Трезвая русь
test

Поиск

Форма входа
Не зарегистрированные пользователи не могут скачивать файлы!

Логин:
Пароль:

Наши друзья

Новости

Наука об алкоголе

Главная » 2012 » Ноябрь » 15 » Психотерапевтические методы лечения алкоголизма

Психотерапевтические методы

 Оглавление

Цель обсуждения данной темы — дать больным общее представление о методах психотерапии и ответить на возникшие в связи с этим вопросы. В частности, объяснить пациентам, что разговоры, которые они ведут в группе, тоже являются психотерапией.

Врач. Кто попробует объяснить, что такое психотерапия?

Валерий. Надо просто расшифровать само слово и все. Психо — психика, терапия — лечение. Лечение психики.

Врач. Не совсем точно. Это лечение болезни путем воздействия на психику.

Михаил. Разве это лечение? Вот «врезка» или гипноз, это да.

Врач. Скажите, как по-вашему, для чего мы здесь собирались все вместе? Почему врач не работает с каждым из вас индивидуально?

Владимир. Думаю, для экономии времени. Беседа с каждым из нас заняла бы у врача ровно в шесть раз больше времени.

Врач. Отчасти вы правы. Групповой метод экономит время. Однако есть и другие резоны. Без использования принципов группового взаимодействия между больными обойтись нельзя. Многие специалисты обнаружили следующую закономерность. Наименьшая эффективность психотерапии отмечается в том случае, если врач работает с очень большой аудиторией. По мере уменьшения числа больных эффективность психотерапии прогрессивно возрастает. После ограничения числа больных примерно двенадцатью эффективность стабилизируется, остается на одном уровне. Если больных становится меньше 6, то эффективность психотерапии начинает уже падать. Таким образом, оптимальное число больных для проведения психотерапии составляет примерно от 6 до 12 человек. Почему так происходит, вы поймете чуть позже.

Анатолий. Но вы же успеваете побеседовать еще и с каждым по отдельности, помимо групповых бесед.

Врач. Да, врач не должен терять индивидуального контакта с каждым из своих пациентов. Особенно важны беседы наедине с больными после поступления в стационар и перед выпиской из него. На протяжении пребывания в стационаре нередко возникают кризисные состояния, связанные с затруднениями в адаптации к внутренней жизни отделения или производственной деятельности, неприятными известиями, получаемыми из дома, обострением патологического влечения к алкоголю и т. п. В такие периоды больной также нуждается в более интенсивно проводимой индивидуальной психотерапии. Но вернемся к групповым формам.

Михаил. У меня такой вопрос. Вот сидим мы с вами, разговариваем. Сколько времени на это уходит! Конечно, послушать знающего человека полезно. Врача, скажем. Ну, а когда другие говорят? Особенно если молодые, без особого жизненного опыта. Какая польза их слушать? Чему они могут меня научить?

Врач. Может быть молодому человеку полезнее послушать наш с вами диалог, чем поговорить отдельно как с вами, так и со мной... Вообще, вы коснулись одного из самых острых методических вопросов психотерапии. Сделаю небольшое теоретическое отступление. В последние десятилетия был выдвинут принцип деления методов психотерапии на так называемые директивные и недирективные. Первые предполагают прямое воздействие психотерапевта на аудиторию, вторые — косвенное, опосредованное через других больных, входящих в группу, тогда как сам психотерапевт остается в тени, на втором плане. Беседа с больными в форме лекции является типичным директивным методом, а организация дискуссий между больными — недирективным. Для больного, который является пассивным слушателем, мысли психотерапевта вряд ли станут его собственными. Преподносимые идеи недостаточно влияют на его взгляды, убеждения, мировоззрение. Это относится к эффекту, производимому даже самым блестящим оратором. Если та же мысль прозвучит в диалоге между психотерапевтом и больным, причем последний выскажет свое мнение, сообразуясь с личным опытом, взглядами, вот тогда идеи психотерапевта будут восприниматься глубже.

Евгений. Педагогам давно известно, что лучше всего человек воспринимает новые знания в живой дискуссии, в обстановке, где он может свободно высказать свое мнение. Можно даже сказать, что человек по-настоящему понимает какую-либо проблему, лишь объясняя ее другим.

Врач. Справедливое замечание. Но эффект, возникающий от предоставления больному возможности высказаться самому, является не единственным преимуществом групповой психотерапии. Многие беды больных алкоголизмом состоят в неспособности осознать истинный смысл событий, происходящих в их жизни. Мы уже говорили о том, что вытеснение из сознания неприятных впечатлений является одним из важнейших свойств психики. Происходящее во время психотерапии сопоставление своего опыта с опытом товарищей по группе, даже не всегда осознаваемое, значительно укрепляет критическое отношение к болезни, помогает уяснить свои проблемы. Этот эффект в среде специалистов называется «психотерапевтическим зеркалом».

Евгений. Как проводится групповая психотерапия?

Bpач. В соответствии с методикой, принятой в нашей больнице, врач работает с группой больных в 6—12 человек.Психотерапевтические занятия проводятся в количестве От 12 до 24, а длительность каждого — 90 минут (час занимает беседа и 30 минут — аутогенная тренировка)[1]. А Беседы сопровождаются разыгрыванием типичных «алкогольных» ситуаций и тренировкой навыков правильного (адекватного) поведения в них. Более подробно я расскажу об этой части психотерапевтического лечения чуть позже.

Евгений. Скажите, а когда вы формируете психотерапевтическую группу, то производите какой-то отбор больных?

Врач. Нет, никакого отбора не производится. Берутся подряд все лица, поступившие в отделение в течение определенного времени. Мы не делаем попыток «выравнивать» состав больных. Люди разнятся по возрасту, уровню образования, тяжести алкоголизма, отношению к лечению.

Михаил. Вы сказали, что у нас гипноза не будет. А я верю только в гипноз.

Врач. А раньше вы лечились гипнозом?

Михаил. Да, лечился. Правда, гипнотизер попался не совсем хороший. Не скажу, чтобы он никому не помог. Были такие. Но на меня что-то плохо действовало. Мне про одного тут говорили, что любого может загипнотизировать. Вот к нему бы попасть.

Врач. Сейчас формируется психотерапевтическая группа, в которой будет применяться гипноз. Если хотите, я могу попросить, чтобы вас включили в эту группу. Мы же вместо гипноза будем заниматься аутогенной тренировкой.

Михаил. Я подумаю, на что мне решиться.

Врач. Хочу, чтобы вы поняли суть этих двух методов. Психотерапия подразделяется на так называемую рациональную и суггестивную (основанную на внушении). Рациональная психотерапия, о которой мы до сих пор говорили, обращена к разуму, рассудку больного. Она базируется на переубеждении больного с помощью системы аргументированных доказательств. Условием действенности рациональной психотерапии является ясное сознание больного, готовность его к защите своих положений в дискуссии. Суггестивная психотерапия обращена, наоборот, к чувствам человека, его способности принимать слова психотерапевта на веру. Используют как воздействие врача на больного (гипноз), так и воздействие больногона самого себя (аутогенная тренировка) после получения необходимых инструкций от врача.

При этом у пациента возникает особое состояние сознания с полной концентрацией мыслей на словах врача либо на так называемых формулах самовнушения, что позволяет усилить суггестивный эффект.

Валерий. А вы предпочитаете гипноз или аутогенную тренировку?

Врач. Я предпочитаю аутогенную тренировку, хотя и провожу ее по методике, включающей элементы гипноза. Используются те же состояния расслабления, ощущения тяжести, тепла. Аутогенная тренировка относится к недирективным методам психотерапии, а гипноз — к директивным. Она мобилизует ресурсы самого больного, в то время как гипнотерапия оставляет его пассивным. У нас в больнице широко используются обе методики.

Валерий. Есть еще какой-то метод кодирования. Не расскажите о нем?

Врач. В основе этого метода лежит психотерапевтическое воздействие. Он ориентирует больного на абсолютную трезвость в течение определенного времени. В случае нарушения трезвости возможны, как утверждают приверженцы метода, весьма серьезные отрицательные последствия.

Евгений. Я видел фильм, в котором показывались больные, только что прошедшие лечение с помощью этого метода. Удивительно, какое глубокое впечатление производила на них психотерапия. Многие из них не могли даже удержаться от слез, рыданий.

Врач. Автор метода украинский врач А. Р. Довженко обладает способностью в течение многочасовой лекции-беседы довольно глубоко воздействовать на больных алкоголизмом, а у некоторых вызвать потрясение, так называемый катарсис.

Владимир. Несмотря на это, А. Р. Довженко долго не признавался официальной медициной. Только после поднятой газетами кампании в его защиту этот метод признали. Я следил за развитием событий по периодической печати.

Евгений. Что-то не видно, чтобы метод кодирования произвел в наркологии революцию. Вероятно, дело здесь не столько в самом методе, сколько в личности психотерапевта.

Врач. Между прочим, метод короткого интенсивного психотерапевтического воздействия с использованием приема кодирования наряду с другими применяется в нашей больнице. За рубежом аналогичные методы распространены достаточно широко. Они, как правило, включают в себя приемы сильного эмоционального воздействия, «взламывания» психологической защиты. Иногда это достигается с помощью очень грубого отношения к больным, вплоть до оскорблений, что, естественно, нам не подходит. Такие методы еще называют шоковыми. Я, лично, предпочтение отдаю продолжительным психотерапевтическим циклам, подобным тому, который вы сейчас проходите.



[1]В разработке данной методики в нашей стране активное участие приняли Г. В. Зеневич и С. С. Либих, В. Е. Рожнов, И. С. Павлов; Г. М. Гузиков с соавт., Н. Н, Иварец, А. Л. Игонин, Ю. В, Ва-лентик, Е; И. Зенченко, Е. С. Меньшикова и др,

 

13:28
Психотерапевтические методы лечения алкоголизма
Просмотров: 7324 | Добавил: Александр | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]