Э. Д. Брокан, психиатр-нарколог г. Рига
ПУТЬ К ТРЕЗВОСТИ
Семнадцатое мая 1985 года — поворотный пункт во всей противоалкогольной деятельности. Мы давно боролись с пьянством. Помещали пьяниц в медвытрезвители. Создали систему принудительного лечения больных алкоголизмом. Из психиатрии выделили наркологическую службу, образовали сеть наркологических диспансеров и больниц для добровольного лечения. Ввели анонимное лечение, чтобы уж ничто не препятствовало человеку лечиться — ни юридические последствия, ни ложное чувство стыда. Появились и подростковые наркологические кабинеты. И одновременно мы торговали спиртным — в ресторанах, буфетах, закусочных, пивных, бутербродных, торговали в домах культуры, в театрах, рядом со школами, с проходными заводов и фабрик, в санаториях и кое-где даже в больницах...
И вот в постановлении ЦК КПСС «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма» (1985 г.) недвусмысленно и ясно было сказано: «...употребление алкоголя разрушает здоровье человека, пагубно сказывается на будущих поколениях, причиняет большой материальный и моральный ущерб обществу». Понимаете? «Употребление», а не «злоупотребление», как мы говорили и считали прежде! В этой маленькой, казалось бы, разнице между «употреблением» и «злоупотреблением» сконцентрирована вся суть, вся громадная разница между тем, что мы делали раньше, и тем, что мы должны делать теперь. Трезвость должна стать нормой жизни — вот направление и суть новой программы в противоалкогольной работе.
Сегодня, когда мы все уже познакомились с новыми решениями по преодолению пьянства и алкоголизма, в каждой семье, где есть школьники, возникают два важных вопроса: какие обстоятельства предопределили эти важные решения и как их осуществить. Вряд ли найдутся такие родители, которые пожелали бы своим детям судьбу пьяниц и алкоголиков. Даже те, которые за праздничным столом предлагают своим 10—12-летним мальчикам стакан с вином, как это, к сожалению, подчас бывает, свято верят, что именно их детей минует горькая участь, и они не подозревают, что закладывают этим краеугольный камень в здание будущего пьянства.
О причинах, вызвавших новые решения, можно сказать словами самих решений: «...проблема пьянства и алкоголизма в стране за последние годы обострилась». Да-да, обострилась. Долгие годы под звон бокалов мы боролись с пьянством и теперь вынуждены признать, что алкогольная проблема не только не решена, но и обострилась. Поэтому новые решения вместо борьбы с результатами употребления спиртных напитков объявляют борьбу самому употреблению. Об этом также ясно сказано в постановлении: «... воспитывать людей в духе трезвости... ярко и убедительно раскрывать вред алкоголя даже в малых дозах для здоровья людей, а также его отрицательное воздействие на все стороны общественной жизни — экономику, быт, моральный облик и сознание людей» . Другими словами, употребление спиртного, подчеркиваю, не злоупотребление (!), а простое, так называемое умеренное употребление, мы должны рассматривать как несоответствующее сегодняшним интересам нашего общества, как вредное для народа.
Мы ясно все понимаем, что люди, которые долгие годы поднимали бокалы «за здоровье!» и считали употребление спиртного чуть ли не делом чести, ни за не¬сколько дней, ни даже за несколько месяцев не могут стать непьющими. Очевидно, сегодня последовать духу и букве новых постановлений смогут только те, кто на самом деле, а не только па словах чувствуют ответственность за их осуществление. Но главное в борьбе за реализацию новых постановлений заключается не в том, сколько взрослых членов нашего общества смогут отказаться от употребления спиртного. Главным будет — борьба за умы и сердца подрастающего поколения, за разлучение молодежи с алкогольным культом, за то, чтобы наши дети ритуал поднимания рюмки считали аморальным и постыдным.
Как этого добиться?
Ничто не действует сильнее личного примера взрослых. На детей мы воздействуем не столько словами, сколько делами, своим поведением и поступками. И в этом смысле наши поступки не отличались особенно положительным влиянием. До 70 % детей свою первую в жизни рюмку с алкогольным напитком получают из рук близких родственников, чаще всего — из рук отца и матери. В семье 3 % детей это «удовольствие» предлагается до 7-летнего возраста, а к 12 годам к ним присоединяются еще 23 % детей (собственные исследования). От родителей о вреде алкоголя слышали 81,4 % школьников. Правда, не совсем ясно, что именно слышали, так как 57,4 % из них все еще считают, что пить можно научиться.
Каким должно быть противоалкогольное воспитание? Главная и единственная цель его — воспитать неприязнь, отрицательное отношение к употреблению алкогольных напитков и к опьянению вообще. Другой цели нет и быть не может!
И сразу возникает вопрос: как совместить пьяные застолья в реальности нашей жизни с этими задачами? Очевидно, только давая настоящую, правдивую оценку нашей реальности.
Большая разница есть между тем, видят ли дети наше радостное возбуждение при подготовке очередной семейной выпивки, или понимают, что мы это делаем из-за собственной слабости. Правда, необходимо оговориться, что, отказавшись от употребления спиртных напитков в семье, мы все же не можем гарантировать трезвость своих детей, так как влияние окружающих может оказаться сильнее родительского. Однако наша собственная трезвость может многократно уменьшить вероятность того, что молодежь будет употреблять спиртное.
Если мы все-таки не можем отказаться от употребления алкоголя, то должны иметь в виду, что сцены любых выпивок не предназначены ни для глаз, ни для ушей наших детей. Как бы ни была выпивка «красива» или «культурна», она аморальна, безнравственна, и чем более привлекательны по форме будут такие наши аморальные действия, тем дальше от них должны быть дети. Нужно признаться в своей слабости отказаться от питейных обычаев, потому что нельзя следовать им и пить так, чтобы ребенок не знал об этом. Лучше признать неправильность своих действий, чем оправдывать их, называя жизненной «нормой». Разумеется, совершенно неприемлемы действия тех родителей, которые предлагают своим детям алкогольные напитки, мотивируя это приблизительно так: «Пусть уж лучше пьют за столом, чем в подворотне!» Можете не сомневаться, если начало будет заложено за столом в детстве, придет черед и подворотне. Когда подросток начинает пить скрытно, боясь разоблачения, он это делает с ощущением запретности, позорности совершаемого. И это не мало! Но если он начнет это делать за столом, у него возникнет ощущение дозволенности совершаемого, боль¬ше того, чувство гордости за свою «взрослость» и приобщения к миру взрослых.
Еще хочется сказать об очень распространенной привычке сажать детей за праздничный стол, наполняя их бокалы каким-либо безалкогольным напитком. Не последует ли за этим вовлечением ребенка в питейный ритуал приобщение его к употреблению спиртного? Думается, каждый логически мыслящий человек согласится,, что именно так и произойдет.
Несколько лет назад в газете сообщалось об отце, который брал дочь с собой в ресторан и там, пользуясь богатством «наглядных пособий», проводил противоал¬когольное воспитание. Жестоко? Может быть. Зато эффективно. И жестокости здесь не больше, чем при любой хирургической операции. Попробуйте когда-нибудь трезвыми глазами посмотреть на наше рядовое торжество с выпивкой!
В основу противоалкогольной деятельности родителей необходимо закладывать истинные знания о проблемах, обусловленных употреблением алкогольных на¬питков, о том, насколько эти проблемы актуальны сегодня, как важно, по возможности, быстрее их разрешить. Дети рождаются трезвенниками, и мы не должны допустить алкогольной запрограммированности нашего поколения, мы не имеем права наш алкогольный образ жизни навязывать своей смене.
Ленинградский ученый Г. А. Шичко советует в разные периоды жизни ребенка использовать различные приемы противоалкогольного воспитания. Таких периодов пять: 1) дошкольный; 2) появление права стать пионером; 3) право на вступление в комсомол, ответственность за особо тяжелые преступления (до 14 лет); 4) право работать, получение паспорта, ответственность за преступления (до 16 лет); 5) окончание среднего учебного заведения, полная ответственность за свои действия (до 18 лет) .
В течение этих периодов он советует знакомить детей и подростков с их новыми правами и обязанностями, каждый раз на все более высоком уровне напоминать об опасности употребления алкогольных напитков, анализировать ошибки и недостатки прошедшего периода. В этих беседах, разумеется, необходимо учитывать возраст ребенка, пол, интересы и т. д. К подобному разговору следует тщательно готовиться.
Беседы о вреде алкогольных напитков надо начинать уже в дошкольном возрасте, когда дети родителям еще доверяют, когда родители для них — единственный критерий добра и зла. Важно не столько изолировать ребенка от всего плохого, сколько создать невосприимчивость к плохому, чтобы, встречаясь с ним в дальнейшей жизни, ребенок не принял плохое за хорошее, чтобы у него была к этому твердая и определенная позиция. Необходимо уже до 10—12-летпего возраста выработать у ребенка убеждение, что употребление алкогольных напитков — явление противоестественное, которое ничем не может быть оправдано, что оно унижает человека и вредно во всех отношениях, так как убивает мозговые клетки, замедляет и извращает умственное и физическое развитие, уродует сознание и мышление, портит внешний вид и приводит к слабоумию. Важно, чтобы ребенок знал, что когда человек выпивает бокал шампанского, он на столько-то глупеет, на столько-то теряет своего здоровья, на столько-то меньше оказывается полезным своему народу и родине, а следующий бокал все предыдущее удваивает.
В условиях, когда вокруг еще много негативных «наглядных пособий», эта работа не требует больших усилий. Конечно, родители должны иметь определенную подготовленность, трезвую оценку самих себя и окружающих, оценку, свободную от алкогольной запрограммированности.
Противоалкогольное воспитание в семье, таким образом, должно строиться не только на личном примере трезвости родителей, но и включать другие формы работы, например: проведение бесед на темы трезвого образа жизни;
демонстрация наглядных пособий (просмотр диапозитивов, кинофильмов и др.);
составление вместе с ребенком программы «Каким мне быть»;
чтение противоалкогольных публикаций (стихи, рассказы, сказки, частушки, хорошая публицистика и т. п.);
написание собственных сочинений;
заучивание наизусть отдельных стихотворений, высказываний и др.;
участие в работе детских трезвеннических групп.
Последние, как советует Г. А. Шичко, можно организовать, объединив детей двух-трех семей. Дети в таких группах вместе собирают данные о проблемах, связанных с употреблением алкогольных напитков, и вместе со взрослыми обсуждают их.
Важно, чтобы ребенок не считал трезвый образ жизни «аскетизмом», чем-то неполноценным, отказом от чего-то конкретно приятного во имя чего-то неизвестного, абстрактного, во имя благ, ожидаемых в далеком будущем. Нет, родители должны уметь показать, что нормальный образ жизни исключает употребление алкогольных напитков, что настоящее, непринужденное веселье возможно без вмешательства «химии», что такое веселье может быть только в самом человеке, а не в бутылке.
Если задачи по противоалкогольному воспитанию, выдвигаемые перед семьей, в основном, сводятся к созданию эмоционально отрицательного отношения к употреблению алкогольных напитков, то задачи школы в этом отношении гораздо шире. Необходимо, чтобы эмоционально отрицательное отношение здесь получало твердое научное обоснование. Дети должны уметь анализировать и оценивать наблюдаемое в жизни, должны быть способны практически осуществлять в жизни свои убеждения, а взгляды, интересы и желания согласовывать с интересами и взглядами общества, готовить себя к общественно полезной деятельности, уметь всем явлениям жизни давать политическую, идеологическую оценку. Ректор МГУ академик А. А. Логунов, лауреат Ленинской и Государственной премий, утверждает: «...современный мир очень сложен, идет острая идеологическая борьба и молодому человеку просто необходимо быть вооруженным марксистско-ленинским мировоззрением, уметь его отстаивать в любых ситуациях, анализировать явления, происходящие в мире, с классовых позиций. Такова объективная необходимость сегодняшнего дня» .
Таким умением давать оценку, в первую очередь, должны обладать педагоги, проводящие противоалкогольную работу. Именно они не должны обманывать подрастающее поколение различными теориями «умеренного» или «культурного» употребления спиртного и им подобными наукообразными иллюзиями. Каждый педагог обязан знать, что путь к алкоголизму начинается не с злоупотребления спиртными напитками, как многие ошибочно считают, а с того момента, когда у будущего гражданина начинает создаваться положительное мнение об употреблении алкогольных напитков и связанных с этим традициях.
Особое воздействие в этом смысле оказывает личный пример тех людей, которые являются авторитетом в глазах детей и подростков, эталоном поведения. Дети подражают родителям, младший брат — старшему, ученик — учителю, молодой рабочий — мастеру, зритель — герою кинокартины или пьесы, эстрадному певцу, спортсмену. Поэтому очень важно, с кем подросток дружит, каковы его идеалы, какие эталоны поведения он копирует.
Воспитание должно быть целенаправленным и систематическим. Цель — ориентация молодежи на абсолютный отказ от употребления спиртных напитков, на трезвость. Вторым компонентом воспитания является систематичность. Следовательно, нельзя называть противоалкогольным воспитанием эпизодическое чтение лекций и упоминание на различных уроках о том, что алкоголь — яд. Наконец, нельзя себе представить воспитание без требования реализовать его в жизни.
Очевидно, мы вправе считать безрезультатным нравственное воспитание, если ученик, зная, что закон осуждает кражу, тем не менее крадет. Противоалкогольное воспитание также придется оценить как безрезультатное, если ученик будет употреблять алкогольные напитки.
Каково сегодня положение в школах? Из 600 рижских школьников, опрошенных в 1982 году (собственные исследования), 69% помнят, что учителя что-то говори¬ли о вреде алкоголя (66% мальчиков и 71 % девочек). На уроках об этом слышали 36 % школьников (35 % мальчиков и 37% девочек), на других школьных мероприятиях— 66% (53% мальчиков и 75% девочек). Сказанное на уроках как самое впечатляющее запомнили 12% школьников (14% мальчиков и 11 % девочек). Самое яркое впечатление из всех видов противоалкогольной пропаганды оставило документальное кино у 61 % школьников (53 % мальчиков и 69 % девочек). В этом смысле интересны половые различия — мальчики реагируют более сдержанно, чем девочки, на все виды противоалкогольной пропаганды, кроме слышанного на уроках и противоалкогольных брошюр, к которым девочки, неизвестно почему, относятся с большим недоверием. Особенно большая разница отмечается в ; восприятии телевизионных передач, которые как самые действенные оценили 46 % мальчиков и 61 % девочек. Как школьники поняли все увиденное и услышанное, было уже сказано выше — только 21 % из них (25% мальчиков и 19 % девочек) считают, что употреблять алкогольные напитки нельзя. Приходится допускать мысль, что в школах не ставится целью воспитание учащихся в духе трезвости.
И. Муратов и П. Сидоров, разработавшие методические рекомендации по антиалкогольному воспитанию в школе (Архангельск, 1982), предлагают следующее: 1) начинать такое воспитание с первых классов; 2) проводить его в соответствии с возрастными особенностями детей; 3) сосредоточить в нем гигиенические, моральные, эмоциональные аспекты; 4) использовать комплексный подход; 5) привлекать старших школьников к противоалкогольной пропаганде; 6) проводить индивидуальную работу со школьниками, в этом отношении неблагополучными.
Одна из главных задач школы в противоалкогольном воспитании — влияние на семьи учащихся, то есть противоалкогольное воспитание родителей. Не секрет, что в семьях практически противоалкогольное воспитание не проводится, поэтому школе, если она хочет в этом отношении повлиять на детей, необходимо бороться против алкогольных традиций семьи. Часто это означает идти на конфликт между родителями и детьми, между родителями и школой.
Конечно, если осуществлять интенсивную противоалкогольную работу с родителями, такой потенциальный конфликт можно предотвратить. Но обладает ли школа достаточными возможностями для этого? Почему во многих школах до 1985 года выпускные вечера проводились с алкогольными напитками? Не хватало школе энергии и убежденности в недопустимости этого или родители были слишком воинствующими потребителями спиртного, а сопротивление педагогов — слишком слабым? Об этом судить самим педагогам. Хотелось бы только обратить внимание читателя на то, что часто упоминаемая «борьба с пьянством» многими почему-то понимается как реализуемая в совершенно бесконфликтной, идиллически мирной обстановке, то есть что может быть борьба без борьбы. Нет, за подрастающее поколение необходимо воевать. А на войне как на войне — бывают и столкновения, и раны, и жертвы. Важно только, чтобы это пошло на пользу тем, кто будет жить после нас.
Беседы и лекции — одна из самых распространенных форм работы с родителями. В более узком кругу или индивидуально придется говорить о нарушениях в по¬ведении детей и их причинах (здесь, как правило, щадить никого нельзя: чем более жестко сказана правда, тем больше надежд, что что-то изменится).
Через всю работу должна проходить мысль об ответственности родителей за каждый случай отклонения в поведении детей и подростков, за каждый случай употребления ими алкогольных напитков. Не должна быть забыта юридическая ответственность совершеннолетних (в том числе родителей!) даже за однократное доведение до опьянения несовершеннолетнего. Школа не должна забывать своего права обращаться к общественности по месту работы родителей, если они не выполняют обязанностей по воспитанию детей. Многие школы создают родительские советы, группы коммунистов, и эти общественные формирования могут оказать школе существенную помощь в противоалкогольном воспитании родителей.
В первых классах о вреде алкоголя надо говорить конкретно и наглядно. Учитель здесь еще имеет непререкаемый авторитет. Поэтому если для воспитания навыков каллиграфии ученики перепишут с доски в тетради предложение «Алкоголь — яд», это будет иметь неоспоримое воспитательное значение. Такое же значение будет иметь элементарный математический расчет, сколько порций мороженого можно купить за цену одной бутылки водки. Об опьянении с младшими школьниками можно говорить только как об отравлении алкоголем.
На уроках литературы и языка как наглядные пособия можно использовать репродукции картин, фотографии с противоалкогольным содержанием. Много материала дают пословицы и поговорки, частушки, отдельные литературные произведения. В третьем классе уже можно рассказать о конкретных проявлениях отравляющего действия алкоголя, провести простой эксперимент с всхожестью семян в растворах алкоголя различной концентрации, продемонстрировать воздействие его на одноклеточный организм и др. В четвертом классе уроки истории дают возможность раскрытия роли алкоголя в классовом обществе. Подобным образом эту работу нужно продолжать и в пятом — восьмом классах, расширив ее такими темами, как история существования сухого закона, отношение советского законодательства к употреблению алкогольных напитков и др. При освещении юридических вопросов следует обратить внимание на то, что опьянение считается отягчающим вину обстоятельством, нахождение ученика на улице или дома в состоянии алкогольного опьянения является достаточным основанием для вмешательства со стороны органов власти, чтобы выяснить, кто и при каких условиях довел несовершеннолетнего гражданина до состояния опьянения.
Курсы зоологии и ботаники также должны использоваться в целях противоалкогольной пропаганды: здесь можно наглядно показать, как алкоголь действует на все живые клетки, мешает усвоению питательных веществ в организме.
На уроках истории необходимо рассказывать о мало известных фактах (например, об отношении к алкоголю в Красной Армии во время гражданской войны, истории сухого закона в Советской России и причинах его отмены, отношении В. И. Ленина к торговле алкоголем, опьянению и др.)
В старших классах, говоря о связи революционного движения в России с трезвенническими традициями, можно сослаться на отношение первых Советов в 1905 году к «царским кабакам» и употреблению спиртного. Много материала для противоалкогольного воспитания дает литература. Не надо избегать тех страниц биографий выдающихся людей, которые свидетельствуют о том, что алкоголизм — это удел не только примитивных личностей, что алкоголь не щадит и гениев.
При изучении всех предметов следует подчеркивать, что пьянство и алкоголизм — только часть последствий употребления спиртных напитков, притом не самая внушительная. На уроках государства и права необходимо напомнить, что граждане не должны пользоваться своими правами и свободой в ущерб интересам государства и общества и что это прямо относится к употреблению спиртного. Употребление алкогольных напитков несовместимо с требованиями Конституции растить детей достойными гражданами социалистического общества.
Внеклассная работа также должна использоваться для противоалкогольного воспитания. Это — и проведение всевозможных бесед, лекций, встреч с различными специалистами (наркологами, юристами), членами трезвеннических организаций; коллективные просмотры кинофильмов и спектаклей с противоалкогольным содержанием. Желательно устраивать коллективное об¬суждение увиденного, с приглашением, при необходимости, специалиста, так как даже в тех случаях, когда употребление спиртного не прославляется, встречаются неточности и ошибки, ситуации, невозможные в жизни. Большую роль могут играть кинолектории, тематические вечера, устные журналы, вечера вопросов и ответов.
В конце прошлого и начале нынешнего века в школах преподавалось так называемое «учение о трезвости»: ученикам давались систематические знания по вопросам, которые мы здесь пытались выделить в различных предметах. Несомненно, что в предлагаемом нами виде, но дополненные еще некоторыми специфическими темами (например, история противоалкогольной борьбы и ее выдающиеся деятели, причины употребления алкогольных напитков и возможности их устранения), излагаемые компетентными преподавателями эти знания были бы более действенными, нежели те крохи информации, которые дают не всегда благожелательно настроенные к противоалкогольной теме преподаватели различных предметов. Назрела необходимость выработки курса антиалкогольного обучения учащихся и подготовки преподавателей, способных такой курс вести. Трудности возникают по той причине, что эти преподаватели не только должны говорить о трезвости, но и сами быть трезвенниками.
Большую роль в противоалкогольном воспитании школьников могли бы сыграть пионерские и комсомольские организации. О том, каким было отношение комсомольцев к употреблению алкоголя в годы гражданской войны, пишет Борис Горбатов в романе «Мое поколение»: «Я никогда — слышишь? — никогда не видел пьяного комсомольца. Я видел голодных комсомольцев, я видел мертвых комсомольцев, но пьяного комсомольца не видел ни разу».
Еще об одной форме противоалкогольного воспитания (именно воспитания — не только образования!) стоит поговорить отдельно. Это — школьные организации трезвости, кружки, клубы. В начале века такие кружки уже существовали. Члены их не употребляли спиртных напитков и не курили, кроме того, они занимались проведением противоалкогольных мероприятий (конференций, лекций, совещаний, уроков трезвости, курсов, выставок), сбором данных по вопросам трезвости и здорового образа жизни, изданием школьных журналов, развитием способностей в области науки и искусства, подготовкой к осуществлению общественно значимых задач, изучением законов гигиены и борьбы с вредными привычками, занимались физкультурой и спортом, сотрудничали с другими молодежными организациями.
Кружок трезвости утверждался педагогическим советом школы, под руководством которого он работал. Членами кружка могли быть школьники с 10-летнего возраста, учителя, родители школьников и бывшие ученики школы. Каждый член кружка своей подписью обещал не употреблять алкогольные напитки и другие «вызывающие удовольствие яды».
Сегодня школьные организации трезвости ставят перед собой похожие задачи и, если это начинание находит поддержку среди педагогов, в участниках таких кружков недостатка нет. Об этом говорит опыт 58-й средней школы города Риги, где при поддержке бывшего директора этой школы Р. К. Селги и учителя Т. Э. Булиндж в 1982 году был создан первый в Латвийской ССР школьный клуб трезвости «Сигма». Члены клуба не только собирают материалы об опасности алкоголя, но и сами готовят такие материалы: кинофильмы, диапозитивы, фотовыставки, выставки рисунков.
Здесь интересно проводят безалкогольные вечера отдыха, спортивные и туристические мероприятия, дискотеки, встречи с интересными людьми, коллективные походы в театры, кино, на выставки. Важна гордость этих школьников своим статусом трезвенника, чувство ответственности за то, чтобы общество будущего смогло освободиться от питейных обычаев. Важно и то, что пока это единственная форма противоалкогольной работы, которая объединяет теоретические знания с практическими навыками трезвой жизни (без них участие в работе клуба невозможно).
Воспитание подрастающего поколения в духе трезвости является самым важным звеном противоалкогольной деятельности. От того, как мы справимся с этой задачей, будет зависеть моральное здоровье нового поколения— будет ли оно продолжать наши пороки или сумеет освободиться от них и будет счастливее, здоровее, сильнее, способнее реализовать светлые идеалы будущего. Не надо думать, что трезвость сама по себе может обеспечить формирование всех положительных качеств личности. Трезвость этого не может. Ведь среди трезвенников были и прогрессивные личности, и такие, отсутствие которых лишило бы историю человечества нескольких черных страниц.
Трезвость — это основа, на которой можно строить все здание коммунистического воспитания. Не каждый трезвенник будет максимально полезен обществу. Но нельзя быть максимально полезным обществу, не будучи трезвенником.
Нашему поколению выпала трудная и важная задача — воспитать непьющее поколение будущего. Это не только вопрос — пить или не нить. Это еще и вопрос быть или не быть этому будущему. И только так его можно ставить.