В. С. Морозов,
инженер г. Москва
ВОВРЕМЯ ПРЕДУПРЕДИТЬ!
Трезвенником я стал
за одну ночь. Произошло это более 17 лет назад, в канун 1 января 1970 года.
Мне тогда было за 23. Я работал и учился в институте. Изредка выпивал, как и
большинство моих сверстников.
На новогоднее торжество я приехал к своим родителям и узнал от них печальную
историю близкого мне человека. Он и раньше охотно выпивал в компании по любому
поводу. А тут еще в совхозе, куда он был направлен на работу, пили многие, и
потому выпивки стали регулярными. Мой знакомый погибал от алкоголизма, погибали
и некоторые его сослуживцы. По пьянке в совхозе случались аварии со смертельным
исходом, иногда умирали и просто от перепоя.
Этот рассказ потряс меня. За праздничным столом я уже не смог прикоснуться к
шампанскому. «Как же так,— одолевали меня тревожные мысли,— от пьянства люди
гибнут в расцвете лет, а кто не погиб сразу — умирает медленно, деградируя от
алкоголизации. Сколько же от этого горя и бедствий! Зачем же тогда люди пьют
алкогольное зелье, если оно делает их безумными?!»
За несколько часов в моем сознании ясно вырисовалась картина величайшего из
заблуждений человечества— добровольной гибели от наркотического яда.
Утром 1 января я твердо решил изменить свою жизнь и объявил родным, что навсегда
отрекаюсь от безумного обычая употреблять алкоголь в любом виде.
Я начал знакомиться с антиалкогольными статьями, брошюрами, книгами и убедился,
что алкоголь действительно обладает наркотическими свойствами, что он наносит
ни с чем не сравнимый ущерб здоровью но только одного человека, но и всего общества.
Однако у меня не было тогда возможности целиком отдаться изучению этой проблемы.
Я просто ввел сухой закон в своей семье — сам не прикасался к спиртному и при
каждом удобном случае излагал идеи трезвости родным, друзьям и знакомым.
Но четыре года назад жизнь все же заставила меня глубоко задуматься над этой
общественной проблемой. Я осознал, что задача спасения людей от алкоголизации
— одна из важнейших и по очередности, и по важности. Известно, что за прошедшие
годы проблема пьянства и алкоголизма у нас обострилась во многом из-за глубоко
ошибочной установки на так называемое «культурное» употребление алкоголя. Как
же можно «культурно» употреблять наркотический дурман, от каждой рюмки которого
культура у человека как раз исчезает? С тревогой слушал рассказы дочери о том,
что у них в седьмом классе уже почти все пробовали вино, а некоторые даже регулярно
пьют его, отмечая свои дни рождении и другие праздничные события. Меня, конечно,
радовало, что дочь этого не делает и остается равнодушной к спиртному,— сказывался
результат моей трезвенной позиции.
Как-то накануне Нового года дочь сказала: «Папа, мне уже скоро 15 лет. В эту
новогоднюю ночь я хочу выпить бокал шампанского, ведь я одна во всем классе
его еще не пробовала!»
Мне стало по-настоящему страшно. Какое общество я передаю своей дочери? Ведь
я как отец отвечаю в какой-то мере и за устройство общества, в котором она живет.
Я был лишь сам трезвенником, ну еще говорил иногда в семье и друзьям о преимуществах
трезвости, но ведь дочь живет и во внешнем мире, который на нее тоже сильно
влияет. Так почему я не попытался изменить этот внешний мир, чтобы дочь, вступив
в него, нашла его нравственно чистым и справедливым? Изменить мир, общество
— разве это под силу одному человеку? Но почему же одному, разве я буду один?
Надо бороться,— решил я,— и единомышленники найдутся. Да и как я до сих пор
говорил дочери о трезвости? Раз в полгода, по случаю, всего несколько фраз.
А почему бы не дать ей систематические знания об опасности алкоголя и о драматической
истории обычая употреблять его? Да и не только ей, а всем ее одноклассникам.
Учителя обязательно помогут.
Но выяснилось, что не все учителя сами в полной мере осознавали важность этой
проблемы, а институтские и школьные программы содержали лишь крохи антиалкогольных
знаний. Поэтому не приходится удивляться тому, что иной раз учительница рассказывала
школьникам, с каким шампанским она встречала Новый год.
Конечно же, в условиях такой антиалкогольной непросвещенности, усугубляемой
необоснованно частым изображением алкогольных обычаев в художественной литературе,
на экранах кино и телевидения, трудно было ожидать от школьников знаний об опасности
спиртного. Напротив, многие были уверены в полезности, даже необходимости его
для человека во всех случаях жизни. Нередко можно было прочитать в газетах о
том, как школьники, напившиеся на выпускных вечерах, тонули или погибали от
алкогольного отравления, или привлекались к ответственности за драки, которые
заканчивались в большинстве случаев тяжелыми увечьями, а порой и убийствами.
К счастью, теперь «пьяным» вечерам пришел конец. Но приходится пожинать плоды
прошлой беспечности. Явление, казавшееся двадцать лет назад совершенно невероятным,
в последние годы стало горькой действительностью — подростки-алкоголики.
Я понял, что нужно бороться за изменение общественного сознания. Благо, газеты
стали чаще писать на антиалкогольную тему. Мне удалось опубликовать свои раздумья
о трезвости и поделиться личным опытом трезвости в одной из центральных газет.
Какие письма ко мне хлынули! Какая боль, какое горе, какая звучала в них безысходность!
Приведу здесь отрывки из письма одной матери.
«Ни я, ни отец дочери никогда не пили и не курили. Дочь с семи лет я воспитывала
одна. Всю жизнь я заботилась о том, как правильно, доброй и здоровой вырастить
дочь. В детстве она часто болела, и я зимой и летом, взяв ее школьных подруг,
каждый свободный день или вечер уводила детей в лес или парк. Дома у нас жили
птицы и зверюшки. Все было относительно хорошо до подросткового возраста: я
на работе, дома — подружки, уроки. Я и подумать не могла, что моя дочь начнет
выпивать с 15 лет, а из тех милых девочек, которых всегда приглашала в свой
дом, из этих тихих одноклассниц, любимых учителями за добрый нрав, к 20 годам
сформируются «тихие» алкоголички.
Когда я узнала, что дочь начала выпивать, я стала искать контакт с матерями
других пьющих девушек. Но в их семьях выпивали и спокойно смотрели на то, что
дочери поздно приходили домой. И начала я бороться за свою дочь одна. Да, видимо,
неумело. Много плакала, уговаривала, не пускала, а дочка убегала с подружками,
иногда ночуя у них. Я превратилась для нее, наконец, в самого ненавистного человека
— мы стали чужими. Дочь за мое бессилие меня больше не уважала.
Спилась дочь быстро. Она работала на железной дороге проводником багажного вагона.
Во время отдыха — пьянки вне дома. Где я ее только не искала! Как-то она отсутствовала
четыре дня, а я разыскивала ее по больницам и даже в морге. Пришла она страшная
и сказала: «Мать, помоги мне, иначе я совсем пропаду!» И ответила: «Пойдем,
дочка, к врачу, будешь лечиться». Она согласилась. Прошла курс лечения за три
месяца. Пребывание в больнице переносила тяжело, одна была отрада — работа в
мастерских.
Я навещала дочь почти каждый день, мы много беседовали. В процессе лечения она
словно проснулась, к ней вернулся интеллект, но эгоизм остался. Чтобы не прекращать
общения с дочерью, я, несмотря на полученное мной в это время сотрясение мозга,
выписалась из больницы на четвертый день. Сколько добрых слов обо мне говорила
моя дочка врачу, что послала ее лечиться! Как она проклинала бесцельно растраченные
годы. Однажды дочь призналась: «Мама, я все четыре года пьянства, как в колодце
просидела и остановилась в своем развитии. Мои ровесницы удивляются, сколь плохо
я знаю жизнь».
Выйдя из больницы, дочь, к несчастью, снова оказалась в пьющей компании. Она
опять стала курить, а ведь не курила четыре месяца. Пока не пьет — держится,
но уже начинает сожалеть, что приняла лечение. Не пьет она лишь из чувства страха,
а трезвые рассуждения постепенно угасают.
М. П., г. Новосибирск».
Впечатление от этого письма усиливалось и дополнялось десятками и сотнями других
писем.
М. П. из Новосибирска просила меня написать ее дочери письмо, считая, что это
последняя надежда, как соломинка для утопающего, что моя логика трезвости сможет
повлиять на Лену. Конечно, я написал Лене большое письмо, вложив в него всю
душу, но ответа не получил и не знаю дальнейшей судьбы этой девушки.
Из писем я узнал, что в большинстве случаев подростки (часто еще дети!) впервые
дома попробовали (что, поставленное на стол их родителями. Именно родители,
мечтающие видеть своих детей достойными людьми, познакомили их с алкоголем.
Именно родители, разливая вино в присутствии детей, позволили им узнать, вкус
спиртного. Иногда даже сами предлагали выпить считая, что пусть лучше дома выпьют,
чем на улице Родители при этом не ведали (вот она — не только антиалкогольная,
но и юридическая безграмотность!), что совершали преступление, уголовно наказуемое
деяние — вовлечение в пьянство несовершеннолетних. Если бы любых родителей спросили,
на каких условиях они согласились бы подмешивать в пищу своему ребенку яд, они
бы ужаснулись от такого чудовищного предложения и с возмущением отвергли бы
его. Если бы тех же родителей спросили, за какие блага они согласились бы с
тем, что, возможно, их сын через 5—10 лет станет преступником и даже убийцей,
ответ был бы тот же — ни за что на свете! Так почему же в таком случае миллионы
родителей сами предлагают алкоголь своим детям? Ведь кроме большого вреда для
их здоровья и угрозы развития у них алкоголизма родители, сами того не ведая,
создают предпосылки тому, что их дети в недалеком будущем на почве пьянства
могут совершить преступление.
Социологи выяснили, что свыше 60% молодых людей, совершивших преступление в
пьяном виде, впервые познакомились с алкоголем за родительским столом.
М. П. из Новосибирска никогда не держала в доме спиртное и делала все для того,
чтобы у ее дочери были другие интересы, но даже несмотря на это ей не удалось»
уберечь дочь от влияния пьющей микросреды. Так насколько же выше опасность развития
алкоголизма в тех семьях, где застолья с вином считаются обычным делом, где
детям разрешают выпивать понемногу с 14—15 лет! Встречаются случаи, когда на
день рождения сына или дочери родители разрешают им пить вино и водку, оставляя
юную компанию наедине с хмельным зельем, что может привести подростков к преступлению
в тот же праздничный вечер или вызвать у них тяжелое отравление.
Родители, которые должны заботиться о будущем своих детей, сами ориентируют
их на выпивки, па развитие у них алкоголизма через несколько лет. Да-да, всего
через несколько лаг, а иногда даже через несколько месяцев у подростка может
возникнуть алкоголизм.! В последнее десятилетие стали встречаться случаи «ураганного»
алкоголизма. Дело в том (такое мнение высказали ученые), что за период алкоголизации
в общем генофонде народа накопилось много «алкогольных травм», которые обусловливают
предрасположенность последующих поколений к быстрому развитию алкоголизма.
Как-то я читал лекцию в одной из московских школ, приводил случаи возникновения
алкоголизма у подростков. Директор школы заметила: «Не нужно далеко ходить за
примерами. У нас восьмиклассник находится на излечении в наркологическом отделении.
Когда он был в шестом классе, я вызывала его мать и говорила, что сын ее выпивает.
В ответ она только посмеивалась!» Подобные истории поведала завуч и той школы,
где училась моя дочь.
Несмотря на такую, казалось бы тревожную обстановку, длительное время в программах
обучения педагогов, врачей и учащихся не предусматривалось антиалкогольного
курса. В настоящее время такой курс разрабатывается для медицинских учебных
заведений. Будет расширена антиалкогольная информация и в программах обучения
педагогов, а также учащихся школ, ПТУ, техникумов. Но все же, как нужен был
бы и для этих учебных заведений пусть небольшой, но специальный курс антиалкогольных
знаний, дополненный комплексной системой трезвенного воспитания! Определенный
опыт есть — методика антиалкогольного воспитания создана и апробирована в некоторых
школах Москвы имеется ценный опыт в Днепропетровске. Дело теперь за тем, чтобы
внедрить это в других учебных заведениях.
Решив включиться в борьбу за изменение общественного сознания, я познакомился
с очень многими специалистами и борцами за трезвость, стал членом общественной
группы по антиалкогольной работе среди молодежи при ЦК ВЛКСМ. Мне довелось участвовать
в работе двух конференций клубов трезвости в Киеве и Риге. Участников конференций
отличала глубокая убежденность в том, что только трезвость является естественным
состоянием человека. Всех их объединяло горячее желание бороться за всеобщую
трезвость. И эту борьбу они считают главным делом своей жизни, нравственным,
гражданским и патриотическим долгом.
Председатель киевского клуба трезвости «Аметист» А. Ф. Миролюбова и ее единомышленники
рассказали на конференции о большой и разнообразной работе, проводимой ими.
Побывав на квартире у Анфисы Федоровны, я убедился, что это—настоящий боевой
штаб трезвости: здесь непрерывно раздаются телефонные звонки активистов Киева
и других городов страны, назначаются деловые встречи, тут же кто-нибудь из помощников
печатает на машинке срочные материалы. Я два дня провел у нее дома, подбирая
и переписывая документы, и был поражен объемом, глубиной и разнообразием деятельности
«Аметиста». Здесь и непосредственное спасение людей от алкоголизма — направление
их на лечение, и работа с учащимися, и вовлечение молодых людей в художественную
самодеятельность и другие секции при клубе.
Всех участников конференции заинтересовал опыт работы днепропетровского клуба
трезвости «Родник», которым руководят Борис Ионович Троцко и Вера Григорьевна
Кочорашвили. Клуб, созданный на базе института «Днепрогипрошахт» в 1982 году,
настолько научно обоснованно проводит антиалкогольную пропаганду, что может
стать научно-методическим центром трезвеннического движения. Клуб ведет работу
во многих учреждениях города, организовав на предприятиях и в учебных заведениях
свои филиалы и «дочерние» клубы.
Как же проводить работу и с чего ее начать? В связи с организацией Всесоюзного
добровольного общества борьбы за трезвость этот вопрос интересует очень многих.
Как известно, первичная организация может создаваться при наличии не менее пяти
членов. Но подготовительную работу можно начать и при меньшем количестве людей.
Соберите (один или с единомышленниками) необходимые исходные материалы: постановления
партии и правительства о преодолении пьянства и алкоголизма, устав Всесоюзного
добровольного общества борьбы за трезвость, экземпляры журнала «Трезвость и
культура». Внимательно изучите все это, составьте предварительный план работы,
проведите беседы в своей бригаде или учебной группе и, набрав не менее пяти
единомышленников, обратитесь в партком, комитет комсомола и профком вашего учреждения
с просьбой об утверждении первичной организации, а затем сообщите и в соответствующую
районную или городскую организацию общества борьбы за трезвость. I
Вашу первичную организацию утвердили. Действуйте смелее дальше, используя опыт
работы «Родника» других клубов трезвости. Начните с простого заведите несколько
папок по отдельным темам, в которые расскладывайте, например, такие материалы:
1) постановления партии и правительства, решения и выступления но идеологическим
вопросам; 2) вырезки из газет и журналов (на них можно подписаться в городской
справочной службе); 3) выписки из энциклопедий, справочников и словарей о свойствах
алкоголя, о социальных и медицинских последствиях его потребления; 4) данные
на тему «Алкоголь и потомство»; 5) сведения по нашему городу, селу, предприятию
или учебному заведению; 6) отрывки из художественных произведений, заметки о
фильмах, телепередачах и т. п.; 7) организация досуга.
Члены клуба трезвости «Родник» собираются вместе раз в неделю. Они обсуждают
прочитанные книги, статьи, просмотренные фильмы и телепередачи, пишут на них
рецензии. Если эти произведения имеют не только художественную, но и воспитательную
ценность, то одобрительные отзывы о них посылают в редакции и издательства,
переписываются с авторами. Но если в фильме, передаче или книге, статье допущена
пропаганда питейных обычаев, активисты пишут нелицеприятный разбор такого произведения,
подробно и аргументированно анализируют его недостатки и посылают отзывы в редакции
авторам, а иногда и в идеологические органы, ответственные за работу издательств.
Прекрасная, истинно боевая форма работы!
Как много мы возмущались раньше пропагандой алкоголя и курения в художественных
произведениях, с кино- и телеэкрана, но как мало мы делали для того, чтобы навести
порядок в этом вопросе. Сегодня партия призывает нас к активной трезвеннической
позиции. Важно хотя бы просто проинформировать авторов таких неудачных произведений
о нашем отрицательном отношении к изображению питейных обычаев. Обсуждение произведений
помогает членам клуба глубже понимать литературу и искусство. Многие активисты
Родника» имеют при себе блокноты для ведения дневниковых записей, различных
заметок о просмотренных фильмах и передачах, что очень помогает в работе.
«Родник» выпускает удивительные стенгазеты-бюллетени. В них и научные данные
о социальных и медицинских проблемах алкоголизации, статистические выкладки,
высказывания и письма крупных ученых, философов, писателей, общественных деятелей
и активистов трезвеннического движения различных городов страны, зарубежный
опыт, рецепты безалкогольных напитков, сценарии вечеров трезвости и др. В бюллетенях
всегда находится место для отрывков из литературных произведений — ведь немало
писателей и поэтов занимали гражданскую позицию в борьбе за трезвость. Например,
стихи В. Маяковского сейчас звучат очень актуально. Некоторые современные поэты
тоже дали борцам за трезвость в качестве оружия свои прекрасные стихи. Так,
Алексей Марков в поэтической форме передаст исторический факт, что во многих
древних государствах питье вина считалось уделом рабов:
В Спарте сказочно далекой
Неразбавленные вина,
Что всегда выходят боком,
Отдавали для повинных,
Для рабов, как наказанье...
А в это время:
В креслах царственно высоких
Хитроумные патроны
Пили благостные соки...
В Москве я не раз бывал на вечерах трезвости, на которых выступали А. Марков,
академик Ф. Г. Углов и другие известные пропагандисты трезвеннического движения.
Впечатление от этих вечеров было настолько сильным, что немало слушателей навсегда
принимали сухой закон для себя и становились активными борцами за трезвость.
В бюллетенях «Родника» освещается история трезвеннического движения в России
и за рубежом, отношение большевиков к алкоголю до революции и в первые годы
Советской власти. Я с большим интересом узнал, что Лев Толстой написал 13 статей
о трезвости, прочитал высказывания Ф. М. Достоевского, А. И. Герцена и других
выдающихся писателей, политических и общественных деятелей. Бюллетени «Родника»
— это настоящие учебники трезвости. I
Днепропетровцы сами изготовили слайды на тему «Алкоголь и потомство». Свои выступления
на предприятиях и в учебных заведениях они начинают с показа слайдов, изображающих
детей, ставших жертвами беспечности и антиалкогольной безграмотности родителей.
Это звучит как набат: «Помните, вот к чему может привести даже «невинный» бокал
шампанского!» Такое начало настраивает слушателей на понимание чрезвычайной
важности лекции.
«Родник» устраивает и спортивные вечера, на которых известные спортсмены личным
примером агитируют против алкоголя и табака.
Клуб организует выезды на природу, устраивает различные экскурсии. Во многих
мероприятиях участвуют целые семьи. «Родник» является примером удачного синтеза
клуба трезвости и клуба семейного.
На литературно-музыкальных вечерах «Родника» бывают в гостях писатели, поэты
и музыканты. Особенно важны такие встречи для молодежи. На вечерах любят современные
танцы и обучают желающих этому искусству.
Составной частью вечеров являются чаепития, викторины, конкурсы, игры. В полной
мере осуществляется принцип работы клуба: отдыхая — познавать!
В «Родник» и его филиалы охотно идет молодежь. Интересны опыт и методика работы
в учебных заведениях. И социологи, и медики, и педагоги согласны, что антиалкогольные
знания надо давать молодежи в подростковом возрасте и даже раньше, так как потом
бывает очень нелегко изменить установку на «необходимость» и «полезность» употребления
алкоголя. При содействии городского отдела народного образования «Родник» организовал
во многих школах и ПТУ клубы здоровья.
В 1984 году состоялось открытие клуба трезвости «Алмаз» в Днепропетровском энергостроительном
техникуме. Девушки и юноши решили никогда не употреблять алкоголя и не курить.
Я не рассказал и об одной трети интересных дел «.Родника». Поезжайте в Днепропетровск
и перенимайте опыт.
В результате личного участия в трезвенническом движении и знакомства с работой
многих клубов я сделал важный вывод: надежно оградить свою семью от
алкогольного зла можно лишь путем участия в общей борьбе за трезвость. Поэтому
мои дочь и жена вскоре присоединились к нашему делу.
Если вы хотите уберечь своих детей от дурного, желаете, чтобы они выросли здоровыми,
счастливыми и подарили вам здоровых внуков, немедленно включайтесь в борьбу
за трезвость! Нельзя быть сторонними наблюдателями. Все мои друзья (кто раньше,
кто позже) это хорошо поняли и считают борьбу за трезвость своим нравственным
и гражданским долгом. Начните хотя бы с малого — введите в семье и среди друзей
сухой закон и не нарушайте его ни при каких обстоятельствах!
Мы должны не только вовремя предупредить беду, подстерегающую наших детей, но
и вырвать алкогольное зло из нашей жизни навсегда. И если каждый внесет свой
вклад в утверждение трезвости, она действительно станет нормой нашей жизни.