Трезвая русь

Поиск

Форма входа
Не зарегистрированные пользователи не могут скачивать файлы!

Логин:
Пароль:

Наши друзья

Новости

Научная литература

» Батраков Евгений Георгиевич

Изменения возможны! (третья часть)
11.12.2010, 13:35

Читать сначала все ответы на все пункты это спектр убеждений человека. Каждое убеждение имеет эмоциональную окраску, семантическое выражение и указание на ценностную ориентацию.

 

Иллюстративный пример:

 

1. Вопрос: «Что вас не устраивает в вашем настоящем?»

Ответ: «Мне не нравится, что я курю, потому что курение вредит здоровью».

Эмоция: отрицательная, как реакция на свои действия и на себя, как на курильщика,

Семантика: курение вредит здоровью, я плохой, если я курильщик.

Ценности: разрушать свое здоровье плохо, плохо быть курильщиком.

Зачем задавать 1-й вопрос:

-         осознание неприемлемого настоящего основа для отрицания этого настоящего;

-         через осознание нежелательного человек лучше начинает понимать то, что он хочет.

 

 

2-й Вопрос: «Что вы хотите вместо курения?»

Ответ: «Я хочу быть человеком, который ведет здоровый образ жизни».

Эмоция: положительная, как реакция на свои действия и на себя, как человека ведущего здоровый образ жизни.

Семантика: вести  здоровый образ хорошо.

Ценности: быть здоровым – хорошо.

Зачем задавать 2-й вопрос:

-         понимание того, что человек хочет, мобилизует все его составляющие на достижение желаемого результата;

-         формулировка цели в соответствии с правилами «5 критериев» позволяет сосредоточиться на действительном, а не расплывчатом.

 

3-й Вопрос: «Что вам мешает перейти из сегодняшнего состояния в желаемое?»

Ответ: «Тяга».

Эмоция: негативная, как реакция на свои действия.

Семантика: я вынужден подчиняться тяге.

Ценности: плохо быть зависимым, подчиненным.

Зачем задавать 3-й вопрос:

-         осознание помех делает возможным работу по их устранению.

 

4-й Вопрос: «Какие ресурсы вам нужны для того, чтобы перейти из сегодняшнего состояния в желаемое?».

Ответ: «Мне нужно безразличие к курению».

Эмоция: хорошо быть безразличным к курению.

Семантика: если я буду безразличен к курению, я смогу вести здоровый образ жизни.

Ценности: хорошо быть независимым от курения и вести здоровый образ жизни.

Зачем задавать 4-й вопрос:

-         определив ресурсы, клиент дает нам возможность работать с ним по инкорпорированию этих ресурсов в нужное место.

 

1.

Представляется очевидным, что наша задача выяснять не вообще все убеждения клиента, а лишь его главное убеждение, под воздействием которого осуществляется нежелательное поведение:

 

-         Что вам не нравится из того, что вы делаете? (Я  курю).

-         Делая то, что вам не нравится, что хорошего вы хотите тем самым достичь? Для чего вы это делаете? Как вы оправдываете свое поведение? Каково назначение поведения, которое вы осуществляете? (Курю, потому что сигарета успокаивает).

-         Что вы хотели бы делать вместо того, что делаете? (Я  хотел бы не курить. Если буду думать, что сигарета возбуждает, то для успокоения курить не буду. Если для успокоения найду безкурительный вариант, буду использовать его).

 

2. Отделение средства от цели

Установив убеждение клиента в виде умозаключения («Курю, потому что сигарета успокаивает»), необходимо абстрагироваться от конкретного случая, чтобы подняться на один уровень выше. И тогда получается следующее: «(1.) Курить надо, потому что (2.) надо быть спокойным».

Эти две фразы соотносятся друг с другом как цель и средство. В качестве цели (и «основного» убеждения) в данном случае выступает  – «быть спокойным», достижения которой ради человек использует средство – «курить». Это важно различать, т.к. «быть спокойным» может иметь генетическую связь с референтной группой, в то время как «курить» может являться полнейшей отсебятиной.

(Данная поведенческая стратегия, очевидно, исходит из детского понимания: хвалят за результат, а не за процесс достижения результата).

Подобная процедура позволит человеку почувствовать, что наша работа не представляет угрозы его базовым ценностям, поскольку мы разделяя его ценности, отвергаем как малоэффективный способ их утверждения.

 

3.

Установив в убеждении клиента части, необходимо выявить между ними противоречие, доведя тем самым их сосуществование до логического абсурда.

При этом мы исходим из того, что курение

-         позволяет достичь состояния покоя,

-         является процессом, который приятен,

-         является процессом, убирающим неприятные ощущения,

-         будучи процессом, разрушающим здоровье, – состояние удовлетворения, – приводит к беспокойству,

-         будучи процессом, разрушающим здоровье, – условие получения удовольствий (легкое дыхание, независимость от привычки, приятный цвет лица, хорошая память, работоспособность, выносливость и т.д. – перечень, полученный со слов клиента), – лишает  курильщика удовольствий, получаемых благодаря здоровью.

 

Для доведения курения до абсурда необходимо:

 

1.     Установить те результаты, которые курильщик ожидает достичь посредством курения. Составить весь список за весь день по каждой сигарете. Полный анализ.

2.     Выявить, какие ощущения от воздействующего дыма и ритуала (раздельно) курильщик интерпретирует как приятные.

3.     Составить список факторов, побуждающие клиента прекратить курение (болезни, трата денег, расстройства, сам факт, что он является курильщиком, перспектива стать больным и т.п.), и дать прочувствовать беспокойство по поводу каждого ущерба.

4.     Составленный список факторов, вместе с тем, позволяет определить и ценности, которыми он руководствуется. Так, утверждение, что курение может привести к раку, указывает на здоровье, как на нечто значимое для человека. Отсюда, мы имеем два полюса: курение – процесс разрушения себя, и здоровье, как способ получения удовольствий. Каких? Именно это и нужно выяснить: что хочет человек получать, имея здоровье? Составить список тех удовольствий, которые получает человек некурящий. Дать прочувствовать удовольствие от обладания этими удовольствиями.

 

 

Примерный план работы с конгнитивным блоком

 

I.

1.     Когда сегодня была первая сигарета? (Время, чем занимались за минуту до появления желания закурить).

2.     Какие у вас были ощущения за минуту до появления желания закурить?

3.     С какой целью вы начали поглощать сигаретный дым?

 

 

II.

1.     При курении, какие приятные ощущения вызвал у вас воздействующий на вас сигаретный дым?

2.     При курении, какие приятные ощущения вызвал у вас сам ритуал поглощения сигаретного дыма?

 

 

III.

1.     Какие факторы – побуждают вас принять решение отказаться от курения?

-         плохое здоровье,

-         плохое самочувствие,

-         эстетическая непривлекательность,

-         затруднение с финансами,

-          

2.     Представьте себе, что вы… (больны, одиноки, беспомощны пр.)

Читать далее

 

 

Категория: Батраков Евгений Георгиевич | Добавил: Александр
Просмотров: 6035 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]