В силу нынешнего повального увлечения молодежи употреблением «увеселительных»напитков и исторической древности этой вредной привычки и работа по ее искоренению должна носить систематический характер и представлять собой широкий комплекс социальных административно-правовых, медицинских, воспитательных мер. Борьба с алкоголизмом имеет еще и духовный контекст, поскольку отрицательное влияние употребления алкоголя имеет три главных следствия:
1) общество теряет значительное число людей трудоспособного, детородного возраста;
2) часть молодого поколения заранее обрекает себя и свое потомство на физическую и интеллектуальную неполноценность (умственную отсталость и (или) физические патологии);
3) наступает духовное падение, опустошение общества.
По официальным данным Коми республиканского наркологического диспансера за 2014-2017 гг. под профилактическим наблюдением за злоупотребление алкоголем находится более 120 детей и подростков республики. Наиболее остро проблема в 2016 г. стояла в городах(79 чел.), сельских юго-западных (44 чел.), северных (40 чел.), приуральских (28 чел.), центральных (16 чел.)районах республики (независимо городская или сельская местность). Выше сказанное и неутешительные данные статистики явно свидетельствуют о необходимости проведения антиалкогольной работы в образовательных организациях. Специалистами ГУ РК «Республиканский центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»разработаны лекционные материалы для проведения работы с обучающихся 7-11 классов «Пьянству.NET». Следует отметить, что материалы, представленные в пособии, необходимо адаптировать для каждой возрастной группы.Пьянству.NET. Элективные сюжеты
Цель — антиалкогольная пропаганда и привитие навыков здорового образа жизни обучающихся. На разных возрастных этапах антиалкогольная пропаганда в школе решает специфические задачи:
-школьники среднего возраста — закрепление отрицательного отношения к алкоголю путем расширения и углубления знаний о его свойствах, действии на организм, возможных последствиях употребления алкоголя. Здесь можно опираться на знания школьников, полученные ими на уроках анатомии и физиологии человека, химии и других предметов школьной программы.
-в старшем школьном возрасте информация должна быть хорошо аргументирована. В противоалкогольном воспитании позитивный результат достигается только с помощью комплекса средств, который мог бы дать полную объективную информацию и одновременно повлиять на эмоциональную сферу.
Основные принципы:1.Антиалкогольная ориентация школьников.
2.Целенаправленность и преемственность в проведении антиалкогольной работы.
3.Планирование антиалкогольной работы в школе в соответствии с фазами и стадиями формирования у детей установок в отношении употребления алкоголя.
У детей в возрасте 6-7 лет имеются основные элементы информационной составляющей установки по отношению к алкоголю. Они ориентированы в поводах употребления алкоголя, в изменениях внешнего вида взрослых в состоянии опьянения, у части детей имеется представление о вкусовых качествах алкоголя, все дети ориентированы в половозрастных нормативах. Участие детей дошкольного и младшего школьного возраста в алкогольных ритуалах ограничено, как правило, они являются пассивными наблюдателями. Далее в возрасте 9-11 лет отмечается расширение спектра ситуаций, допускающих употребление алкоголя, освоение воздействия алкоголя происходит в результате более дифференцированного оценочного восприятия нетрезвых взрослых, а также оценки изменения своего состояния в результате единичных проб. Проявление полярных оценок свидетельствует о формировании предпосылок для оценочной составляющей установки. В поведении появляются элементы включенности в алкогольный ритуал. Обогащается и уточняется его символическая сторона. В подростковом возрасте к 14 годам появляется первый, относительно самостоятельный результат усвоения алкогольной субкультуры в виде проб употребления алкоголя, индивидуализированных реакций. Сужается круг ситуаций, связанных с употреблением алкоголя, что обусловлено включением личного опыта. Реакции протеста при оценке эффектов алкоголя свидетельствуют о формировании того или иного ценностного отношения. Амбивалентность алкогольных установок родителей начинает отражаться в нормативных предписаниях подростков противоположного пола и фактическом употреблении алкоголя другими.Формирование ценностного отношения к алкогольному ритуалу опережает развитие отношения к свойствам алкоголя. Таким образом, в антиалкогольном воспитании детей в зависимости от возраста представляется целесообразным в до-школьном и младшем школьном возрасте расширять информацию о видах веществ, употребляемых человеком с различными целями. На следующем этапе, помимо информационной основы, следует перейти к ознакомлению с эффектами воздействия алкоголя и других веществ на психику, организм в целом. И, наконец, в подростковом возрасте к двум предыдущим формам работы присоединяется деятельность по формированию и оценке различных моделей поведения, планированию и выбору собственной стратегии.
4.Учет психологических особенностей разных возрастных групп обучающихся.
5.Организация полноценного досуга и повышение общественной активности обучающихся.
6.Комплексный подход к противоалкогольной работе.
7.Личное участие обучающихся в противоалкогольной работе.
8.Повышение роли общественных организаций в противоалкогольной работе.
9. Активизация просветительской антиалкогольной работы с родителями обучающихся. Наряду с работой с детьми должно быть организовано просвещение и информирование родителей. Они должны знать, что именно от их действий, воспитания зависит реакция ребенка на различные ситуации и жизненные трудности, в том числе его отношение к употреблению алкоголю.
10. Врачебная помощь. Не стоит лечить подростковый алкоголизм и сопутствующее ему девиантное поведение самостоятельно. Этим должны заниматься специалисты, которые лечат наркоманию: наркологи. Детский алкоголизм лучше лечить в больнице. Этапы реализации:
1.1. Демонстрация и разъяснение школьникам гигиенических и нравственных аспектов вреда употребления спиртных напитков. Выработка у детей отрицательных алкогольных установок.
1.2. Разъяснение причин возникновения влечения к алкоголю, раскрытие сущности алкоголизма как болезни и картины его ранних проявлений.
1.3. Характеристика социально-экономических, морально-этических последствий пьянства и алкоголизма, последствий злоупотребления алкоголем для физического и психического здоровья.
2. Проектирование образовательной среды, комфортной и безопасной для личностного развития обучающегося на каждом возрастном этапе для своевременного предупреждения нарушений в развитии и становлении личности (ее аффективной, интеллектуальной и волевой сфер). Таким образом, необходимо понимать, что антиалкогольная работа (как и профилактическая работа по другим типам зависимости) должна быть не только запугивающего, предупредительного, но и здоровьесберегающего, жизнеутверждающего характера.Средства антиалкогольной пропаганды в школе могут включать как традиционные циклы лекций и бесед, конференции, показ кино-фильмов, наглядные пособия —листовки, плакаты, выставки, стенгазеты, так и нетрадиционные —флешмобы, стартины (танцевальные конкурсы), ролевые, интеллектуальные игры и пр. Следует понимать, что эффективными средства пропаганды станут лишь в том случае, когда обучающиеся получат систему знаний о вредоносности алкоголя, о риске формирования алкоголизма в результате злоупотребления, о последствиях экспериментирования с алкогольными напитками, о мерах борьбы с этими явлениями, т.е. нельзя пренебрегать лекциями, отдавая предпочтение соревнованиям, творческим мероприятиям. Приветствуются выступления специалистов (врачей-наркологов, гинекологов, педиатров, психиатров, юристов, инспекторов ОПДН и пр.) перед детьми всегда вызывают интерес, особенно если разбираются конкретные примеры из жизни.Также необходимо учитывать, что при работе с разными возрастными группами необходимо применять различные средства пропаганды.
Целевая аудитория — обучающиеся 7-11 классов. Начало реализации — 3 октября (Всемирный день трезвости). Периодичность — 1 раз в месяц. Общее время проведения —1 учебный год.
Читать полностью сюжеты для включения в урочную и неурочную деятельность по антиалкогольному воспитанию
См. также школьнику о вреде никотина и алкоголя
Источник