«Правда
ли, что водка — исконный русский напиток,
и
что такое «царевы кабаки»!»
Оглавление
Легенда
приписывает открытие способа возгонки спиртосодержащих жидкостей арабским алхимикам.
Проводя бесчисленные эксперименты в поисках философского камня, они первыми
получили алкоголь (alKehal означает по-арабски — нежно распыленная масса).
Очищенный этиловый алкоголь (винный спирт различной концентрации) использовался
сначала только как лекарственное средство и назывался по-латыни «аква-вита» —
живая вода, вероятно, из-за способности снимать напряжение, тревогу, поднимать,
хотя и временно, настроение, облегчать боль. Впоследствии наркотические
свойства алкоголя привели к тому, что его стали использовать в качестве
опьяняющего напитка.
По имеющимся
сведениям, водка, «хлебное вино», как говорили на Руси, появилась в южных
древнерусских городах только в конце XIV века, откуда постепенно, к первой
половине XVI столетия, распространилась на северо-восточные области. Существуют
две версии проникновения на Русь водки: по одной — ее завезли генуэзские купцы,
по второй — немецкие.
Первым, кто
понял неисчислимые выгоды от торговли спиртным, был Иван Грозный. Он провел ряд
последовательных мероприятий по монополизации винной торговли и жестоко
расправлялся со всеми, кто пытался втайне заниматься винокурением и подпольно
продавал водку (корчмарил). Так, посланные в Новгород дьяки-опричные, как
отмечает летописец во 2-й Новгородской летописи, «да заповедовали винщикам не
торговати [...], а поймают винщика с вином или пьяного человека [...] велят
бити кнутом, да в воду мечут с великого моста». Фарисейство царских указов
заключалось в том, что в царевых кабаках пьянство, напротив, всячески
поощрялось. Первый кабак был открыт царем в Замоскворечье на Балчуге, и с 1555
года они стали распространяться по всей Руси, принося царской казне огромные
доходы.
Насильственное
введение кабаков в повседневный быт народа вызвало справедливую волну
возмущения. На протяжении всего XVII века простой люд писал царю многочисленные
челобитные с просьбой ограничить виноторговлю и снести кабак в той или другой
местности. В челобитных содержались жалобы на откупщиков и целовальников,
которые притесняют народ, дают «кабацкого питья в долг не по животу и
промыслом», а пьяница в кабаке «пьет и бражничает безобразно и зернью, и карты
играет, и жену свою бьет и мучит не по закону».
Противодействие
народа насаждению пьянства привело к ряду ограничений со стороны власти. Так, к
примеру, в 1652 году царь Алексей Михайлович, «посовещавшись со всем священным
собором и с бояры [...] со всеми думными людьми о кабаках», запретил торговлю
водкой в воскресенье, среду и пятницу, а также в рождественский и петров посты.
Летом торговля разрешалась с трех часов дня и оканчивалась «за час до вечера»,
а зимою — «в отдачу часов денных». Однако, несмотря на выпущенные указы,
государство и царь на деле всемерно поощряли пьянство. Как отмечал известный
русский историк С. М. Соловьев, русскому человеку грозили батоги и тюрьмы за
самые невинные удовольствия (качание на качелях, игру в шахматы, кости, за
глазение на скоморохов и т. п.), но те же батоги и тюрьмы «не грозили за...
пьянство».