Дореволюционная литература [25] |
Советская литература [155] |
Современная литература [33] |
Художественная литература [21] |
Углов Фёдор Григорьевич [18] |
Шичко Г А [43] |
Законодательство [56] |
Батраков Евгений Георгиевич [130] |
Соколов Юрий Александрович [9] |
» Дореволюционная литература |
12.07.2014, 13:33 | |
Библиотека «Трезвых Всходов» № 34 Алкоголь школа и женщина С-Петербург Типография Спб. Градон. Изм. П., в-я р, д. № 20 1914 Алкоголь школа и женщина. Скачать в формате Word, в формате DjVu «Руси есть веселие пити» и, кажется, мало кого беспокоит это «веселие» и мало кто задумывается о тех страшных последствиях, которое оно, несомненно, влечет за собой. В самом деле, что делается нами, русскими, для того, чтобы, если не совсем уничтожить, то по крайней мере, ослабить это вопиющее зло русской земли? Какие меры приняты нами? Какие организации привлечены к делу? Ведь нельзя же в самом деле серьезно думать, что, изменив этикетку на бутылях, вместо двуглавого орла изобразив череп, а вместо «казенное вино», написав: «Человек! Не берись за эту штуку!», — значит, тем разрешить острый, глубоко пустивший корни в народную жизнь вопрос. Нельзя, в самом деле, думать, что, посадив пьяницу в кутузку на день, на неделю, на месяц, мы приведем его тем к сознанию всего вреда винопития. Нельзя отрезвление России строить на таких непрочных мерах, и только на них одних, и не обращать внимания на возможно широкое развитие кружков и обществ, которые бы задавались целью отвлечь народ от пьянства, и рядом чтений, туманных картин, библиотек с известным подбором книг, старались бы привести народ к сознанию вреда пьянства. Даже школа, которая могла бы быть могущественным средством в деле созидания нового трезвого поколения, и та у нас не привлечена к делу, стоит холодная и мертвая, со своими надставками и приставками, с неизбежной зубристикой «от этих до этих». В то время, как заграницей во множестве существуют по местам детские союзы трезвости, в то время, как там по стенам просторных и светлых школ висят наглядные диаграммы, раскрывающие, даже перед взором ребенка, весь ужас отравления себя алкоголем, в то время, как там во многих местах введены часовые или двухчасовые антиалкогольные уроки, а у нас ничего... Это бы еще полбеды, если «ничего», а то ведь и желания, и намека желания нет иметь что-либо в области трезвости. Пройдитесь по селам, загляните в квартирку учителей, опросите их про детскую трезвость, и я уверен, что 99 из сотни ответят: — Вздор все... Ерунда... Вот тут-то и пожалеешь о самодеятельности и культуре, которые заграницей сделались достоянием народных масс, но которых у нас, к стыду, не имеют даже интеллигентные силы деревни. А помните покойного С. А. Рачинского, славные дни его Татенской школы, его теплые письма к духовному юношеству, его горячие статьи о сельской школе. Он бескорыстно любил свое дело, он искренно верил в великое будущее трезвой России, он понял, как нуждается наша сельская школа в преданных своему делу учителях, он понял, как много можно добра сделать деревне, и ничто не могло ему помешать богатую профессорскую кафедру променять на скромный учительский столик. Но Рачанский и Татево — единицы, это одинокий светлый луч на фоне тусклой и бедной красками училищной жизни... И в этом наше великое горе... Необходимо тем, кто стоит повыше, в корне реформировать учебное дело, со страхом взглянуть на ту забитость и нужду, в которой живут необеспеченные, получающее грошовое содержание учителя. Они забыли и думать о книгах, о чтении, которое могло бы освежать их, расширять их умственный кругозор, воспитывать в них «человека». Сначала и тянуло «на книгу», да не на что было купить, а потом как-то само собой и охота-то к книге пропала... Духовные запросы погасли и затихли. Вся работа свелась к куску хлеба, к вечным терзаниям семьи из-за своей нищеты... Можно ли думать тут о высшем идейном служении, когда дома вечно плачущая жена, да почти постоянно больные детки, можно ли говорить о каких-то уроках трезвости, когда и самому-то порой так неудержимо хочется «встряхнуться» вином, и в нем, забыть горечь и обиду жизни, можно ли говорить, наконец, о добром примере?! Итак, прежде всего надо обеспечить учителей, чтобы могли они не прозябать, а жить полной и светлой жизнью, чтобы не знать им прозаичной борьбы из-за черствого куска хлеба, а если и бороться, то бороться за идеалы высшей, духовной красоты. Далее, необходимо обратить внимание на учительские институты и семинары, расширить круг наук, преподаваемых в них, и прежде всего ввести чтение лекций по вопросу алкоголизма, в которых было бы полезно намечать программу того, что мог бы сделать в любой сельской школе даже рядовой учитель для процветания детской трезвости. Общество охранения народного здравия уже объявило премию за лучшее сочинение по вопросу алкоголизма, и одному из ведомств, стоящему во главе школьного дела — будет ли то Комитет при Святейшем Синоде, или Министерство Народного Просвещения, все равно — необходимо объявить премию за составление лучшего учебника по «трезвости» для сельских школ, непременно иллюстрированная картинами и диаграммами, доступными детскому пониманию. Необходимо объявить также премию за составление лучшей хрестоматии с подбором для детей статей, направленных против пьянства. Да мало ли и еще чего полезного и неотложного можно бы сделать! Словом, надо не только говорить о воспитании детей и юношества, как о самой главнейшей заботе государства, но самое дело образования надо поставить на надлежащую высоту. Надо никогда не забывать о той великой роли, какую могла бы сыграть в деле созидания новой трезвой России убогая, заброшенная сейчас сельская школа. У нас есть попечительства о народной трезвости, у нас есть церковные общества трезвости. И пусть рядом с ними встанет новая, преображенная, трезвая сельская школа, а с нею вместе и детские кружки трезвости. И пусть эта школа, встанет под сенью светлого знамени, на котором должно быть яркими словами написано: «Дети! За трезвость святую!». Но, сказав о школе, как об одном из главных рычагов в деле трезвости, мы не можем обойти молчанием еще одно. Мы должны сказать о детской комнате, о той колыбельке, в которой должны бы зарождаться молодые трезвые думки... Необходимо матери, еще с самых ранних дней развития своего дитяти, сердцем своим женским говорить ему о том пороке, который существует в мире и который губит столько людей, необходимо матери всеми силами стараться вызвать в ребенке отвращение к пагубной страсти, а людей, преданных ей, научить бесконечно жалеть. Я не буду говорить здесь о том, что понятно каждому и без лишних слов, не буду говорить о том, какой непростительный грех берут на себя те матери, который позволяют, детям пить даже каплю отравы. Понятно. Ведь даже самка спасает и защищает своего детеныша, когда видит, как враг подкрадывается к нему и готов его погубить. Как же матери не спасать своего дитяти от того врага, который его, несомненно, погубит? Или есть сомнение в том, что вино враг?! Или лучше сетовать и казниться душой, когда уж будет все потеряно? Нет, слишком большое горе причиняют матерям пьяницы, и слишком нежно и отзывчиво женское сердце, чтоб могла русская женщина спокойно пройти мимо пьянства народного. Она иногда давит тяжелый вздох в груди, иногда плачет, иногда, если погибает собственный сын, предается отчаянию. Но разве это нужно? Если мы все заплачем, начнем рыдать, придем в отчаяние, — скажите, разве дело трезвости подвинется хоть на йоту вперед?! Нет места плачу, когда грозит и надвигается серьезная опасность на наше юношество и наших детей, нет места бесплодным слезам и отчаянию. Надо спасти и защитить… Матерям, как ближе всего заинтересованным в деле создания трезвого юношества, матерям у которых так болит сердце о пьянстве детей, как ни у кого, необходимо сплотиться вместе и выдвинуть в жизнь могущественные детские организации, которые у нас в России нужны неотложно и которые уже давно с успехом действуют за границей. В Америке уже давно существует «Национальный женский союз трезвости». Во главе его встала неутомимая поборница трезвости, г-жа Мэри Гонт. Союзу законодательным путем удалось добиться введения в американских школах кратких курсов по трезвости. Умеренное употребление спирта, какое наблюдается в настоящее время в Америке, приписывается, главным образом, влиянию женщин. Но борьба не так-то легка. Трактирщики и содержатели гостиниц, например, делая вид, что они также сочувствуют трезвости, в то же самое время устраивают «детские клубы для игр», в которых угощают ребят пивом, с целью привить им с детства потребность в крепких напитках. В последнее время трактирщики пошли еще дальше — чтобы окончательно привязать к себе детей, они выдают школьникам премии за известное количество выпитых у них бокалов пива. В скандинавских странах целая армия женщин, более 100.000 человек, работает в разных союзах. Там особенное внимание обращено на развитие юношеских организаций, которые находятся, например в Швеции в цветущем состоянии. Многие из женских и юношеских организаций выставляют на своем знамени борьбу с алкоголем и безусловно запрещают на своих собраниях употребление каких бы то ни было крепких напитков. Хуже обстоит дело во Франции. Она не в состоянии отказаться от вина. Француженки только и могли сделать что наводнили школы антихудожественным и картинами из быта пьяниц, но против этого сейчас сильно восстают французские художественные общества. В Австрии во главе движения против алкоголизма и пропаганды школьной трезвости стоит некая г-жа Трон Гелениус, добивающаяся некоторых мероприятий по школьной трезвости законодательным путем. В больших городах Швейцарии, как например, в Цюрихе, Берне, Женеве, — уже давно работают женские организации. В Цюрихе «Общество трезвости и благоустройства» имеет 8 столовых для рабочих без спиртных напитков. Все дело хорошо и толково ведется одними женщинами. В Англии основательницей детских обществ трезвости много лет тому назад явилась г-жа Корлиш. Успех этих обществ был очень велик. Неутомимой поборнице трезвости удалось собрать под священное знамя трезвости более трех миллионов детей. В России... но... к сожалению, ни одной крупной организации, ни одного выдающегося женского имени... А ведь пьянство ничуть не меньше. Оно ширится, растет, грозной рекой разливается по всей России, покоряет себе миллионы людей. Русская женщина! Ты измучилась, ты страдаешь, ты плачешь... Но пусть мука души твоей, страдание сердца твоего больного научать тебя бороться... Не плачь! Не обливайся слезами... Но спаси и защити... Женщина, школа и алкоголь не могут идти рука об руку по одной дороге. Либо алкоголь победить школу и женщину, либо эти последние сотрут с лица земли своего исконного врага... Будем же верить, что скоро займется заря просвещения и победы женского сердца... Школа научит, а мягкое, доброе женское сердце поможет нам трезвость святую до гроба любить. Священник Михаил Галкин. | |
Просмотров: 5742 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0 | |