Оглавление
Требуя веры от человека, Бог устроил так, что мы не можем видеть, слышать, осязать многого, что есть на самом деле. Недостойны мы видеть ангелов Божиих, не видим мы и бесов. Тем не менее они всегда принимают то или другое участие во всех наших делах. Все доброе, что мы делаем, радует нашего ангела-хранителя и возмущает злых духов, и наоборот, все злое радует беса и печалит ангела-хранителя. Так и пьянство. На картине мы и видим то, что как учат святые отцы, невидимо для нас происходит около человека, предающегося пьянству. «Дьявол – говорит святой Иоанн Златоуст, никого так не любит, как пьяниц, потому что никто так не исполняет его злой воли, как пьяница». «Наши враги - бесы, - утверждает тот же святитель, - когда мы лишаемся смысла от пьянства, приходят со смелостью, как к своим пленникам, и поучают кого на брань, кого на блудную похоть, кого на драку». «Пьянством отгоняем от себя ангела-хранителя, - поучает преподобный Феодосий Печерский, и привлекаем к себе дьявола. Бесы радуются о нашем пьянстве, и радуясь, приносят пьянственную жертву от пьяниц». И это очень хорошо сознал наш мудрый простой народ, выразивший свои взгляды на пьянство в пословицах: «В пьяном бес волен», «Иван пьёт, а чёрт в стороне челом бьёт», «Вина напиться – бесу предаться».