Оглавление
А сейчас мы выполним комплекс психологических
упражнений. Цель - это опять-таки выявление индивидуальных особенностей
слушателей. Да вам и самим будет небезынтересно проверить свои способности.
Упражнения мы будем проводить дважды: сегодня и на заключительном занятии. Для
чего это надо? Посредством таких упражнений вы наглядно сможете убедиться, как
за эти полторы-две недели, то есть за 10 занятий, у вас резко улучшится
памятливость, умение сосредотачиваться на чем-либо, курильщики, отказавшись от
карманного крематория, имеют возможность почувствовать улучшение дыхания.
Но прежде чем раздать карточки, нам необходимо
избрать старосту курса, который возьмет на себя функции моего технического
помощника: ему в конце каждого занятия вы будете сдавать дневники, через
старосту вы сможете решите массу организационных и культурно-массовых вопросов.
Я полагаю, вы достаточно уже освоились между собой, завели знакомства и можете
на демократических началах путем открытого голосования избрать старосту.
Пожалуйста, предлагайте кандидатуру из состава слушателей, а не почетного
эскорта. Можете сами себя предлагать, а мы обсудим.
***
Вообще, товарищи, занятия у нас очень демократичные.
Вы сами себе будете ставить нечто вроде диагноза. И те, например, кто не считал
себя даже пьяницей, не то что алкоголиком, с ужасом обнаружат в себе симптомы
первой, второй и даже третьей стадии алкоголизма. Вы сами себе будете выставлять
оценки по пятибалльной системе за выполнение упражнений на заключительном
занятии. Больше того, в своих дневниках вы можете критиковать действия
преподавателя, высказывать свои мнения о проводимых занятиях, вносить
предложения) пожелания, которые будут рассматриваться принародно.
Товарищ староста, возьмите, пожалуйста, карточки
раздайте их слушателям:
Ф. И. О.
Запоминание чисел:
3-зн. 6-зн, 9-зн. 12-зн. 15-зн.
2. Обратное чтение слов в воображении:
а) прочитанное слово б) Время чтения
в) прочитанное слово г) время чтения
3. Подсчет в воображении числа букв в словах:
а) число букв б) время в) число букв г) время
4. Растягивание рук: а) б) средняя
5. Максимальный счет неслышным шепотом с
максимальной скоростью:
а) б) средняя
6. Задержка дыхания: а) б) средняя
Прошу очень серьезно отнестись к выполнению
упражнений.
Пояснения
преподавателю:
Для успешного выполнения упражнений предложите
слушателям устроиться удобно, чтобы ничто им не мешало, не отвлекало.
Выполняя первое упражнение, числа произносить четко
и достаточно громко, в среднем ритме. Не позволяйте слушателям делать
исправления, объяснив им, что любое исправление считается невыполнением
упражнения.
Без всякой паузы переходите к выполнению следующего
упражнения. Рекомендуйте слушателям выполнять упражнение с закрытыми глазами,
чтобы мысленно могли представить названное слово и прочесть его наоборот. В это
время вы четко отсчитываете секунды: пять, десять, пятнадцать, двадцать и т.д.
Написав слово наоборот, слушатель должен проставить время, за которое он прочел
это слово.
С закрытыми глазами выполняется и третье упражнение
- подсчет количества букв в предлагаемых словах. Естественно, каждый
преподаватель волен выбирать слова по своему усмотрению. Однако настоятельно
рекомендую подбирать слова на первое упражнение, которые ассоциируются с
теплом, экзотикой южных стран. Предложив слово, также отсчитывайте секунды, как
и в предыдущем упражнении.
Четвертое упражнение - выявление вникаемости.
Предлагаете слушателям руки сложить замком, вывернуть ладонями наружу, закрыть
глаза и по вашему счету начинать размыкать руки.
Например. Полностью расслабить мышцы тела! Руки
сложили в замок! Глаза закрыли! Все внимание на мой голос!
Вы слышите только мой голос! Постороннее вас не
отвлекает, вы ни о чем не думаете, все внимание на мой голос! Ваша задача -
развести руки во время моего счета. При счете «раз» вы должны пытаться
растянуть руки. Это будет очень трудно сделать, ибо пальцы обеих рук как бы
склещатся, вам очень трудно будет их разжать. При счете «тридцать» ваши руки
сами разожмутся. Все внимание на мой голос! Вы слышите только мой голос! Я
начну сейчас считать, а вы будете пытаться разводить руки. Раз, два, три,
четыре... и т.д.
Некоторые слушатели, наиболее вникаемые, при счете
«тридцать» не могут развести руки. Преподавателю необходимо подойти, коснуться
своей рукой сцепленных рук слушателя, легко их поглаживая, говорите: ваши руки
свободно расцепляются, очень свободно... Расцепились... Спокойно... Спокойно.
Все остальные слушатели, разведя руки, должны сидеть
с закрытыми глазами. Глаза открывают по вашей команде.
Выполняя упражнение «счет неслышным Шепотом с
максимальной скоростью», необходимо пояснить слушателям о четкости
проговаривания каждого числа. Вы засекаете время и по команде «начали!» все
начинают выполнять упражнение. Выполнять его рекомендуется тоже с закрытыми
глазами.
Последнее упражнение (вновь с закрытыми глазами) -
задержка дыхания. Вы даете команды: «Приготовились!», «Начали!». Все делают
вдох и задерживают дыхание. Вы в это время четко отсчитываете секунды: пять,
десять, пятнадцать и т.д.
По окончании упражнений староста собирает карточки и
сдает их преподавателю.
Наше сегодняшнее занятие подходит к концу. И вот что
я хочу вам еще сказать. Каждый из вас до сегодняшнего дня был убежден в том,
что его пьянство, алкоголизм, курение - это собственная вина, результат
распущенности, неумения держать себя, отсутствие силы воли. Позвольте
разуверить вас в этом: вы не виноваты в том, что пьете, курите.
Не ви-но-ва-ты! Это беда ваша, а не вина.
Я сразу почувствовал по вашим недоверчивым и
откровенно ироничным взглядам: мол, что это за чушь порет преподаватель. Разве
кто-нибудь заставляет нас пить, курить?
Повторяю: ваши пьянство, алкоголизм, курение - беда
ваша, а не вина. И не слушайте тех «борцов» с пьянством и алкоголизмом, которые
в соответствии со своим служебным положением участвуют в различных разборах
нарушений дисциплины и общественного порядка, гневно клеймят и позорят
проштрафившегося. Встанет такой вот «борец» и ну давай поливать: мол, ты, имярек,
такой-сякой, вчера вон какие дела вытворял - нажрался, как свинья, по твоей
спине люди ходили, ноги вытирали, а тебе хоть бы что! Но мы не отправили тебя в
вытрезвитель, трешку дали, в такси посадили... А ты что сделал? Эту трешку на
пиво просадил. Потом у дворничихи всю брагу выжрал. Дома - парфюмерию выпил, за
женой с топором гонялся, пока соседи милицию не вызвали. И вот теперь мы
вынуждены тут сидеть и обсуждать твое поведение. А чего тут и обсуждать-то:
пить не умеешь!
И стукнет, войдя в раж, такой деятель кулаком по
столу, внутренне уверенный в том, что он-то до такого состояния не дойдет
никогда, ибо, считает он, знает, когда остановиться, сумеет себя сдерживать. И
невдомек такому вот горе-борцу, что позволяя себе даже втайне от всех иногда рюмку-другую
сивушной отравы, он не имеет морального права осуждать человека, который не
умеет, по его мнению, «держать» себя. Такой «борец» приносит огромный вред
обществу, ибо ратует за «умеренное» питие. Увы, не может быть даже такого
термина: слова «умеренно» и «культурно» не могут сочетаться с отрицательными
явлениями. Не бывает умеренного воровства, культурного грабежа, умеренного
садизма, культурного убийства, не может быть и умеренного, тем более
культурного пьянства, алкоголизма, морфинизма...
Призывы к такой вот умеренности - это разложение
нашего сознания, это - патологии, если хотите, нашего сознания. Такие призывы
вербуют легионы потенциальных алкоголиков. Ибо не рождаются алкоголиками люди,
ими становятся, взрастают на почве так называемого «умеренного» или
«культурного» потребления алкоголя.
Кстати, я опросил тысячи людей, проходивших у нас
занятия, как они сами понимают термины «культурное» или «умеренное» питие.
Ответы почти повторяют друг друга.
Уверен, что и в ваших анкетах об этом сказано так
же: мол, «культурно» или «умеренно» употреблять алкоголь - это по рюмке перед
обедом или ужином; отмечать, не напиваясь, торжественно в ресторане; выпить по
бокалу шампанского в кафе при встрече с другом, подругой...
А вот дословная выписка из дневника одной из
слушательниц курса Валентины Ш., очень уважаемой женщины, названной лучшим
директором столовой в своей области, которая до прихода на занятия в этой же
столовой работала посудомойкой: была направлена административной комиссией на
такую работу. Так вот, Валентина написала: «Вначале дешевые восторги: ах, цвет,
ах, букет, ах, выдержка!... совсем недалеко - через несколько месяцев, лет за
счастье считать будешь где-нибудь в вонючем подвале глоток клея БФ, ризоли или
политуры...».
Об этом, о так называемом «культур-» или
«умереннопитействе» мы еще будем
говорить. У нас же речь о том, что человек не виноват в том, что он пьет и
курит. Почему, спросите вы. Отвечу:
Мы поступаем так или иначе в силу своих убеждений.
Так? Следовательно, выпивая, закуривая, мы считаем: это занятие - необходимое
для нашей жизнедеятельности, оправданное и даже полезное в некоторых случаях.
Так? Это можно сравнить опять-таки с верующим в бога человеком. Он крестится,
поклоняется иконам, потому что убежден так угодно богу, так делают все верующие
Стоп! Знакомо, не правда ли? Все пьют - и я пью! Все курят - и я курю!..
Мы поступаем, повторяю, так или иначе в силу своих
убеждений. Что такое убеждение? Сплав жизненного опыта и знаний. То есть -
своеобразная программа нашей деятельности. Эта программа и заставляет нас в
определенном возрасте, в определенной ситуации, а затем уже в определенных
ситуациях, хвататься за сигарету, за рюмку. Ибо с детства впитали в свое
сознание: именно в подобных ситуациях взрослые поступают таким образом. Далее
это сплавляется с теми знаниями, которые приобретаем. А назовите мне не
специальную литературу, где не оправдывалось бы винопитие или курение. Особенно
современных авторов. В любой стрессовой ситуации герои выпивают, закуривают.
Выдается, так сказать, своеобразный рецепт: тебе плохо - выпей, закури,
пройдет. Пройдет ли?
О сущности психологической запрограммированности
нашего сознания мы еще поговорим. Серьезно поговорим. А пока прошу усвоить:
выпивая, закуривая, вы исполняете не добрую чужую волю...
Пожалуйста, передайте старосте свои анкеты,
дневники...
Успокоились! Освободите руки от всяких предметов.
Уберите с коленей папки, тетради! Устраивайтесь удобнее. Все внимание на мой
голос! Выключите, пожалуйста, свет!.. Глаза закрыли! Все закрыли глаза! Все
внимание на мой голос!
Посторонние мысли и видения ушли, вы слышите только
мой голос! Потому что мой голос - это ваш внутренний голос!
Расслабляем мышцы тела. Расслабляем мышцы ног!
Расслабим мышцы бедер!.. Расслабились мышцы живота! Расслабились мышцы груди!
Полностью расслабились мышцы рук! Руки, как плети, повисли вдоль бедер, легли
на бедра!
Расслабляются мышцы шеи. Расслабились мышцы лица ..
Все внимание на мой голос! Все бодрствуют и слышат
мой голос. От того, что я буду говорить, во многом будет за висеть вся ваша
дальнейшая жизнь.
Все внимание на мой голос!
Сегодня мы ступили на светлую дорогу трезвости и
некурения. Мы делаем по этой дороге первые неуверенные шаги.
Настроенность на употребление спиртного, табака,
стихийно сложившаяся в нашем сознании, отныне у нас исчезает. Мы уничтожаем в
себе эту многоплановую вредную, позорную привычку - выпивать, закуривать.
Теперь у нас вырабатывается полезная и естественная программа - программа на
трезвость, на некурение. Мы отказываемся при любых обстоятельствах от
употребления наркотических веществ - алкоголя, никотина.
Теперь наш организм вырабатывает защитные функции
против губительных ядов - спиртного, табака.
С сегодняшнего дня мы начинаем замечать, как все
вокруг нас стареют, а мы с каждым днем становимся моложе, лица наши
разглаживаются, организм омолаживается, с каждым днем возрастает жизнелюбие,
готовность придти на помощь любому нуждающемуся в ней. От этого сознание наше
становится чище, яснее, к нам возвращается хорошее настроение. И это хорошее настроение
будет с нами долго...
...Откройте глаза!..
...Включите свет!..
...Вопросы?.. Пожелания?.. До следующего занятия.