Трезвая русь

Поиск

Форма входа
Не зарегистрированные пользователи не могут скачивать файлы!

Логин:
Пароль:

Юридические услуги

Наши друзья

Новости

Наука об алкоголе

Главная » 2012 » Ноябрь » 30 » Влияние нарушений эмоциональной сферы в состоянии опьянения на способность к трудовой и учебной деятельности

§ 5. Влияние нарушений эмоциональной сферы в состоянии опьянения на способность к трудовой и учебной деятельности

 Оглавление

Эмоции, чувства играют большую роль в трудовой и учебной деятельности. Прием спиртного извращает эмоциональное реагирование человека на предметы и явления действительности.

В эмоциях отражается переживание человеком своего отношения к тому, что он воспринимает или представляет, о чем он мыслит или говорит, что он делает, к чему стремится. Из этих переживаний становится ясно, положительно или отрицательно относится человек к тем или иным предметам или явлениям действительности или к самому себе. Отношение переживается как приятное (удовольствие) или неприятное (неудовольствие).

В основе трудовой, учебной и любой другой деятельности лежат входящие в содержание наших эмоциональных переживаний потребности, которые выражаются стремлениями. В стремлениях отражены направленность чувств, их действенность.

Степень активности чувств характеризуется состоянием возбуждения и напряжения или состоянием успокоения, разрядки, упадком и ослаблением сил. Чувства, повышающие жизненную деятельность, увеличивающие энергию человека, называются стеническими; понижающие жизнедеятельность, уменьшающие энергию — астеническими.

Прием небольших количеств спиртного также характеризуется возбуждением, но не способствует стеничности, так как в основе этого возбуждения лежит не усиление направленности чувств, а ослабление умения сдерживать собственную активность. Употребление больших доз алкоголя провоцирует возникновение астенических чувств, пассивности со слабовыраженными или совсем не выраженными стремлениями.

Эмоциональное переживание называют устойчивым, если оно продолжается в течение длительного времени. Устойчивое эмоциональное состояние, которое отличается слабой или средней силой, называется настроением. Настроение меняется в зависимости от событий личной или общественной жизни, успешного или неудачного выполнения какой-либо работы, от состояния здоровья человека и т. д. Для успешной трудовой или учебной деятельности очень важным условием является соответствие или адекватность настроения рабочей ситуации. Это определяется тем, что эмоциональные переживания тесно связаны с регуляцией всех органов и систем, обеспечивающих активную деятельность организма. Стенические эмоции способствуют активизации сердечной деятельности, углублению и учащению дыхания, выделению в кровь гормонов, усиливающих биохимические процессы и облегчающих прохождение импульсов в определенных отделах нервной системы. Астенические эмоции способствуют ослаблению этих процессов.

Адекватность эмоционального реагирования человека в процессе трудовой или учебной деятельности, проявляющаяся в возникновении эмоций, соответствующих рабочей ситуации на каждом этапе этой деятельности, обеспечивает правильную работу организма и создает оптимальные условия для ее выполнения. Прием спиртного искажает характер эмоциональных реакций, делает их неадекватными рабочей ситуации. В результате возникают гиперстенические эмоции, способствующие лишней, ненужной активности, или гипостенические, мешающие проявить активность там, где это необходимо.

Влияние алкоголя на психические функции при простом алкогольном опьянении проявляется в изменении основного фона настроения. В большинстве случаев в легкой и средней стадии опьянения оно приобретает беззаботно-веселый характер. Оценка реальной действительности становится извращенной. Реальные трудности кажутся легко преодолимыми, неприятности — недостойными внимания. В таком состоянии на смену озабоченности, связанной с реальной трудовой ситуацией, приходит успокоение, безразличие, благодушие. Стенические эмоции сменяются астеническими. Человек отрывается от работы, так как у него появляется потребность в общении, перестает обращать внимание на брак или недоделки в работе, не стремится четко контролировать свою деятельность, снисходительно относится к ошибкам, допущенным его подчиненными.

Обучение в таком состоянии крайне затруднено. Учащемуся сложно правильно распределить внимание, выделить из учебного материала главное, существенное, сосредоточиться на предмете. Нормальному обучению мешает неадекватная эмоциональная оценка изучаемого материала и слабость активного внимания, повышенная отвлекаемость и рассеянность, характерная для простого алкогольного опьянения.

Для этого варианта опьянения характерно также снижение чувства долга и ответственности, что особенно отрицательно сказывается в стрессовых ситуациях, возникающих в трудовом процессе, когда от человека требуется полная собранность для преодоления возникшей сложной ситуации, следствием которой может быть авария или человеческие жертвы.

Нарушение эмоциональной сферы в состоянии опьянения проявляется в крайней неустойчивости эмоциональных реакций, быстрой смене настроений — необоснованные вспышки гнева, раздражения, агрессии чередуются с относительным успокоением и даже благодушием. Трудовая и учебная деятельность в таком состоянии крайне затруднена, особенно в условиях коллективного труда, необходимости общения с людьми. Действия и поступки определяются не столько рабочей ситуацией, сколько раздражением, обидой, чувством недовольства.

Неадекватная оценка ситуации, слабость внутреннего контроля, выраженность отрицательного аффекта — все это приводит к неправильным, в том числе к противозаконным, поступкам. Противозаконные поступки особенно характерны для дисфорического варианта опьянения, который сопровождается недовольством, угрюмостью, неприязнью и злобой. Человек становится придирчивым, язвительным, задиристым, ищет повода для ссор. У него легко возникают конфликты с окружающими, что отрицательно сказывается на рабочей дисциплине, снижает трудовую или учебную деятельность.

Значительно мешают работать и учиться тоскливое настроение, ощущение подавленности и безысходности, тревоги, мысли о бессмысленности и ненужности существования, слезливость, неприятные воспоминания и обостренная жалость к себе, что характерно для депрессивного варианта опьянения. Затруднена трудовая и учебная деятельность и в случае преобладания астенических эмоций о ненужности этой деятельности.

При маниакальном варианте опьянения невозможность осуществления трудовой и учебной деятельности связана с повышенной отвлекаемостью, невозможностью сосредоточиться на предмете деятельности, с чувством беспечности, благодушия, на фоне которого могут наблюдаться вспышки злобы и агрессии по отношению к окружающем. В таком состоянии человек не только не способен к продуктивной деятельности, но и мешает работать окружающим. Он много говорит, кривляется, паясничает, назойливо пристает к окружающим, беспечно смеется, шутит, «озорничает».

Особую опасность при работе на производстве или работе, связанной с управлением транспортом, представляет опьянение, быстро переходящее в глубокий сон. Человек может заснуть за рулем автомашины, у станка, в кабине работающего крана или бульдозера.

У человека в нетрезвом состоянии притупляются нравственные и моральные чувства, которые играют большую роль в выполнении трудовой и учебной деятельности: чувство долга, коллективизма, чести, собственного достоинства. Ослабляются интеллектуальные качества: любознательность, сомнение, удивление, неудовлетворенность недостатком знаний и другие, без которых невозможна творческая активность, интерес к учебе и к познавательной деятельности. Теряется способность тонкого восприятия прекрасного, грубость и пошлость вызывают восторг. Человек становится черствым по отношению к подлинному горю. Ослабевают этические нормы и принципы, легко нарушается дисциплина и совершаются противоправные действия.

§ 6. Расстройство волевых функций в состоянии опьянения и способности к трудовой и учебной деятельности

 В состоянии опьянения ослабляется способность к целенаправленной деятельности, связанной с преодолением трудностей, ослабляется воля.

Воля — это сознательное регулирование субъектом своей деятельности и поведения, обеспечивающее преодоление трудностей при достижении цели. Любая трудовая и учебная деятельность требует от человека волевых усилий.

Фазы волевого процесса складываются из появления потребности, переходящей в сознательное стремление, выбора цели и средств, принятия решения и его исполнения.

У человека одновременно может быть несколько стремлений или целей. Приемлемость или неприемлемость путей, ведущих к достижению этих целей, называется мотивами действия; процесс выбора целей, путей и средств — борьбой мотивов. В результате этой борьбы возникает решение. Чтобы решение перешло в действие, необходимо сознательное волевое усилие, которое выражается в преодолении препятствий, встречающихся на пути к достижению цели.

В состоянии опьянения нарушаются все фазы волевого процесса, необходимого для выполнения трудовой и учебной деятельности.

Как видно из предыдущего раздела, у нетрезвого человека ослабляются высшие потребности или чувства, лежащие в основе стремления работать или учиться. Ослабление умственных способностей затрудняет борьбу мотивов. Труднее становится преодолевать препятствия, которые встречаются на пути к достижению цели.

В состоянии опьянения ослабляются такие качества силы воли, как самообладание, настойчивость, выносливость, терпение и смелость.

Снижение самообладания, суетливость, многоречивость, неспособность подавлять ненужные стремления, усталость, боль, гнев мешают выполнить поставленную задачу, препятствуют достижению намеченной цели. Наблюдается повышенная истощаемость мотивов, побуждающих человека к деятельности. Пьяный человек часто бросает начатое дело, столкнувшись с незначительными трудностями, не делая попытки их преодолеть, не проявляя необходимой настойчивости.

Эта же особенность в сочетании с астеническими эмоциями делает пьяного невыносливым к длительным нагрузкам — он быстро утомляется, отказывается от активной деятельности из-за легко наступающей усталости. Особенно это проявляется в условиях кропотливого и длительного труда. Тогда у человека в состоянии опьянения резко ослабевает выдержка, терпение быстро истощается; он пытается применить силу, «наскок», в результате чего работа оказывается малорезультативной, а нередко и осложняется порчей оборудования, требующего бережного обращения.

Для многих видов трудовой деятельности необходима смелость, умение преодолеть страх, сохраняя самообладание и ориентацию в опасной ситуации.

Иногда человек употребляет спиртное «для храбрости», совершения действий, на которые в трезвом состоянии он не решился бы в силу отсутствия необходимой смелости и отваги. Последствия такой «пьяной храбрости» часто бывают печальны или трагичны. Дело в том, что алкоголь не делает человека смелым, а лишь притупляет ощущение опасности, снижая одновременно другие психические способности, и в частности способность хорошо ориентироваться в опасной ситуации.

Известная пословица «Пьяному море по колено» нуждается в серьезной поправке: «Любая лужа для пьяного может стать тем морем, в котором он может утонуть».

В этой главе была показана несовместимость нормальной трудовой и учебной деятельности с состоянием опьянения. Однако эта несовместимость определяется не только влиянием алкоголя на психику. Прием спиртного оказывает отрицательное влияние на все органы и системы человеческого организма.

В результате изменений в высших отделах центральной нервной системы нарушается координация движений, расстраивается походка, ухудшается почерк, изменяется регуляция сосудистого тонуса, сердечной деятельности, дыхания, обменных процессов. Расстраивается функция внутренних органов и желез внутренней секреции. Все это не только ухудшает или делает невозможной трудовую или учебную деятельность, но и наносит большой вред здоровью человека, приводя к тяжелым, Порой необратимым последствиям.

22:27
Влияние нарушений эмоциональной сферы в состоянии опьянения на способность к трудовой и учебной деятельности
Просмотров: 1214 | Добавил: Александр | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]