«ПЬЯНЫЙ БЫТ», ВЛИЯНИЕ ЕГО НА ДЕТЕЙ
Оглавление
Основу воспитания дети получают в семье. Семья формирует личность будущего человека. Детские дошкольные учреждения, школа, которую посещает ребенок, дают только дополнительные штрихи к основному — семейному воспитанию. Самый близкий пример для подражания дети находят в семье. Это — мать, отец, взрослый брат, сестра. Советский педагог А. С. Макаренко, обращаясь к родителям, писал: «Ваше собственное поведение — самая главная вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, поучаете его или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент его жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями или врагами, как вы смеетесь, читаете газету — все это имеет для ребенка большое значение... А если дома вы грубы или хвастливы или вы пьянствуете, а еще хуже, если вы оскорбляете мать, вы уже причиняете огромный вред вашим детям, вы уже воспитываете их плохо и ваше недостойное поведение будет иметь самые печальные последствия».
Моральный и материальный ущерб, который наносится семье пьющим отцом, непоправим. Ведь в этом случае значительные материальные средства расходуются на спиртное. Ухудшается питание семьи, что очень тяжело сказывается на физическом развитии и росте детей. Из-за ссор, скандалов, пьяных сборищ дети часто недосыпают, спят тревожно. Успеваемость учащихся резко падает. Так, в одной из школ было установлено, что причиной неуспеваемости учащихся в 36% случаев был алкоголизм родителей и в 50% — частые выпивки, сборища взрослых, казалось бы, невинные на первый взгляд. Постоянный пример алкоголика-отца, находящегося перед глазами ребенка,— грубого, несдержанного, часто неработающего, пагубно сказывается на формировании личности будущего человека. Дети часто стыдятся таких отцов, скрывают от сверстников, что отец пьет и дебоширит в доме, для них это настоящее горе и каждый ребенок остро реагирует на него.
Еще тяжелее складываются отношения в семье, когда пьет мать. Пьющая мать очень быстро теряет свои материнские качества, перестает заботиться о доме, детях, опускается. Немецкий врач Крепелин в начале XX века писал, что последствия алкоголизма еще не столь страшны, так как половина человечества — «женщины почти не причастны к алкоголю». А если алкоголизм получит распространение среди женщин, то «нашим потомкам будет грозить полная гибель».
К сожалению, в последнее время злоупотребление спиртным перестает быть «привилегией» мужчин. По статистическим данным, в начале XX века в среднем по экономически развитым странам на 100 мужчин-алкоголиков приходилось 10 женщин, страдающих алкоголизмом. В настоящее время во многих странах это соотношение изменилось. Например, по данным, опубликованным в 1978 г. в США, соотношение алкоголиков — мужчин и женщин составило 1 : 1. Подобное же печальное равенство между числом больных алкоголизмом мужчин и женщин достигнуто и в Англии.
Алкоголизм у женщин протекает более злокачественно, чем у мужчин. Дети в семьях таких женщин видят пример глубокого морального падения матери. Особенно страшным такой пример может стать для подрастающей дочери.
Исследователи, изучавшие причины женского алкоголизма, указывают, что на первом месте стоит психическая травматизация, связанная с неблагополучием в личной и семейной жизни. Отсутствие взаимопонимания, половая неудовлетворенность, чувство одиночества, в некоторых случаях совместные выпивки — вот важные предпосылки для начала алкогольного пути женщины.
Из наблюдений ученых-медиков известно, что женщины-алкоголики употребляют значительно больше алкоголя, чем мужчины, и хронический алкоголизм развивается у них значительно быстрее.
Как отмечалось выше, незрелость и неустойчивости нервных процессов у детей, легкая истощаемость нервной системы при воздействии неблагоприятной домашней обстановки способствуют возникновению у них заболеваний нервной системы. Постоянный страх перед пьяным отцом, скандалами, драками в доме, страх за мать делает их забитыми, робкими, неуверенными в себе. Часто в семьях алкоголиков дети вырастают злобными, мстительными, лживыми и лицемерными. В семейных драках и скандалах их незаслуженно обижают, и они, стараясь защитить себя, со временем ожесточаются и действуют теми же методами. В таких семьях дети нередко получают тяжелые травмы. В детские отделения больниц иногда доставляют детей с переломами, ожогами, сотрясением мозга и другими ранениями, полученными из-за невнимательности родителей, занятых ссорами между собой. Бывает и так, что дети получают травмы в драке с пьяными родителями.
Известный отечественный физиолог И. П. Павлов доказал, что в развитии невротических состояний имеет значение столкновение процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга. Поведение отца алкоголика в семье в силу особенностей клинического течения этого заболевания отличается крайней непоследовательностью и непостоянством. Суждения о тех или иных поступках ребенка у него могут быть разными в зависимости от настроения. Воспитание и поведение детей в такой семье полностью дезорганизуется: ребенок не знает, как правильно реагировать на то или иное явление, поступки друзей, учителей, воспитателей вне дома. В результате у детей развиваются неврозы либо формируются психопатические черты характера.
Швейцарский психиатр Блейлер обнаружил среди лиц, страдающих алкоголизмом, более 40% людей, у которых в прошлом отмечались психопатические черты характера.
В настоящее время в век научно-технического прогресса, к уровню интеллектуального развития детей предъявляются высокие требования. От них требуется овладение запасом сложных знаний, что не под силу умственно отсталым детям.
Известно, что наряду с умственной отсталостью, связанной с болезнями мозга, нередко встречаются случаи так называемой «педагогической запущенности» детей. Этих детей нельзя отнести к группе больных, так как низкий интеллектуальный уровень их развития связан с отсутствием правильного воспитания в раннем детстве Дефект раннего воспитания, недостаточное интеллектуальное развитие наблюдаются, как правило, у детей из неблагополучных семей, особенно из семей, где родители злоупотребляют алкоголем. В тот период развития центральной нервной системы, а именно ее высшего отдела — коры головного мозга, когда формируется сознательная и целенаправленная умственная деятельность, дети не получают в семье того запаса знаний, который им нужен Недостатки воспитания детей в семье алкоголиков обусловливаются характерными для таких родителей изменениями личности, которые резко ограничивают круг интересов семьи. К вопросам воспитания своих детей такие родители безразличны.
В нашей стране широко развита сеть детских яслей и садов, где воспитание детей проводится с учетом возрастных особенностей, в соответствии с требованиями педагогики. Но, несмотря на это, дети из неблагополучных по воспитанию семей постепенно могут отставать в развитии от своих сверстников. Такие дети часто стараются выделиться в коллективе путем озорных выходок, отрицательного поведения. Постепенно они становятся «трудными» детьми. Особенно острой проблема «трудных» детей становится в школьные годы. Эти дети с большим трудом усваивают школьную программу, часто низкая успеваемость заставляет их бросать обучение после 4—5-го классов, впоследствии они занимаются неквалифицированным трудом. Неблагополучие в школе и семье делает их окончательно забитыми или «сорвиголовами».
Невротические состояния у детей из семей больных алкоголизмом могут проявляться и в виде ночного недержания мочи и кала, развивающегося после сильного испуга. Дети стыдятся этого заболевания, стараются скрыть его, психика их очень страдает. Заболевание поддается лечению с большим трудом. Невротические состояния могут проявляться в виде нарушения ночного сна, трудного засыпания, ночных страхов. Расстройства сна проявляются, как правило, после ночных сцен в семье, когда отец приходит пьяным. Необходимая по возрасту продолжительность сна у детей нарушается, днем они вялы, апатичны, безразличны ко всему.
Одной из форм неврозов детского возраста являются нервные тики или навязчивые движения, заикание. Нервные тики могут проявляться в виде подергивания отдельных мышц рта, век, щек или плечевого пояса. Заикание у таких детей может возникать на фоне тяжелой обстановки в семье, после сцен, происходящих между родителями. У некоторых детей могут наблюдаться нервные страхи.
Все эти расстройства, возникшие в результате психических травм, с трудом поддаются лечению, особенно если семейно-бытовые условия у ребенка продолжают оставаться неудовлетворительными.
Пьянство в семье является дурным и заразительным примером для детей и подростков. Одним из серьезных последствий пьянства в семье является раннее привыкание детей к алкоголю, способствующее развитию у них в последующие годы хронического алкоголизма.
Среди причин, вызывающих привыкание подростков к спиртным напиткам, подавляющее большинство исследователей называют алкоголизм в семье, пьянство родителей. К числу других причин, способствующих формированию влечения к алкоголю у подростка, следует отнести неблагоприятные отношения между родителями, неблагополучные условия воспитания, раннее приобщение к алкоголю, нездоровые алкогольные традиции ближайшего окружения.
Обследование семей лиц, злоупотребляющих алкоголем, показало, что половина из них (51,2%) воспитывались в семьях, где часто употребляли алкогольные напитки. В семьях, где преобладали конфликтные взаимоотношения между супругами, число лиц, злоупотреблявших спиртными напитками, составляло 43,8%.
Значительную роль в формировании привыкания к алкоголю играет частота его употребления в семье, где воспитывается подросток. Влияние этого фактора на начало самостоятельного и систематического употребления алкоголя в настоящее время не вызывает сомнения
К сожалению, во многих семьях не считается преступным в праздники «угостить» ребенка, иногда ради забавы взрослых, спиртным — рюмкой сладкого вина, пивом. Большинство больных алкоголизмом, по их же словам, начали употреблять спиртное в молодом, а некоторые — в детском возрасте, подражая взрослым или поддаваясь на их уговоры.
Вот один из примеров
Ученик 4-го класса одной из московских школ не успевает, груб с товарищами и учителями, все свободное время проводит на улице, в общественной работе не участвует Как оказалось, два года назад в день своего рождения по настоянию родителей выпил стакан вина. С тех пор у мальчика появилась тяга к спиртному, в любой компании взрослых и подростков он под любым предлогом стал доставать и выпивать спиртные напитки. Последствия сказались очень скоро мальчик не смог заниматься в школе, он нуждался в специальном лечении.
И. В. Стрельчук и С 3. Пащенков, описывая семейные формы алкоголизма, подчеркивают, что в семьях, где оба родителя злоупотребляют алкоголем основным фактором, формирующим алкоголизм у детей являются нездоровые алкогольные традиции в семье пример постоянно распивающих спиртные напитки родителей и их окружения. Именно микросоциальные в первую очередь семейные условия, в которых развивается ребенок, толкают его к раннему употреблению спиртных напитков, формируют свойственные алкоголику привычки, что и приводит к быстрому развитию алкоголизма.
«Пьяный быт» любой семьи может оказывать пагубное влияние также и на подростков, не являющихся членами этой семьи.