Трезвая русь

Поиск

Форма входа
Не зарегистрированные пользователи не могут скачивать файлы!

Логин:
Пароль:

Наши друзья

Новости

Научная литература

» Советская литература

Воспитание трезвости
13.02.2012, 12:33

Воспитание трезвости

Беседа четырнадцатая

Вернуться в оглавление

 Только то в человеке прочно и надежно, что всосалось в природу его в первую пору жизни

Я. Коменский

Как вы уже знаете, примерно половина населения не осведомлена о вредном влиянии алкоголя. А это означает, что по разным причинам противоалкогольная работа даже не коснулась их. Но можем ли мы утверждать, что и те, кто слышали наши лекции или читали брошюры, изменили свое отношение к алкоголю? Какая-то часть — несомненно, но не большинство.

Основной слабостью всей противоалкогольной работы является запаздывание. Она проводится с людьми, у которых давно сформировалось алкогольное мировоззрение, которые уже в плену алкогольных традиций, обычаев, заблуждений. Теперь их необходимо не убеждать, а переубеждать. И фактически речь идет уже не о пропаганде, а о контрпропаганде. Социологи проводили специальные исследования и установили, что если по какому-либо незнакомому вопросу проводить пропагандистскую работу, то в желательном направлении удается убедить большую часть слушателей. Если же после сформирования четкого мнения проводить обратную работу, то есть проводить пропаганду с целью изменения мнения на противоположное, то удается разубедить не более 4—5% слушателей. Примерно в таком положении оказываемся мы в противоалкогольной работе. Нашей задачей является формирование антиалкогольного убеждения. Разумеется, одной лекцией достичь этого невозможно. Но не думайте, что если сразу после лекции человек не изменил своего мнения, то лекция прошла для него бесследно. Для мыслящего человека необходимо время. Многие после лекции начинают более внимательно присматриваться к явлениям, связанным с алкоголем, не так доверчиво относятся к алкогольным традициям, у многих постепенно появляется критическое отношение к ним, а это является основой для зарождения антиалкогольного мировоззрения. Если лекция дала толчок к тому, чтобы человек задумался, критически отнесся к явлению, она свою задачу во многом выполнила. Но, запаздывая с пропагандой, мы делаем уступку, помогаем враждебному, чуждому нам мировоззрению.

Следующей слабостью является работа «в лоб». Чрезмерная прямолинейность антиалкогольной пропаганды вызывает неизбежное сопротивление слушателей и особенно молодежи. То, что они слышат в лекции, противоречит их личному жизненному опыту, правда, он еще очень поверхностный, но они-то так не считают.

Какая же форма антиалкогольной работы наилучшая? Быть может, покажется странным, но необходимо перенимать опыт алкогольной пропаганды. Хотим мы этого или нет, но она ведь остается весьма действенной. И хотя никто не организует циклов лекций в защиту алкоголя, алкогольное мировоззрение проникает в сознание людей. Почему? Да потому, что влияние алкогольного убеждения многосторонне. Мы уже говорили, как действуют традиции, заблуждения, пример взрослых, и все это усиливается влиянием кинофильмов, художественной литературы, которые еще часто дублируют эти заблуждения и традиции. Разумеется, нет книги или фильма, которые целиком ратовали бы в пользу алкоголя Но получается, что этого и не требуется. Достаточно эпизодического, но многократного воздействия для формирования соответствующего навыка и убеждения. По-видимому, и в антиалкогольной работе необходимо следовать этому принципу: действовать многократно, но ненавязчиво, иногда, как бы между прочим, отмечая нежелательное вредное, опасное воздействие алкоголя. К этому следует прибегать и дома, и на улице, и в школе. Такое воздействие должно быть не только многократным, но и многосторонним. К нему должны подключаться все, кто по роду своей деятельности общается с детьми. И не только школьный врач, и не только классный руководитель или завуч по общественной работе, но и преподаватели всех предметов, пионервожатые, руководители школьных кружков, воспитатели Дворцов пионеров и т.п.

С этих позиций спорным является проведение специальных лекций и бесед Несомненно одно, что если антиалкогольную работу выводить лишь на классный час или на цикл лекций, то есть отводить ей отчетливо обособленное место, то она может остаться изолированной, не слиться со всем опытом растущего человека, не стать его убеждением. Антиалкогольной работой необходимо пронизывать всю систему учебных и воспитательных мероприятий со школьниками, разумеется, с учетом возраста детей и Особенностей предмета. Но и специальный курс может быть оправдан с тех позиций, что мы хотим воспитать не только убежденного трезвенника, но и активного пропагандиста, а для этого необходимо вооружить его знаниями.

Обычно детям говорят: ты еще мал, вино тебе вредно. Еще дети слышат, что вредно вино больным людям. Вроде бы все правильно Но обратите внимание: у ребенка формируется убеждение, что вино вредно лишь тем, кто в какой-то мере неполноценен: мал или болен, а взрослым и здоровым вино необходимо. Когда ребенок «почувствует» себя взрослым, он потребует вина. При отказе у него может возникнуть так называемый «комплекс неполноценности», и он постарается от него при первой возможности избавиться. Однажды подросток придет домой и скажет: «Сегодня я был на дне рождения у друга, и мы пили вино!» В его глазах торжество и вызов (вот вы не считаете меня взрослым, а родители друга признали нас взрослыми и угостили вином), и страх тоже (как поведут себя родные, чем это кончится для меня?). Очень ответственный момент. Скверно, если родители сорвутся: накричат или тут же накажут сына или дочь. Это может дать обратный результат (чтобы добиться права считаться взрослым, можно и пострадать). Пожалуй, лучше всего, не скрывая огорчения, досады, боли, поговорить с ребенком о вреде алкоголя. В любом случае ребенок должен почувствовать, что он огорчил, обидел родителей. В этот день или на другой неизбежно возникнет вопрос: «Вы ведь пьете вино, а мне не разрешаете. Почему? Ответ: «Ты еще мал» — вернет вас на исходные позиции. В лучшем случае он еще какое-то короткое время будет убедительным. Многие родители, заметив, что дети начинают курить, прекращали курение и тем спасали детей от этого зла. Может быть, есть резон так же повести себя и в отношении алкоголя? Быть может, стоит объяснить детям, что пить вино вредно и взрослым, но им уже трудно менять свои привычки, а дети должны быть лучше, здоровее, прогрессивнее. Да так оно и бывает всегда: новое поколение уходит в чем-то вперед по сравнению с предшествующим.

Есть все основания ожидать, что человечество в будущем откажется от вина Общая тенденция развития человечества характеризуется тем, что человек естественным путем стремится максимально раскрыть свои физические и психические возможности, добиваясь гармоничного развития. Разберем это на примере допингов — веществ, употребление которых искусственно взбадривает утомленный организм. Алкоголь также является своеобразным допингом, веществом, искусственно повышающим настроение. В 1962 году Московская сессия Международного олимпийского комитета приняла резолюцию о запрещении допинга, как средства, искусственно повышающего спортивные результаты. За­прещение продиктовано как моральными, так и медицинскими требованиями. Допинг может привести к тому, что более достойный спортсмен будет побежден менее подготовленным и техничным. С другой стороны, допинг, создавая ложное чувство повышенных физических возможностей и мнимое отсутствие утомления, позволяет спортсмену превышать предел своих возможностей, что наносит непоправимый вред здоровью. В период с 1960 по 1967 год в мировом спорте зарегистрировано свыше тридцати смертельных случаев из-за допинга. А привычка к допингам, стимуляторам непосредственно смыкается с проблемой алкоголизма и наркомании. Решение Олимпийского комитета является образцом отношения ко всякого рода стимуляторам и наркотическим средствам, применяемыми в немедицинских целях. Олимпийские игры — самые популярные спортивные состязания, олимпийские чемпионы олицетворяют физическое совершенство. Обратите внимание: физическое совершенство не нуждается в стимуляторах. Посмотрим далее. Спортивные федерации стрельбы и современного пятиборья относят к допингам и успокаивающие средства, так называемые транквилизаторы. Современный спорт требует не только физической силы, ловкости, но и умения владеть своим настроением, своими «нервами». Для достижения высот в спорте необходим разум, точный научный расчет. Большой спорт доказывает, что человек в силах научиться управлять своим телом и психикой, не прибегая к искусственным методам взвинчивания.

Выдающиеся шахматисты мира Ласкер, Капабланка, Эйве, Ботвинник, Смыслов не увлекались никакими «рюмочками». Лишь Алехину одно время казалось, что вино поднимает его боевой дух. Однако после поражения в матче с Эйве, когда Алехин потерял титул чемпиона мира, он отказался от всех искусственных стимуляторов: табака, кофе, алкоголя и вернул себе титул чемпиона мира по шахматам.

Венгерский форвард Флориан Альберт в 1967 году был признан лучшим футболистом Европы и стал двенадцатым лауреатом «Золотого мяча». На вопрос, чему он обязан успехами в спорте, ответил: «Я не курю, не пью и считаюсь фанатиком режима».

Известный советский спортсмен Владимир Куц заявил: «Я не терплю запаха вина и водки, сам лично не употребляю спиртных напитков и, как тренер, буду беспощаден к тем спортсменам, которые будут позволять себе отравлять организм спиртными напитками. Каждые выпитые 100 граммов выводят спортсмена из спортивной формы на две недели».

Подойдем к проблеме с другой стороны. Сегодня вершиной человеческой деятельности являются космические полеты. Космонавты работают в неземных, еще не до конца изученных и освоенных условиях. Разве не попадают они в рискованные ситуации, не испытывают тяжелые физические перегрузки и огромное эмоциональное напряжение? Но неужели кому-нибудь придет в голову мысль предложить им взять с собой алкогольные напитки, чтобы успокоиться, снять напряжение, утомление или поднять настроение в минуты отдыха? Олимпийские чемпионы и космонавты более других приблизились к человеку будущего. Человеку гармоничному, высокоразвитому интеллектуально и физически, человеку, владеющему своим телом и психикой, не нуждающему­ся в искусственном взбадривании или успокоении. Да, таких людей еще немного. Но число их становится все больше. Человек будущего овладеет всеми естественными способами саморегуляции, и для успокоения радости, наслаждений он будет прибегать к ним а не к искусственным суррогатам.

Но вернемся к человеку сегодняшнего дня. Наши дни отличаются не только стремительностью научно-технического прогресса, но и непрерывно растущими нагрузками на нервную систему. Вместе с тем сохраняют свое значение и индивидуальные психические травмы: утрата близких, семейные неурядицы, крах личных стремлений и надежд, служебные конфликты. Все это усиливает нервно-эмоциональное напряжение. Сильные волевые люди выходят из трудных ситуаций без существенного ущерба. Слабым приходите труднее. За рубежом популярна точка зрения, что страдают алкоголизмом, прибегают к пьянству лица неспособные сопротивляться эмоциональному напряжению.

Готовя наших детей к взрослой жизни, необходимо ознакомить их и со способами снятия эмоционального напряжения. Но при этом нельзя забывать, что способность ощущать печаль — одно из свойств настоящего человека. Как заметил писатель К. Паустовский, тот, кто лишен чувства печали, так же жалок, как и человек, не знающий, что такое радость, или потерявший ощущение смешного. Жизнь всегда была полна нервного напряжения. Человек выделился из животного мира потому, что научился преодолевать трудности, создаваемые природой. Человек оформился в жизненной борьбе. Неприятные эмоции являются и стимулом для дея­тельности, направленной на устранение препятствий. Если с помощью искусственных средств устранять отрицательные переживания или оберегать ребенка от всего неприятного, то можно вырастить безвольного человека, пасующего перед трудностями. Неудачи в спорте, в учебе, естественно, портят настроение, но эти неудачи должны стимулировать нашу волю на преодоление своих недочетов. Человек должен познать всю гамму человеческих чувств и знать, что такое горе, страдание, печаль, чтобы активно бороться против всего, что портит нам жизнь. Естественное переживание неудачи проявляется еще и в том, что побуждает человека к мобилизации своих сил, к упорной борьбе за преодоление трудностей. Эмоции и возникли в процессе эволюции для того, чтобы облегчить приспособление к. окружающей среде. Одна из функций эмоций — способствовать предельной мобилизации защитных сил и ресурсов. «Раненый зверь опаснее!» — говорят охотники. Опаснее, потому что приходит в ярость, и она увеличивает его силы. Но есть и демобилизующие эмоции (плач, горе, отчаяние). Такие эмоции рассчитаны на мобилизацию энергии окружающих. Об этом тоже стоит помнить, механизм сочувствия также является одним из методов снятия эмоционального напряжения. Когда говорят, что совместная выпивка смягчает горе, то здесь вновь происходит смешение понятий. Помогло сочувствие другого, а приписывают — вину.

Воспитание трезвости 2
Категория: Советская литература | Добавил: Александр | Теги: трезвость
Просмотров: 5924 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]