Дореволюционная литература [25] |
Советская литература [155] |
Современная литература [33] |
Художественная литература [21] |
Углов Фёдор Григорьевич [18] |
Шичко Г А [43] |
Законодательство [56] |
Батраков Евгений Георгиевич [130] |
Соколов Юрий Александрович [9] |
» Батраков Евгений Георгиевич |
09.07.2011, 13:09 | |
РЕШЕНИЕ – КАТЕГОРИЯ ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ
Чтобы все спасти – нужно на все решиться. Тяжелая болезнь нуждается в решительном средстве. Ф.Шиллер.
I Известно, что приступать к работе с человеком пьющим до того момента, пока он не принял решение жить трезво, бессмысленно: человек, оказавшийся на нашем курсе под давлением родственников (администрации), фактически прошедший курс, т.е. отписавший дневники, отслушавший лекционный материал и даже, вроде бы, соучаствующий в осуждении пития и понимающий, что алкоголь – яд, что нас спаивают и пр., вероятнее всего, вновь вернется к своему прежнему образу жизни. Впрочем, столь же мало пользы от нашей помощи, если решение было принято, но – спонтанно, эдак вдруг, на эмоциональном подъеме. Так бывает, когда решение отказаться от курения принимается не загодя, а в ходе антиалкогольного курса. Почему же без заблаговременного принятия решения все остальное, как правило, не дает позитивного результат? Человек, находящийся в состоянии принятого решения, весь наш курс рассматривает однозначно – воспринимает только те аргументы, которые, так или иначе, свидетельствуют в пользу уже сделанного выбора. Если же человек находится в состоянии сомнения, то курс для него является не только набором аргументов за отказ от алкоголя (табака), но и стимулятором противоположной субличности, стимулятором поиска аргументов против трезвости. Таким образом, наш курс способен не только укреплять аргументацию человека за трезвость, но и усиливать аргументацию за питие. И тогда к концу курса человек фактически остается стоящим, как и стоял – нараскоряку. И куда качнется этот раскоряченный человек – в сторону ли трезвости, в сторону ли пития это уже дело чистого случая. Вот почему нет смысла начинать работу по укреплению трезвеннической составляющей пока решение не принято, т.е. до тех пор, пока человек не будет выведен из состояния сомневающегося, колеблющегося, доведен до состояния принятого решения.
II Что же это такое – «решение», без которого вся наша многодневная, наукоемкая работа коронуется подчас жалким пшиком – краткосрочным житием в трезвости? Опираясь на соответствующие словарные статьи, можно сказать, что решение – это процесс выбора цели и способа действий из определенного количества альтернатив по заданному критерию, а также результат (вывод, итог) данного процесса выраженный в виде суждения. Проблема принятия решения это проблема выбора, возникающая только в том случае, когда оказываются актуализированными две несовместимые друг с другом потребности, обнаруживающие два/несколько альтернативных, взаимонесовместных варианта поведения. Но… почему же вообще возникает вторая потребность? Что ее инспирирует? Человек выпил, пытаясь тем самым снять возникшее напряжение. Выпил. Снял. Протрезвел – глядь, оказалось, что в процессе пития навозникала масса иных проблем, от которых также избавляться требуется. Но, чтобы от них избавиться, и чтобы не нажить подобных же, нужно не пить?! А как не пить, если нажимают проблемы первого ряда? Надо жить трезво, чтобы не было проблем и – надо пить, чтобы избавиться от проблем! Вот он, момент возникновения проблемы принятия решения! И вот в таком-то, в весьма затруднительном состоянии пребывая, клиент и забредает к нам на наш курс, не будучи способным самостоятельно разрешить возникшую дилемму и страдая от результатов ее неразрешения. Хуже того, пришедший произносит фразу, так ласкающую слух наш – «хочу избавиться от пьянки», и мы, развесившие уши, добросовестно, страстно, охотно начинаем помогать ему укрепляться в его… химероидном себепожелании. И на некоторое время, подпав под наше личное обаяние, под гипнотическое очарование, производимое неслыханной доселе информацией, его внутренний раздрай сглаживается, обездвиживается и он, ведомый нами и, вторя нам, столь же пылко и страстно на работе и дома начинает транслировать от нас услышанное, до остолбенения озадачивая своих ближних и близких, но… эйфория вскорости разлетучивается, словно дымок костра, лишенного новых дров, и человек вновь оказывается один на один со своим угрюмым, так и не разрешившимся внутренним конфликтом: «Надо жить трезво, чтобы не было проблем и – надо пить, чтобы избавиться от проблем!»… Так как же быть? Так что же делать, чтоб и мы были довольны, и клиент наш был бы бессрочно трезв?
III
Проблема выбора, проблема принятия решения возникает в тот момент, когда актуализируется потребность (ощущение, воспринимаемое как сигнал о наличии опасности) несовместимая с уже существующей. Эта потребность есть реакция человека на те результаты, которые он получил благодаря процессу пития. Например, человек выпил пива, чтобы снять чувство усталости, но, сняв усталость за счет парализации нервной системы, он вошел в состояние, в котором не смог должным образом коммуницировать с собственной женой, что вызвало раздражение. Данное раздражение, – разновидность напряжения, – можно было бы снять дополнительной порцией яда, но это еще более ухудшило бы способность коммуницировать. Вот и получается, что полученное в результате пития не устраняется питием же – «клин клином вышибают, но при этом раскалывается чурка» (А.Сугоняко). Вот тут-то и возникает дилемма: снимать – чувство усталости, порождая чувство раздражения, или же быть усталым, но не раздраженным. Именно так понимает свою проблему человек, пришедший на курс, вынужденно выбирающий из двух зол меньшее. Но зло, – раздражение, – которого он избегает, будучи трезвым, со временем перестает восприниматься таковым, а былые факты его получения забываются, выветриваются из памяти, и приходит уверенность в том, что если и принять дозу яда для снятия усталости, то ничего страшного не произойдет. Тем более что и с женой – отличное взаимопонимание. Но… чем больше этого взаимопонимания, тем быстрее наступает срыв: давние последствия пития не воспринимаются и на фоне самоуспокоения усталость становится особо нетерпимой. Впрочем, и ухудшение взаимопонимания приводит к срыву, ибо нет разницы: «Пил – кричала, не пью – она все равно на меня кричит?!». Что в этой ситуации делать? Можно поставить перед человеком и раскрасить такую цель, ради которой он будет терпеть периодически возникающее чувство усталости. Можно научить устранять это чувство с помощью безнаркотических средств. Однако тут есть некоторая сложность. Цель может однажды утратить свою привлекательность или же быть достигнутой. С другой стороны, может оказаться, что, устраняя усталость с помощью алкоголя, человек одновременно удовлетворял еще и иные потребности, которые неудовлетворяемы с помощью средств безалкогольных. Проблема алкоголика заключается не только в том, что он снимает с помощью алкоголя возникшее напряжение, он ориентирован снимать это напряжение именно с помощью алкоголя. Снимать напряжение именно с помощью алкоголя представляется ему предпочтительным, потому что именно это одобряется его референтной группой, именно этот путь, способ ценностен, красив, возвышает самого пьющего, даже если при этом он деградирует. С совокупностью его воззрений в этом отношении очень важно разобраться, очень важно понять, как выражены его предпочтения. Например, человеку может быть внушена мысль о том, что «работник, пьяница и бабник» это хорошо. И он, рассматривая это в качестве идеала, будет всю жизнь стремиться к этому образу. Каждому человеку важно не просто выжить, но быть. Быть каким? Хорошо, если человек сам угадал свою истинную миссию на Земле, плохо, если он всю свою жизнь работает на внушенную идею. Отказываясь от алкогольного способа устранения напряжения, человек, тем самым, обкрадывает себя, т.е. недополучает целой совокупности штрихов, которые делают его портрет в его собственных глазах куда более привлекательным. С помощью трезвых способов он, конечно, тоже может устранить те напряжения, которые появляются, но трезвые способы не добавляют каких-то украшений в его скульптуру, стоящую на постаменте, каких-то бриллиантов. Это тоже очень важно понять. То есть, удовлетворяя одну потребность, человек одновременно, попутно удовлетворяет некую совокупность еще неких иных потребностей, которые он не может удовлетворить с помощью каких-то иных, трезвых способов. Процесс алкоголизации каким-то возвышает его, подпитывает его тщеславие, придает ему вес в его собственных глазах. Ведь известно, что человек иногда страдая, наслаждается, унижаясь самовозвышается, чем ниже падает, тем выше он себе видится, смотрится в его собственных глазах. Представляется очевидным, что все эти размышления имеет смысл принимать во внимание приступая к работе с наркозависимым.
IV
Возникшая контрпотребность фактом своего появления не декларирует некую новую цель. Цель – достижение покоя – остается прежней. Зачем же в таком случае потребовалось создавать новую структуру, если на достижение поставленной цели уже есть кому работать? Дело в том, что пивопитие это инструмент снятия усталости, но этот инструмент, выполняя свою миссию, сам же порождает дестабилизацию, устранить которую он не может, ибо не на то нацелен. Пивопитие, – в нашем примере, – это процесс, который предназначен исключительно для снятия усталости. На этом его полномочия заканчиваются. Для устранения раздражения нужен уже совершенно новый акт, а для этого нужно опять пройти весь путь принятия решения – характерные стадии с определенными психологическими особенностями, трудностями, условиями протекания и критериями оптимальности. Рассмотрим основные из них.
1. Вопрос о принятии решения возникает только после того, как человек обнаружил себя находящимся в проблемном, эмоционально неприятном состоянии (раздражение). На этом этапе человек сначала действует беспорядочно, затем, после ряда безуспешных проб и, соответственно, после ряда фрустраций переходит к вполне адекватным действиям: формирует модель ситуации, выделяет проблему (определяет ее суть, сложность, причины возникновения) и принимает ее для решения. Отсюда, для активизации человеческой активности, направленной на принятие решения необходимо всемерно способствовать не только сохранению, но и усилению эмоционально-негативного состояния. Например, за счет концентрации внимания на уже полученном ущербе, обнаруживая при этом все большее число нюансов, интерпретируя их, если это приемлемо, в свете медицинских и прочих знаний, приводя соответствующие мнения, житейский факты, выдвигая гипотезы о возможных грядущих осложнениях. Усиление состояния беспокойства служит важным фактором, активизации акта целеполагания.
2. Этап постановки цели. Нежелательное, нетерпимое, проблемное состояние неизбежно порождает мысль о состоянии желаемом, которое мы понимаем, как цель. Однако цель не есть готовый умственный продукт, осознаваемый ясно и четко, и возникающий автоматически, как реакция на утрату состояния должного (S®R). Человек может достаточно долго пребывать в муках и даже погибнуть, но так и не найти выход, не увидеть «свет в конце тоннеля». Более того, даже увидев выход, он может пребывать в бездействии: напряжение между желаемым и сущим непременно должно достичь определенной величины, прежде чем человек, если не устремится, так хотя бы начнет дрейфовать в нужную сторону. Это становится тем более понятным, если вспомнить сказанное Ричардом Хукером: «Всякая перемена, даже перемена к лучшему, всегда сопряжена с неудобствами». На инерцию человека способны влиять как минимум два фактора: 1. собственный негативный опыт, говорящий о том, что предпринимаемые действия не приносят облегчения; 2. надежда на то, что все и само рассосется.
Исходя из вышевысказанных предположений, для создания требуемого напряжения и, соответственно, для активизации человека, необходимо с одной стороны, концентрировать внимание на уже переживаемом негативе, а с другой стороны, всемерно раскрашивать цель, ибо, только вызывая предвкушение определенных переживаний, ее образ способен стать мощной побудительной силой. Например, за счет концентрации внимания на нюансах, меняя точки рассмотрения: как это будет выглядеть в глазах ваших знакомых, что они скажут, а какие у вас появятся новые перспективы, если вы достигнете своей цели и пр. Однако «предвосхищение переживания удовлетворения возможно только в том случае, если в нашем опыте уже было такое переживание. Чем сильнее оно было в прошлом, тем больше побуждения к действию создает его предвосхищение, или, как говорят психологи, тем сильнее мотивация поведения. Поэтому чем больше удовольствия мы получили от удовлетворения конкретной потребности в прошлом, тем сильнее мотивация, которая создается предвосхищением этих переживаний. Поэтому сила желания зависит еще и от силы нашего воображения, прогностической способности нашего ума. В советской психологии это принято называть опережающим отражением». (Ю.Орлов. Восхождение к индивидуальности. М., «Просвещение», 1991, с.63-64).
3. Состояние, которое предполагается достичь, есть модель, психологически переживаемая как предполагаемо-должное, а потому и как предвкушаемо более комфортное состояние, нежели то, в котором субъект пребывает. Противоречие между состоянием предполагаемо-должным и реальным ощущается эмоционально-отрицательно, и, отражаясь в сознании человека, трансформируется в мотивацию поступка, то есть в такую умственную реакцию на ситуацию, которая имеет цель, намерение и план его реализации. Мотивация, таким образом, представляет собой набор доводов (суждений), окрашенных актуализированной потребностью, доказывающих необходимость совершения поступка, проявляющаяся в интересе – в сосредоточенном внимании к определенным средствам и к определенной цели. Мотивация, вместе с тем, определяет и смысл поступка – показывает, как он соотносится с общим жизненным планом человека, с его мировоззренческой моделью. Соответственно, расширяя контекст, в котором совершается поступок, мы меняем смысл поступка: либо возвышая его вплоть до высот мессианского служения и, тем самым, усиливая мотивацию, либо низводя его до бессмыслицы. Таким образом, третий этап принятия решения это этап создания целесообразного плана и мотивации, этап, который начинается со сбора информации о возможных способах улучшения своего положения и, соответственно своего самочувствия, и, затем, переходит в фазу разработки вариантов, версий, планирования, составления программы достижения цели. Перепроверка собранной информации – фактов и мнений – требует иметь в наличии соответствующий, релевантный критерий, в качестве которого вполне может участвовать вопрос: «Этот факт (мнение, гипотеза) может подтвердить надобность пития/трезвости?».
4. При достаточной информационной обеспеченности, человек, все еще находящийся в состоянии нерешительности, определяет наличие двух или даже нескольких равнозначных альтернатив: 1. продолжать пить, как пил, 2. «начать абсолютно трезвую жизнь», 3. «жить трезво, но пить меньше и реже». Альтернатива, напомним себе, есть средство достижения цели, а цель, как выше уже было сказано, у человека одна-единственная – достичь состояния покоя. Отсюда, выбор это, прежде всего, сравнение средств достижения цели, и даже не средств, но – мотиваций. Мы имеем дело с конкуренцией мотиваций – с конкуренцией доводов, окрашенных эмоцией от предвкушаемого результата. Поэтому, фиксируя внимание клиента на нужной альтернативе и, соответственно, на результате, который будет получен в случае выбора именно этой альтернативы, нужно отсылать его внимание и в прошлое тоже, чтобы найти там моменты, когда нечто подобное уже переживалось. Для того чтобы замотивировать себя, человек должен определить, насколько привлекателен результат. Привлекательность результата, таким образом, начинает играть роль аргумента «за» или же «против». Если выбор сделан, привлекательность оставшихся альтернатив угасает. Если человек имеет один вариант, он не решает, он действует, ощущая при этом определенное удовлетворение, удовольствие, ибо, как сказал Новалис «Твердое решение есть общеуспокаивающее средство».
5. Проработка выбранного варианта решения: приведение его в полное соответствие с целью, определение возможных помех, препятствующих достижению цели, прогнозирование возможных трудностей его реализации, определение мер на случай встречи с неожиданностями, способов подстраховки и повышения надежности, соответствие решения ценностям, условиям.
6. Стадия организации исполнения решения.
V
Человек, пришедший на курс, может находиться либо в состоянии сомнения, либо в состоянии принятого решения. Это обстоятельство непременно должно учитываться в целях повышения эффективности нашей работы. Более того, нужно понимать, что мы, вступая с данным человеком в информационное сотрудничество, способны не только укрепить его решение, но и ввести его в состояние сомнения. Будем же осторожны, дабы прослыть компетентными!
Май 2003 г. Е.Батраков
| |
Просмотров: 1386 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |