Трезвая русь

Поиск

Форма входа
Не зарегистрированные пользователи не могут скачивать файлы!

Логин:
Пароль:

Юридические услуги

Наши друзья

Новости

Научная литература

» Советская литература

Вред алкоголя и никотина. ЛЕВИТСКИЙ П. М., ЯЗЛОВЕЦКИЙ В. С. Вред алкоголя и никотина. Пособие для учителей.
21.04.2010, 16:09

Допущено управлением школ Министерства просвещения УССР

 

ЛЕВИТСКИЙ П. М., ЯЗЛОВЕЦКИЙ В. С. Вред алкоголя и никотина. Пособие для учителей;.— 2-е изд., перераб. и доп.,— Киев: Рад. шк , 1987.— 109 с., ил,— 20 к. 100 000 экз.

 

В пособии помещен материал для гигиенического воспитания учащихся, раскрывающий вредное действие на организм человека алкоголя и табачного дыма. Освещается влияние алкоголя и табачного дыма на системы и органы человека, даются рекомендации по проведению учебно-воспитательной работы на уроках и внеклассных занятиях, приводятся примеры бесед со школьниками и их родителями, описываются демонстрационные опыты.

 

Рассчитано на учителей общеобразовательной школы.

 

Рукопись рецензировали: учительница СШ № 85 г. Киева В. Н. Гон­чарова, доцент Киевского городского института усовершенствования врачей А. Е. Видренко

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Перейти в оглавление по книге

Забота о гармоническом развитии и здоровье подрастающего поколения постоянно находится в центре внимания Коммунистической партии и Советского правительства. Охрана и укрепление здоровья людей — дело первостепенной важности — отмечено в Политическом докладе Центрального Комитета КПСС XXVII съезду партии. Это нашло отражение в новой редакции Программы КПСС, в Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы, в Конституции СССР. В новой редакции Программы КПСС сказано о необходимости вести целенаправленную работу по формированию гармонично развитой, общественно активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

 

Важное место в связи с этим занимает работа по утверждению трезвости как нормы жизни, преодоление пьянства и алкоголизма. В постановлении ЦК КПСС «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма» от 7 мая 1985 г. отмечено, что в современных условиях, когда все полнее раскрываются созидательные силы нашего социалистического строя, преимущества советского образа жизни, особое значение приобретают строгое соблюдение принципов коммунистической морали и нравственности, преодоление вредных привычек и пережитков, и прежде всего такого уродливого явления, как пьянство. Речь идет о том, чтобы придать антиалкогольной работе подлинно массовый, всенародный характер.

 

Активными борцами за внедрение трезвости в сознание и жизнь подрастающих поколений призваны стать учителя школ.

 

Школа обязана воспитывать нравственно и физически здоровых детей. Важными ее задачами являются предупреждение курения и употребления алкоголя, воспитание психологической устойчивости и непримиримости к антиобщественному поведению, вооружение учащихся знаниями в области гигиены и медицины, а также навыками, укрепляющими здоровье.

 

Эти задачи решаются в разных формах классной и внеклассной работы. Для достижения воспитательных целей необходимо, в частности, дать учащимся знания о вредном влиянии спиртных напитков и табачного дыма на организм человека, на его социальную активность (отношение к окружающим, учебе, работе).

 

В пособии имеются сведения о психофизиологической природе отравления организма алкоголем и табачным дымом, об особенностях реакции детей, подростков, молодежи при остром и хроническом отравлениях, о причинах и механизмах формирования вредных, антигигие­нических привычек в школьном возрасте, путях их предупреждения.

 

Материал пособия учителя могут использовать при изучении всех школьных курсов, особенно курса «Человек и его здоровье», общей биологии, труда, в подготовке к занятиям физкультурой и спортом.

 

Проводя работу по антиалкогольному и антиникотиновому воспитанию, следует не только разъяснять вредность курения и употребления спиртных напитков, но и акцентировать внимание на последствия пьянства, которые приводят к нарушениям морально-правовых норм, к деградации личности, наносят громадный ущерб производству, калечат человеческие судьбы, представляют серьезную угрозу здоровью нынешних и особенно будущих поколений.

 

 

 

ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

 

Воспитание нетерпимого отношения к алкоголю и табачному дыму должно начинаться в школьные годы. Статистика свидетельствует, что свыше 80 % взрослых людей начали курить и употреблять алкоголь в детском и подростковом возрасте. Но в то же время детей легче убедить во  вредном действии курения  и  алкоголя.

 

В борьбе с вредными привычками детей и подростков принимают участие педагогические коллективы, общественные организации, юристы и работники милиции, врачи, тренеры. Чтобы действовать согласованно и целенаправленно, нужно четко представлять задачи, принципы, формы и методы антиникотинового и антиалкогольного воспитания.

 

Основные задачи:

 

1. Дать учащимся научные знания об отравляющем влиянии на организм алкогольных напитков и табачного дыма, об их вреде для личности и общества.

 

2.         Формировать у учащихся психологическую сопротивляемость дурным примерам, своевременно выявлять и предупреждать первые попытки курения и приема алкоголя. Опровергать ложные представления и доводы отдельных учащихся и взрослых о якобы полезных для организма качествах табачного дыма и алкогольных напитков.

 

Создавать в семье и коллективе учащихся нетерпимое отношение к курению и пьянству, а также к ритуалам, связанным с курением и пьянством.

 

3.         Преодолевать сложившиеся вредные привычки у отдельных учеников, убеждать их в возможности и необходимости навсегда прекратить курение и употребление спиртных напитков, нейтрализовать их вредное влияние на учащихся.

 

4.         Добиваться единства и тесной связи антиникотинового и антиалкогольного воспитания с нравственным и физическим воспитанием учащихся, прививать учащимся навыки научной организации труда, личной и общественной гигиены, развивать здоровые интересы и увлечения, умение культурно отдыхать.

 

5. Разъяснять родителям их обязанности, напоминать об их ответственности перед обществом за поведение своих детей, за их антисоциальные действия, мобилизовать родителей для активного совместного участия в реализации постановлений ЦК КПСС и Советского правительства, направленных на воспитание молодежи в духе коммунистической морали.

 

Для решения этих сложных задач используют индивидуальные и коллективные формы работы с учащимися. Воспитание должно основываться на следующих дидактических принципах: доступности, последовательности, наглядности, научности, активности учащихся и принципе развивающего обучения. При этом необходимо:

 

1)      обеспечить единство требований в семье и школе;

 

2)      обеспечить систематичность в работе всего педагогического коллектива, целенаправленность воздействия в процессе преподавания разных дисциплин;

 

3)      использовать научное доказательство вредности курения и употребления спиртных напитков, раскрывать их последствия;

 

4)  проявлять педагогический такт в профилактической работе с учащимися и родителями;

 

5)      использовать индивидуальный подход к учащимся с учетом их возраста, пола, особенностей высшей нервной деятельности;

 

6)  применять разнообразные формы и методы учебно-воспитательного воздействия.

 

Методы антиникотинового и антиалкогольного воспитания в школе делятся на основные и вспомогательные. Основные методы: изложение научных данных, фактов и точки зрения учителя в процессе беседы (индивидуальной, коллективной), школьные лекции. Вспомогательные методы: самостоятельная работа учащихся с книгами, проведение пионерских сборов и комсомольских собраний, вечеров вопросов и ответов, викторин, олимпиад и т. д.

 

В зависимости от конкретных условий и обстановки перечисленные методы могут использоваться в разных формах.

 

Можно выделить такие формы воздействия на учащихся: поурочную систему, то есть воспитание на уроках в процессе изучения программного материала; внеклассные занятия (факультативы, кружковая работа); общешкольные мероприятия, предназначенные для всех учащими разного возраста (вечера вопросов и ответов, тематические вечера, кинолектории, читательские конференции и т. д.);

 

школьно-семейное воспитание, направленное на оздоровление домашних условий, взаимосвязь школьного и семейного воздействия на учащихся.

 

Важная роль в антиникотиновой и антиалкогольной пропаганде детей и подростков отводится семье. Проведение вечеров вопросов и ответов на соответствующую тему, кинолекций, тематических занятий в университете для родителей и других мероприятий позволит выяснить микроклимат в семьях учащихся, установить контакт с родителями, разъяснить им их права и обязанности в отношении воспитания детей, обеспечить единство требований в семье и школе.

 

На занятиях можно широко приводить высказывания видных деятелей науки, писателей, поэтов, поговорки и пословицы на антиалкогольную тематику, использовать соответствующие научно-популярные издания.

 

Лекции и беседы для старшеклассников следует иллюстрировать таблицами, диафильмами, диапозитивами. Желательно также демонстрировать кинофильмы, соответствующие теме лекции.

 

При организации индивидуальной воспитательной работы с учащимися, которые курят и употребляют алкоголь, прежде всего следует установить причину возникновения вредных привычек, а также разобраться в своеобразии психического развития школьников.

 

 

Категория: Советская литература | Добавил: Олег | Теги: классный час, Алкоголь и дети
Просмотров: 3457 | Загрузок: 9 | Рейтинг: 4.7/6
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]