Трезвая русь

Поиск

Форма входа
Не зарегистрированные пользователи не могут скачивать файлы!

Наши друзья

Новости

Научная литература

» Дореволюционная литература

Алкоголизм наследственность и половая жизнь.
30.07.2015, 15:55

Проф. д-р Форель.

Алкоголизм, наследственность и половая жизнь.

БЕСПЛАТНОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ

к журналу «ЗДРАВИЕ СЕМЬИ» 

С.-ПЕТЕРБУРГ Изданиe и типография С. М. Проппера, Галерная ул., 40.

1900

Скачать в форматах: DjVu, Word

Целью половой жизни служит, как известно, размножение. Человек в этом отношении не отличается от прочих живых существ. Размножение его совершается по тем же законам, как и у высших животных, но имеет свою отличительную особенность, состоящую в том, что для человека не существует определенного времени для спаривания, как мы это наблюдаем в животном царстве.

В остальных отношениях размножение человека и высших животных тождественно. Мы видим здесь и там два элемента — мужской и женский; каждый является носителем так называемых зародышевых клеток, через соединение которых дается начало новому индивидууму.

Подобно всякой другой клетке, зародышевая клетка состоит из протоплазмы и ядра. Женская половая или яйцевая клетка содержит много протоплазмы[1] и большое ядро; она может быть видима простым глазом, так как достигает величины булавочной головки; мужская же или семенная клетка значительно меньше и может быть видима только под микроскопом; в ней очень мало протоплазмы, она почти вся состоит из ядра и имеет придаток в виде хвоста, посредством которого может двигаться. Движение совершается по направлению к яйцевой (женской) клетке, с которой семенная клетка соединяется, что составляет суть оплодотворения.

 

[1] Существенная часть всякой клеточки, состоящая из белковины

Процесс этот совершается следующим образом. Семенная клетка или сперматозоид, попав в половые пути женщины, двигается посредством своего хвоста по направлению к матке, куда направляется также яйцевая клетка, вышедшая из женской половой железы—яичника.

Встретившись с яйцевой клеткой, сперматозоид проникает в неё, теряя при этом свой больше ненужный уже хвост. Протоплазма его собирается в одном месте яйца (у одного его конца или полюса), образуя так называемую центрозому или направляющее тельце. Как семенное, так и яйцевое ядро заключает в себе очень важную субстанцию или вещество, хорошо красящееся и называемое хроматином, которое является носителем наследственных свойств родителей. Хроматин образует род сети, особенно густой в семенном ядре. После образования центрозомы, семенное ядро начинаеть расти, питаясь протоплазмой яйцевой клетки. Оно растет все больше и больше, хроматиновая сеть обозначается все яснее.

Между тем центрозома делится надвое, и эти две новые центрозомы вдвигаются между семенным и яйцевым ядром, становясь справа и слева от оси яйца, образуя род сияния или лучистого венца. Между тем хроматин семенного ядра образует два длинных тельца, называемых хромозомами. Такие же две хромозомы образуются и из хроматина яйцевого ядра. Затем происходят крупные перемены. Хромозомы освобождаются от оболочки и жидкой составной части ядра, которые растворяются в окружающей яйцевой протоплазме, и становятся, как солдаты, в одну линию, одна под другой. При этом лучи центрозом становятся яснее и направляются в сторону хромозом. Последствием этого является то обстоятельство, что каждая хромозома делится на две части, и действием лучей каждая половина, как мужской, так и женской хромозомы притягивается в сторону соответственной центрозомы.

Далее находящиеся с правой стороны две мужские и две женские половинки хромозом соединяются и окружаются оболочкой; то же самое происходит и с расположенными слева четырьмя половинками. Лучи центрозом мало-помалу исчезают, а заключенные в оболочки хромозомы распадаются и образуют снова хроматиновую сеть. Но теперь хроматин каждого из образовавшихся двух ядер содержит одинаковое количество отцовской и материнской субстанции. С этого момента начинается деление ядер, и каждая полученная вновь клетка содержит равное количество мужского и женского элемента.

Полученный от деления целый ряд клеток образует так называемую бластодерму, которая в дальнейшем развитии дает зародыш, а из этого последнего происходит человек. Те или иные свойства хроматина двух сочетающихся зародышевых клеток имеют влияние на здоровье и индивидуальные особенности образующегося организма. В этих клетках заложены также основы будущих душевных свойств, ума, характера и пр. А так как носителями этих клеток являются отец и мать будущего человека, то отсюда вытекает зависимость его индивидуальных свойств от родителей. И то обстоятельство, что братья и сестры часто бывают непохожи друг на друга, нисколько не противоречит высказанному взгляду, так как не все зародышевые клетки обладают одной и той же степенью энергии, а эта последняя представляется в различных комбинациях, и часто дитя напоминает во многих или ВО всех отношениях не родителей, а какого-нибудь отдаленного предка.

Semon высказывает мнение, что развитием живых существ и в частности человека руководит в высокой степени целесообразный закон. Впечатления или раздражения внешнего мирa оставляют в организме известный след, и хотя только центральная нервная система специально приспособлена к восприятию этих раздражений, но они отражаются, правда, значительно ослабленные, известным образом и на других клетках организма, между прочим и на половых. Доказательством служит передача потомству душевных качеств, развившихся в течение всей жизни человека.

Последующие раздражения, хотя бы только отчасти подобные прежним, затрагивают оставленные в мозгу следы, причем обнаруживается тенденция приспособлять новые раздражения к этим следам. Сумма отпечатков всех раздражений, бывших в течение жизни человека, и составляет его индивидуальность.

Зародышевые клетки, подобно другим клеткам организма, содержат наследственные качества в виде скрытой энергии, но лишь они одни служат для образования нового индивидуума и передают ему эти качества. Путем повторения в целом ряде поколений эти качества прочно фиксируются в половых клетках, но, несмотря на это, путем соединения различных зародышевых элементов могут наступить большие перемены, причем в царстве животных и растений наблюдается гибель всего слабого и неприспособленного к жизни и развитие сильных,жизнеспосо6ных особей. Это и составляет суть естественного подбора по Дарвину.

К сожалению, человек уступает в этом отношении прочим живым существам: в виду различных выгод и в угоду многим передающимся из поколения в поколение предрассудкам отдает возможность развиваться более слабым в ущерб лучшим, сильнейшим представителям человеческого рода.

Между тем все живущее в интересах поддержания своего рода старается сочетать наиболее жизнеспособные зародыши, чтоб создать потомство, во всех отношениях превосходящее своих производителей.

Естественный подбор таким образом имеет целью уничтожение всего слабого и негодного к жизни в пользу приспособленного в борьбе за существование.

Достаточно бросить беглый взгляд на это явление, чтобы понять причины его. Мы ослеплены блеском культуры и, считая себя стоящими во всех отношениях выше своих предков, отказываемся от исполнения многих работ, которые им приходилось выполнять. Мы забываем при этом, что все культурные приобретения, как электричество, телефон, рентгеновские лучи, равно как развитие социального вопроса, отнюдь не могут быть приписаны более высокой организации позднейших поколений или особой мудрости отдельных личностей, а лишь работе наших предков в течение многих веков, что и дало те блестящие результаты, которыми мы теперь пользуемся. Мы же истощаем свои душевные силы и ведем к полному уничтожению унаследованные духовные запасы, так как нисколько не заботимся о воспроизведении здоровых, жизнеспособных людей, а, наоборот, отравляем самые зародыши всевозможными болезнями и получаем больное, слабое потомство, над излечением и поддержанием жизни которого изощряется медицина, чтобы таким путем дать и ему возможность произвести еще более негодное поколение. Одновременно мы посылаем на войну, как пушечное мясо, самый цвет нашей молодежи, самых здоровых и сильных людей, либо обременяем их непосильной работой, отнимающей у них все время и лишающей их возможности заботиться о воспроизведении их рода. В результате получаем десятки и сотни идиотов, преступников, калек, туберкулезных, представляющих собой продукты вырождения, о призрении которых должно заботиться общество. И вот мы строим дома для умалишенных, больницы, исправительные дома, убежища для эпилептиков, стариков и пр. подобные учреждения, в которых должны на свой счет содержать всех неспособных к работе и борьбе за существование сограждан. Нельзя, конечно, относиться отрицательно к такому проявлению нашего человеколюбия, и, пока существуют несчастные члены нашего общества, мы даже обязаны заботиться о них, но в то же время необходимо заглянуть глубже в суть вещей и проникнуть в самый источник зла, чтобы вырвать его с корнем.

Где же корень зла? В чем лежать причины вырождения? Об одной из них мы уже упоминали. Это есть неправильный естественный подбор. Все сильные, крепкие, жизнеспособные должны энергично размножаться, в то время как больные, слабые в физическом и умственном отношении не должны производить потомства; люди, не представляющие резких уклонений в ту или другую сторону, могут размножаться в умеренной степени.

Заботясь об улучшении и поднятии своей расы путем правильного естественного подбора, мы также не должны забывать, что нецелесообразным образом жизни каждый из нас наносить прямой вред тем зародышам, которые он в себе носит, и этим самым ведет к вырождению свое потомство.

Половые клетки, в которых заложена основа индивидуальных и унаследованных От многих поколений свойств будущего организма, могут повреждаться от всевозможных вредных влияний. Грубые повреждения от разных несчастных случаев не влияют на зародышевые клетки. Местные заболевания других органов, напр., сердца, легких и пр., могут путем общего ослабления организма нарушить питание зародышевых клеток и тем ослабить их энергию. Таково действие всех хронических болезней, а также недоедания и прочих вещей, которые медленно подтачивают весь организм человека и в частности его половые клетки; так, плохие условия жизни и питания пролетариата служат причинами слабости его потомства. Однако, ничто так вредно не отзывается на свойствах зародышевых клеток, что видно из опыта, как их прямое отравление посредством так называемых протоплазматических ядов, которые обыкновенно принимаются в умеренных количествах. Эти яды пропитывают, отфильтруют весь организм человека и незаметным, ползучим образом проникают в зародышевые клетки и наносит им глубокий непоправимый вред. Индивидуумы, происшедшие при участии таких ослабленных клеток, носят в себе те или иные признаки вырождения и не могут считаться приспособленными к жизненной борьбе. И часто лишь благодаря особенной, унаследованной от предков стойкости половых элементов, последние через несколько поколений могут возродиться и дать здоровое потомство. Это обстоятельство предохраняет нас несколько от окончательного вырождения.

В наших странах главную роль в постепенном отравлении организма играет алкоголь, так как он, единственный из всех ядов, приобрел права гражданства в повседневной жизни в виде всевозможных спиртных напитков, потребляемых широкими массами населения. Производство его составляет одну их крупных статей дохода государств и концентрирует вокруг себя огромные капиталы. Он имеет свою историю; мы встречаемся с ним и в поэзии, и в религии народов, наблюдаем, как в угоду традиции и денежным интересам стараются поддержать его употребление во всех слоях общества. Лишь яды, действующие усыпляющим образом, могут приобрести такое социальное значение. Это объясняется очень просто тем, что усыпленный мозг погружается в приятные иллюзии; человек забывает все свои горести и неприятности и испытывает род блаженного состояния. Опьяненный человек чувствует себя сильным и работоспособным, на самом же деле это ощущение ложно, — организм ослаблен и неспособен к труду. Другие усыпляющие (наркотические яды, как опий, морфий, индийская конопля, эфир и пр., могли бы причинить такое же социальное зло, как алкоголь, но они, по крайней мере у нас, либо запрещены законом, либо не вошли во всеобщее употребление. На Востоке же аналогичное нашему алкоголю разрушительное действие производит индийская конопля, а в Китае и в Индии — опий. Алкоголь входит, как главная составная часть, во все спиртные напитки. К ним принадлежат пиво, вино и водка; алкоголь содержат также и напитки, приготовленные из яблок и груш. Но в этих плодах так же, как и в хлебных растениях, служащих для приготовления спиртных напитков, и в виноградных ягодах, алкоголь не содержатся в готовом виде, а происходит из сахара плодов или из крахмала хлебных растений и картофеля. Сахар плодов превращается в алкоголь под влиянием маленького, невидимого простым глазом грибка, называемого брожевым. Этот грибок рассеян повсюду в воздухе и поэтому очень легко проникает в выжатый, например, сок из винограда и подвергает его брожению. Брожение есть ничто иное, как вызванное брожевым грибком превращение виноградного сахара в алкоголь и углекислоту; последняя выделяется в виде пены и пузырьков газа на поверхности бродящего вина, алкоголь же остается в жидком виде.

Итак, все спиртные напитки имеют то общее свойство, что содержат алкоголь, но содержание этого последнего весьма различно в каждом из них:

1 литр яблочного и грушевого вина содержит от 30 до 40 граммов алкоголя;

1 литр пива—около 40 граммов алкоголя;

1 литр вина в среднем содержит 100 граммов алкоголя;

1 литр водки 350 граммов алкоголя.

Эти цифры только приблизительно верны, в действительности содержание алкоголя в спиртных напитках колеблется весьма значительно; так, венгерские вина содержат в 1 литре 180 граммов алкоголя; коньяк 550, ром до 700 граммов алкоголя в 1 литре.

Многие думают, что вредное действие спиртных напитков, особенно водки, зависит от содержания в них сивушного масла. Под именем сивушного масла или сивухи известно родственное алкоголю по химическому составу вещество, которое отличается особенной ядовитостью, превосходящей ядовитое действие алкоголя. Однако, в самых богатых по содержанию сивушного масла напитках, как водка, его содержится такое незначительное количество, что оно не может иметь существенного значения; с другой стороны, в самых лучших сортах коньяка содержится также сивушное масло.

Что касается вреда для здоровья, связанного с употреблением различных спиртных напитков, то он находится в прямой зависимости от количественного содержания в них алкоголя. Ясно поэтому, что литр водки с содержанием по меньшей мере 350 граммов алкоголя принесет больше вреда, чем литр пива, содержание алкоголя в котором почти вдесятеро меньше.

Это положение, конечно, верно лишь по отношению к равным количествам того и другого напитка. На практике же вред, причиняемый пивом, нисколько не меньше, так как пиво употребляется в больших количествах за раз, чем водка, отчасти же на том основании, что оно будто бы не только совершенно безвредно, но, напротив, даже представляет прекрасное питательное средство и повышает трудоспособность и сопротивляемость организма, особенно при тяжелой работе.

Что касается вообще питательного значения алкоголя, то все исследователи признают его, по меньшей мере, наихудшим и самым нецелесообразным питательным средством не только в виду его весьма высокой стоимости, но и вследствие того, что он даже и в небольших количествах расстраивает нормальное отправление важнейших органов нашего тела. Твердо установлено, что наибольшая работоспособность человека может быть достигнута лишь при полном воздержании от спиртных напитков. Это доказано, с одной стороны, научными исследованиями в лабораториях, с другой — наблюдениями военных врачей над солдатами, которые проявляют наибольшую выносливость при полном воздержании от алкоголя. То же свидетельствуют тысячи и десятки тысяч рабочих различных специальностей, которые, сравнивая свое состоите и работоспособность в то время, когда они подкрепляли себя спиртными напитками, с таковыми при неупотреблении этих возбудителей, пришли к заключению, что их работа гораздо производительнее в последнем случае. Как уже было указано выше притягательная сила алкоголя основывается на его опьяняющем действии на организм, при котором человек меньше чувствует утомление от работы и забывает все неприятности.

Но то количество алкоголя, которое сначала является достаточным для достижения чувства благополучия, с течением времени удовлетворяет все меньше и меньше своему назначению, и человек начинает постепенно повышать дозу, либо употребляя тот же напиток в большем количестве, либо переходя к более сильным напиткам — от пива к водке и т. п. В этом обстоятельстве заключается наибольшая опасность употребления спиртных напитков. Алкоголь есть сильный протоплазматический яд, т. е. яд, разрушающей основное вещество всякой клетки. Это доказано многими опытами.

Так, например, 1-проц. раствор винного спирта в воде значительно замедляет развитие зародыша морского ежа, при 2-проц. растворе получаются различные уродства и уклонения в развитии; в 4-проц. растворе прекращается всякое развитие зародыша. Что касается действия алкоголя на организм человека, то здесь наблюдают глубокие изменения почти во всех органах, создающие картину хронического алкогольного отравления.

Все яды, разрушающие организм, в минимальных дозах не оказывают вредного действия. Однако, до сих пор не установлено твердо, какая минимальная доза действительно безвредна, и если при однократном введении яда в. минимальном количестве можно еще с уверенностью сказать, что это не причинит вреда, так как здесь отсутствует длительное действие, то при частом, ежедневном употреблении в течение целых месяцев и лет хотя бы минимальных, кажущихся безвредными доз ядовитого вещества, без всякого сомнения получаются глубокие изменения в организме вследствие так называемого кумулятивного или суммирующегося действия яда. Изменения эти происходят постепенно, незаметно и обнаруживаются лишь тогда, когда они достигли высокой степени и по большей части являются уже неизлечимыми.

Это особенно относится к алкоголю, как всем хорошо известно, и большинство хронических алкоголиков слишком поздно замечают свое состояние, чтобы можно было от него исцелиться.

Много говорят в медицине о привычке и приспособлении организма к различным ядам, но на самом деле очень трудно провести границу между приспособлением и известной степенью хронического отравления, и когда наступает болезненное состояние, произошли уже глубокие нарушения в тканях и клетках организма. Конечно, часто такой организм может еще долго жить, но здоровым он уже считаться не может.

С другой стороны, известно, что обыкновенные, употребляемые нормально в пищу вещества, принятые в чрезмерном количестве, образуют так называемые токсины, вредные и ядовитые для организма, но при этом образуются также и антитоксины, т. е. вещества, парализующие ядовитость токсинов; при употреблении же алкоголя этих спасательных антитоксинов не образуется. Алкоголь, как уже было указано, нельзя считать питательным средством, как и другие наркотические яды, так как они не дают чувства насыщения, которое мы испытываем при употреблении обыкновенной пищи и которое регулирует её принятие В виду всего выше сказанного надо всеми способами бороться с алкоголизмом и стараться окончательно изъять алкоголь из ежедневного употребления хотя бы даже и в небольших количествах, в противовес мнению сторонников умеренного употребления спиртных напитков.

Вредное действие алкоголя заключается а) в отравлении зародыша, б) в отравлении развившегося индивидуума.

Что касается первого пункта, то мы точно не можем сказать, каким образом происходит отравление мужской семенной клетки и женской яйцевой, так как у живого человека этого наблюдать невозможно. Лишь по аналогии с выше упомянутыми опытами над развитием зародыша морского ежа в различной крепости алкогольных растворах мы можем себе представить, что и в организме человека, принявшего известное количество алкоголя, получается алкогольный раствор, который омывает все ткани и клетки, а между ними, конечно, и половые клетки.

Последствия этого влияния алкоголя сказываются на большой рождаемости идиотов, эпилептиков, уродов, на росте преступлений, на развитии душевных болезней и пр., также на все растущей негодности нашего войска. Упадок Норвегии и все нарастающее вырождение Франции говорят сами за себя; статистика английских страховых обществ дает также указания на упадок жизнеспособности населения. Конечно, существуют и другие причины, нарушающие правильное развитие зародыша, но на первом месте все же надо поставить гибельное действие алкогольного отравления организма родителей.

Хронический алкоголизм распространен среди всех народов арийской расы в большей или меньшей степени, но Франция и Россия представляют самые яркие примеры того, как преследование денежных интересов и тысячелетняя традиция пустили такие глубокие корни, что искоренение гибельного для населения опьянения является делом весьма трудным.

Существуют очень интересные исследования, из которых видно, что из 9,000 идиотов, насчитывающихся в Швейцарии, большая часть была зачата во время сбора винограда и на масленице Это с достаточной убедительностью доказывает нам, что даже однократное опьянение алкоголем родителей может явиться гибельным для потомства; именно, если в момент зачатия нового индивидуума зародышевые клетки были подвергнуты действию алкоголя, то в зарождающемся организме могут произойти большие уклонения от правильного развития.

Относительно действия алкогольного отравления на половую жизнь человека можно сказать, что опьянение в момент половых сношений является в высшей степени неприятным и нежелательным.

Пьяный человек неразумен, неосторожен, подчас груб; при этом, несмотря на возбуждение, половая способность его ослаблена; это, конечно, вредно отражается на половом акте. По словам Шекспира: «Опьянение пробуждает страсть и тотчас же ее заглушает; оно повышает, так сказать, потребность, но затрудняет самый акт» («Макбет», акт II, сцена 2). Всем хорошо знакома картина, представляемая человеком в легкой степени опьянения и пьяным совершенно, до потери образа и подобия Божия. Он внушает лишь чувство отвращения, и его ухаживания могут быть даже специально обозначены именем «алкогольного флирта». Это нечто грубое, пошлое, омерзительное; его можно наблюдать особенно по воскресным дням на улицах, в вагонах железных дорог, в трактирах и в других местах, в разных проявлениях, в зависимости от степени опьянения. Легкая развязность и бесцеремонность уступает место грубым, циничным словам, когда человек под влиянием алкоголя перестает сознавать свои речи и поступки. Половое возбуждение извращается, и нормальное отправление полового акта нарушается. В момент опьянения и совершаются, главным образом, легкомысленные, необдуманные поступки и связи, которые затем влекут за собой много неприятностей.

Все большее распространение венерических болезней, рождение слабого, нежизнеспособного потомства, грубое извращение полового акта, рост проституции и увеличение числа преступлений на почве половых сношений, наконец, как следствие всего этого, нарушение семейных связей — вот результаты действия на нас спиртных напитков.

Все это — обыденные вещи, хорошо известные всем. Мы не прочитываем ни одного номера газеты без того, чтоб не натолкнуться, на описание одного или нескольких случаев в этом роде. Относительно связи алкоголизма с распространением венерических болезней мною собраны точные статистические данные, касающиеся 219 случаев (190 мужчин и 29 женщин). Опрос велся по следующей схеме: Был-ли зараженный в момент заражения:

а) Хронический алкоголик и к тому же пьяный.

б) Хронический алкоголик, но не пьяный.

в) Пьяный.

г) Находящийся в легкой степени опьянения.

д) Совершенно трезвый.

е) Не выясненные случаи.

Только в 8 случаях не удалось выяснить этого вопроса; итак, у нас остается 182 мужчин и 29 женщин. Выражая в процентах наши выводы, мы находим, что у 76,4проц. мужчин и 65,5 проц. женщин заражение наступило под влиянием алкоголя. На первом месте могут быть поставлены случаи под рубрикой: «находятся в легкой степени опьянения», здесь мы находим 86 мужчин и 13 женщин. Совершенно пьяных было 42 мужчин и 4 женщины, хронических алкоголиков — 11 мужчин и 2 женщины; трезвых — 43 мужчин и 10 женщин. Эти цифры говорят сами за себя. Прибавим к этому, что 76,8 проц. мужчин и 96 проц. женщин были моложе 30 лет.

Важным обстоятельством является еще следующее: в 96,5 проц. (одинаково для мужчин и женщин) были незаконные сношения; при этом в 48,5 проц. у мужчин они сопровождались алкогольным опьянением, у женщин же даже в 76,5 проц. случаев.

Эти цифры не только не преувеличены, но, напротив, меньше действительных. Однако, и они ужасают нас, как показатель того разрушительного действия, которое производит алкоголь в половых отправлениях человека. Он усыпляет мозг, ослабляет высшие нравственные представления и пробуждает низменные, грубые страсти и желания.

Чтоб яснее представить себе последствия, угрожающие нашей расе от распространения алкоголизма, лучше всего сравнить участь наиболее одержимых этим пороком с теми, которые либо совсем не употребляют спиртных напитков, либо употребляют их в незначительных количествах. Последствия таковы:

1)        Уменьшение рождаемости. В России существует большая религиозная секта, которая запрещает своим последователям употребление спиртных напитков; она насчитывает в себе 10 миллионов человек. При прочих равных условиях они производят гораздо более многочисленное потомство, чём остальное, пьющее население.

2)        Уменьшение работоспособности индивидуума. Здесь можно сослаться на личный опыт непьющих, которые прежде употребляли спиртные напитки в умеренном количестве. Все они утверждают, что их физическая и умственная трудоспособность увеличилась вместе с воздержанием. Заслуживают также сравнения выносливость и стойкость не употребляющих алкогольных напитков народов, как японцев, буров, магометан, с этими свойствами пьющих народов. Конечно, сравнение должно быть при прочих равных условиях. Ясно, что деятельный, хоть и пьющий, европеец работоспособнее трезвого негра, так же, как умный, способный человек работоспособнее не пьющего, но глупого субъекта. Указывают на бездеятельность магометан, и защитники алкоголизма торжествующе заявляют, что пьющие расы достигли высшей степени культурного развития, между тем как воздержанные магометане остались чут-ли не в первобытном состоянии. Это — ложное заключение, софизм, против которого надо энергично протестовать. Причина застоя у магометан хорошо известна: она заключается в фаталистической догме Корана, предписывающей полную бездеятельность. Мне случилось разговаривать по этому поводу с одним довольно интеллигентным арабом, бывшим моим проводником во время путешествия по Алжиру. «Зачем строите вы красивые дома и собираете запасы, глупые европейцы? Если Аллах захочет, чтоб вы голодали, то вам придется голодать; если Он захочет нас кормить, то Его воля будет исполнена; мы ничего не в силах изменить в Его предначертаниях». И этот человек говорил это во время сильнейшего голода в Алжире, когда на каждом шагу нам попадались трупы павших от голода коров и лошадей, и полуголодные арабы мрачно сидели на корточках по углам опустевших улиц! Может-ли исход при таких воззрениях подвигаться по пути прогресса? При всем том его выносливость, стойкость, трудоспособность и плодовитость прямо-таки изумительны. Довольствуясь одним стаканом грязной воды и несколькими финиками, араб в течение многих дней совершает путешествие по пустыне в невыносимую жару.

Один французский офицер рассказывал мне, что он был сильно утомлен переездом на верблюде от оазиса, лежащего в глубине пустыни, к Средиземному морю, тогда как сопровождавшие его арабы, совершая это путешествие, продолжавшееся 14 дней, пешком, не чувствовали по прибыли на место никакой усталости. Ставить в зависимость застой культуры у магометан от их воздержанности по меньшей мере узко и далеко от истины. Наоборот, только благодаря этой воздержанности они отличаются силой и выносливостью; те же из них, которые питают пристрастие к спиртным напиткам или к индийской конопле, быстро расстраивают свое здоровье и погибают. Стоить только обратиться к японцам, не употребляющим алкогольных напитков , или к норвежцам, которые за последнюю половину нынешнего столетия обнаруживают наконец воздержанность в этом отношении, чтоб убедиться, что их культурность только выиграла от этого. Как на противоположность, можно указать на русских, склонных к алкоголизму в высокой степени, и вряд-ли кто сомневается в том, что это обстоятельство сыграло немаловажную роль в исходе русско-японской войны.

Алкоголизм влечет за собой отсталость в умственном и физическом отношениях, понижение работоспособности и культурности народов. Помимо этого он порождает массу преступлений (от 65 проц. до 75 проц. преступлений против личности совершается под влиянием алкоголя), увеличивает заболеваемость, ведет к самоубийствам и пр.

Мы должны обратить серьезное внимание на то зло, которое происходить от нашего пристрастия к спиртным напиткам.

Выше приведенные рассуждения, подкрепленные статистическими данными, кажутся еще достаточно убедительными. Еще раз ссылаюсь на пример Норвегии, которая сделала значительные успехи по пути прогресса со времени воздержания от алкоголя: количество заключенных в тюрьмах заметно уменьшилось, уродства физические и нравственные стали реже встречаться; таким образом, можно надеяться на полное с течением времени возрождение этого народа. Точно также в Швеции, где за последние 50 лет значительно сократилось потребление алкоголя, мы наблюдаем увеличение количества годных к военной службе людей, тогда как во Франции, в Германии и других государствах оно все больше н больше убывает.

Мое глубокое убеждение, что, если-б все народы отказались от употребления алкоголя, значительно сократилось бы число преступников, идиотов, больных, уродов и пр., которое теперь с каждым годом все возрастаете

Мы должны серьезно призадуматься над дальнейшей судьбой нашей расы и над той опасностью. которая угрожает ей со стороны низших рас. Говорили и писали очень много о взаимных отношениях различных народов и племен, но при этом часто ограничивались весьма поверхностными рассуждениями и не проникали в самую суть вещей.

Деление племен на сильные и слабые, стояния выше и ниже, является не безусловно верным во всех отношениях. Например, негры, стоящие в умственном отношении гораздо ниже европейцев, отличаются большей по сравнении с последними плодовитостью. Некоторые дикие племена, как краснокожие, бедуины и цыгане, мало поддающиеся культурным влияниям, отличаются между тем физической ловкостью и силой. С другой стороны, культурные племена предаются всяким излишествам, половым, алкоголизму и пр., и тем ведут себя к вырождению; а между тем путем долгой культурной работы предшествовавших поколений их мозг достиг высокой степени развития и способен еще совершенствоваться. Однако, дикие племена, более сильные физически, могут поработить культурные народности, истощившие свои силы, благодаря пагубным привычкам и страстям, либо может наступить полный застой культуры, как мы это наблюдали у китайцев. В первом случае культурные народы будут обращены в рабство, принуждены будут работать и благодаря этому могут возродиться; во втором — они сохранят, по крайней мере, свои хорошие черты и наклонности, выработанные в целом ряде поколений, которые затем при благоприятных условиях могут получить дальнейшее развитие.

Племена с меньшим развитием ума, как, например, негры, не обладают такой способностью к возрождению и гибнут скорей под влиянием неблагоприятных условий. В этом отношении алкоголь и у них производит немалые опустошения, и целым племенам индейцев и малайцев грозит полное уничтожение. Те же народы, которые остановились в развитии, благодаря религиозным верованиям и традициям, как китайцы и другие азиаты, могут быстро пойти по пути прогресса, если они отрешатся от своих предрассудков. В этом отношении нам, европейцам, угрожает даже опасность со стороны желтой расы. Дело в том, что монголы гораздо выносливее нас, не нуждаются в таком комфорте, как мы, довольствуются меньшим. Уже давно наблюдается в Калифорнии и других местах, что белый работник далеко остается позади работника желтой расы. История японцев и буров также достаточно поучительна; она показывает нам, какие успехи может сделать народ за весьма короткое время, если он не одержим такой пагубной страстью, как алкоголизм. Нам положительно грозит опасность быть подавленными этими народами, и каждый здравомыслящий человек должен серьезно призадуматься над этим вопросом, и он, наверное, придет к тому заключению, что мы медленно приближаемся к полному упадку в зависимости от нашей испорченности, привычки к роскоши, к излишнему комфорту, пристрастию к спиртным напиткам и пр. Мы должны поэтому постараться изыскать средства, благодаря которым можно было бы избежать печальной участи. Прежде всего, по моему, надо бороться с алкоголизмом, как одним из главных мотивов, способствующих нашему вырождению, далее, надо объявить войну нашему капиталистическому строю, этой погоне за наживой, культу золотого тельца. Человек не должен пользоваться работой других людей для своего обогащения. Опьянение целой массы людей не будет тогда служить средством для наживы других. Все силы нашего правительства должны быть направлены на то, чтоб способствовать трезвости населения, чтоб направить его на полезный и целесообразный труд и тем самым дать ему возможность окрепнуть и возродиться. В этом отношении мы можем взять пример с японцев, а также с магометан, у которых употребление спиртных напитков запрещено законом. И тогда мы сможем с известной надеждой взирать на будущее.

Категория: Дореволюционная литература | Добавил: Александр
Просмотров: 6276 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]