Трезвая русь

Поиск

Форма входа
Не зарегистрированные пользователи не могут скачивать файлы!

Логин:
Пароль:

Наша страница ВКонтакте

Наши друзья

Новости

Наука об алкоголе

Главная » 2012 » Сентябрь » 29 » Причины, приводящие несовершеннолетних к употреблению алкоголя

Причины, приводящие несовершеннолетних к употреблению алкоголя

 Оглавление

Большинство современных авторов указывают, что злоупотреблению алкоголем и развитию алкоголизма способствует комплекс факторов как биологического, так и социального плана.

С точки зрения современной психологии, формирование и психическое развитие ребенка происходит в результате тесного взаимодействия трех компонентов: биологического (организм ребенка, уровень его зрелости, особенности функционирования различных органов и систем), социального (люди с их делами, взглядами, отношениями, поступками, идеалами, среди которых живет и с которыми общается ребенок) и поведенческой активности ребенка, под которой понимается физическая и умственная (стремление узнать, что это такое, как устроено и т. д.) деятельность.

Среди упомянутых выше обязательных компонентов развития личности решающим является социальный — фактор общения, взаимодействия и жизни среди других, в особенности взрослых, людей. Известный советский психолог А. Н. Леонтьев писал: «Если бы нашу планету постигла катастрофа, в результате которой остались бы в живых только маленькие дети, а все взрослое население погибло, то хотя человеческий род и не прекратился бы, однако история человечества неизбежно была бы прервана. Сокровища культуры продолжали бы существовать физически, но их некому было бы раскрывать для новых поколений. Машины бездействовали бы, книги оставались бы непрочитанными, художественные произведения утратили бы свою эстетическую функцию. История человечества должна была бы начинаться вновь»[1]. Взрослые не только передают детям знания об окружающем мире, но и под их воздействием формируются взгляды, отношения к окружающему, складываются черты характера, образ жизни и поведения подрастающего человека.

Первой социальной средой для ребенка является его семья. Она играет важнейшую и во многом решающую роль в воспитании детей. Семья обусловливает усвоение ребенком основных правил и норм поведения, вырабатывает стереотип отношения к окружающему миру. Неблагополучие семьи обязательно отражается на детях. Не случайно подростки, употребляющие алкогольные напитки, как правило, живут именно в таких семьях. По нашим данным, 90,7% семей, в которых живут часто употребляющие алкоголь подростки, являются социально неустойчивыми семьями. И многие отечественные и зарубежные авторы рассматривают неблагоприятные условия семейного воспитания как факторы «высокого риска», способствующие развитию злоупотребления алкоголем и алкоголизма в будущем. Среди семей подростков, часто употребляющих алкогольные напитки, процент неполных семей, повторных браков констатируется в 27—50% случаев. По нашим данным, «поломанный семейный очаг» (неполная семья, один из родителей — отчим, мачеха) встречается в 2,5 раза чаше у подростков, часто употребляющих спиртное, чем у неупотребляющих.

Функциональная неполноценность семей подростков, часто употребляющих алкоголь, выражается прежде всего в напряженной психологической обстановке, конфликтных взаимоотношениях между членами семьи. Результаты нашего исследования показали, что 50,7% семей подростков, часто употребляющих спиртное, характеризовались напряженным психологическим климатом. Между родителями происходили постоянные ссоры, скандалы и даже случались драки. В 29,9% семей взаимоотношения между родителями носили переменный характер: то они были спокойные, ровные, то конфликтные, напряженные. В обоих случаях нездоровый психологический климат отрицательно сказывался на детях, порождая в душе ребенка (подростка) отчуждение от семьи, родного дома. Атмосфера постоянного психологического дискомфорта выталкивает детей на улицу под влияние друзей, компании, тем более что в такой обстановке родителям часто не до них.

В подавляющем большинстве случаев напряженный психологический климат в семье связан с пьянством и алкоголизмом родителей. В 65—15% таких семей имеет место злоупотребление алкоголем родителями. По нашим наблюдениям, среди семей подростков, часто употребляющих алкогольные напитки, встречается 5,7% семей, в которых злоупотребляют алкоголем оба родителя, 57,9% семей, в которых злоупотребляет спиртным только отец, и нет ни одной семьи, в которой бы вообще не употреблялись алкогольные напитки.

Характер употребления алкоголя в семье оказывает чрезвычайно большое влияние на ребенка. Существующие в семье «питейные традиции» становятся объектом наблюдения и подражания ребенка. При этом мальчики больше стараются быть похожими на отца, а девочки — на мать, поэтому трезвенническое поведение матери при злоупотреблении алкоголем отца в подавляющем большинстве случаев не становится объектом подражания сына.

Злоупотребление алкоголем родителями влечет за собой целую вереницу «ненормальных» условий воспитания. Это и напряженность, и конфликты в семье, и безнадзорность детей, снижение материальной обеспеченности семьи и нарушение в ряде случаев структуры семьи и т. д. Злоупотребление алкоголем родителями (отцами), напряженная психологическая обстановка в доме — доминирующие факторы, способствующие развитию злоупотребления алкоголем несовершеннолетними. Именно по этим признакам более всего разнятся семьи подростков, часто употребляющих спиртное и неупотребляющих алкогольные напитки.

Будучи в большинстве своем структурно и функционально нездоровыми, семьи подростков, часто употребляющих спиртное, чаще всего оказываются не в состоянии выполнить и свою прямую задачу — воспитание детей. По нашим данным, более половины (52,8%) подростков, часто употребляющих алкогольные напитки, были лишены внимания и контроля со стороны родителей. Налицо «социальное сиротство» — отсутствие внимания и заботы о ребенке, подростке при живых родителях. В тех же случаях, когда контроль со стороны родителей имеется, он касается в основном физических потребностей: вовремя и хорошо накормить, одеть, следить за здоровьем ребенка. Внимание же к духовному развитию ребенка, к его досугу, интересам, склонностям, как правило, отсутствует, не говоря уже об активном формировании склонностей и интересов ребенка, подростка. Это типичная ситуация в семьях подростков, часто употребляющих спиртное, которую отмечают как отечественные, так и зарубежные авторы. Безнадзорность детей в значительной мере, как уже говорилось ранее, обусловлена пьянством и алкоголизмом родителей. В семьях, где отцы злоупотребляют алкоголем, дети в 6 раз чаще предоставлены сами себе, чем в семьях, где отцы употребляют алкогольные напитки по традиционным поводам (праздники, семейные торжества и т. п.).

Отсутствие внимания к детям со стороны родителей обусловливается и другими факторами. В неполных семьях чаще встречается отсутствие надзора и внимания к ребенку, подростку, чем в полных. Оказывает влияние на внимание к детям в семье и такой фактор, как уровень образования родителей. С повышением уровня образования родителей возрастает и внимание, уделяемое ими своим детям. Это можно объяснить тем, что уровень образования родителей определяет в какой-то мере и уровень общей культуры семьи, широту кругозора, разносторонность интересов. А это позволяет не только следить за развитием склонностей и интересов ребенка, но и направляет его. По нашим данным, в 54,3% семей подростков, часто употребляющих спиртные напитки, родители имели только начальное или восьмилетнее образование.

Жилищные и материальные условия жизни семьи имеют лишь относительное значение для развития злоупотребления алкоголем несовершеннолетними. С ухудшением материальных и жилищных условий жизни семьи ухудшается и психологический климат в ней, возрастает напряженность во взаимоотношениях между членами семьи.

Неблагоприятные условия семейного воспитания в сочетании с психологическими особенностями периода отрочества приводят к формированию у подростков «групп риска» своеобразного стиля или образа жизни с характерным отклонением поведения с выраженным влиянием подростковой группы и нередко асоциальной шкалой жизненных ценностей. Образ жизни подростков «групп риска» играет ведущую роль в развитии злоупотребления алкоголем.

Подростки «групп риска» отличаются, прежде всего, пренебрежительным отношением к своим социальным функциям и обязанностям, т. е. к освоению программы средней школы, обучению. Для детей и подростков, часто употребляющих алкоголь, характерна плохая успеваемость. По нашим данным, 75,7% подростков, часто употребляющих алкогольные напитки, учились плохо, 22,9% — посредственно и только около 1,5% имели успеваемость чуть выше среднего уровня. Неудовлетворительная успеваемость обусловлена не только неспособностью, но и отсутствием прилежания: 85% обследованных подростков из числа часто употребляющих алкоголь затрачивали на приготовление уроков 1 ч и менее, причем половина из них иногда уроки не готовила вообще. Подобное отношение подростков к своей прямой обязанности— обучению свидетельствует отчасти о недоразвитии у них чувства долга, ответственности.

Другой существенной особенностью образа жизни подростков «группы риска» является наличие «лишнего времени». Затрачивая 1 ч на приготовление уроков или вообще их не делая, не выполняя зачастую в семье никаких поручений, подростки, часто употребляющие спиртное, имеют много свободного времени, в среднем 6,3 ч. По нашим данным, у 68,6% подростков длительность досуга достигает 7—8 ч. Обычная же продолжительность свободного времени у старшеклассников в будни составляет всего 3— 3,5 ч, т. е. в 2 раза меньше, чем у подростков рассматриваемой группы. Сама по себе длительность свободного времени — это мерило богатства общества, «простор для развития способностей», по словам К. Маркса. Свободное время — это благо, которое трудно переоценить, но только в том случае, если его умело проводить, с пользой для развития личности. Для подростков «группы риска» характерно как раз неумение содержательно проводить свой досуг. Это третья типичная черта их стиля поведения. Из всех обследованных подростков «группы риска» только 16,4% занимались на момент исследования в спортивных секциях, а 8,6% — в кружках. Остальные обследованные или вообще не занимались в спортивных секциях и кружках или делали попытки ходить на тренировки, на занятия в кружки, но очень быстро это забрасывали, хотя тяга к спортивным занятиям у обследованных подростков была сильнее увлечений занятиями в кружках. Нет у подавляющего большинства таких подростков и каких-либо индивидуальных увлечений. Лишь 12,8% из всех обследованных рассматриваемой группы имели увлечение. Но при качественной оценке этих увлечений вырисовывается их примитивно-собирательный характер: коллекционирование значков, фотографий певцов, модных дисков звукозаписи и т. д. Очень малое число подростков, часто употребляющих алкогольные напитки, ходят на выставки, в театры (5,8%), причем эти посещения чаще происходят не по личной инициативе. Около половины подростков, часто употребляющих спиртное, мало читают книг, причем 19,3% из них книг вообще не читают и это в тот возрастной период, когда интенсивность чтения у человека наибольшая. По 5—6 книг в месяц читают 5,7% подростков, но по содержанию это приключенческо-детективное чтение. Почти никто из подростков, часто употребляющих спиртные напитки, не занимается общественной работой (97,9%).

Для подростков, часто употребляющих спиртное, характерны такие занятия, как азартные игры, посещение кафе, баров, «потребление» популярной музыки. Около 80% подростков, часто употребляющих алкогольные напитки, считают, что они увлекаются музыкой, но это увлечение находится у них на уровне прослушивания записей популярных вокально-инструментальных ансамблей и игры на гитарах без квалифицированной подготовки. Больше половины подростков этой группы играют в домино и карты на деньги, 19,3% посещают кафе, бары, причем 5,7% из них часто (3—4 раза в месяц).

Подросткам данной группы, как отмечает известный специалист в области подростковой психологии А. Е. Личко, «свойственно информативно-коммуникативное хобби (жажда постоянного получения новой легкой информации, не требующей никакой критической интеллектуальной переработки, а также потребность в поверхностных контактах..., это — многочасовая пустая болтовня, глазение на происходящее вокруг, детективно-приключенческие романы и книги, глядение всего подряд по телевизору, азартное хобби — игра в деньги и карты».

Таким образом, анализ проведения свободного времени подростками из «группы риска» показывает, что в целом для них характерно примитивное, бесцельное времяпрепровождение: игра в карты и домино на деньги, многочасовое прокручивание пластинок, магнитофонных записей, «бренчание» на гитарах, праздное гуляние по улицам, посещение баров, кино. Бессодержательное времяпрепровождение, которое занимает первое место среди «факторов риска», способствует частому употреблению алкоголя подростками.

Необходимо отметить еще одну особенность проведения свободного времени подростками. Это обязательное наличие компании друзей, товарищей, просто сверстников. Проведение свободного времени преимущественно с друзьями типично для подростков. Считается, что причина образования групп в подростковом возрасте заключается в совместном преодолении неопределенности социального статуса, в котором находятся подростки по отношению к самим себе и к общественному окружению. Подростковые группы имеют особенности. Во-первых, возникшие стихийно компании молодежи держатся подчеркнуто отдельно от других групп и стремятся к тому, чтобы никто ими не руководил. Во-вторых, внутри таких групп вырабатываются специфические групповые нормы, ценности и способы поведения. Члены такой группы молодежи (компании) ориентируются в своем поведении на групповые нормы. Они чувствуют обязанность исполнять их и связаны с ними. В-третьих, между уровнем развития личности членов и групповыми нормами имеется тесная взаимосвязь: личности членов группы формируют и определяют групповые нормы, а последние, в свою очередь, влияют на формирование личности членов групп. И хотя подростковые группы складываются стихийно, их составляют подростки, близкие по уровню развития, запросам и интересам.

Для подростков, часто употребляющих алкогольные напитки, также характерна своя компания с асоциальным уклоном. Ибо если подростковая группа не объединена какой-либо полезной деятельностью, а является основной формой «пустого» времяпрепровождения, объединением скучающих несовершеннолетних, то такая группа становится благодатной почвой для развития асоциального поведения. Не случайно большинство подростков, часто употребляющих алкоголь, имеет так называемое «отклоняющееся» поведение (приводы в милицию в нетрезвом состоянии, употребление наркотически действующих веществ, прогулы в школе). Наличие «отклоняющегося» поведения — также типичная черта поведения подростков «группы риска». По нашим данным, 65% подростков рассматриваемой группы вызывались в милицию за всевозможные асоциальные поступки, 40% подростков имели приводы в милицию в нетрезвом состоянии, четверть подростков состояла на учете в детской комнате милиции. Для таких подростков характерно прогуливание уроков: 89,3% подростков, часто употребляющих алкоголь, пропускают школьные занятия. По данным зарубежных авторов, среди подростков, злоупотребляющих алкоголем, прогулы в школе встречаются в 90% случаев, побеги из дома — в 40%, азартные игры — в 77%, воровство — в 40%, социальные наказания (колония, аресты, суды и т. д.) — в 7,5% случаев.

Компания друзей служит для подростка Тем социальным коллективом, где происходит его дальнейшее приобщение к алкоголю.

Многие исследователи отмечают, что подросток, независимо от своего опыта употребления алкоголя, полученного в родительском доме, тем чаще употребляет алкоголь, чем больше у него пьющих друзей и чем сильнее социальное давление с их стороны. Для подростков характерны такие специфические психические (психологические) проявления, как стремление к самостоятельности (реакция эмансипации), сближение со сверстниками (реакция группирования). Подростки стремятся уйти из-под опеки семьи, большим авторитетом у них начинают пользоваться товарищи, сверстники из подростковой группы. По нашим данным, более половины подростков, часто употребляющих алкоголь, на вопрос, что сыграло главную роль в приобщении их к алкогольным напиткам, на первое место по значимости ставят влияние выпивающих товарищей и друзей. Наибольшее влияние на подростков оказывают друзья, товарищи из социально неустойчивых «проблемных семей».

Как мы уже отмечали ранее, большое значение для развития злоупотребления алкоголем имеет возраст подростка, в котором он впервые приобщился к спиртному. Чем раньше ребенок приобщился к алкоголю, тем выше риск злоупотребления алкоголем и развития алкоголизма в молодом возрасте. Этот фактор занимает второе место по силе влияния среди факторов риска частого употребления алкоголя подростками.

Проводя анализ особенностей поведения подростков из «группы риска», нельзя не принимать во внимание, что в формировании поведения, отношения к данному явлению, человеку далеко не последнюю роль играют конкретные знания об этом явлении, человеке. Большинство подростков знают о вредном влиянии алкоголя, но среди подростков, часто употребляющих спиртное, больше распространено мнение о пользе алкогольных напитков (приблизительно у одной трети). А особенностью знания о вредном влиянии алкоголя является то, что оно у подростков, часто употребляющих алкогольные напитки, формально. Отчасти формальность знания о вреде алкоголя порождается, на наш взгляд, так называемой косвенной пропагандой употребления алкогольных напитков. Нельзя отрицать дурное влияние на подростков некоторых произведений литературы и киноискусства, где смакуется и даже поэтизируется состояние опьянения. «Молодежи навязывается ложная мысль, что в жизни взрослого человека выпивки — дело обыденное и поэтому непредосудительное»[2]. Косвенным доказательством сказанному может служить то, что более 20% подростков, осмысливая свое пренебрежение знанием «вредности» алкоголя, указывают, что «все так поступают», «вино принято употреблять в обществе». Этот фактор также входит в первую десятку факторов, способствующих частому употреблению алкоголя подростками.

Определяя в целом значение факторов поведения, нужно отметить, что они являются ведущими и оказывают прямое влияние на развитие злоупотребления алкоголя несовершеннолетними.

Иначе действуют биологические факторы, которые оказывают меньшее влияние (по сравнению с поведенческими) на развитие злоупотребления алкоголем. Обусловливая в большей или меньшей степени конституционно-психологические отклонения или дефекты, они делают организм ребенка, подростка более уязвимым по отношению к алкоголю. Как свидетельствуют данные многих исследований, биологически отягощающие факторы способствуют ускорению перехода к систематическому частому употреблению алкоголя и формированию алкогольной наркоманической зависимости у подростков. Среди биологических факторов, способствующих частому употреблению алкогольных напитков, наибольшее значение имеют: злоупотребление алкоголем родителями до рождения ребенка, осложненное течение беременности, родовые травмы (асфиксии), сотрясение мозга и наличие психических расстройств у подростков, наследственная отягощенность в отношении психических болезней. Остановимся подробнее на каждом из этих факторов.

Учеными доказано, что злоупотребление одного из родителей алкоголем до рождения ребенка отрицательно сказывается на нервно-психическом и физическом развитии ребенка после рождения. У таких детей чаще отмечаются симптомы астении и органического поражения центральной нервной системы. Установлено, что злоупотребление алкоголем мужчинами в течение 4—5 лет влечет за собою умственную неполноценность потомства, степень которой пропорциональна длительности заболевания алкоголизмом родителей.

Беременность и роды у матерей подростков, часто употребляющих алкогольные напитки, чаще протекали с осложнениями. Токсикозы беременности, неукротимая рвота, нефропатия, гипертония у матерей, а также недоношенность и асфиксия новорожденных встречались в 1/2 раза чаще, чем в контрольной группе подростков. Наличие психопатических расстройств констатируют у подростков, часто употребляющих алкоголь, или молодых больных алкоголизмом, многие исследователи. По нашим данным, расстройства эмоционально-волевой сферы были диагностированы почти у 5% подростков, часто употребляющих алкоголь. Травмы головы с сотрясением мозга были отмечены у 15% подростков. Наследственная отягощённость в отношении психических заболеваний отмечена у 8,6% подростков, часто употребляющих алкогольные напитки. Это в 12 раз чаще, чем у подростков, не употребляющих спиртное. Практически все исследователи отмечают, что родители подростков, часто употребляющих спиртное, страдают хроническим алкоголизмом, однако использование в этих случаях обычных методов (статистического, клинико-генеалогического) не позволяет отдифференцировать влияние генов от условий воспитания в семье больного алкоголизмом. И поэтому,- хотя многие авторы получают в исследованиях высокую частоту семейного алкоголизма, большинство исследователей признают, что семейный алкоголизм не означает, что он наследственный. Наиболее чувствительным методом, позволяющим отдифференцировать в таких случаях влияние наследственности от результатов воспитания, является метод изучения приемных детей. А. Рое и Б. Бурке (США), воспользовавшись этим методов, изучили 49 индивидов в возрасте от 22 до 40 лет, из них у 27 биологические родители страдали хроническим алкоголизмом, а у 22 — нет. Никто из приемных родителей не злоупотреблял алкоголем. И ни один из приемных детей как в первой, так и во второй группе не злоупотреблял алкоголем в зрелом возрасте. Исследования, проведенные другими методами (близнецовый, биохимический, цитогенетический) также не дают оснований считать алкоголизм наследственным заболеванием.

Под «наследственностью» при алкоголизме в настоящее время надо понимать наследование неспецифической психической и обменно-эндокринной неустойчивости, которая при определенных условиях может привести к алкоголизму.

Неблагоприятные биологические факторы не одинаковы по силе повреждающего воздействия на нервную систему, по степени участия в развитии злоупотребления алкоголем у подростков. Наибольшее значение имеют такие биологические факторы, как злоупотребление алкоголем родителями до рождения ребенка, наследственная отягощенность в отношении психических заболеваний, наличие психических отклонений у подростков. Таким образом, неблагоприятные биологические факторы являются своего рода катализаторами процесса злоупотребления алкоголем, порождаемого неблагоприятными семейными и поведенческими факторами.



[1] Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. — M.: Мысль, 1965, с. 409—410.

[2] Гиндикин В. Оберегая здоровье подростка. — Правда, 1979, 15 янв.

18:48
Причины, приводящие несовершеннолетних к употреблению алкоголя
Просмотров: 4847 | Добавил: Александр | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 1
1  
"Если бы нашу планету постигла катастрофа, в результате которой остались бы в живых только маленькие дети, а всё взрослое население погибло, то хотя человеческий род и не прекратился бы, однако история человечества неизбежно была бы прервана..." Эти слова принадлежат не Леонтьеву а французскому психологу Пьерону.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]