ОСОБЕННОСТИ
РАЗВИВАЮЩЕГОСЯ ОРГАНИЗМА
Оглавление
Особенности детского организма,
функциональное несовершенство отдельных его органов и тканей делают его более
чувствительным к спиртному.
Жизнь человека — это непрерывный процесс
развития, в котором последовательно проходят следующие этапы: этап созревания,
зрелого возраста и старения. Весь этап созревания человека, который у женщин
продолжается 18—20 лет, у мужчин — 22—25 лет, делят на определенные возрастные
периоды:
1. Период
новорожденности (первые 4—5 нед).
2. Преддошкольный
возраст (до 3 лет).
3. Дошкольный
возраст (3—7 лет).
4. Школьный
возраст (7—18 лет), в том числе младший (7—11 лет), средний (12—14 лет),
старший (15 — 18 лет).
Каждый возраст характеризуется
определенными анатомофизкологичеекими и функциональными особенностями. Ребенок
и подросток на любом возрастном этапе являются маленькой копией взрослого
человека. Физиологи и педиатры рассматривают развитие ребенка как состояние
непрерывных изменений, выражающихся в появлении новых клеток, функций и видов
деятельности, как поступательный процесс, при котором неизбежно и закономерно количественные
изменения ведут к качественным.
Увеличение роста, окружности грудной
клетки, массы тела, изменение с началом ходьбы положения тела из
горизонтального в вертикальное, развитие речи, нарастание массы мозга и
усложнение его функций — вот некоторые этапы в развитии ребенка.
В основе процессов роста и развития, как
и в основе всей жизни в целом, лежит обмен веществ в организме, который
изменяется под влиянием внешних и внутренних факторов. Существенная роль в
регуляции обмена веществ, а следовательно, в регуляции процессов роста и
развития, принадлежит нервной системе ребенка, особенно ее высшему отделу —
коре больших полушарий.
К моменту рождения ребенка его нервная
система по сравнению с другими органами и системами является менее зрелой.
Однако именно к этой системе предъявляются очень большие требования, так как
она обеспечивает приспособление организма к условиям новой, внеутробной,
внешней среды и регулирует жизненно важные функции ребенка. В первые годы жизни
(особенно на 1-м году) происходит значительное нарастание массы головного и
спинного мозга. Масса головного мозга новорожденного колеблется от 355 до 390 г.
К концу 1-го года жизни масса мозга увеличивается в 2,5 раза, а к трем годам
утраивается, составляя в среднем 1100 г; в 7 лет его масса достигает 1250 г (у
взрослого человека масса мозга около 1400 г) Таким образом, наиболее
интенсивный прирост массы мозга происходит в первые 2—3 года. Мозговая ткань ребенка богаче водой, меньше содержит
белковых веществ, чем у взрослого.
Параллельно со структурным развитием
центральной нервной системы идет ее созревание, формирование механизмов,
обеспечивающих непрерывное уравновешивание организма с внешней средой. С конца
1-го года жизни начинает развиваться речь.
Высшая нервная деятельность в дошкольном
возрасте (3—7 лет) характеризуется продолжающейся неустойчивостью нервных
процессов, отмечается повышенная истощаемость клеток коры головного мозга У
детей этой возрастной группы наблюдается значительное преобладание
раздражительного процесса над тормозным (процессы распространения возбуждения в
коре головного мозга преобладают над процессами концентрации его)
В младшем школьном возрасте (7—11 лет)
продолжается функциональное развитие нервной системы. В 7 лет по-прежнему
отмечается, преобладание процессов возбуждения, недостаточность внутреннего
торможения; следовательно, остается повышенная истощаемость клеток коры, быстро
наступает утомление с развитием охранительного торможения. С 8—9 лет внутреннее
активное торможение усиливается Окончательно выявляется и закрепляется тип
высшей нервной деятельности ребенка.
В среднем школьном возрасте (11 — 14
лет) эндокринные сдвиги, связанные с половым созреванием, вызывают
неустойчивость нервных процессов, несмотря на то что нервная система достигает
к 14 годам значительной степени функционального развития. Эта неустойчивость
нервных процессов у подростков проявляется в виде эмоциональной возбудимости.
Такое интенсивное развитие и
функциональное совершенствование центральной нервной системы вызывает
определенную напряженность в организме детей, ведет к необычным реакциям на
воздействие факторов внешней среды (различных психических перегрузок, травм и
случайного или умышленного употребления алкоголя).
Алкоголь, попадая в организм ребенка или
подростка, проникает в кровь и мозг — самые богатые водой ткани нашего
организма. Как уже говорилось, мозговая ткань детей значительно богаче водой,
чем у взрослых, она очень быстро всасывает алкоголь.
Вследствие незрелости нервных клеток и
повышенной рефлекторной возбудимости коры больших полушарии, слабости тормозных
процессов в ответ даже на небольшие дозы алкоголя у детей часто возникают
тяжелые отравления, различные заболевания. Прием алкоголя нарушает умственную
деятельность — слабеет память, страдает логическое мышление.
Особенно высока чувствительность к
алкоголю детей ослабленных, часто болеющих, и особенно тех, которые имеют или
перенесли в прошлом какие-либо поражения нервной системы, например: родовую
травму, сотрясение мозга, менингит, энцефалит. Алкоголь может отягощать последствия
этих заболеваний.
Алкоголь, поражая в первую очередь
нервную систему, одновременно действует и на другие органы и ткани.
Сердечно-сосудистая система в период
роста и развития детей функционирует в условиях повышенной нагрузки. На
протяжении всего периода созревания сердечно-сосудистая система претерпевает
значительные изменения. Сердце ребенка растет пропорционально его общему росту,
т. е. наиболее интенсивно — в раннем возрасте. Так, масса сердца новорожденного
в среднем 25 г; к 2—3 годам масса его утраивается. С возрастом увеличиваются
все размеры сердца, толщина его стенок, постепенно формируется нервный аппарат
сердца.
При таком интенсивном росте волокна
сердечной мышцы обильно снабжаются кровью и лимфой, что облегчает влияние на
сердце различных токсических веществ, например, алкоголя. Под действием
алкоголя учащаются сердечные сокращения, появляется одышка, могут возникнуть
сжимающие боли в области сердца. Алкоголь понижает содержание кислорода в крови,
тем самым действует на сердечную мышцу, заставляя сердце ребенка работать в еще
более напряженном ритме.
Значительные изменения происходят в
сердечно-сосудистой системе у детей среднего школьного возраста (12—14 лет). В
период полового созревания как у мальчиков, так и у девочек часто наблюдаются
нарушения ритма сердечной деятельности. В 15—18 лет у подростков нередко
наблюдаются функциональные нарушения сердечной деятельности, сопровождающиеся
неорганическими (проходящими со временем) шумами, повышением кровяного
давления, изменением сердечного ритма. Эти нарушения, как правило, носят
временный характер, но они требуют рациональной организации режима труда,
отдыха, питания подростков. При приеме спиртных напитков они усугубляются.
Дыхательная система и различные
возрастные периоды у детей также имеет свои отличия. В силу особенностей
строения грудной клетки, несовершенности строения легочной ткани дыхание у
детей раннего возраста весьма поверхностно, поэтому число дыхательных движений
в минуту в 2—3 раза больше, чем у взрослого человека: у новорожденного—40—60,
на 1-м году жизни— 35—30, в 2—3 года—25—30 (у взрослого—16) Для этого возраста
характерно отсутствие правильного, постоянного ритма дыхательных движений.
Только к 7 годам у детей увеличивается глубина и снижается частота дыхания. Но
и в дошкольном, и в младшем школьном возрасте наблюдается высокая возбудимость
дыхательного центра. Даже непродолжительное напряжение, отрицательные эмоции
ведут к быстрому нарушению ритма дыхательных движений. Употребление алкоголя у
детей этого возраста может привести к нарушению ритма дыхания и даже его
остановке. При частом употреблении спиртных напитков у детей могут раздражаться
более нежные, чем у взрослых, слизистые оболочки верхних дыхательных путей.
Пары алкоголя, выделяющегося через легкие из крови, способствуют повреждению
органов дыхания. Это может привести к воспалительным процессам в носоглотке,
гортани, легких, бронхах, развитию бронхита, пневмонии, которые у детей и
подростков принимают более затяжной характер и плохо поддаются лечению.
Алкоголь вызывает у детей серьезные,
необратимые заболевания органов пищеварения, печени, почек. Отличительной
особенностью желудка и кишечника детей является повышенная проницаемость их
стенок. Поэтому все токсические вещества, поступающие в желудок и кишечник, в
том числе и алкоголь, легко и быстро проникают в кровяное русло, затем в
головной и спинной мозг, вызывая развитие тяжелых отравлений. Кроме того, у
детей слизистые оболочки желудка и кишечника нежнее, чем у взрослого человека,
и алкоголь сильнее раздражает желудочно-кишечный тракт ребенка и подростка. Это
приводит к быстрому нарушению секреции желудочного сока и ферментов. При этом
нарушаются усвоение питательных веществ, поступающих в желудочно-кишечный
тракт, обменные процессы и как следствие этого — рост и развитие ребенка.
Употребление спиртных напитков способствует развитию у детей необратимых,
органических заболеваний желудка — гастритов, язв, и даже злокачественных
опухолей.
Несовершенна у растущего организма и
деятельность печени. Этим объясняется ее быстрее поражение при многих
интоксикациях. Печень принимает участие в углеводном и белковом обмене,
участвует в формировании иммунитета, что особенно важно в детском возрасте.
Правильный обмен и усвоение витаминов возможны только при нормальной функции печени.
Кроме того, печень обладает способностью обезвреживать различные яды и токсины,
поступающие в организм. При алкогольной интоксикации у ребенка возникает
воспаление печени, печень увеличивается; это проявляется в виде болей в правом
подреберье, тошноты, рвоты, горечи во рту. При хроническом алкоголизме
развивается более серьезное поражение печени — цирроз. Алкогольное повреждение
печени снижает защитные свойства организма.
В связи с более энергичными процессами
обмена веществ в детском возрасте, в том числе и водного обмена, деятельность
почек протекает более энергично и работа почек под влиянием алкоголя у детей
нарушается значительно раньше и в большей степени, чем у взрослых. В почках
развиваются явления склероза, могут обостриться хронические заболевания почек —
нефрит, пиелонефрит.
В грудном возрасте активно развиваются
зобная железа и кора надпочечников. Эти железы усиливают рост и питание тканей,
тем самым способствуя быстрому росту организма. На 2—3-м году жизни усиливается
активность щитовидной железы; она также стимулирует рост и оказывает большое
влияние на дифференцировку органов и тканей. Гормон щитовидной железы вызывает
повышение уровня обмена веществ, способствует усилению двигательной активности
у детей. В возрасте 3—7 лет наблюдается усиление функции передней доли
гипофиза, регулирующего вместе с щитовидной железой процессы роста и развития
детского организма.
К концу младшего школьного возраста (к
11 годам) усиливается деятельность половых желез. Глубокая перестройка
эндокринной системы, рост половых желез, усиление активности щитовидной железы,
надпочечников, задней доли гипофиза — все это наблюдается в возрасте 12—14 лет
как у мальчиков, так и у девочек.
Алкоголь поражает многие железы
внутренней секреции, в первую очередь щитовидную железу, гипофиз, надпочечники,
половые железы. У детей поражение этих желез ведет к необратимым изменениям в
процессах роста и развития всего организма. На фоне алкогольной интоксикации
могут развиться сахарный диабет и другие эндокринные заболевания. Особенно
опасно употребление спиртных напитков в период полового созревания.
Проследив развитие важнейших органов и
систем человека, можно сделать вывод, что детям алкоголь приносит еще более
значительный вред, чем взрослым.