Трезвая русь
test

Поиск

Форма входа
Не зарегистрированные пользователи не могут скачивать файлы!

Наши друзья

Новости

Наука об алкоголе

Главная » 2012 » Ноябрь » 4 » Развитие детей, родившихся с алкогольным синдромом плода

Глава 5. Развитие детей, родившихся с алкогольным синдромом плода

Характеристика психических отклонений у детей.

Оглавление

В ранние сроки после рождения заметно отставание таких детей от сверстников и в физическом, и в психическом отношении. У них оттянуты сроки фиксации взора, держания головки. Эти дети поздно начинают брать предметы, хотя у них долго сохраняется хватательный рефлекс. Длительный период не садятся, не стоят, не ходят, а двигаются на четвереньках до 3—5 лет.

Психическое развитие таких детей не только замедлено, но и ограничено. К возрасту школьного обучения становится ясно, что умственное развитие их находится на уровне имбецильности и даже идиотии. Нередко диагноз выставляется поздно потому, что из-за пьянства родителей дети лишены заботы и лишь вмешательство посторонних, соседей позволяет оказать ребенку медицинскую помощь. 

Такие дети быстро погибают, жизнь их коротка. Обычно причиной смерти являются несчастные случаи, так как психическое развитие не дает возможности оценить опасность, научиться осторожности, или инфекционная болезнь, ибо иммунная система также предостаточно развита.

 В пределах тяжелой степени поражения потомства, с видимыми морфологическими отклонениями, есть свои градации. Не всегда патология включает весь комплекс болезненных изменений, наблюдаемых у таких детей. Хороший уход, тщательное воспитание в некоторой (незначительной) степени компенсируют врожденные дефекты. Дети могут быть доведены до школы. Но уже первый, второй год обучения обнаруживает их неспособность и к усвоению знаний, и к общению со сверстниками в массовой школе.

Когда проблему алкогольного потомства только начинали изучать, помимо нравственной деградации отмечали высокую частоту идиотии и эпилепсии. Сейчас врачи различают уже более тонкие формы поражения, разные степени психического недоразвития. Что касается эпилепсии, то она нередко наблюдается при тяжелой и средней степенях поражения потомства.

Средняя степень поражения потомства алкоголиков проявляется в форме так называемого «синдрома малой мозговой недостаточности». При этом морфологических изменений может не быть, или они единичны, малозаметны, например асимметричное лицо (стороны лица разновелики). Если у взрослого человека асимметрия лица может развиться за счет мимических навыков, то у детей, сообразно норме детского возраста, мимическая игра незначительна и асимметрия их лица определяется не мышечной, а костной асимметрией. Возможна легкая общая неправильность строения тела с неловкостью движений (дисгармоничность, диспластичность), уменьшенная голова. 

Синдром малой мозговой недостаточности может проявляться и при правильном строении тела, что выражается только в расстройствах поведения. С первых дней жизни для таких детей характерны нарушения сна, питания, скорости и последовательности формирования психомоторных функций. В дальнейшему они обращают на себя внимание излишней подвижностью. Иногда это явно нецеленаправленное двигательное возбуждение, иногда, казалось бы, осмысленное. Но всегда движения этих детей нецелесообразны, поэтому часты травмы и несчастные случаи (поедание несъедобных предметов, отравление лекарствами). Дети непослушны, так как эмоционально возбудимы и неспособны к сосредоточению. Сон для них всегда проблема: тут и ночное недержание мочи, и ночные страхи, и трудности засыпания, вскрики и вскакивания.

Успеваемость детей с синдромом малой мозговой недостаточности плохая. В младших классах — за счет неспособности к последовательным действиям, концентрации внимания. Они постоянно теряют необходимые для занятий предметы, плохо и грязно пишут в тетрадях (вследствие недостаточности координации тонких движений), не могут высидеть спокойно урок до конца, мешают другим детям. Часто злобны, очень агрессивны. Получают удовольствие, обидев сверстника, им нравится причинять боль. В драках агрессия проявляется древним, архаическим способом: кусаются, плюются.

По мере роста возбудимость снижается, в том числе эмоциональная. Агрессия приобретает целенаправленный, а не, как прежде, недифференцированный характер. Дерутся не «просто так» а из-за достаточного (для них) повода, для достижения определенной цели. На уроках уже упорядочены. Однако учатся по-прежнему неудовлетворительно, так как при возрастающих интеллектуальных нагрузках обнаруживается их интеллектуальная слабость. Такие дети плохо усваивают абстрактные понятия, у них недостаточная память. С годами больше проявляется и недоразвитие нравственных чувств — сострадания, привязанности, тепла, благодарности. Если эпизоды мелких краж (понравившаяся у соседа ручка и т.п.) случаются в первых классах со многими здоровыми детьми, то у детей с синдромом малой мозговой недостаточности воровство нередко становится системой. Они крадут деньги, отнимают их у младших и слабых. Первыми в классе начинают курить и употреблять спиртные напитки, другие опьяняющие средства. К 10—12 годам интерес к учебе (если он до того был) утрачивается. Здоровые дети вытесняют их из коллектива — чуждаются и боятся. Прогулы, пустое времяпрепровождение, уличная компания таких же, как они, замещают школьную жизнь и школьные интересы.

  Старые авторы отмечали: «преждевременная жестокость, лень, стремление к бродяжничеству — такова обычная участь детей алкоголиков» (К. де Риккер, 1901).

Дети с синдромом малой мозговой недостаточности представляют самый трудный для обучения и воспитания контингент в средней школе. Они требуют особой формы воздействия и контроля. И, прежде всего, медицинской помощи.

К сожалению, психиатрическое обследование детей у нас в стране недостаточно не только из-за нехватки специалистов во многих регионах. Имеет место лишь пассивное выявление таких детей — когда их ведут на прием к врачу родители. Но чаще уровень медицинской грамотности родителей таков, что они не видят необходимости врачебного освидетельствования. Родители считают ребенка всего лишь непослушным, упрямым, лентяем и т.п., наказывают его, ускоряя отчуждение и обрывая возможность дальнейших душевных контактов, результативного воздействия на него.

Вспомогательные школы сейчас принимают детей или с выраженным отставанием психического развития или с выраженной недостаточностью слуха, речи и т.п. Дети с синдромом малой мозговой недостаточности не соответствуют условиям приема в такие школы. Вместе с тем к ним необходим особый медико-педагогический подход. Своевременно начатое лечение, направленное на питание нервной ткани, восстановление баланса между возбуждением и торможением, способствующее созреванию психических функций, вместе с педагогическим воздействием, направленным на развитие и упрочение навыков дисциплины обучения, трудовой деятельности, сделает этих детей полезными членами общества. Ситуация сегодняшнего дня не выдерживает никакой критики. Дети с синдромом малой мозговой недостаточности составляют основную часть подростков-правонарушителей, дезорганизуют учебу и жизнь здоровых детей. Специализированная помощь детям с синдромом малой мозговой недостаточности — требование гуманности к ним и основополагающая часть профилактики девиантного (отклоняющегося от нормы) поведения, социального спокойствия.

Легкая степень поражения потомства алкоголиков проявляется слабостью психофизического развития, умеренным отставанием в развитии. При хороших условиях ухода и воспитания, щадящем режиме эти особенности обычно компенсируются (это видно в ряде случаев усыновления). Однако при нагрузках, в чрезвычайных обстоятельствах недостаточность легко проявляется. Это может выглядеть как физическая слабость, не выносливость к физическим нагрузкам. Высока смертность на протяжении первого года жизни. Ребенок «слабенький», часто болеет. Особо слабой оказывается печень. Отмечены повышенная частота инфекционных гепатитов, неинфекционные воспаления желчных путей (холангиты), нарушение моторики желчевыводящих протоков.

Повышена заболеваемость мочевой системы. Недавно отечественные ученые установили, что почки младенцев принимают участие в разложении пищевого белка: белок разлагается на составные части, из которых строится индивидуальный белок. Полагают, что почки детей алкоголика подвергаются особым нагрузкам: у их матерей быстро исчезает молоко и они рано переходят на искусственное вскармливание чужеродным белком. Этим можно объяснить частоту нефритов у детей алкоголиков.

У таких детей слаба иммунная система и иммунные реакции нередко несоразмерны — отсюда высокая аллергичность, хронические тонзиллиты с осложнением в форме ревматизма, ранние ревмокардиты; отмечена частота бронхиальной астмы. Это объясняется не только высокой аллергической готовностью, но и психосоматической реакцией. Астматические приступы нередки у детей в конфликтных семьях, не злоупотребляющих спиртными напитками.

По косвенным признакам можно судить о слабости эндокринной системы: малый рост, масса тела недостаточна, половое созревание  задерживается. Более тяжелая степень эндокринной недостаточности у детей пьяницы может проявиться патологией вилочковой железы, ранним диабетом.

Вышеописанные расстройства физического здоровья, разумеется, встречаются не только при легкой степени поражения потомства алкоголиков. При средней и тяжелой степенях эти расстройства иногда и более тяжелы. Но если при средней и тяжелой степени поражения потомства социальная адаптация (поведение, обучение и пр.) нарушена, прежде всего, из-за психических дефектов, то при легкой степени поражения ребенок  зачастую не справляется с решением жизненных задач именно из-за телесного нездоровья.

Слабость и отставание в развитии со стороны психической сферы проявляются многообразно, но неярко. Дети поздно начинают ходить и говорить. При этом не случается, что ребенок «вдруг хорошо заговорил» или «вдруг быстро побежал». Начав говорить, ребенок долго не овладевает фразовой речью, долго не осваивает ряд звуков. У таких детей нередко встречается заикание. Психическая слабость обнаруживает себя «тихостью» ребенка, он послушен, подчиняем. Не настаивает на своем, не требует, долго безутешно плачет от обиды. Волевая слабость требует особого педагогического контроля — такие дети легко подпадают под нежелательное влияние, оказываются «на посылках» у дурных, активных сверстников.

Психическая перегрузка может выглядеть как невротический срыв, временное, казалось, необъяснимое «ухудшение характера», необоснованное упрямство, непослушание. Возникает астения, дети легко устают, им бывает трудно усваивать новый материал. Облегчение нагрузок восстанавливает прежнее благополучие и без лечебной помощи.

До подростковых лет, в целом, эти дети не причиняют особых забот. Но период полового созревания (пубертатный) чаще предстает кризом, острым состоянием. Незрелость психики проявляется неупорядоченным поведением, безответственностью, неспособностью прогнозировать свои поступки и их следствия. Характерны неозабоченность будущим, отсутствие стремления приобрести специальность. Они ограничиваются мечтаниями, меняют намерения, под независимостью понимают бесконтрольность, легко начинают злоупотреблять опьяняющими средствами.

Когда подростковый период сопровождается крайностями поведения — здесь впервые у родителей и педагогов возникают трудности в управлении детьми. В целом же эти дети послушны и прилежны. В подростковом возрасте такие дети обнаруживают колебания настроения: периоды печали, «беспричинные» слезы, мысли о самоубийстве могут перемежаться состояниями приподнятого настроения, ажитации. В дальнейшем нередки постоянная эмоциональная неуравновешенность, непереносимость больших физических и психических нагрузок.

Во взрослой жизни слабость умственного развития проявит себя в недостаточности интеллектуальных интересов. Слабость эмоционального развития обеднит межличностные отношения, затруднит, сделает неустойчивыми дружеские, сексуальные связи, облегчит возникновение патологических эмоций, агрессивности. Считают, что для детей алкоголиков характерна триада: бедность межчеловеческих связей, социальная изоляция, склонность к депрессии (порознь эти черты могут встречаться у многих).

Здесь не случайно были рассмотрены особенности алкогольной семьи. В семье, где пьянствует только один ее член, постоянна психическая перегрузка, которую не выдерживают взрослые. И из-за поведения пьяного, и из-за расстройства здоровья — физического и психического — других членов семьи возникает многослойный конфликт. Напряжение, отчуждение, обида, злоба, прочие отрицательные чувствования создают крайне тяжелую атмосферу.

 Возможные пути коррекции

 Даже здоровый ребенок, оказавшись в алкогольной семье, проявит отклонения в состоянии своего психического здоровья. Ребенок с психофизической слабостью обязательно даст отклонения психики — вплоть до психопатического развития. Он становится груб и дерзок, поведение приобретает характер протестного, он отказывается учиться, убегает из дома.

Чем сохраннее личность, тем тяжелее она воспринимает психотравмирующие факторы. Таким образом, ребенок из семьи алкоголика находится в ловушке, из которой выбраться невозможно: если у него нет тяжелой степени поражения, то, при средней и легкой он крайне подвержен психотравмам, исходящим из ситуации. И результат при всех возможных вариантах оказывается плохим. Во многих случаях, к сожалению, помещение ребенка из алкогольной семьи в детский дом или интернат оказывается наилучшим решением.

В обратной зависимости находятся не только тяжесть поражения потомства алкоголиков и его подверженность психотравмам. Такая же зависимость имеет место между тяжестью поражения и подверженностью воспитательному воздействию: чем меньше тяжесть поражения, тем более податлив ребенок педагогическому влиянию.

Во многих случаях госпитализации в психиатрические подростковые стационары состояние ребенка врачами оценивается скорее как результат педагогической запущенности, нежели как следствие объективной психической недостаточности. Эти дети, не имея необходимого ухода и надзора в семье, оказывались и вне внимания учителей. Неорганизованные и внешне, и внутренне за счет слабости воли, они отставали в учебе даже в начальных классах, где вполне могли бы успевать. С возрастанием интеллектуальных нагрузок, не получая помощи, они окончательно отставали от программы к 5—6 классу, теряли интерес к учебе. Иногда появлялось отвращение даже к учебе, а к успевающим одноклассникам — ненависть. Их податливость, послушание использовались не учителями, а дурными сверстниками. Поведение становилось девиантным, отклоняющимся от общих норм. Направление в психиатрическую больницу давалось уже спустя 2—3 года после постановки на учет в детскую комнату милиции.

Врачебный опрос родителей, педагогов, самого ребенка показывает в этих случаях достаточно однотипную картину. Пренебрежение, невнимание взрослых к первым признакам отставания и к выбору друзей, бесконтрольность поведения, первые правонарушения. Постановка на учет в милиции происходит с запозданием, тогда, когда подросток уже сжился с асоциальными сверстниками, когда полностью сформировались порочные навыки.

Эти случаи, такие легкие для своевременного воспитания, доводятся до состояния, в котором и медицинское воздействие зачастую оказывается нерезультативным. Можно лечить расстройства психики. Но какие медикаменты изменят образ жизни? Результаты воздействия и педагогического, и врачебного малоэффективны, так как ребенок возвращается и остается в прежней среде, в прежней ситуации, которые обусловили расстройство. Та же семья и те же педагоги, не имеющие влияния, тот же, ставший чужим класс и та же — это теперь главное — неблагополучная компания.

Медицинская помощь не дает эффекта при тяжелых степенях поражения потомства алкоголиков. Хирургически можно устранить некоторые морфологические, анатомические дефекты. Неврологически — улучшить двигательные функции, облегчить в меру возможностей созревание функций, отстающих в развитии. Психиатрически — восстановить равновесное эмоциональное состояние, снять психомоторное возбуждение. Все это в значительной степени упорядочивает поведение ребенка, облегчает уход за ним и обучение самообслуживанию, простым навыкам, в том числе трудовым. Однако больной с тяжелыми расстройствами физического и психического здоровья остается в течение своей жизни на социальном обеспечении.

При средней степени поражения медицинская и педагогическая помощь, при условии раннего начала, достаточно эффективны. Но необходимы оба вида воздействия, так как одни педагогические усилия нерезультативны. Ребенок должен постоянно получать лечение и находиться под врачебным наблюдением. При такой усиленной помощи он может получить среднее профессиональное образование, стать полезным членом общества.

При легкой степени поражения на первый план выступает необходимость педагогического воздействия. Потребность в медицинской помощи возникает периодически, при декомпенсации психофизического состояния. Иногда, при благоприятных условиях, щадящей обстановке нужды в медицинском вмешательстве не возникает.

Однако соблюдение щадящего режима, тщательное поддержание здоровья (прежде всего психического) обязательны таким людям в течение всей их жизни. Психическое здоровье потомства алкоголиков страдает в большей мере, нежели здоровье физическое, из-за того, что алкоголь прежде всего поражает нервную (мозговую) деятельность и самого пьющего, и рожденных им детей. Психическое здоровье — условие здоровья физического. Люди скорее и чаще замечают телесное нездоровье, нежели психическую недостаточность, психическую слабость. Обычно психические нарушения трактуются как пороки характера. Например, вспыльчивость, злобность нередко бывают симптомами органического поражения мозга (существует много форм такого поражения), лень, безынициативность — симптомами астении, депрессии, конфликтность — психопатии. Разумеется, среда, окружающие (семья, педагоги) должны корригировать неправильное поведение. Но во многих подобных случаях более результативной будет помощь медицинская.

Важная роль психического здоровья показана во многих исследованиях. Так, английский ученый G. Vaillar (1979) спустя 30 лет обследовал 185 мужчин, психическое здоровье которых оценивалось в годы их студенчества. Из тех 59 человек, которые имели хорошее психическое здоровье, ко времени повторного обследования умерло 2. При слабом психическом здоровье из 48 человек тяжело заболели и умерли 18. Таким образом, хорошее психическое здоровье замедляет начало физических расстройств.

Между вышеизложенными данными о биохимических, морфологических изменениях эмбриона и плода под влиянием алкоголя и теми трудностями, которые ожидают педагогов в работе с детьми из алкогольных семей, нельзя, разумеется, проводить прямую связь. Нарушение формирования тканей и их функций, нарушение взаимодействия систем организма приводит к рождению слабого, с пороками или отставанием в развитии, ребенка. Очень часто это положение осложняется неблагоприятной ситуацией в семье. Болезненный физически и психически ребенок с трудом переносит (или не переносит и погибает) внешнесредовые нагрузки. То, что может здоровый ребенок, от больного — требует усилий.

Психическая слабость проявляется не только в малой выносливости к психическим нагрузкам. Психическое здоровье — состояние гармоничных отношений индивида с самим собой и обществом, средой и способность испытывать чувство довольства от жизни. Из содержания этого раздела следует, в частности, что такой критерий психического здоровья, как гармоничное отношение со средой, у детей из алкогольных семей отсутствует. Отношение со средой — это и взаимоотношения со взрослыми, сверстниками, с педагогами. Поэтому то, что не может больной ребенок, должны возместить ему встречным движением здоровые взрослые. Чем меньше ребенок получает в семье, тем больше он нуждается в нашем участии. Не только лечение, но и любовь, и забота, и помощь все это повысит уровень его психического здоровья — гармоничные отношения с самим собой и обществом, чувство довольства от жизни. В такой работе с больными детьми гуманный долг каждого человека, а для врачей и учителей — и профессиональный.

Таким образом, у ребенка, испытавшего действие алкоголя во внутриутробном периоде развития, наблюдаются серьезные расстройства физического и психического здоровья. Эти расстройства могут усугубиться, если после рождения он попадает в алкогольную среду.

 

Этапы постнатального развития человека

 

Для того чтобы оценить все последствия воздействия алкоголя на ребенка после его рождения, надо иметь в виду, что ребенок до совершеннолетия — постоянно развивающийся организм. Особенности постнатального физического и психического развития ребенка резко повышают вредоносность алкоголя для его организма и возможность его превращения в больного — алкоголика.

 По современным представлениям, принято выделять шесть стадий развития ребенка: 1) период новорожденности (от рождения до 28 дней); 2) грудной возраст (от 28 дней до 1 года); 3) ранний возраст (от 1 года до 3 лет); 3) ранний дошкольный возраст (от 3 до 7 лет); 5) школьный возраст (от 7 до 15 лет); 6) подростковый период (от 15 до 17 лет).

Каждый возраст имеет свои анатомо-физиологические и функциональные особенности. Увеличение роста, окружности грудной клетки, массы тела, изменение с началом ходьбы положения тела из горизонтального в вертикальное, развитие речи, нарастание массы мозга и усложнение его функций — это лишь некоторые этапы в развитии ребенка (табл. 1 и 2).

Основой процессов роста и развития, иными словами, жизни в целом является обмен веществ; последний регулируется высшим отделом нервной системы — корой больших полушарий головного мозга ребенка. К моменту рождения нервная система в сравнении с другими системами является менее зрелой, именно она ответственна за приспособление организма ребенка к новым, внеутробным условиям жизни и за регуляцию жизненно важных функций новорожденного. При этом обмен веществ в начальный период жизни ребенка вне организма матери очень неустойчив к внутренним и внешним факторам. В первые 2—3 года жизни (особенно на 1-м году) происходит значительное нарастание массы головного и спинного мозга. Масса головного мозга новорожденного колеблется от 355 до 390 г, к концу первого года жизни она увеличивается в 2,5 раза, к трем годам — утраивается, составляя в среднем 1100 г, в 7 лет масса мозга достигает уже 1250 г (у взрослого— около 1400 г).

Структурному развитию центральной нервной системы соответствует и ее функциональное созревание: формируются механизмы, обеспечивающие непрерывное уравновешивание организма с внешней средой. С конца первого года жизни начинает развиваться речь.

В дошкольном возрасте высшая нервная деятельность все еще определяется неустойчивостью нервных процессов, повышенной истощаемостью клеток коры головного мозга. У детей этой возрастной группы в коре головного мозга наблюдается значительное преобладание процессов распространения возбуждения над процессами торможения.

В младшем школьном возрасте продолжается функциональное развитие нервной системы: в 7 лет еще преобладают процессы возбуждения над внутренним торможением, а значит, сохраняется повышенная истощаемость клеток коры, быстро наступает утомление с развитием охранительного торможения. С 8—9 лет внутреннее активное торможение усиливается, окончательно выявляется и закрепляется тип высшей нервной деятельности ребенка.

В среднем школьном возрасте эндокринные сдвиги, связанные с половым созреванием, вызывают неустойчивость нервных процессов, хотя нервная система к 14 годам достигает значительного функционального развития. Эта неустойчивость нервных процессов проявляется у подростков эмоциональной возбудимостью.

Детство и отрочество время формирования личности: жизненных установок, накопления знаний, развития необходимых в последующей жизни основных морально-этических навыков в виде объективного восприятия окружающего, сдерживания грубых проявлений отрицательных эмоций, развития волевых качеств, аналитического типа мышления и многое другое.

Такое интенсивное развитие и функциональное совершенствование центральной нервной системы вызывает необычные реакции на воздействие факторов внешней среды, таких, например, как психические перегрузки, травмы, случайное или умышленное употребление алкоголя, курение, употребление наркотиков.

Между тем со многими вредными факторами ребенок встречается буквально с первых дней своей жизни. Так, матери-алкоголички обычно не вскармливают своих детей, их питание снижено, а смертность в младенчестве высока. Некоторые нерадивые матери или кормилицы дают детям смоченный спиртными напитками хлебный мякиш, сами пьют пиво, чтобы было «больше молока» и чтобы ребенок «лучше спал». Действительно, дети под действием алкоголя становятся «спокойнее», их активность тормозится. Медицина дает объяснение такому «спокойствию»: алкоголь угнетает очень важную систему функциональной активности организма — гипоталамо-гипо-физарно-адреналовую.

Этиловый алкоголь может попасть к новорожденному, если кормящая мать пьет водку или вино перед кормлением ребенка. При этом создаются условия для отравления ребенка. Самый частый вариант — застолье, организуемое по случаю возвращения матери с новорожденным из роддома. Захмелевшие родственники и друзья принуждают мать выпить за «здоровье ребенка». Во время кормления ребенок вместе с молоком матери получает алкоголь. Для новорожденного токсическая доза невелика: он становится бледным, вялым, начинает редко дышать. Требуется срочное вмешательство врача. В случае употребления кормящей матерью самогона или браги содержащиеся в них ядовитые сивушные масла действуют так быстро, что отравленного ребенка бывает невозможно спасти.

Отравление детей алкоголем может продолжаться и в более поздние сроки его развития.

16:32
Развитие детей, родившихся с алкогольным синдромом плода
Просмотров: 13734 | Добавил: Александр | Рейтинг: 4.6/8
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]