Трезвая русь
test

Поиск

Форма входа
Не зарегистрированные пользователи не могут скачивать файлы!

Наши друзья

Новости

Наука об алкоголе

Главная » 2016 » Январь » 31 » Заключение по работе Первого Всероссийского Съезда по борьбе с пьянством

Заключение.

Оглавление

Из всего прочитанного предшествующего читатель легко может видеть, какое большое в сущности дело совершил «Первый Всероссийский Съезд по борьбе с пьянством». Громадным фактическим материалом, в значительной части научно обработанными он заложил достаточно прочное основание для дальнейшей планомерной борьбы с «горем русской земли». И это дело Съезда оценено правильно иностранцами, на него приехавшими по собственному почину. «Первый Всероссийский Съезд», — говорил на Съезде делегат германских обществ трезвости, — «культурный фактор не только для России, но и для культурного Мира». «Я удивляюсь перед гигантской работой Съезда». Чрезвычайно важное значение Съезда ярко отразилось и в нашей периодической печати, отзывы которой приведены на стр. 287—361 настоящего издания его трудов. «На Съезде», — говорить журнал Технического Общества — «Техническое и Коммерческое Образование», — «были представлены, — это смело можно утверждать, — чуть-ли не все элементы населения огромной России от Балтики и Вислы до далекой Сибири, от профессора до крестьянина, от епископа и крайних правых приверженцев православной церкви и существующего строя до крайних левых сторонников социал-демократических учений. Кто же мог бы себе представить, что как бы ни стремился президиум поставить прения беспартийно на подобном Съезде, собравшимся в первый раз для обсуждения одного из наиболее «проклятых» вопросов русской жизни, все пройдет гладко и не возникнет резких прений? Но каковы бы ни были эти прения, все присутствующие были совершенно единодушны в признании настоятельнейшей необходимости борьбы с огромным злом пьянства всеми средствами. И в этом итоге Съезда залог дальнейших успехов дела. Несомненно также, что на первый раз, для начала общественной борьбы с величайшим бедствием и страшнейшими пороками русской жизни, провозглашение принципа полного воздержания и указание его на практическую осуществимость хотя бы в далёком будущем было во всех отношениях целесообразнее, чем рекомендация каких-либо полумер. Если же существующая система продажи вина не нашла себе на Съезде сторонников (кроме агентов Министерства Финансов), то разве в этом виноваты члены Съезда?

Конечно, не виноваты, будучи сторонниками воздержания, что ясно обнаружилось в единодушном постановлении Съезда о немедленном, напечатании и раздаче всем членам Съезда доклада доктора И. В. Сажина о полном воздержаны (стр. 165 и след.).

Значение и задачи Съезда прекрасно выяснены в речи В. И. Ковалевского, с которой он обратился к Съезду после своего избрания его Председателем.

«На этот первый Съезд», — говорил В. И. Ковалевский, — «выпала благородная и благодарная задача — положить начало борьбе с стародавним злом, подтачивающим физические и моральные силы многомиллионного русского народа — народа высокоодарённого, но бедного среди обширных природных богатств и тёмного среди света общечеловеческого просвещения.

Никто из нас не смеет думать, что нынешнему Съезду удастся справиться с невероятною громадою, выйти вполне вооружёнными на борьбу с страшным недугом, который подрывает у самого основания, благосостояние и благополучие отдельного человека, семьи, общества и государства. Ведь,

Сеялось семя веками,

Корни в земле глубоко,

Лес вырубать топорами,—

Зло вырубать не легко:

Нам оно с детства привито,

Деды сроднилися с ним...

Несомненно, потребуется много съездов, а главное, — много и долгой общественной работы, чтобы если не одолеть «зелёного змия», то хотя бы укротить его. Опыт народов, раньше нас выступивших на войну с алкоголизмом, убеждает, как трудна победа и какого напряжения сил она требует. Между тем, условия и обстановка для борьбы у нас много труднее.

Программа нашего Съезда чрезвычайно обширна. Тут и этиология, и anamnesis, и профилактика, и терапия алкоголизма. Как ни авторитетны силы, принимающие участие в общей работе, как ни громко сочувствие целям Съезда со всех концов России, как ни велика вера в высокую полезность задуманного, но все же мы не должны обольщать себя ложными обещаниями. Бесспорно, много будет внесено анализа и опыта, пожеланий явится большое количество, проекты борьбы с пьянством появятся в изобилии, магистрали будут проложены. Но затем, самое главное — практическое использование результатов анализа, приведение пожеланий и проектов в исполнение, движение вперёд по магистрали... Все это потребует согласованной, планомерной работы законодателя, административной власти, последующих съездов, центральных и местных общественных организаций. Путь, теряющийся в туманной дали...

Но уже одна постановка вопроса о пьянстве во весь его вредоносный рост, сосредоточение общественного внимания на этой народной беде, разбор её причин и последствий и хотя бы несовершенная выработка общих мер, могут принести огромную пользу. Труден первый шаг.

Но от того, как этот первый шаг будет нами сделан, зависит и сочувствие к последующим Съездам, и содействие к осуществление мер против пьянства на практике.

Вне общественного сочувствия и содействия немыслима та долгая и настойчивая работа, которая требуется для преоборения пьянства. Сочувствие же и содействие будут обеспечены лишь при условии, если наши труды будут, носить печать дела, а не слов, как бы ни было это слово талантливо и красноречиво.

Входя в эту залу, в качестве члена Съезда, я сказал сам себе так: «Ты пришел сюда для посильной помощи в разъяснении и разрешении вопроса первостепенной государственной важности и крупного общественного калибра, а потому должен отвечать требованиям, предъявляемым к государственному человеку и к общественному деятелю».

Несомненно, то же внутренне сказали себе и другие г.г. члены Съезда.

Но, ведь, положение государственного человека и общественного деятеля обязывает.

Оно обязывает к беспристрастию в работе, к терпимости, к прозорливости в суждениях и действиях, к нравственной ответственности за результаты Съезда. Все личное, партийное, групповое должно быть отброшено. Надо всем идти по одному курсу — курсу искания разума и правды...

Рассчитывая в будущем на содействие общественных сил, мы должны сами прежде всего выступить, как здоровая общественная сила, спокойная, уравновешенная и верующая в успех своего дела.

Только тогда труды наши послужат на благо народное и будут светлою страницею в истории борьбы с горем русской земли.

От всей души желаю успеха в нашем общем деле.

И Съезд, как это можно ясно видеть ознакомившись с содержанием его работ, сравнительно весьма удачно выполнил указанные свои задачи. Съезд, на сколько можно судить по многим последующим, фактам, всколыхнул, общество и заложил основание для дальнейшая успешного развития борьбы с великим горем и несчастьем русского народа, — с его алкогольным отравлением, порождающим массовое физическое и умственно-нравственное вырождение народа.

Конечно, с таким взглядом на значение работ I Съезда далеко не все согласны и в области печати, как видно из вышеприведённых её отзывов, высказывались и весьма неблагоприятные взгляды на Съезд и его значение. Но иначе и быть не могло. С вопросом об алкогольном отравлении народа, который имеет свою очень, очень долгую историю, связались различные сильные интересы, связались и крупные капиталы, имеющие своих многочисленных представителей. Поэтому так и трудна предстоящая борьба с ужасной отравой народа, порождающей деградацию и озверение. Недостаточно вызывать сознание пагубности этого зла для государства и общества, необходимо ещё по возможности подыскать и средства для достаточного удовлетворения разнообразных интересов, тесно связанных с алкоголизацией народа. Эти интересы, как и все интересы вообще, отстаивали и будут отстаивать своё существование и, конечно, тем с большею силою, чем сами они крупней. В их числе на первом месте надо указать следующий. Как ни печально признать, но просматривать крупного факта нельзя, — факта, что громадная часть нашего бюджета издавна покоится на существовании алкогольного отравления народа. Как устранить это явление без тяжёлых расстройств и потрясений? Этого вопроса и коснулся академик В. М. Бехтерев в своём предложении.

«На основании изложенного в письме ген. Косыча», (стр. 152), — говорит В. М. Бехтерев, — «полагал бы, что Съезд мог бы передать в Организационный Комитет выработку резолюции в смысле пожелания или ходатайства о пересмотре нашего бюджета в таком смысле, чтобы доход с вина был постепенно заменён другими налогами и чтобы вместе с тем были изысканы средства для лечения и содержания душевно и нервно-больных и алкоголиков».

Более или менее сходные мысли о постепенном исключении из нашего бюджета налога, стоящего сильнейшим препятствием на пути сколько-нибудь активной борьбы с одним из величайших бедствий русского народа, подтачивающим в самом корне физические и умственно-нравственные силы этого народа и разрушающим устои его семейной и общественной жизни, высказывали на Съезде и другие лица (см., напр., доклад г. Лавриновича, стр. 410 и след.). Действительно, пока этот налог в значительной цифре будет фигурировать в нашем бюджете, до тех пор нашему Министерству Финансов, от которого все требуют денег, поневоле придётся отвечать на настояния об оздоровлении народа повторением того, что им уже когда-то (1860 г.) писалось по тому же поводу, — что в таком случае «важнейшая статья государственных доходов понесёт величайший ущерб и может остановиться производство важнейших государственных расходов». Вот здесь и «зарыта наибольшая собака», создающая трудности борьбы с отравлением народа. Но на пространстве истории творческий ум человека всегда находил выходы и действительные средства борьбы с не менее пагубными явлениями, если только он ясно постигал роковую непреложность сцепления причин и следствий в этих явлениях. Можно и должно думать и надеяться, что наше правительство и законодательные учреждения, принимая во внимание, между прочим, и громадный убедительно показательный фактически материал, собранный в «Трудах Первого Всероссийского Съезда по борьбе с пьянством» выступят на решительную борьбу с величайшим, народным горем и бедствием, не видеть которого в настоящее время, столь богатое всевозможными угрожающими отрицательными явлениями, может только тот, кто не желает видеть и намеренно закрывает глаза на будущее.

Но одних усилий правительства и законодательных учреждений мало, слишком мало. Вырождающее нацию зло укоренилось слишком глубоко и слишком широко раскинулось. Для успешности борьбы с ним необходимо ясное и всестороннее его понимание самим обществом, необходимо общественное убеждение в настоятельной нужде устранения зла, в видах предотвращения ещё более пагубных будущих последствий, нежели даже наблюдаемый нами в настоящее время. А для этого необходима возможно широкая пропаганда и периодическое, на пространстве сравнительно небольших промежутков времени, всколыхивание общественного внимания и сосредоточение его на вопросе о бедствиях алкогольной отравы и её целесообразных средствах её скорейшего устранения.

Первый Съезд кое-что сделал в этом отношении и оставил свой след. Но одного его мало, слишком мало. Необходимы периодически повторяющиеся Всероссийские Съезды по борьбе с пьянством, как это уже имеет место в остальном культурном Мире, необходим также между съездовый постоянный орган, на котором бы лежала обязанность по мере сил содействовать проведению в практическую жизнь указаний и постановлений Съездов, а также и заботы о их периодическом устройстве.

И вопрос об организации дальнейшей общественной работы но борьбе с пьянством, как один из важнейших вопросов общей его задачи, не был забыть «Первым Съездом». Он был возбуждён в его заседаниях докладом проф. Д. А. Дриль — «О дальнейшей организации для борьбы с алкоголизмом в период, последующий за 1-м Всероссийским Съездом» (прен. и постан, см. стр. 88, 89, 125 — 129, 193 — 19 ). «Настоящий Съезд не выполнил бы всей своей задачи», говорил докладчик в своём устном докладе, «если бы он не озаботился организацией дальнейшей борьбы с ужаснейшим бичом родины и не постарался бы обеспечить правильной организацией её дальнейшего успешного развития. Закроется Съезд и, совершив крупную работу, оставит свои постановления — плод труда множества лиц, съехавшихся со всех концов земли, чтобы общим советом и думою сделать большое общественное дело. Но кто будет заботиться и прилагать усилия к исполнению постановлений Съезда и посильному проведению их в практику жизни. Члены Съезда разъедутся в разные стороны и на место объединённого одною идеей Съезда останутся отдельные разрозненные лица. Кто же поведёт дальнейшую общую работу и будет пещись о созыве необходимых последующих Съездов, чтобы сделанное не забывалось, не замирало? Неужели надо будет проделывать сначала всю ту трудную работу, которую проделал Организационный Комитет настоящего Съезда? Конечно нет. Очевидно, нашему Съезду необходимо закрепить свой труд и создать постоянную организацию, на которой бы лежала обязанность осуществления постановлений Съезда и содействие созыву последующих Съездов в различных центрах России, чтобы особо напряжённый интерес, соединяющейся с работами Съездов в ближайших к ним местностях, последовательно переходил и действовал в различных частях государства и широко распространял бы в них пропаганду идеи, вызвавшей настоящий Съезд». Поэтому докладчик предлагал избрать в постоянное Бюро Съезда 15 лиц из его петербургских и иногородних членов и поручить этому учреждению осуществление указанных задач.

Подводя эти итоги «Первого Всероссийского Съезда по борьбе с пьянством» нельзя ещё раз не упомянуть об известной, не малой даже доле страстности, с которой иногда велись прения на Съезде и которая подчас вызывала значительные шероховатости и столкновения, вызывавшие, в свою очередь, так много нареканий. Конечно, полное спокойствие в обсуждении было бы значительно более желательно. Но это лишь пожелание, к которому можно было стремиться и более или менее приближаться, но осуществить которое в полной мере было, решительно невозможно при обсуждении вопроса, так глубоко и часто так мучительно больно затрагивающего все стороны общественной жизни. Можно-ли указать заграницей или у нас хоть один съезд, затрагивающий более или менее жгучий вопрос общественной жизни и протекавший бесстрастно?! Страстность в таких случаях — в самой природе людей.

Да и что особенно вредного принесла с собою эта страстность? В разгаре споров лишние резкие слова произносятся, не производя никаких потрясений основ, но они, в качестве таковых, также скоро забываются, как скоро и срываются с языка говорящих и затем все успокаивается, но остаётся та выясненная на Съезде неподкрашенная фактическая правда, которая составляет важный вклад в дело общественного упорядочения и оздоровления. И верится, что за это остающееся минувшему Съезду «спасибо сердечное скажет русский народ».

11:14
Заключение по работе Первого Всероссийского Съезда по борьбе с пьянством
Просмотров: 6125 | Добавил: Александр | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]