Трезвая русь

Поиск

Форма входа
Не зарегистрированные пользователи не могут скачивать файлы!

Логин:
Пароль:

Юридические услуги

Наши друзья

Новости

Научная литература

» Батраков Евгений Георгиевич

Предложения на заседание подкомиссии межведомственной комиссии по профилактике социально-обусловленных заболеваний.
09.07.2011, 12:41

Предложения

на заседание подкомиссии межведомственной комиссии

по профилактике социально-обусловленных заболеваний.

 

В Хакасии в области состояния здоровья общества сложилась ситуация сравнимая только с военно-оккупационным периодом. Об этом говорит и нарастающий процесс социально-психологической, морально-нравственной, физической инвалидизации населения, и неуклонное, позорное явление депопуляции - превышения числа умерших над родившимися. Ситуация, вне всякого сомнения, чрезвычайная, требующая для своего разрешения мер столь же варварских и чрезвычайных, но, вместе с тем, мы не можем не согласиться с мнением главного врача республиканского наркодиспансера Е.Т.Дазиденко: "Решение проблемы наркомании и алкоголизма заключается не только и не столько в полноценном лечении больных наркоманией и алкоголизмом, сколько в воспитании поколения, способного реально, осмысленно противостоять наркоугрозе, отказаться от употребления наркотиков и алкоголя".

В свете вышесказанного нам представляется, что для эффективного решения основной задачи социальной политики государства в области здравоохранения, следует, прежде всего, изменив приоритеты, предложить обществу такую модель существования и сосуществования индивидов, которая могла бы, при условии бережного отношения к своему здоровью, обеспечить не только удовлетворительный уровень социально-психологического самочувствия, но и качества жизни в целом.

На сегодняшний день общеизвестной, ключевой проблемой для всех направлений профилактики является низкая престижность здоровья, до предела заниженное самосознание ценности здоровья как фактора жизнестойкости, выраженном нездоровом образе жизни. Поэтому, на наш взгляд, первоначально следует решить задачу переориентации массового сознания, институтов и государственных служб на создание социально-этической доминанты охраны здоровья и здорового человека. Особыми социально значимыми ценностями должны стать здоровые родители, здоровый ребенок и здоровый образ жизни. Следует добиться, - и, прежде всего в самой структуре власти, -  понимания того, что здоровье человека – это интегративно-конечный результат политики государства, создающего возможность своим гражданам относиться к своему здоровью как непреходящей ценности, основе продления рода, сохранения и совершенствования трудового потенциала, индивидуального и всеобщего благополучия.

С этой целью на всех уровнях общественно-трудовой, культурной жизни населения необходимо резко поднять его осведомленность об истинном состоянии здоровья, причинах снижения качества и количества здоровья, а также путях его укрепления. Вместе с тем, нам представляется важным пропагандировать среди населения мысль о том, что важнейшим показателем эффективности работы государственных служб, Верховного Совета РХ и правительства РХ в целом являются такие показатели, как средняя продолжительность жизни, детская смертность, смертность от неестественных причин, а также наличие в обществе успешно функционирующей системы здорового образа жизни

 

Понятие системы здорового образа жизни.

 

Образ жизни является самым существенным фактором здоровья населения. Так, например, 2/3 всех неинфекционных заболеваний обусловлено курением, нездоровыми привычками питания, малой физической активностью, социально-психологическими факторами и употреблением алкоголя.

 Система здорового образа жизни представляет собой совокупность государственных республиканских и общественных форм деятельности, осуществляемой, как минимум,  в целях:

¨     Гармоничного развития личности, физического и духовного здоровья населения.

¨     Соблюдения и защиты общечеловеческих норм и правил совместного общежития.

¨     Обучения здоровому образу жизни подрастающего поколения через систему народного образования и общественные организации.

¨     Пропаганды здорового образа жизни.

¨     Охраны семьи и материнства.

¨     Заботы о подрастающем поколении.

 

I. Первоочередные  административно-правовые  меры:

 

Представляется совершенно очевидным то, что потребление ядовитых, психоактивных веществ является одной из основных причин морально-нравственного разложения общества и духовного распада личности, вследствие чего разваливаются семьи, пропадает втуне творческий потенциал высококлассных специалистов, подрывается производственно-экономическую жизнь в целом, реальные возможности переходят в разряд упущенных… Причем, от этого страдает и каждый из нас в отдельности, и все население республике в целом. И, тем не менее, как показывают результаты проведенных опросов и бесед, эта очевидность очевидна далеко не для всех. Вот почему, первое, что необходимо, на наш взгляд,  осуществить, так это обсудить статус-кво и, если к тому будут достаточные основания, признать существование проблемы.

Далее, наметить конечную цель. Четко сформулировать конечную цель нашей совместной деятельности чрезвычайно важно, иначе усилия будут усилиями ради усилий. Усилия без ориентиров – это, фактически, активность против самих себя.

Только при признании существования проблемы и определения конечной, конкретной цели имеет смысл поиск и определение средств, в качестве которых, на наш взгляд, могли бы выступить следующие:

1. Административно-правовое регулирование торговли социально опасных и вредных  веществ, при неуклонном снижении объемов их реализации.

2. Вхождение с законодательной инициативой в Верховный Совет республики Хакасия, с предложением восстановить в полном объеме Закон РХ "О запрещении рекламы и пропаганды алкогольных и табачных изделий в Республике Хакасия", который был принят 21 апреля 1994 г. и отменен в текущем году, со ссылкой на то, что в России действует аналогичный закон "О рекламе", при этом было упущено из виду то, что в последнем отсутствует понятие "пропаганда".

3. Установление контроля за пропагандой ядопотребления и рекламой отравляющих веществ.

4. Реанимация законодательных актов, запрещающих курение в ряде общественных мест, в том числе в школах и медучреждениях.

5. Ограничение государственной монополии на изготовление и продажу алкогольсодержащих изделий.

6. Ограничение доступности алкогольсодержащих изделий путем сокращения времени и мест их продажи.

7. Обращение внимания МВД Хакасии на крайне низкую эффективность служб, занимающихся выявлением торговцев нарковеществами, а также на недопустимость положение, когда о местонахождении подпольных сбытчиков осведомлены все, кроме самих работников МВД.

8. Разработка долгосрочной государственной алкогольной политики и программ по профилактике, выявлению и лечению алкогольно-наркотической патологии, реабилитации лиц, с алкогольно-наркотическими проблемами.

9. Установление жесткого контроля со стороны административных органов всех уровней за продажей алкоголя с последовательным сокращением реализации социально вредного вещества.

10. Разработка действенной системы поощрения противоалкогольной и противонаркотической работы органов внутренних дел и других учреждений. В частности, можно предложить такую меру, проверенную и в нашей стране, и за рубежом, как перечисление конкретному работнику МВД 50 % от суммы штрафа, налагаемого на подпольного торговца ядовеществами.

11. Определение программы упорядочения торговли алкоголем:

¨     Дислокация торговых точек.

¨     Удаление торговых точек от детских и учебных заведений.

¨     Сокращение временного отрезка продажи алкоголя.

12. Вхождение в Верховный Совет РХ и Правительство с предложением о немедленной приостановке преступной деятельности усть-абаканского спиртзавода.

13. В целях определения фактических масштабов распространения в Хакасии всех видов наркоманий, включая табачную, а также социально-экономического ущерба, вызванного этими явлениями,  инициировать проведение силами соответствующих специалистов из ХГУ,  комплексного исследования.

14. Создание республиканского антинаркотического фонда, с активами, формируемыми из целевых бюджетных ассигнований, средств управлений и комитетов, денежных средств, конфискуемых у осужденных за преступления, связанные с наркотиками, штрафов, наложенных на нарушителей антиалкогольного законодательства и др. источников.

15. Инициирование создания республиканской, районных и городских комиссий по борьбе с алкоголизмом, токсикоманией и наркоманией.

16. Выступление от имени Межведомственной комиссии с инициативой: "Хакасия –  территория свободная от табака". В основу данной инициативы могут лечь:

¨     Предупреждение курения.

¨     Прекращение курения.

¨     Защита прав и здоровья некурящих.

 

II. Лечебно-психотерапевтические  меры  могут  включать:

 

1.     Оказание в медицинских учреждениях помощи желающим бросить курить.

2. Налаживание работы реабилитационно-реинтеграционной службы для наркоманов, прошедших курс лечебной и психотерапевтической помощи.

3. Налаживание системы параллельной и альтернативной помощи наркоманам под эгидой и на средства общественных и религиозных организаций.

4. Создание альтернативной психологической службы помощи гражданам, имеющим проблемы, связанные с наркотиками.

5. Создание и всемерное развитие психологической службы помощи, интегрированной в структуру республиканского наркологического диспансера.

6. Оказание социально-психологической и медицинской помощи лицам, страдающим от наркотической (здесь и далее: алкогольной, табачной) зависимости.

7. Открытие при республиканском наркодиспансере  круглосуточно работающей линии "горячий телефон".

 

III. Пропагандистская и воспитательная работа.

 

Реализация информационно-пропагандистских мер, направленных на отказ от ядопотребления может предполагать:

¨     Включение в школьные программы уроков, направленных на предупреждение образования привычек употребления алкоголя учениками

¨     Реализацию демонстративно-пропагандистских проектов, ориентированных на снижение потребления алкоголя.

¨     Разработку системы санитарно-гигиенического просвещения, предполагающую массовую наркологическую грамотность.

¨     Систематическое проведение с преподавателями учебных заведений и воспитателями детских учреждений семинаров по антинаркотическому (антиалкогольному) воспитанию.

¨     Создание лекторской постоянно действующей группы, с последующей работой в учебных заведениях, организациях и ведомствах.

 

Важную роль в психологической подготовке общества призваны сыграть средства массовой информации, служащие важнейшим источником аргументов в межличностных дискуссиях на подобные темы. Три задачи непременно должны решить средства массовой информации, на наш взгляд, в этот период в дополнение к широкой санитарно-просветительской работе с населением.

Первая из них – дискредитация мифов о наркоядах, как символах мужественности, достатка, как условия эффективного общения, средства снятия психического и физического напряжения и т.п.

Вторая задача – пропаганда печального опыта людей, убедившихся на примере своей собственной жизни в пагубности ядопотребления.

Третья задача – аргументация в пользу преимуществ психологических, психофизиологических, социально-психологических радостей, переживаний, ощущений, приносимых здоровым образом жизни.

 

Кроме того, представляется весьма полезным:

 

1. Организация на базе одной из школ города Абакана методического центра по антинаркотическому (антиалкогольному) воспитанию учащихся.

2.  Разработка и внедрение в ЗАГСах Хакасии памятки для вступающих в брак.

3. Инициирование в образовательных и дошкольных учреждениях самостоятельного, с учетом местных условий и интересов, распространения форм и методов трезвой ориентации.

4.  В целях повышения грамотности населения в вопросах здорового образа жизни, осуществление выпуска брошюр, в том числе пособие для родителей по формированию у детей негативного отношения к ядопотреблению.

5. Рекомендовать открыть постоянные рубрики (страницы) по проблемам наркотизма во всех газетах Хакасии, а также на радио и ТВ.

6. Учреждение и издание ежеквартального бюллетеня здорового образа жизни.

7. Рекомендовать телевидению Хакасии возобновление показа художественных, документальных, хроникально-документальных и мультипликационных фильмов с антиалкогольной, антинаркотической, антитабачной тематикой.

8. Рекомендовать издательствам Хакасии наладить выпуск антинаркотической литературы, плакатов, буклетов, памяток, листовок.

9. Инициировать создание Республиканского Центра антиалкогольного и антинаркотического просвещения.

 

Внося данные предложения, мы осознаем, что часть этих предложений несколько выходит за рамки компетенции нашей подкомиссии, но, вместе с тем, мы понимаем также и то, что без реализации этих предложений работа подкомиссии, в которую входят, безусловно, известнейшие в республике специалисты, может, - увы, - оказаться малоэффективной. Можем ли мы при этом  не помнить о том, что кроме нас – комплексной и специализированной группы – противостоять в Хакасии нашествию наркочумы сегодня попросту больше некому.

Если не мы, то кто же?

 

  

   Председатель РПТ

10 ноября 1997 г.                                                      Е.Батраков

Категория: Батраков Евгений Георгиевич | Добавил: Александр
Просмотров: 1573 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]