Трезвая русь

Поиск

Форма входа
Не зарегистрированные пользователи не могут скачивать файлы!

Логин:
Пароль:

Юридические услуги

Наши друзья

Новости

Видео об алкоголе

Главная » Видео » Здоровье нации

Никто ослепил меня. Фильм о современных масс-медиа

Чтобы сварить лягушку заживо, её варят на медленном огне. Фильм о современных масс-медиа. Смотреть без детей. 16+.

Как формируется «алкогольная культура»

Все описанное о влиянии алкоголя на здоровье человека знания далеко не новые. Практически каждый человек рано или поздно в своей жизни с ними сталкивается: кто в школе, кто видео посмотрит, кому товарищ расскажет. Более того, у большей части населения страны наверняка есть жизненный опыт, подтверждающий всю пагубность употребления спиртного. Так почему 98% нашего населения сознательно предпочитают естественному трезвому состоянию алкогольный дурман? Сознательно ли? Всегда ли мы выбираем сами или иногда это делают за нас? Что бы дать ответы на эти вопросы, нужно знать алгоритмы, по которым мозг обрабатывает громаднейшие объёмы информации, поступающей из окружающего мира. Давайте попробуем в общих чертах разобраться в механизме воздействия на мозг человека новой для него информации. Вы задумывались когда-либо, почему одной информации мы легко верим, а другую подвергаем сомнению, даже когда в обоих случаях имеем одинаковое количество исходных данных? Все дело в том, достоверность тех или иных данных наш мозг оценивает исходя из частоты их повторения. Чем чаще мы слышим, а еще лучше видим что-либо, тем вероятней, реалистичней, нормальней и естественней нам это кажется. Например, время от времени покупая помидоры в разных магазинах,вы знаете, где они лучше, хотя в принципе купить хорошие помидоры можно и в самом «плохом» магазине, но случается это гораздо реже. То есть принимая решение какой магазин «хороший» для покупки помидор, а какой «плохой», вы будите производить сравнение частоты прохождения сигналов «хороший помидор» «плохой помидор». Если вы не имеете личного опыта по отношению к чему-либо, то тогда вы буде ориентироваться на мнения других людей, но точно также будете оценивать частоту повторения. Например, выбирая школу с наилучшим качеством преподавания, родители смотрят отзывы на форумах, общаются с соседями, у которых есть дети постарше и т.д. Количественное соотношение полученных «позитивных» и «негативных» отзывов существенным образом повлияет на принятие решения.Этот пример говорит о том, что новую информацию мозг воспринимает в первую очередь по количеству повторений. Чем чаще повторяется информация, тем, скорее всего, она достовернее.В эволюции человека (да и всех других живых организмов) это могло закрепляться приблизительно следующим образом. Представьте себе первобытное поселение. Справа лес,слева речка.Собралось 10 аборигенов пойти в лес за грибами и пошли. С грибами вернулся один. Остальных ягуары сожрали. Через неделю опять 10 пошли,и опять вернулся только один. А другие в это время ходили на речку рыбку ловить,там оба раза из 10 вернулось девять одного сожрали крокодилы. Вариантов два: «сожрут» «не сожрут». Оценка вероятности наступления того или иного варианта по частоте поступления сигнала: в лесу девять сигналов «сожрали»и один сигнал «не сожрали». На речке наоборот. Механизм закрепления простой: тех, кто не понимает, что в лес нечего соваться рано или поздно пережрут почти всех. Остальные дадут потомство, которое по закону Менделя в среднем будет более сообразительным и будет понимать, что лес надо обходить стороной. Вот так и в реальной жизни мозг прислушивается к той информации, которая статистически чаще возникает. Если синоптики предсказывают похолодание и снег на 15 февраля явление привычное и достаточно велика вероятность, что так и будет, а значит стоит одеться потеплее. Но мало кто натянет шубу в середине июля, даже если по радио будут говорить, что на улице 40ОС. С таким природным явлением мы еще не сталкивались, а значит, скорее всего, что информация не достоверна. В условиях, когда не было средств массовой информации, такой алгоритм обработки информации оправдывал себя. То, что человек ежедневно видел вокруг себя (изменение погоды, свойства тех или иных объектов, повадки животных и т.д.), представляло для него первостепенный интерес и ставало частью его жизненного опыта, который, несомненно, был адекватен реальной жизни. Однако все изменилось с появлением Интернета. Теперь, чтобы получать «жизненный» опыт человеку не нужно сталкиваться с чем-либо в своей личной, реальной жизни. Теперь достаточно нажать кнопку и через те же органы чувств, в мозг человека польется поток информации, совершенно не имеющий никакого отношения к его реальной жизни. Известно, что мозг любую поступающую в него информацию преобразует в поток электрических импульсов проходящих по нейронам. То есть вне зависимости от источника информации: увидел в компьютере, по телевизору, увидел на сцене, слышал лично, услышал от другого человека, услышал по радио, прочитал в книжке и представил в воображении все это в конечном итоге превращается в поток электрических импульсов. И все различие между источниками информации это малая довесочка: «читал», «смотрел кино», «видел сам лично». Многие из тех, кто много читает художественной литературы, сталкивались с таким эффектом: когда пересказывая друзьям какой-то интересный сюжет во всех подробностях, вдруг не понимаешь, читал ты это или смотрел в кино. Информация выдавалась в сознание в виде образов, которые формировались во время чтения и эти образы уже не имели специфической приставки, обозначающей их происхождение («читал» или «смотрел в кино»). Подсознание вообще, скорее всего, не может отличить информацию, полученную опытом личной жизни, от информации, полученной из «художественных» источников. Происходит это потому, что за время эволюции вида «человек разумный» большую часть времени человек получал информацию только сам лично (не было интернета, кино, радио, книг и т.д.) и только о том, в чём он лично участвовал. Даже речь появилась в эволюционном плане относительно недавно (относительно длительности развития жизни от зарождения до наших дней). То есть, на протяжении большей части эволюционного процесса не было необходимости различать источники информации для определения степени их достоверности, т.к. был только один источник окружающая реальность. Только наше сознание, при условии, что оно запомнило откуда взялся поток образов, может понять стоить считать эти образы достоверными или нет. Вы через глаза получаете огромный поток информации. Представьте себе, что вы подошли к окну на 10-м этаже и посмотрели сверху на улицу. Вы увидите массу объектов людей, автомобилей, деревьев, кустов, зданий и т.д. Вы при этом не будете думать «вот дом»,«вот одна машина», «вот вторая машина», вы вообще при этом можете думать про новогоднюю ёлку, но если вас попросить посчитать машины, припаркованные перед домом, вы их легко посчитаете и даже не задумаетесь где искать машины и как отличить припаркованные от движущихся. За ваше сознание давно уже сделало подсознание: выделило объекты, идентифицировало их и отслеживает. И когда у сознания возникла соответствующая задача, подсознание сразу же выдало необходимую информацию. Да мы и в пространстве ориентируемся потому, что наше подсознание постоянно контролирует наше местоположение. Когда вы утром идете умываться в ванную, вы же себе маршрут не прокладываете (так как вы это делаете когда идете в поход), а просто идете в ванную. Вы скажите «автоматизмы» мы это каждый день делаем. Правильно, но кто-то же командует этими автоматизмами это и есть подсознание. Оно говорит куда двигаться, где развернуться и т.д. В наше время поток информации, поступающий к человеку, намного больше, чем даже 100 лет назад, не говоря уже о 1000 лет. Теперь за два часа вечернего просмотра кинофильма человек получает в десятки и сотни раз больше информации, чем из реальной жизни за весь предыдущий день. Чтобы как-то справиться с огромным объемом и, не имея возможности заранее знать, какая информация может быть полезна, а какая нет, подсознание выхватывает ту информацию, которая повторяется наиболее часто и преподносит ее сознанию как актуальную, заслуживающую доверия и важную. Вот и получается, что на наш мозг действует в основном не исходя из той информации, которая поступает из реальной жизни, а под действием той информации, которая закачивается в него, например,из телевизора.Современное телевидение не столько отражает окружающий мир, сколько принимает непосредственное участие в его формировании. Обилие сцен употребления алкоголя в кино сделали его неотъемлемой частью жизни. Попробуйте вспомнить вот так сразу несколько фильмов, в которых нет ни одной сцены употребления алкоголя и табака вряд ли у вас это быстро получится. Зато практически каждый сразу может назвать десятки фильмов, где сюжет завязан на пьянке:«Ёлки»,«Одноклассницы», «Ирония судьбы», «Сваты», «Особенности национальной рыбалки»... Именно кино привило нам на уровне подсознания стереотипы, что алкоголь это отдых, праздник; умение пить атрибут мужественности, героизма; пьянство отличительная черта русского народа и прочий вздор. Психологами в обычном детском саду был проведен интересный эксперимент: пятилетним малышам предложили сыграть в праздник. Представление о празднике у детей оказалось достаточно предсказуемым: ребята накрыли на стол, в центр вместо бутылок поставили кегли. Когда все расселись, мальчики сделали вид, что разлили из импровизированных бутылок по чашечкам выпивку и начали чокаться.Этот эксперимент показывает, что уже в пять лет дети четко знают, праздник это стол и бутылки. Кто им передал такой «навык»тоже не трудно догадаться родители. А вот спросите пятилетних малы-шей, что такое алкоголь и почему его пить нельзя вряд ли кто ответит.

Читать полностью сюжеты для включения в урочную и неурочную деятельность по антиалкогольному воспитанию

Источник

Категория: Здоровье нации | Добавил: Александр (01.05.2019)
Просмотров: 49 | Теги: медиа, наркотики, алкоголь