство самих себя.
Восприятие и усвоение алкогольных обычаев начинается задолго до того, как дети познакомятся со спиртными напитками - с их вкусом и действием. Уже маленький ребенок, сидя за праздничным столом, и, видя как люди чокаются и пьют вино, тянет свою чашку, чокается и пьет вкусный напиток. При этом он уже усваивает поведенческий ритуал винопития.
Многие исследователи показали, что если детям предложить поиграть в день рождения или в свадьбу, они воспроизводят, копируют в играх атрибуты взрослого застолья - садятся за общий стол, открывают бутылки, чокаются, говорят тосты, ходят шатающейся походкой. (Б.С. Братусь, П.И.Сидоров 1984)
Опрос 100 мальчиков в одном из детских садов показал, что 97% детей, хорошо описывали алкогольное опьянение. С детсадовского возраста начинает формироваться представление об алкоголе как об особом, обязательном спутнике торжеств и встреч, притягательном символе взрослой жизни. К 11-12 годам у подростков формируются вполне стабильные стереотипы отношения к пьянству. Они копируют в этом своих родителей и близких людей.
Повышается вероятность формирования алкоголизма у детей в тех семьях, в которых отец пьет, а ребенок не чувствует себя под защитой и контролем матери, или чувствует себя отверженным отцом и матерью, или с отцом имеются напряженные отношения.
Реакция детей на первые пробы алкоголя
Первое знакомство детей с алкоголем происходит обычно дома, за праздничным столом с родителями или в компании друзей в возрасте 10-12 лет. Перед употреблением дети ждут эйфоризирующего действия, то есть имеют установку на веселье.
Но реально впечатление от первого знакомства с алкоголем оказывается совершенно не тем, которого ребенок ожидал. Горький вкус, жжение во рту, головокружение, тошнота, а иногда рвота, воспринимаются как субъективно неприятные ощущения почти у всех детей.
По данным Михайлова (1930) после выпивки у детей отмечались головная боль - в 61%, тошнота - у 8%, рвота у 14%, подавленное состояние - у 4%, слабость у 12% опрошенных.
После первого неприятного впечатления от алкоголя подростки некоторое время избегают алкоголизации. От того, что собственное впечатление не совпадает с тем, что должно быть и бывает у других, возникает желание попробовать еще раз. В возрасте 13-14 лет дети участвуют во множестве событий, связанных с алкоголизацией, чтобы «быть как все», пьют, преодолевая отвращение. Подростки «работают над собой, воспитывают себя», в значительной степени внушают себе, что опьянение должно быть приятным.
С увеличением стажа употребления субъективная картина меняется. Опрос подростков с 2 летним стажем показал, что уже у 90% опьянение сопровождается ощущением прилива сил, чувством довольства, комфорта, повышением настроения. То есть, появляются те признаки, которые, по мнению детей, должны быть.
Рост привлекательности опьянения часто происходит по механизму проецирования психологический ожиданий на особое психическое и физическое состояние алкогольного опьянения. (Б.С. Братусь, ПИ. Сидоров, 1984). Этого переноса не осознают не только дети, но и взрослые.
Роль психологического фактора подтверждена в эксперименте. Одной группе подростков вводили в вену небольшую дозу 33% спирта, но не сообщали, что это спирт. У этих подростков наблюдалось легкое и кратковременное повышение активности и тонуса, сменившиеся релаксацией и сонливостью. Другой группе сообщили, что это алкоголь. В этой группе в зависимости от алкогольного опыта подростка и стиля его алкогольного поведения наблюдались соответствующие эмоциональные реакции - оживление, шуточки, комментарии, нарушения координации, многоречивость.
То есть, не сам алкоголь, не его фармакологическое действие, а проекция психологического ожидания, актуальных потребностей и мотивов на психофизиологический фон опьянения создают субъективную картину опьянения. В опьянении происходит опредмечиваниенеоформленного состояния.
Подтверждают главенствующую роль психологической установки на поведение в состоянии опьянения и такие всем известные факты. Водку пьют, когда отмечают веселые и приятные события в жизни. Точно такую же водку пьют, когда отмечают самые печальные события - похороны и поминки. Химический состав водки один и тот же, дозы одинаковые, фармакологическое действие одно и то же, а самочувствие и поведение людей прямо противоположные. То есть, «главным режиссером» алкогольногосамопредъявления людей является не вещество, а общество - условности, традиции, обряды, социальные и культурные нормы.
Со временем ассортимент субъективных состояний и причин для употребления алкоголя расширяется - пьют для того чтобы расслабиться и для того чтобы взбодриться, для «храбрости», от обиды, чтобы поговорить по душам и т.д. Выпивки обосновываются и оправдываются, формируется новый стереотип жизни с обязательным присутствием алкоголя и положительным к нему отношением. Сейчас это называется формирование алкогольной субличности.
Отечественные авторы Б.С. Братусь и П.И. Сидоров (1982) давно разъяснили, что выпивки обретают характер иллюзорно-компенсаторной деятельности, направленной на создание нужного эмоционального состояния, становятся механизмом иллюзорного удовлетворения потребностей.
Из этого иллюзорно-компенсаторного механизма начинает вырастать психологическая приятность опьянения, человек начинаетзамещать реальное удовлетворение потребностей субъективными переживаниями благополучия и успеха, как будто, это реальные успехи.
Важный элемент алкоголизации состоит в том, что искомые субъективные состояния достигаются пьющим человеком не в одиночку, а в компании. Иллюзорно-компенсаторная деятельность разыгрывается перед зрителями и слушателями. Алкоголизация имеет сложную структуру. Это не только опьянение, но и ритуал, форма социального поведения и взаимодействия с людьми, в которой иллюзорно удовлетворяются многие потребности пьющего.
Подростки с низкой самооценкой, имеющие низкий статус и рейтинг в школе и дома, в алкогольных группах обретают комфорт, ощущение друж бы, теплоты, спаянности, взрослости, уважения. В алкогольной компании эти подростки находят желанный высокий статус. Алкоголь их сближает с людьми. Алкоголь становится главным признаком дружбы и солидарности, взрослости, самодостаточности. Только в алкогольной компании подросток чувствует себя человеком. Симпатия к друзьям и общению переносится на алкоголь и молодой человек, привязываясь к друзьям, привязыва ется к алкоголю. В таких компаниях умение пить символизирует взрос лость, человеческую и мужскую доблесть.
Подростки самоутверждаются тем, кто больше выпьет. В таких компаниях культивируется эйфория. Подростки проецируют на алкоголизацию свои представления о смелости, мужественности, взрослости, друг друга индуцируют кто пьянее, кто громче кричит или хохочет или визжит, кто развязнее себя ведет. В поведении много показного, демонстративного, истерического. Обычно включается громкая музыка, усиливающая деструктивность поведения.
Таким образом, формируется групповая зависимость от алкоголя. Вне этой группы желания выпить нет. Но как только группа собралась, так у всех появляется желание выпить и что-то показать и доказать друг другу. Если такие группы создались, нужно их разрушать. Увезти детей на лето на дачу, привить другие увлечения.
В алкоголизации детей и подростков основную роль играет подражание взрослым. По этой причине подростки легко переходят на суррогаты - одеколон, денатурат, духи, добавляют в водку лекарства. Взрослые пьют суррогаты только при отсутствии средств на водку, у них мотивация экономическая. У детей мотивация подражательная.
Врожденной потребности пить пиво, вино, водку и т.д. у людей нет. Если бы не было на свете алкогольных изделий и традиций их пить, без них можно было бы прожить.
Подчеркнем, что формирование и усвоение алкогольных традиций начинается с раннего детского возраста и не с собственного приема алкоголя, а с наблюдением за его питием другими людьми, в том числе, родителями и знакомыми, то есть, в процессе усвоения культурных и социальных традиций. Культурные и социальные механизмы формирования алкогольных традиций, начинают действовать раньше других механизмов и действуют более длительно, чем фармакологические, метаболические, компенсаторные и другие факторы. Их нужно выделить в самостоятельную и основную цель для профилактической работы, потому что они усваиваются детьми задолго до того, как они впервые сами испытают на себе фармакологическое действие алкоголя.
Сначала ребенок узнает о существовании устойчивых социальных традиций, о том, что все события, отличающиеся от обыденных, принято отмечать питием алкогольных изделий. Это «правило» соблюдается дома, в семьях родных и знакомых., на работе, в школе, в кино, в театре, а телевидение показывает, что оно соблюдается и самыми авторитетными людьми, членами правительства, во многих странах и т.д.
Социально-культуральные, подражательные компоненты опьянения
Поведение пьяных людей обусловлено не только и не столько фармакологическим действием алкоголя на их мозг и мышцы, сколько их представления о том, как «должен» себя вести пьяный человек в определенной ситуации.
Поскольку психологические составляющие алкогольного опьянения имеют социальную природу, их не следует «приписывать» алкоголю. Также нужно понимать творчество Омара Хаяма и других поэтов, воспевавших алкоголизацию. Они обладали талантами поэтов и мудрецов. Богатства своей души они переносили на алкоголь. Иногда кумирами становятся пьющие люди - писатели, поэты, певцы. Алкоголизация ошибочно рассматривается как признак творческой одаренности, принадлежности к творческой элите. Это может стать одной из причин алкоголизации.
Фармакологические эффекты самого алкоголя совсем другие. Мы их далее опишем. Чтобы не ломать древних традиций можно предложить временный компромисс:
все приятные и желанные социальные и культуральные элементы алкогольных традиций можно сохранить, но заменить алкоголь другими, не вредными, а полезными для организма напитками, например, натуральными соками. Такие эксперименты также описаны. На праздниках трезвенников, весь ритуал застолья соблюдается, но вместо спиртных напитков пьют соки и минеральные воды. Праздничное настроение создается средствами души и духа - встречей с приятными людьми, желанием общаться и радовать друг друга, музыкой, песнями, цветами, красивой одеждой, улыбками, приятными словами и поступками, а не водкой и едой.
Фармакологические механизмы алкогольного опьянения
Для четкого представления о роли этилового спирта в механизмах алкогольного опьянения и разделения его фармакологических и социальных компонентов, познакомимся как действует алкоголь на мозг.
Целью приема спиртсодержащих жидкостей, также как курения и наркотизации, является определенное изменение психического состояния - повышения настроения, обретение приятного чувства радости, легкости, любви к себе и ко всем, примирения, доброжелательности, устранения неприятных переживаний и т.д. Это все характеристики душевного или психического состояния человека и возникают они вследствие реализации психологической установки на алкогольную эйфорию. Участие в этом психологическом самовыражении молекул этилового спирта совершенно не обязательно. Фармакологическое влияние алкоголя на мозг лишь модулирует эти психические процессы.
Мозг состоит из нервных клеток. Их более 15 миллиардов. Нервные клетки работают «не в одиночку», а в очень больших «сообществах», образующих сложные функциональные системы. Каждая нервная клетка имеет тысячи контактов с другими клетками - синапсов. По нейронным сетям к мозгу передается информация о внешнем мире, которая анализируется, превращается в психические явления - эмоции, мысли, образы, программы... а затем в «команды» мышцам и внутренним органам.
В передаче информации от одной клетки к другой участвуют химические вещества, которые называются медиаторами. Медиаторов известно более 50 - серотонин, дофамин, норадреналин, гистамин, ацетилхолин и др. По содержанию и по механизму психическая деятельность является формой отражения объективного мира и субъективных переживаний. Качественные и количественные признаки предметов и явлений внешнего мира трансформируются в качественные и количественные признаки наших ощущений, восприятий, эмоций, мыслей, эмоций, воспоминаний и других психических феноменов. Точность отражательной деятельности и соответствия объективных и субъективных явлений обеспечивается нейрохимическими процессами в синапсах.
Нервные клетки, воспринимающие внешние раздражители, трансформируют световую, цветовую, звуковую и иную информацию о них в электрические и химические процессы. Из нервной клетки воспринявшей, внешний раздражитель, в синапс - узкое пространство между клетками, в котором происходит химическая передача сигналов, выбрасывается определенное, соответствующее свойствам раздражителя, количество медиаторов. Из синапса медиаторы воспринимаются специальными, специфически настроенными на них, рецепторами другой, постсинаптической нервной клетки. После вступления в контакт медиаторов с рецепторами в нервной клетке возникают электрические и химические процессы, которые создают нервные импульсы, несущие информацию к мозгу. Мозг анализирует эту информацию и превращает ее в наши чувства, мысли, воспоминания и т.д.
На процессах передачи информации через синапсы следует остановиться и рассмотреть их полнее, так как все химические вещества, использующиеся для одурманивания людей - алкоголь, наркотики, табак, лекарственные препараты и др., вызывают опьяняющее действие в результате нарушения точности синаптических процессов. Синапс является тем звеном в передаче информации, которое доступно для внешних вмешательств. Внутрь нервных клеток попасть трудно, потому что они имеют защитные оболочки, аналогичные изоляции электрических проводов. А синапс - щель между клетками - как улица между домами - открыт для доступа всех веществ, содержащихся в крови и тканевой жидкости, омывающей синапс.
Синапс можно сравнить с обменным пунктом, в котором сигналы, отражающие признаки внешнего мира (рубли), конвертируются в (доллары) - элементы психических процессов - мысли, чувства, представления и пр. Основное требование к кассиру - знать курсы валют и уметь считать. Алкоголь действует как мошенник и грабитель - побуждает «кассира» выдавать долларов гораздо больше, чем он получил «рублей». Формат ощущений пьяного гораздо больше того, который соответствовал бы реальной ситуации. Для того и пьют, но при этом не ведают, чего творят. От грабителей люди стремятся защищаться, ставят двойные двери, сигнализацию, домофоны и др., тратят на это деньги, силы и время. Но зачем тратить деньги и время на пьянство, чтобы ограбить и обмануть свой собственный мозг и свою душу? От приема алкоголя, наркотиков и табака нужно защищаться также, как мы защищаемся от грабителей и мошенников.
Психическая деятельность предназначена для правильного и точного отражения внешнего и внутреннего мира человека. Чем выше точность тем лучше. Когда ухудшается острота зрения или слуха, нарушается распознавание предметов, букв, звуков, то возникает много затруднений и опасностей для жизни. Люди стремятся повысить точность зрения и слуха подбором очков и слуховых аппаратов. В полном противоречии этому состоит прием психоактивных веществ.
Психо-физиологическая сущность алкогольного опьянения
Перейдем от молекулярно-клеточного уровня на уровень органный и разберемся как меняется функционирование мозга в целом. В результате фармакологического действия алкоголя нарушается основный и главный принцип и механизм отражательной деятельности мозга. Причина та же - медиаторы попадают в синапсы не в результате воздействия на нервные клетки внешних раздражителей, отражающих свойства предметов, а вследствие «утечки» медиаторов в синапсы через «продырявленные» мембраны. В результате,вместо реальных восприятий в психике возникают усиленные, искаженные и разобщенные восприятия, эмоции, желания, мысли, воспоминания, которые наслаиваются на нормальные психофизиологические процессы и искажают их.
Точность отражательной деятельности мозга ухудшается. Взаимосвязь между психическими функциями нарушается. Происходит диссоциация (дезинтеграция, разобщение) психических функций. Это основной и общий признак состояний опьянения любой природы - алкогольного, наркотического, никотинового, токсического. У человека при опьянении новых, дополнительных возможностей, повышающих его интеллектуальные, волевые и физические и иные ресурсы, не возникает. По биологическому содержанию и смыслу это всегда утрата, а не приобретение. Выше мы уже писали о том, что при опьянении возникает подъем настроения - эйфория, который не соотносится с внешней и внутренней ситуацией. Человеку в опьянении всегда хорошо, даже тогда, когда ситуация совсем не подходит для веселья, например при потере денег и документов, приводе в милицию или вытрезвитель, тяжелых материальных и социальных последствиях алкоголизации.
Понимание смыслового содержания ситуации искажается. Враги кажутся благодетелями и друзьями. В 1994 г. 57-60% всех убитых в Российской Федерации были в состоянии алкогольного опьянения, пьяными оказались 77% убийц.( Немцов 2001). 58% девочек теряют свою девственность в состоянии алкогольного опьянения. Чаще всего курить и пробовать наркотики также начинают притупив разум алкоголем.
Сути опьянения многие люди не понимают. Этот пробел надо устранить. Напомним еще раз о том, что психическая деятельность структурирована на 7 функций - восприятие, мышление, эмоции, волю, память, интеллект, сознание. Они самостоятельны, четко отделены друг от друга по целевому предназначению и физиологическим механизмам, но работают они в содружестве.
Воспользуемся метафорой и вспомним известное сравнение психики с оркестром. В оркестре разные музыканты с разными инструментами, но продукция оркестра - музыка - результат совместной работы всех участников оркестра и дирижера. Качественные и количественные характеристики музыки зависят от работы каждого музыканта и от их взаимодействия. Аналогичным образом качественные и количественные характеристики психической деятельности зависят от сохранности каждой психической функции и их взаимодействия. При опьянении эмоции сначала повышаются, а потом снижаются; восприятия теряют четкость; мышление утрачивает связность и стройность, затормаживается; воля слабеет; память снижается; интеллект слабеет; сознание расстраивается. Психическая деятельность утрачивает структурированность и нормальное соотношение ее компонентов. Психика становится уродливой. В этом нет ничего положительного и привлекательного.
Продолжим аналогию на физическое тело. Тело человека тоже структурировано на органы - голову, руки, ноги, сердце, легкие и др. Лицо структурировано на глаза, нос, рот, подбородок и т.д. Все части самостоятельны, но все нужны и работают совместно. Красивые тела и красивые лица гармоничны, то есть соразмерны. Перенесем образ процесса опьянения - разобщения и рассогласования психических функций на лицо и тело. Если руки, ноги, головы, глаза, уши, сердца и другие части станут разных размеров и потеряют нормальные соотношения между собой это будет безобразное уродство, несовместимое с жизнью. Свое лицо и тело приводить в деструктивное состояние, аналогичное опьянению никто не хочет. Также нужно беречь от уродования свою психику. Нужно уметь видеть и оценивать красоту (структуру и гармонию) не только лица и тела, но и души. Это важнее для человека.
Процесс разобщения психических функций и потери контроля за своим поведением характерный для пьяного человека распространяется на всю пьяную компанию, на целые деревни и на более масштабные общности людей. Известны примеры деревень, в которых все население «спилось» и деревни исчезли. На грани исчезновения некоторые народности, не адаптированные к алкогольным традициям.