Оглавление - 2
Беседы за самоваром - 1
- Интересный пошел разговор, - молчавший до сих пор
лысоватый мужик, обтерев лицо и лысину носовым платком- жарко стало в избе, -
оглядел всех строгим взглядом. - Я понял так: все призывы к истреблению
самогонщика в настоящий момент несостоятельны. Так?
-Так, -
согласно ответил я.
- А ведь и верно, мужики, - он вдруг стукнул кулаком
по столу. - Государство взяло монополию на производство водки. Но ведь
государство монополизировало и производство хлеба, и колбасы, и всяких
консервов. Но нам-то никто не запрещает выпекать свой хлеб, варить и коптить
свою колбасу, закатывать свои консервы. Так выходит и с вином.
- Эх, хватил, - мужик с заскорузлыми руками
язвительно засмеялся. - То продукты, другое-это самое... - он замялся,
подыскивая слово.
- Не
напрягайтесь. Алкогольные изделия в реестре проходят по графе «пищевые
продукты». Кощунство это - отраву, наркотические вещества проводить по разделу
пищевых продуктов, - я поймал себя на излишней горячности. - Вы заметили, в
нашем разговоре я ни разу не назвал слово «напиток». А печать наша пестрит
такими сочетаниями: «алкогольные напитки», «спиртные напитки» .. Да не может
вещество, содержащее алкоголь, именоваться напитком. Ведь напиток - это что-то
приятное, освежающее, бодрящее, здоровое, наконец. Это то, что по праву можно
отнести к пищевым продуктам. А алкогольные изделия содержат в своей основе
страшный наркотический яд - этанол.
- А в пиве? - спросил кто-то.
- И в пиве, в том числе. Так можно ли именовать это
напитком? Скорее это «отравитки» или «ядовитей», но ни в коем случае не
напитки.
- И все-таки - как бороться с самогонщиком? - вернула
хозяйка беседу в прежнее русло.
- Дался он тебе - самогонщик, - фыркнул молодой
мужик. - Без него, без благодетеля, худо будет.
Из деликатности я опускаю эту часть нашей беседы, из
которой читатель мог бы сделать вывод: почти в каждом хозяйстве имеется
самогонный аппарат, да вот не так открыто теперь ее производят - сивуху-то.
Друг другу боятся сказать об этом. На виду бутылку водки держат, а под ней, под
ее прикрытием - батареи самопальной сивухи.
Давно уже стемнело, но свет не зажигали, как бы из
боязни вспугнуть наш такой откровенный серьезный разговор.
Мужики по очереди выходили покурить, возвращались,
кашляя и проклиная табак - это всеобщее человеческое бедствие, изобретенное
человеком для собственного уничтожения.
Поговорили и про это. Нашли много схожего в
механизме привыкания к той и другой отраве. Я рассказал, как легко и просто
можно избавиться от потребления алкоголя и табака, сослался 'на собственный
пример: и пил, и курил, посты всякие занимал, да вот не жил по-настоящему.
Жизнь - настоящая, полноценная жизнь началась с того момента, когда перестал
себя, а значит и окружающих, травить зельем. Потом хозяин спросил:
- Ты вот заикнулся про пьяниц и алкоголиков, а вот
разъяснить, кто есть кто, не разъяснил. А?
- К сожалению, у нас искажены понятия. Пьяница в
нашем представлении ассоциируется с тем, кто пьет чуть ли не ежедневно, буянит,
хлещет водку и прочую дрянь как воду, алкоголик ассоциируется с деградантом, с
человеком, который пьет с утра до вечера и с вечера до утра и обязательно до
поросячьего визга. Так говорю?
- Верно. Так, - закивали согласно за столом.
К сожалению, медицина, а за ней и средства массовой
информации до недавнего времени говорили полуправду, обходя острые углы. Так
вот, алкоголизм начинается с первой положительной мысли об алкоголе. Иными словами:
- Когда у человека появляется потребность в спиртном
(например, вдруг захотелось выпить вина или водки в любой ситуации), тут уже
караул кричать надо. Ибо это - первый признак алкоголизма.
Ленинградский ученый, отдавший жизнь в борьбе с
сивушниками, разработавший уникальный метод избавления от алкоголизма,
пьянства, курения, заметьте: избавления, а не лечения, Геннадий Андреевич Шичко
определял алкоголика так: «Питейно запрограммированный человек, имеющий
привычку к употреблению спиртного, испытывающий в нем потребность и
потребляющий его». Просто и ясно.
- Как это понять - запрограммированный? - молодой
мужчина с интересом слышал и сопереживал. - Это что, выходит, как робот, что
ли?
- Примерно. Вкратце о запрограммированности скажу
вот что. Каждый человек поступает так или иначе в силу своих убеждений Он и
курит, и выпивает также будучи уверен, что это необходимое в жизни занятие, что
так принято в отношениях между людьми, это, наконец, признак взрослости
самостоятельности. Согласны?
Мои земляки утвердительно закивали головами.
- Откуда, каким образом складывается эта программа?
Рассмотрим на примере ребенка. Вот у нас появился
маленький человечек в семье. Буквально с первых дней его жизни мы внушаем ему:
вот так делать нельзя - это плохо, а вот эдак - хорошо. Говорим ему: вот это
огонь - горячо, вот это лед - холодно. И еще, уже начинающему что-то понимать
ребенку, пытаемся внедрить в сознание: пить и курить- это очень плохо. А сами?
К нам гости - на столе бутылка, восклицания при выпивке: «Ах, хороша!» или
«Будто боженька босыми ножками протопал» и т.д. К папе мужики пришли - все
дымят сигаретами. И вот уже в сознании нашего маленького человечка появляется
как бы зарубка:
"Маленьким выпивать и курить нельзя, это
вредно, а вот когда стану большим, это занятие необходимо и даже полезно».
Чувствуете? И далее: а чтобы быстрее стать «большим», считает маленький
человечек, необходимо как можно быстрее научиться курить и выпивать. Вспомните
себя в раннем и позднем даже детстве. Пошевелите свою память.
- Дай не в каждой семье при детях выпивают и курят,
хозяйка подперла щеку кулаком, или вдавилась щекою в кулак,
- бывает и такое, только редко, - Согласно киваю ей.
-
Но в каждом доме у нас уютно угнездился
формирователь общественного сознания, это чудо XX века - телевизор. Ах, как
любит на^ малыш детские передачи! Щелкнула клавиша, замерцал экран: и вот они -
любимые мультгерои, которые призваны учить маленького человека добру, хорошим
делам, герои, которым подражают наши малыши. Ах, как они боготворят Крокодила
Гену, Волка, Папу из Простоквашина... Но заметьте: все эти мультгерои курят,
окуривают маленького человечка, как бы предлагая: «покури с нами» или «вот
подрастешь, и ты должен курить».
Мы переключаем телевизор на другую программу. А там
- экранизация детской сказки, прекрасные актеры воплотили на экране бессмертный
образ народного героя - Иванушки-дурачка, нашего символа всепобеждающего добра,
справедливости и разумности.
И вот приходит эдакий Иванушка-дурачок к Бабе-Яге.
- А ну, старая, что есть в печи - на стол мечи!
Хлоп кулаком по столу!
И старая накрывает суетливо стол, а в это время
Иванушка-дурачок развязывает кисет, набивает трубку, закуривает.
- Кто ж на «сухую» обедает? А ну-ка, подать сюда
вина!
И снова - хлоп кулаком по столу.
Старая еще более суетится, наливает две кружки
«зелена вина», подсыпает в одну из них отраву, поставила кружки на стол, да и
перепутала, в какой из них отрава-то.
А наш маленький человечек с тревогой смотрит: как бы
любимый Иванушка не выпил кружку с ядом. У него, у ребенка, и мысли не
появляется о том, что в обеих кружках яд - страшный наркотический яд - этанол.
Я перевел дух, отхлебнул чай, поморщился - уже
остыл.
Хозяйка потянула чашку, тут же выплеснула в пустой
ковшик и налила свежий.
- Далее: уже подросший маленький человечек
приобщается к высотам русского духа, его патриотизму. Идет в кино, где
демонстрируется фильм о былинном герое Василии Буслаеве. Наберет Василий
хоробрую дружину для защиты земли русской от ворога. А выявляет физические и
моральные качества будущих дружинников весьма сомнительным способом: мол,
одолеешь братину вина (это почти полведра водки), не свалишься - значит достоин
быть в дружине, значит на такого можно положиться - не выдает, не дрогнет.
Чувствуете? Полведра водки выхлещет человек-
морально устойчив. И физически крепок. Да здесь налицо все признаки второй
стадии алкоголизма. О каких моральных и физических качествах человека можно
говорить - принявшего такую дозу алкоголя? Вспомните себя, знакомых своих,
выпивших не полведра, а всего один-два стакана, каково, а?
А создатели кинофильма внедряют в сознание
маленького (да и не только маленького) человечка мысль о доблести лихого пития
русским человеком. Эту же мысль потом подросший ребенок будет находить и в
литературных произведениях. Ведь книга для него .впоследствии становится
своеобразной энциклопедией вино-водочных-табачных знаний. Мало того, что иные
авторы в своих произведениях блестяще доказывают свои познания в наименованиях
и качествах сотен и тысяч различных сигарет, папирос, вин, коньяков, ной, что
еще страшнее, доказывают необходимость потребления этой отравы. В ином
произведении герои на каждой странице закуривают, через страницу - выпивают, а
уж любая экстремальная ситуация обязательно сопровождается выкуриванием
нескольких сигарет, герои выпивают рюмку-другую, чаще стакан, а то и бутылку
алкогольной отравы, снова «трясущимися пальцами разрывают пачку, ломает
несколько сигарет подряд, наконец закуривает...» И вот он - готовый рецепт для
выхода из любой сложной ситуации. Это четко фиксируется в нашем сознании и мы
потом, как роботы, в подобных ситуациях так и поступаем. Как будто наши
неприятности после закуривания и выпивки кончаются.
Чушь! Усугубляются они еще больше. Но не кончаются.
Пойдем дальше.
Наш подросший маленький человечек включает радио, а
оттуда: «Давай закурим, товарищ, по одной. ..» - несется чарующий голос. По
другой программе: «По чарочке, по чарочке (властно и требовательно) налей,
налей!..» Он слышит Вокруг себя вредительские пословицы и поговорки: «кто не
курит и не пьет», «первая колом, вто рая соколом», «пьян да умен, два угодья в
нем» и другие, распространяемые обычно пьющими людьми. И это тоже прочно
оседает в сознании, является как бы предтечей оправдания в будущем своей
пагубной страсти.
И еще, почти постоянно наш человечек слышит, как мы
любовно и ласково оглаживаем все, связанное с выпивкой, вспомните, как обычно
мы говорим: был или была в гостях, рюмочку (стопочку, стаканчик) водочки
(винца, пивка, самогоночки, наливочки) выпил (выпила), закусил или закусила рыбой,
мясом, маслом, хлебом. Чувствуете? Хлеб назван хлебом, а не хлебушком, рыба -
рыбой, а не рыбкой, зато - водочка, стопочка, бутылочка, вроде того, что это
главное, а остальное, так сказать, фон, не стоящий внимания.
Вот все это сказанное мною и многое еще другое с
первых шагов внедряется в сознание человека, укрепляется, становится
убеждением, то есть той самой программой, согласно которой живет человек. То
есть поступаем так или иначе в соответствии со своими убеждениями.