Трезвая русь

Поиск

Форма входа
Не зарегистрированные пользователи не могут скачивать файлы!

Логин:
Пароль:

Наша страница ВКонтакте

Наши друзья

Новости

Научная литература

» Дореволюционная литература

Булгаковский Дмитрий Гаврилович (12 сент. 1843 – после 1918) – русский писатель, апостол трезвости
07.02.2016, 12:13

Булгаковский Дмитрий Гаврилович (12 сент. 1843 – после 1918) – русский писатель, апостол трезвости.

По окончании курса в минской духовной семинарии рукоположен в 1869 в сан священника. Спустя 33 года, по внутренним побуждениям, снял с себя в 1902 сан. Б. напечатал: "Пинчуки" (этнографический сборник, СПб., 1890); "В стороне от жизни" (повесть, СПб., 1909; в ней рисуется драма священника, снимающего с себя сан); "Близнецы" (СПб., 1903; роман из московской жизни семидесятых годов). Кроме того, Б. были издаваемы народные брошюры религиозно-нравственного содержания: брошюры по вопросу борьбы с алкоголизмом. С 1912 Б. - редактор-издатель двухлетнего журнала "Всероссийский вестник трезвости".

Б. родился в городе Елец Орловской губернии в семье псаломщика местной Предтеченской церкви, Гавриила и Екатерины Булгаковских. Свое духовное образование он начал в Орловской Духовной Семинарии, однако, лишившись отца, а вместе с тем и средств к существованию, вынужден был оставить учебу. С этого времени начинаются его жизненные скитания. В 1864, в поисках средств к жизни, Димитрий прибыл по вызову Главного начальника Северо-Западного края графа М.Н. Муравьева в Минскую губернию на должность наставника Зачистского народного училища. Это было время как раз после подавления в Западных губерниях польского восстания (1863-64 гг.). В целях укрепления православно-русского элемента в крае М.Н. Муравьев предпринял ряд мер, одной из которых было приглашение выпускников духовных семинарий из центральной России на преподавательские должности в Западные губернии. Вот именно по такому приглашению и прибыл в Белоруссию Б. Но Димитрий все же желал завершить духовное образование. После года преподавательской деятельности он, благодаря личному участию Минского архиепископа Михаила (Голубовича), продолжил учебу в Минской духовной семинарии, куда был принят на полное казенное содержание. Во время учебы в семинарии Димитрий поступил в число иподиаконов Преосвященного Михаила, выполняя в течение двух лет обязанности «книгодержца». В 1869 Б. благополучно окончил полный семинарский курс с почетным званием студента. 26 окт. 1869 Димитрий обвенчался с выпускницей Минского училища девиц духовного звания — Ольгой, дочерью священника Василия Терравского (ум. 1886). Венчание проходило на приходе отца невесты, в Георгиевской церкви местечка Романово Слуцкого уезда. 23 нояб. 1869 Б. был рукоположен Преосвященным Александром (Добрыниным), епископом Минским и Бобруйским в домовой Архиерейской церкви в диакона, а 30 нояб.в той же церкви в сан священника. Первым местом служения священника Димитрия стала Успенская церковь села Морочь Мозырского уезда, однако меньше чем через год он был переведен в Пинск. В нач. 70-х гг. Б. служил при Пинском Феодоровском соборе, состоя одновременно учителем подготовительного класса, а также преподавателем русского и церковнославянского языков в др. классах Пинского духовного училища. За усердную службу по учительской должности ему была объявлена епархиальным начальством благодарность, а за усердие в пастырском служении он был награжден набедренником и благословением с грамотой от Святейшего Синода. 15 февраля 1874 г. о. Димитрий был переведен настоятелем в Купятичскую церковь Пинского уезда. В это время он уже начал публиковаться в периодических изданиях, в частности, появляются его статьи на злободневные темы в Петербургских газетах «Современность» и «Новости» за подписью «Д. Булгаковский». Служа на Пинщине, Б. посвящал свой досуг посильному собиранию памятников местного народного творчества. Именно во время этих занятий он серьезно увлекся изучением истории, народной культуры и быта белорусов. Результатом его исследований стал этнографический сборник «Пинчуки», изданный через много лет (в 1890) в Петербурге, включавший в себя более 200 жанровых народных песен, примет, обычаев, поверий. В конце 1875 о. Димитрий был переведен вторым священником в Воскресенский собор г. Борисова и назначен законоучителем уездного училища. Перевод на новое место, видимо, был связан с конфликтом, который возник у него со смотрителем Пинского духовного училища Виктором Феодосиевичем Тарановичем. В сентябре того же года о. Димитрий перевелся в Литовскую епархию, однако вскоре вернулся на прежнее место в Борисовский собор. 3 августа 1876 г. он был перемещен на место законоучителя Свислочской учительской гимназии в Гродненскую губернию. 21 июня 1878 г. о. Димитрий вновь перевелся в Литовскую епархию, в которой прослужил 10 лет, исполняя кроме священнического служения обязанности законоучителя в различных учебных заведениях. Любопытно, что в своей педагогической практике он обращался непосредственно к памятникам народной педагогики — пословицам, песням, загадкам, обрядам, что было известным новшеством в педагогике. Не оставлял Б. и литературных трудов. За свою законоучительскую деятельность по представлению попечителя Виленского учебного округа он был награжден денежной премией, а за литературные труды по этнографии удостоен Императорским географическим обществом золотой медали. В октября 1888 г. о. Димитрий был переведен священником в военное ведомство и назначен «без жалования»: сначала к церкви 37-й артиллерийской бригады, а затем к церкви Чесменской военной богадельни в Петербурге, где, впрочем, прослужил всего 10 дней. 22 марта 1889 г. он был перемещен на священническую вакансию в 42-й драгунский Митавский «Его Королевского Высочества Принца Прусского Альберта» полк и назначен законоучителем полковой учебной команды. Через год, 5 апреля 1890 г., о. Димитрий по болезни вышел за штат с отчислением в Литовскую епархию. Известно, что к этому времени он уже овдовел. Более десяти лет пробыл о. Димитрий заштатным священником. Где жил он, неизвестно, но по некоторым косвенным свидетельствам можно предполагать, что он часто бывал в Петербурге, а может быть, подолгу жил там. В эти годы он все свои силы отдавал литературной деятельности. В этот период им были изданы книги: «Домик Петра Великого и его святыня в С.-Петербурге: Историческое исследование» (СПб., 1891); «За веру, Царя и отечество"; «Царица добродетелей»; «Знамение Божией Матери»; «Храм Божий и его священная важность для христиан»; «Практическое руководство к наглядному усвоению русского правописания»; «Русский солдат на войне»; «Полезные советы нижним чинам, увольняемым в запас армии»; «Из области таинственного: рассказы о необыкновенных случаях» (1895); «Казанская чудотворная икона Божией Матери и бывшие от нее чудеса» (СПб., 1896); «Нижегородские легенды» (2 изд., 1896 г.); «Явление умерших из загробного мира. От глубокой древности до наших дней» (СПб., 1900); «Роль православного духовенства в борьбе с народным пьянством» (СПб., 1900); «Что такое пьянство и как избавиться от него» (СПб., 1899 — 1901); «Вино пить, беде быть» (СПб., 1902); «Вино в пословицах» (СПб., 1902); «Как отстать от вина?». В 1902 о. Димитрий подал прошение о снятии с себя священного сана. Свой поступок он объяснял тем, что «оставаясь в продолжение последних двенадцати лет без места и священнослужения, он почувствовал внутренний разлад, нарушивший душевный покой и повлекший за собой решение отказаться от священства». Решение это было, видимо, итогом многолетней внутренней борьбы. Возможно, жажда более серьезной литературно-исследовательской деятельности и желание насовсем поселиться в Петербурге, где сосредоточены архивы и библиотеки — с одной стороны, а с другой — скудное материальное существование и невозможность для человека, облеченного в священный сан, поступить на светскую службу для поддержания себя материально заставили о. Димитрия решиться на этот трудный и болезненный шаг. В каком-то смысле о. Димитрий стал жертвой несовершенства российских законов, регламентирующих жизнь духовенства. Осенью 1902 Святейший Синод удовлетворил его прошение. Вместе с тем ему было разрешено, минуя десятилетний срок, запрещающий лицам лишенным духовного сана вступать в гражданскую службу, вступить в таковую. Б. уже официально смог переехать в Петербург, где вскоре получил «штатное место» в Министерстве финансов. Продолжая свою литературную деятельность, Димитрий Гаврилович в это время опубликовал роман «Близнецы» (СПб., 1903), рассказывающий о московской жизни 70-х гг. В 1904 вышла его книга «Могила Рабы Божьей Ксении на Смоленском кладбище». Это была в то время одна из лучших книг, посвященных блаженной Ксении Петербургской, имевшая большую популярность среди читателей и выдержавшая несколько изданий. Надо заметить, что многие книжки Б., особенно народные брошюры религиозно-нравственного содержания (брошюры по борьбе с алкоголизмом), выдержали много изданий. В 1909 Б. издал повесть «В стороне от жизни», в которой на основе личных переживаний описал драму священника, снимающего с себя сан. Как уже было видно, одним из наиболее важных вопросов, которому Б. уделял огромное внимание в своей литературно-просветительской деятельности, был вопрос о народной трезвости. В начале XX ст. имя Б. было известно в России как неутомимого борца за народную трезвость. Многотысячными тиражами выходили его многочисленные антиалкогольные издания. В народных аудиториях демонстрировались созданные им серии противоалкогольных световых картин, сопровождаемых специальными чтениями. «В числе энергичнейших борцов с пьянством, резко и разумно бичующих этот порок, должен быть особо отмечен Б. Оружие, каким он пользуется, это – книги и брошюры, обильно им выпускаемые…», – писал в 1902 профессор С.-Петербургской духовной академии Александр Александрович Бронзов. Несколько лет спустя тот же профессор писал: «Почтеннейший Б. неутомимо трудится по части просвещения нашего темного люда, издавая книжку за книжкой. Особенно много сделано им для отучения народа от пьянств. Непрерывная борьба его с пьянством – несомненно, ода из лучших страниц в жизни трудолюбивого автора – страниц, какими каждый смело мог бы гордиться». Видимо, пастырский дух попечения о ближних продолжал в нем по-прежнему дышать. В 1910 Димитрий Гаврилович издал «Очерк деятельности попечительств о народной трезвости за все время их существования». Кроме того, ему принадлежит издание направленного против пьянства иллюстрированного альбома «Эхо». С 1912 Б. выступил как редактор-издатель выходившего несколько лет журнала «Всероссийский вестник трезвости». В 1912 вся Россия отмечала 100-летний юбилей Отечественной войны 1812. Не остался безучастным к этому событию и Б. К отмечаемому юбилею он издал «Двадцать восемь портретов главнейших русских полководцев Отечественной войны» и «Наши ополченцы и партизаны в Отечественной войне». К сожалению, нам неизвестна дальнейшая судьба Димитрия Гавриловича, неизвестно когда он умер, хотя предполагаем, что после 1918. Некоторые книги Б. переиздаются и в наши дни, что говорит об их актуальности и читательском к ним интересе.

Соч.:  Булгаковский Д.Г. Алфавитный указатель книг и статей против пьянства в новейшей русской литературе и памятников древнерусской письменности.

- СПб, 1898. – 64с.; Булгаковский Д. Эхо. Пьянство и его последствия в рисунках. Альбом.

– СПб.: Тип. В.С. Балашева и Кº, 1898.; Булгаковский Д. Пьянство. Изречения о пьянстве, заимствованные из Священного писания, и мнения о нем древнего и нового времени.

– СПб.: Тип. В.С. Балашева и Кº, 1898. – 40с.; Булгаковский Д.Г. Против пьянства. Чтение для нижних чинов со световыми /туманными/ картинами.

- СПб, 1899; Булгаковский Д. Горе горемычное. Старые и новые речи против пьянства и его ужаснейших последствий и добрые советы, как избавиться от него.

– СПб.: Тип. В.С. Балашева и Кº, 1899. – 76с.; Булгаковский Д. Что такое пьянство и как избавиться от него? Чтение для народа с световыми картинами.

– СПб.: Тип. В.С. «Балашев и Кº», 1899. – 32с.; Булгаковский Д. Роль православного духовенства в борьбе с народным пьянством. (Доклад Комиссии по вопросу об алкоголизме 6-го окт. 1899 г.).

– СПб.: Тип. П.П. Сойкина, 1900; Булгаковский Д.Г. До чего доводит пьянство. Картины из жизни.

– СПб.: Тип. В.С. Балашев и Кº, 1900. – 23с.; Булгаковский Д. Как перестать пить. Изд. 2-е.

– СПб.: В.В. Комарова, 1900; Булгаковский Д.Г. До чего доводит пьянство. Картины из жизни. Дополнение к альбому "Эхо". - СПб, 1900; Булгаковский Д.Г. Роль православного духовенства в борьбе с народным пьянством // Труды Комиссии по вопросу об алкоголизме.

- СПб, 1900. Вып. 5. Отд. I; Булгаковский Д.Г. На помощь: Сборник статей о вредном влиянии спиртных напитков на здоровье, материальное благосостояние и нравственность. Для народа.

- СПб, 1901; Булгаковский Д. Новая русская хрестоматия с подбором статей о вредном влиянии спиртных напитков на здоровье, материальное благосостояние и нравственность. Для школ в борьбе с народным пьянством.

– СПб.: Сенатская тип., 1901. – 165с.; Булгаковский Д. На помощь. Сборник статей о вредном влиянии спиртных напитков на здоровье, материальное благосостояние и нравственность. Для народа.

– СПб., 1901. – 207с.; Булгаковский Д. С хмелем спознался – с честью расстался. Народное чтение с световыми картинами.

– СПб.: Д.Г. Булгаковский, 1901. – 24с.; Булгаковский Д.Г. Алфавитный указатель книг и статей против пьянства в новейшей русской литературе и памятников древнерусской письменности.

– М.: А.Д. Ступин, 1902. – 64с.; Булгаковский Д.Г. Вино на Руси по памятникам народного творчества литературным и художественным.

- СПб, 1902; Булгаковский Д.Г. Горе горемычное. Старые и новые речи против пьянства и его ужаснейших последствий и добрые советы, как избавиться от него. 2-е изд.

- СПб, 1902; Булгаковский Д.Г. Две доли. Народное чтение со световыми картинами.

- СПб, 1902; Булгаковский Д.Г. Первые учителя винопития. Народное чтение со световыми картинами.

- СПб, 1902; Булгаковский Д.Г. Что такое пьянство и как избавиться от него. 6-е изд.

- СПб., 1902; Булгаковский Д.Г. Вино пить, беде быть. Чтение для народа с световыми картинами.

– СПб.: Сенатская тип., 1902. – 24с.; Булгаковский Д.Г. Вино в пословицах.

– СПб., 1902. – 20с.; Булгаковский Д.Г. Горе-злосчастье. Альбом картин из жизни людей, преданных пьянству. Продолжение альбома «Эхо».

– СПб.: Тип. СПб. акц. о-ва печатного и писчебумажного дела в России «Слово», 1906; Булгаковский Д.Г. Как я перестал пить.

– СПб.: Тип. В.Д. Смирнова, 1906. – 24с.; Булгаковский Д.Г. Что говорит и думает народ о вине.

– СПб, 1909; Булгаковский Д.Г. Как привыкают к вину.

- СПб, 1909; Булгаковский Д.Г. Море слез. Картины из жизни людей, преданных пьянству. Продолжение альбома «Эхо». Изд. 4-е.

– СПб.: Отечественная тип., 1910. – 31с.; Булгаковский Д.Г. Раскаяние при вступлении в общество трезвости.

- СПб, 1910; Булгаковский Д.Г. Чтение со световыми картинками: Брошюры I-VI.

- СПб, 1910. Брошюра I. Стоны земли русской. Брошюра II. Берегись водки. Брошюра III. Водка до всего доведёт. Брошюра IV. Тьма народная. Брошюра V. Путь к свету. Из летописи народного образования в разных странах и в России. Брошюра VI. Душа всякого дела; Булгаковский Д.Г. Очерки деятельности попечительства о народной трезвости за все время их существования (1895-1909 гг.). В 2-х частях.

– СПб: Отечественная типография, 1910. – 240с.; Булгаковский Д.Г. Это ли жизнь?! Картины из жизни людей, преданных пьянству. Продолжение альбома «Эхо».

– СПб., 1911; Булгаковский Д.Г. Как перестать пить? - Одесса, 1913; Булгаковский Д.Г. Народные издания по борьбе с алкоголизмом.

– СПб.: Сенатская тип., 1914; Булгаковский Д.Г. Зелёный змий. Народное чтение по борьбе с пьянством.

- СПб, 1915; Булгаковский Д.Г. Главное для здоровья. Изд. 2-е. – Пг.: Тип. Петрогр. градоначальства, 1915. – 15 с.

Лит.: Бронзов А., профессор. Библиография. Борьба с пьянством // Русский Паломник. – 1902. – №8. – С. 138; Бронзов А., проф. … // Русский Паломник. – 1904; Булгаковский Д. Некролог. (Архимандрит Афанасий) // Виленский Вестник. – 1867. – №140. – С. 542; Булгаковский Д. Некролог. (Архимандрит Афанасий) // Виленский Вестник. – 1867. – №140. – С. 542; Булгаковский Д., священник. Извлечение из «Журнала церковных служб», совершаемых причтом Пинского Феодоровского собора // Минские епархиальные ведомости. – 1870. – №24. – С. 598;  Бычков А.Ф. Отзыв о труде священника Д. Булгаковского: «Пинчуки. Этнографический сборник» / Приложения к отчету императорского Русского географического общества за 1887. – СПб.: Тип. А.С. Суворина, 1888. – С. 33.

                                                                                               А.Н. Маюров, Г.Э. Щеглов

Категория: Дореволюционная литература | Добавил: Александр
Просмотров: 538 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]