Какие механизмы борьбы с алкоголем являются наиболее
эффективными и экономически целесообразными?
Февраль
2004 г.
Esa Хsterberg
АННОТАЦИЯ
Сводный
доклад Сети фактических данных по вопросам здоровья (СФДЗ), посвященный вопросу
о наиболее действенных и экономически эффективных мерах контроля потребления
алкоголя. Данные научных исследований показывают, что наиболее эффективный
подход заключается в осуществлении комбинации следующих мер: повышение цен на
алкогольную продукцию; снижение доступа к приобретению алкоголя; меры,
направленные против управления транспортными средствами в состоянии опьянения и
против употребления спиртных напитков несовершеннолетними. Доклад содержит
обзор фактических данных о действенных и экономически эффективных мерах
контроля потребления алкоголя и приводит рекомендации по формированию политики.
Данный
доклад – это ответ СФДЗ на вопрос, поступивший от разработчика политики. Он
отражает в суммированном виде наиболее важные из имеющихся фактических данных,
включая краткую сводку результатов научных исследований и возможные варианты
построения политики по данному вопросу.
СФДЗ
– это инициированная и координируемая Европейским региональным бюро ВОЗ
информационная служба для лиц, ответственных за принятие решений в системах
общественного здравоохранения стран Европейского региона ВОЗ. Информация,
предоставляемая СФДЗ, может быть полезна и для других заинтересованных сторон.
Настоящий
доклад СФДЗ составлен приглашенными для этой цели экспертами, и на них лежит
ответственность за его содержание, которое не обязательно отражает официальную
политику ЕРБ/ВОЗ. Доклад был подвергнут международному рецензированию,
организованному сотрудниками СФДЗ.
При цитировании данного доклада
просьба приводить следующее описание: Хsterberg E.
(2004) Какие механизмы борьбы с алкоголем являются наиболее эффективными и
экономически целесообразными? What are the
most effective and cost-effective interventions in alcohol control? Copenhagen, WHO Regional Office for Europe (Health
Evidence Network report; http://www.euro.who.int/document/E82969.pdf,
accessed 15 March 2004).
Ключевые
слова
УПОТРЕБЛЕНИЕ АЛКОГОЛЯ –
ПРОФИЛАКТИКА И КОНТРОЛЬ
АЛКОГОЛИЗМ –
ПРОФИЛАКТИКА И КОНТРОЛЬ
ПОЛИТИКА
ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
СПИРТНЫЕ НАПИТКИ –
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО –
ЭКОНОМИКА
НАЛОГИ
АНАЛИЗ ЗАТРАТ И ВЫГОД
ПОДДЕРЖКА ПРИНЯТИЯ
РЕШЕНИЙ
ЕВРОПА
Запросы по
поводу публикаций Европейского регионального бюро ВОЗ просьба направлять по
следующим адресам:
По
электронной почте по поводу разрешения на
перепечатку публикаций – по адресу: permissions@euro.who.int;
по поводу
получения копий публикаций - по адресу: publicationrequests@euro.who.int;
по поводу разрешения на перевод публикаций – по адресу: pubrights@euro.who.int.
По обычной почте Publications
WHO Regional Office for Europe
Scherfigsvej 8
DK-2100 Copenhagen Ш, Denmark
©Всемирная
организация здравоохранения, 2004 г.
Все права
сохранены. Европейское региональное бюро Всемирной организации здравоохранения
охотно удовлетворяет обращения с просьбой разрешить перепечатку или перевод
своих публикаций частично или полностью.
Обозначения,
используемые в настоящей публикации, и приводимые в ней материалы ни в коем
случае не отражают какого-либо мнения Всемирной организации здравоохранения
относительно юридического статуса какой-либо страны, территории, города или
района или их органов власти или относительно делимитации их границ. Там, где в
заголовках таблиц используется обозначение "страна или район”, оно охватывает
страны, территории, города или районы. Пунктирные линии на географических
картах обозначают приблизительные границы, относительно которых пока что еще
может не быть полного согласия.
Упоминание
тех или иных компаний или продуктов отдельных изготовителей не означает, что
Всемирная организация здравоохранения поддерживает или рекомендует их, отдавая
им предпочтение по сравнению с другими компаниями или продуктами аналогичного
характера, не упомянутыми в тексте. За исключением случаев, когда имеют место
ошибки и пропуски, названия патентованных продуктов выделяются начальными
прописными буквами.
Всемирная
организация здравоохранения не гарантирует, что информация, содержащаяся в
настоящей публикации, является полной и правильной, и не несет ответственности
за какой-либо ущерб, нанесенный в результате ее использования. Мнения,
выраженные авторами или редакторами данной публикации, необязательно отражают решения
или официальную политику Всемирной организации здравоохранения.
СОДЕРЖАНИЕ (Скачать файл)
Читать часть 1
Читать часть 2
Резюме
Существо вопроса
Фактические данные
Рекомендации в отношении политики
Введение
Источники данного обзора
Существо вопроса
Результаты научных исследований и
другие фактические данные
Политика в области борьбы с
алкоголем
Цены на алкоголь
Доступ к алкоголю
Частичная отмена монополии на
розничную торговлю
Рабочие часы, дни работы и число
торговых точек
Возрастной ценз в отношении
употребления алкоголя
Возможность обобщения фактических
данных по доступу к алкоголю
Меры против вождения в состоянии
опьянения
Меры, направленные на заведения по
распивочной продаже алкоголя
(питейные заведения)
Просвещение, агитация и пропаганда
по вопросам, связанным с алкоголем.
Ранняя диагностика и лечение
Выводы
Библиография
Резюме
Существо
вопроса
Европейские
страны играют значительную роль в производстве, торговле и потреблении
алкогольных напитков; в то же время они испытывают тяжелое бремя социальных и
экономических проблем, связанных с алкоголем. Согласно оценкам специалистов,
10% всего бремени болезней приходится на долю заболеваний, связанных с
потреблением алкоголя, который повышает риск развития цирроза печени, некоторых
видов рака, высокого кровяного давления, инсульта, врожденных пороков и многих
других заболеваний. Кроме того, потребление алкоголя увеличивает риск
возникновения многих социальных проблем, таких как разрушение семьи, невыходы
на работу, низкая производительность труда, финансовые трудности, случайные
травмы, дорожно-транспортные происшествия, противоправные действия, насилие,
убийства и самоубийства.
Фактические данные
Накоплен
значительный объем фактических данных, указывающих на то, что повышение цен на
спиртные напитки способствует снижению уровня их потребления и остроты проблем,
связанных с алкоголем. В большинстве стран, в особенности в странах с низкими
ставками налога на спиртные напитки, повышение цен на них путем увеличения
налоговых ставок приводит к росту налоговых поступлений в государственный
бюджет и сокращению государственных расходов, связанных с ущербом, наносимым
потреблением алкоголя. Повышение цен, равно как и другие меры борьбы с
алкоголем, в разных странах могут приводить в разным результатам, в зависимости
от таких факторов, как культура потребления алкоголя в стране и уровень
общественной поддержки строгих мер борьбы с ним. Однако влияние повышения цен
на снижение ущерба, связанного с алкоголем, очевидно, и введение этой меры не
требует значительных затрат, что делает ее экономически целесообразной.
Кроме того,
эффективными мерами борьбы являются также более строгое регулирование
потребления алкоголя, в особенности путем введения возрастных ограничений на
покупку спиртных напитков, установления государственной монополии на розничную
торговлю и введения ограничений на торговлю спиртными напитками по времени и по
количеству торговых точек. Принимая во внимание широту охвата населения
указанными мерами, а также относительно невысокие затраты, связанные с их
введением, все эти меры являются экономически целесообразными.
Высокоэффективными
также считаются большинство мер, направленных на борьбу с вождением
транспортных средств в нетрезвом виде, таких как пункты контроля на трезвость,
выборочная проверка "на выдох”, снижение уровня допустимой концентрации
алкоголя в крови, временное лишение водительских прав, системы градации
водительских удостоверений для начинающих водителей, а также меры
краткосрочного вмешательства в случаях опасного пьянства. Эффективность этих
мер, направленных на борьбу с вождением в нетрезвом виде, подтверждена
результатами многочисленных исследований. Таким образом, указанные меры
применимы в большинстве стран, не требуют значительных затрат и обеспечивают
получение устойчивых результатов.
Стратегиями,
обеспечивающими определенный эффект при относительно невысоких затратах,
являются введение ответственности питейных заведений и соблюдение установленных
в них требований в сочетании с мобилизацией общественности. Однако они не
затрагивают проблемы распития спиртных напитков вне их стен. Обучение персонала
питейных заведений правилам ответственной торговли спиртными напитками имеет мало
шансов на успех, если оно не будет подкреплено угрозой лишения лицензий тех из
них, которые продолжают обслуживать несовершеннолетних лиц и посетителей,
находящихся в состоянии опьянения.
Если
рассматривать проблему пьянства среди молодежи как отдельный аспект политики
борьбы с алкоголем, наиболее эффективной мерой непосредственного вмешательства
является поднятие установленного законом возрастного ценза для приобретения или
продажи алкогольных напитков. Разработан целый ряд методик по проведению просветительной
работы в целях снижения потребления алкоголя. Хотя их популярность все более
возрастает, полученные доказательства их эффективности немногочисленны.
Аналогичным образом, результаты проводимых в настоящее время исследований
показывают, что использование рекламы или запрета на рекламу также дает
ограниченный эффект.
Рекомендации в отношении политики
Большинство
указанных выше мер экономически высокоэффективны, поскольку они обеспечивают
получение значительного положительного эффекта при обычно небольшом уровне
затрат. Наибольшую эффективность обеспечивает осуществление множественных
стратегий, включая следующие: повышение цен на спиртные напитки, ограничение их
доступности, а также меры борьбы с вождением транспортных средств в нетрезвом
виде и потреблением спиртных напитков несовершеннолетними.
Автор данного сводного доклада СФДЗ:
Esa Хsterberg
старший исследователь
Национальный центр научных
исследований и развития в области социальной защиты и здоровья (STAKES), Научно-исследовательская группа по алкоголю и наркотикам
Senior Researcher
STAKES, Alcohol and Drug Research Group
P.O.Box 220
00531 Helsinki
Finland
Тел.: +358-9 3967 2018 или +358-400
417514
Факс : +358-9 39672170
Эл. почта: esa.osterberg@stakes.fi
Введение
Алкоголь
оказывает крайне неблагоприятное физиологическое, психологическое и социальное
воздействие, как на отдельного человека, так и на семью и на сообщество в целом
(1). Алкоголь вызывает опьяняющий эффект и развитие зависимости. В Европейских
странах алкоголь – наиболее употребляемое опьяняющее средство (2).
Многочисленные
проблемы, связанные с алкоголем, вызывают растущий интерес к вопросу о мерах
контроля его потребления.
Продажа и
потребление алкогольных напитков разрешены законом во всех Европейских странах.
Однако количество потребляемого алкоголя, характерный ассортимент напитков и
традиции их употребления в разных странах весьма различны (2, 3, 4, 5).
Например, в Исландии и Норвегии, в прошлом отличавшихся преимущественным
употреблением крепких алкогольных напитков, ежегодные суммарные уровни
потребления алкоголя (зарегистрированного и незарегистрированног) не превышают шести литров
(из расчета 100%-ного этилового спирта) на душу населения. Соответствующие
показатели для предпочитающих вина Франции и Португалии или для Чешской
республики, Германии и Ирландии, где в основном употребляют пиво, превышают 11
литров чистого спирта на душу населения (4, 6). В Румынии среднедушевое
потребление алкоголя также превышает 11 литров, почти на половину – в форме
крепких спиртных напитков, полученных путем перегонки.
Потребительская
ценность алкогольных напитков обусловлена многочисленными факторами. Для многих
европейцев употребление алкоголя не носит регулярного характера и главным
образом связано с праздничными событиями, однако в ряде стран спиртные напитки
– это важная составная часть ежедневного меню либо неотъемлемый элемент
социального общения. Алкогольные напитки употребляются в Европе, главным
образом, как дополнение к пище, для утоления жажды, как инструмент социального
общения, средство проявления гостеприимства, а также с целью достижения
состояния опьянения (2, 7). В отдаленном прошлом напитки, содержащие алкоголь,
часто использовались в качестве лекарственных средств. На сегодняшний день
известно, что регулярное употребление алкоголя в небольших и умеренных дозах
имеет профилактический эффект по отношению к заболеваниям сердца (8). Иными
словами, употребление алкогольных напитков влечет за собой как благоприятные,
так и губительные ближайшие и отдаленные последствия в индивидуальном плане и
на уровне семьи и сообщества.
Источники
данного обзора
Наиболее
важными источниками информации для составления данного сводного доклада
послужили монография Griffith Edwards с соавторами «Alcohol Policy and the Public Good»
(Алкогольная политика и общественное благо), изданная в 1994 г. (10) и
впоследствии переведенная на восемь языков, а также материалы по ее
обновлению; дополненное издание монографии «Аlcohol:
No Ordinary Commodity; Research and Public Policy» (Алкоголь – особый товар; исследования и общественная
политика), написанной в сотрудничестве со Всемирной организацией
здравоохранения (8). Был также осуществлен поиск соответствующих
систематических обзоров и статей в следующих базах данных: Библиотека Кокрейна
(Cochrane Library); Econlit; Научная
база данных по алкоголю и алкогольным проблемам (ETOH),
поддерживаемая Национальным институтом по злоупотреблению алкоголем и
алкоголизму (NIAA).
Например, при
контрабандном ввозе спиртных напитков в страну или при употреблении напитков
домашнего производства (прим. переводчика)
Электронная
библиографическая База данных Американской экономической ассоциации, содержащая
информацию по мировой научной литературе в сфере экономики. Подробнее – см. http://www.econlit.org/
(прим. перев.)
NIAA – National Institute
on Alcohol abuse and
Alcoholism – один из научно-исследовательских институтов в системе
Департамента здравоохранения и социальных служб США. Подробнее – см. http://etoh.niaaa.nih.gov/