Трезвая русь

Поиск

Форма входа
Не зарегистрированные пользователи не могут скачивать файлы!

Наши друзья

Новости

Научная литература

» Советская литература

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО АНТИНИКОТИНОВОМУ ВОСПИТАНИЮ
12.02.2012, 11:15

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО АНТИНИКОТИНОВОМУ ВОСПИТАНИЮ

Перейти в оглавление книги

Антиникотиновое воспитание является сложным комплексным процессом, который должен начинаться еще до поступления детей в школу (в семье и дошкольных учреждениях) и продолжаться весь период школьного обучения. Исходя из статистических данных о начале и причинах курения школьников, учитывая их психофизиологические возрастные особенности, антиникотиновое воспитание можно разделить на три основных этапа: начальный, основной и заключительный.

Начальный этап антиникотинового воспитания охватывает детей младшего школьного возраста, он длится от поступления в школу до IV класса. В этом возрасте некоторые ученики пробуют курить по разным причинам: в основном из подражания взрослым, любопытства, под влиянием старшеклассников, которые нередко обучают курению.

Следует иметь в виду, что чем раньше приобщаются дети к курению, тем губительнее действие табачных ядов, что приводит к неврозам, отставанию в учебе, нарушениям сердечной деятельности, ослаблению мышц. А тяга к курению развивается тем быстрее, чем меньше возраст школьника. Курящие дети выделяются бледностью, рассеянностью, раздражительностью. После курения у них возникает слезотечение, воспаляются слизистые оболочки глаз, нарушается координация движений, начинается обильное слюноотделение, тошнота. На эти признаки должны обращать внимание родители, учителя, пионервожатые, школьные медсестра и врач. В начальном периоде необходимо предупредить привыкание к курению, оградить детей от влияния курящих. В доступной форме надо рассказать детям о вреде курения, причинах его запрета, описать признаки отравления, провести индивидуальную беседу с учащимися, которые пробуют курить. Можно эмоционально рассказать о случаях острого отравления табачным дымом детей и взрослых. Средствами воспитания в младшем школьном возрасте являются рассказы учителей и родителей о том, как они бросили курить; групповые и индивидуальные беседы на уроках и в группах продленного дня; смысловой разбор народных поговорок о вреде курения.

Основной (второй) этап антиникотинового воспитания охватывает детей подросткового возраста (от 12 до 15 лет). Как показали многочисленные исследования, это период интенсивного привыкания к курению и алкоголю. Школьники в этом возрасте становятся эмоционально неуравновешенными, повышенно возбудимыми, склонными к подражанию дурным поступкам.

Курение авторитетных для ребят лиц служит дурным примером. Воспитатели и родители должны учитывать это, В присутствии детей и подростков курение совершенно недопустимо во многих отношениях. Вдыхание воздуха с табачным дымом превращает детей в пассивных курильщиков, вызывает влечение к курению. Подается заразительный пример; семья курящих терпимо относится к ку­рению, не ограждает от него детей и подростков. Кроме того, табачные изделия в такой семье становятся весьма доступными для подростков.

Вначале, в детском и подростковом возрасте курят, прячась от взрослых, при этом часто пользуются окурками. А именно в них содержится значительно больше табачных ядов, чем в целых сигаретах. Подбирая окурки, подростки рискуют заразиться инфекционными болезнями. Таким образом, поспешное курение наносит двойной вред.

Основные задачи воспитания нетерпимого отношения к курению в этом  периоде следующие:  исключать отрицательное влияние курения в семье, добиваться ограничения пли полного прекращения курения родителями: объяснять состав табачного дыма и доказывать вредность его компонентов; убеждать учащихся не только во вреде активного курения, но и во вредности пребывания в накуренном помещении; объяснять вред однократного и хронического отравления табачным дымом; раскрывать закономерности формирования вредной привычки.

В антиникотиновом воспитании подростков важное значение имеют эвристические проблемные беседы, рассказы в сочетании с наглядными пособиями, демонстрирование опытов и кинофильмов.

В старшем школьном возрасте (16—17 лет) начинает курить большинство юношей. Приобщаются к вредной привычке и девушки, желая показать себя взрослыми и независимыми. Многие из них не скрывают курения. Основными воспитательными мерами являются профилактическая работа, предупреждение формирования вредной привычки курения у юношей и девушек, доказательство несовместимости ее со многими профессиями (врача, педагога, летчика, космонавта, певца, актера и т. д.), а также со спортом.

Необходимо убедить старшеклассников в том, что отвыкание от курения возвышает личность, укрепляет волю, характер, сохраняет здоровье; разъяснять способы отвыкания от этой привычки. Поскольку у старшеклассников в большей мере развивается логическое и критическое мышление, то важное воспитательное значение приобретают различные формы убеждений, поурочные и внеклассные мероприятия, гигиенические индивидуальные беседы учителя и школьного врача, экскурсии в дом санитарного просвещения, проведение викторин, выпуски бюллетеней, стенных газет, организация антиникотинового клуба. Следует объяснить школьникам мероприятия партии и правительства по охране здоровья и борьбе с курением, пьянством и алкоголизмом.

Особое внимание нужно уделить профилактике курения во время производственной практики школьников. Успех антиникотинового воспитания учащихся в этот период зависит от традиций школы, активности педагоги­ческого коллектива, общественного мнения, мобилизации комсомольского актива и родительского комитета. Трудно бороться с курением, если курят директор школы, классный руководитель, учителя, воспитатели, комсомольские активисты. Все доводы в этом случае становятся малоубедительными и неэффективными. Воспитывать необходимо в первую очередь личным примером.

В работе со школьниками используются поурочная, школьно-семейная, внеклассная, общешкольная формы воспитания.

Поурочная форма, начиная с I класса, осуществляется классным руководителем на уроках природоведения, физкультуры, труда. В среднем школьном возрасте — на уроках физкультуры, ботаники, зоологии, анатомии, фи­зиологии и гигиены человека, общественных дисциплин с использованием примеров, проведением опытов и демонстраций. В старшем школьном возрасте — на уроках общей биологии, химии, литературы, истории, обществоведения.

Школьно-семейная форма состоит в едином воздействии на учащихся учителей и родителей, ограничении и прекращении курения в семье, проведении бесед с учениками, родителями, совместно со школьным медперсоналом.

Внеклассная форма воспитания предлагает проведение во внеурочное время индивидуальных и групповых бесед, демонстрирование опытов на секционных, кружковых и факультативных занятиях, в группах продленного дня.

Общешкольная форма воспитания включает проведение бесед врача, кинолекций, викторин, дней здоровья, вечеров вопросов и ответов, экскурсий в дом санитарного просвещения, устных журналов, радиогазет, оформление витрин, выпуск бюллетеней и стенных газет. На всех этапах антиникотиновая пропаганда должна быть тесно связана с семейным воспитанием. Особое внимание следует уделить работе с молодыми родителями.

Активно воздействовать на учащихся должны учителя физической культуры, так как они работают во всех классах, обеспечивая всестороннее физическое развитие и укрепление здоровья детей, повышение работоспособности, подготовку к труду и обороне.

Уроки физкультуры, секционные занятия, занятия групп продленного дня открывают широкие возможности для проведения антиникотиновой пропаганды, в частности, для откровенных бесед, доказательства его вредного влияния на развитие скорости, силы, выносливости, координации движений, функций вегетативных систем, а значит и на спортивные результаты; для внимательного наблюдения за учащимися, выявления тех, у кого появилось пристрастие к курению.

Элементы антиникотиновой пропаганды следует включать в разные мероприятия, проводимые в школе по профориентации, охране здоровья, гигиене труда и отдыха. При этом особое внимание обращать на загрязнение воздуха курящими.

С целью эффективной борьбы с курением необходимо учитывать факторы, способствующие формированию привычки, влечения к курению: традиции, сложившиеся в семье на протяжении многих лет; подражание детей стар­шим, более авторитетным лицам; психологическую зависимость от курящих товарищей; любопытство к новым ощущениям; удовольствие от запаха и вкуса табачных изделий; отсутствие положительных интересов и увлечений.

Привычка к курению вырабатывается вследствие многих причин: социальных, экономических, психологических и личностных. Например, установлено, что чаще всего курит молодежь профессиональных училищ, попавшая в коллективы, в которых снисходительно относятся к табачному дыму. Среди экономических причин — широкая доступность табачных изделий, обилие их в розничной продаже. Большое значение имеют психологические факторы: неудачи в учебе, работе, спорте, неурядицы в семье, чувство незаслуженной обиды со стороны старших товарищей, стрессовые ситуации. Поэтому в школьных, семейных, трудовых коллективах следует развивать и совершенствовать культуру межличностных отношений. Однако ни в коем случае не следует оправдывать курение социальными и психологическими факторами, так как большинство людей преодолевают такого рода трудности без каких-либо вспомогательных средств. Кроме того, успокаивающее действие курения очень кратковременно и незначительно, а отрицательные последствия продолжительные. Медицина обладает достаточным количеством доступных успокаивающих и восстанавливающих средств, укрепляющих центральную нервную систему.

В антиникотиновом воспитании следует учитывать личностные качества детей, подростков, молодежи, их индивидуальные особенности. Некоторые ребята после первой пробы курения никогда больше не пытаются курить. Другие испытывают естественное чувство отвращения к запаху никотина и табачного дыма; есть и слабые подростки, молодежь с выраженной психологической зависимостью, которые стараются преодолеть свое отвращение ради ложного авторитета и подражания. Но встречаются дети, которым нравятся запах и вкус табака, сама про­цедура курения.

Воспитательную работу прежде всего следует проводить на уроках. Так, на уроках истории важно подчеркнуть, что В. И. Ленин был активным противником «табачного зелья», он категорически запрещал курить во время заседаний ЦК партии и Совета Народных Комиссаров. При изучении советского права и Конституции СССР следует обосновать необходимость борьбы с табачным дымом законодательными актами.

На уроках биологии целесообразно раскрывать легкую проницаемость табачных ядов через биологические мембраны. Так, птица погибает от одного запаха никотина; мышь гибнет, если ей капнуть никотин в глаз (быстрота всасывания); пиявка, насосавшись крови курильщика, отпадает мертвой. От табачного дыма погибают насекомые. Из табака получают сильный яд — никотинсульфид, который используется для борьбы с насекомыми, вредителями сельского хозяйства.

Особенно большие возможности для антиникотинового воспитания дают уроки изучения анатомии, физиологии и гигиены человека (VIII класс). Следует подробно рассказать о том, как партия и правительство заботятся о народном здравоохранении, разъяснить значение постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 сентября 1977 г. «О мерах по дальнейшему улучшению народного здравоохранения», подчеркнуть преимущество советского здравоохранения — его бесплатность, профилактическую направленность, осветить меры борьбы против курения и алкоголизма, указать на несовместимость физкультуры и спорта с курением.

Изучая с учащимися тему «Общий обзор организма че­ловека», следует обратить их внимание на то, что никотин и другие продукты табачного дыма угнетают деление клеток и развитие организма, удлиняют время рефлекса. Очень важно подчеркнуть (тема «Опорно-двигательная система»), что курение ухудшает кровоснабжение мышц, вызывает спазмы сосудов. А это может привести к ганг­рене конечностей. Кроме того, курение ослабляет мышцы, способствует их быстрому утомлению, задерживает рост и развитие мускулатуры тела.

Материал темы «Кровь и кровообращение» целесообразно дополнить сведениями о разрушении эритроцитов и гемоглобина ядами табачного дыма, ухудшении газообмеиной функции крови и снижении ее иммунных свойств вследствие отравления лейкоцитов. Тема «Кровь и кровообращение» позволит доказать учащимся отравляющее действие никотина, паров спирта и эфирных масел на сердце и сосуды.

При изучении темы «Дыхание» учащимся даются сведения о прямом и особенно сильном влиянии табачного дыма па дыхательные пути и легочную ткань, приводятся примеры легочных заболеваний у курильщиков. Ознакамливая учащихся с материалом темы «Пищеварение», нужно указать на разрушение зубов у курящих, развитие гастритов, язв кишечно-желудочного тракта, цирроза печени, возможность злокачественных образований.

Тема «Обмен веществ и энергии. Выделение» дает возможность рассказать учащимся об ухудшении обмена веществ при курении и развитии витаминной недостаточности, о нарушении процесса ассимиляции, снижении массы человека.

Изучая с учащимися тему «Выделение», следует обратить их внимание на то, что составные части табачного дыма вредно влияют па выделительные функции и почечный эпителий, приводят к хроническим болезням почек, мочеточника и мочевого пузыря, возникновению злокачественных опухолей этих органов; привести примеры повышенного содержания в почках и моче курящих людей, а также пребывающих в накуренном помещении канцерогенных веществ и никотина.

Тема «Кожа» позволит объяснить учащимся, что никотин, легко проникая через кожу, вызывает спазм кровеносных сосудов, ухудшает питание кожи, она становится дряблой, стареет, снижаются все ее функции (защитная, регулирующая, выделительная и др.).

Объясняя тему «Нервная система. Органы чувств», нужно раскрыть главные механизмы действия нервных ядов табачного дыма на высшую нервную деятельность, их наркотическое влияние, подчеркнуть, что курение вызывает комплексное отравление газообразными, жидкими и твердыми веществами, объяснить причину формирования пагубного влечения к курению. Указать основные вредные компоненты табачного дыма, которые способствуют отравлению наркотическими ядами нервной системы, торможению высших центров — коры больших полушарий, ослаблению мышления, памяти, замедлению рефлексов, двигательных реакций. Кратковременное возбуждение центров положительных эмоций вызывает ощущение беззаботности и теплоты, обманчивое впечатление прилива сил, повышения активности мышления. Но затем происходит длительное сужение кровеносных сосудов. Клетки мозга отравляются, работоспособность уменьшается, искажаются ощущения органов чувств.

Материал темы «Железы внутренней секреции» целесообразно дополнить сведениями о влиянии никотина на функцию желез внутренней секреции — нарушение их нервной регуляции, угнетение половых функций, развитие болезни углеводного обмена (диабет) вследствие изменения гормональной деятельности поджелудочной железы.

При изучении последней темы курса — «Размножение и развитие» — нужно напомнить учащимся о высокой проницаемости табачных ядов через биологические мембраны, о их токсичности, вредном влиянии на потомство. При этом учитель может использовать кинофильмы «Гигиена дыхания», «Вред курения и алкоголя», препараты, рентгеновские снимки, клинические описания отравления и злокачественных опухолей.

Категория: Советская литература | Добавил: Александр | Теги: классный час, вред никотина
Просмотров: 7370 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]