Дореволюционная литература [25] |
Советская литература [155] |
Современная литература [33] |
Художественная литература [21] |
Углов Фёдор Григорьевич [18] |
Шичко Г А [43] |
Законодательство [56] |
Батраков Евгений Георгиевич [130] |
Соколов Юрий Александрович [9] |
» Шичко Г А |
15.02.2012, 10:44 | |
Методы изучения второй сигнальной системы Можно выделить следующие основные методы изучения второй сигнальной системы: 1) метод исследования речепроизводящей деятельности; 2) метод словесной стимуляции речевых ответов; 3) метод словесного ассоциирования; 4) метод корректурных таблиц и 5) метод функционально-структурных корреляций. Метод исследования речепроизводящей деятельности обеспечивает изучение тех функций организма, которые обусловливают продуцирование фонем, слогов, слов и фраз. Конкретное изучение указанных функций осуществляется с помощью нескольких методик, в числе которых важное место занимает методика исследования речевых кинестезии (Jacobson,1930; Л. А. Новикова, 1955; А. Н. Соколов, 1957; Faaborg-Fndersen, 1958; Г. П. Платонова, 1960, и др.). Метод словесной стимуляции речевых ответов заключается, в том, что обследуемый, согласно инструкции, должен отвечать на слово-стимул одним словом или определенной совокупностью их. К этому методу относятся ассоциативный (словесный) эксперимент, методика цепи случайных речевых ответов и методика речевой выборки. К настоящему времени предложено большое число вариантов методики словесного эксперимента (Л. Б. Гаккель, 1951; В А. Г. Усов, 1955; Л. Г. Первов, 1956; А. И. Клиорин, 1965, и др.), из которых особого рассмотрения заслуживает вариант А, И. Плотичера (1955). А.И. Плотичер с помощью инструкции несколько ограничивает диапазон возможных ответных реакций путем указания обследуемым категории слов, которые запрещено использовать. Например, одна из его инструкций запрещала отвечать на слова-стимулы названиями мебели и посуды. Методика цепи случайных речевых реакций отличается от описанной тем, что обследуемые должны на определенный сигнал произносить все слова, которые удается им вспомнить. Продолжительность выполнения этого задания зависит от цели эксперимента. В опытах А. И. Плотичера (1955) она обычно равнялась 3—5 мин, в наших— 1—5 мин. Важный недостаток описанных методик — большая зависимость слов-ответов от многих причин, в связи с чем, как правильно заметил Е. И. Бойко (1964), трудно сказать, почему обследуемый ответил данным, а не другим словом. Каждая или почти каждая ответная речевая реакция, получаемая в случае использования обсуждаемых методик, представляет собой случайное событие; именно поэтому при повторении эксперимента, тем более через несколько дней, слова-ответы далеко не всегда совпадают. Одно из существенных преимуществ методики речевой выборки— малая зависимость результатов от фактора случайности. Серьезное отличие этой методики от описанных состоит в том, что обследуемый, согласно инструкции, обязан в ответ на сигнал-стимул начать перечисление всех известных ему слов, обладающих заданными признаками. Могут быть даны задания на перечисление: а) всех городов СССР; б) столиц государств мира; в) всех русских имен; г) женских имен; д) мужских имен; е) названий деревьев; ж) названий диких зверей и т. п. Отсюда видно, что задания могут быть разнообразными; однако по некоторым соображениям мы предпочитаем пользоваться двумя категориями слова — названиями городов и именами. Методика позволяет исследовать одну из важнейших функций мозга — функцию выборочного воспроизведения временных связей. Эта функция делает возможными мышление, чтение лекций, повествования на определенные темы и т. п. Исследования по любой из описанных методик могут проводиться в двух вариантах — при оптимальной и максимальной скорости ответных речевых реакций. Метод словесного ассоциирования позволяет изучать особенности образования второсигнальных временных связей при предъявлении для запоминания известных и неизвестных обследуемому слов, слогов, бессмысленных звукосочетаний, цифр или чисел. В зависимости от способа выявления выработанных временных связей можно выделить три методики: 1) словесного ассоциирования с речевым воспроизведением; 2) словесного ассоциирования с произвольнодвигательным ответом и 3) словесного ассоциирования с условнорефлекторным выявлением. Сущность первой методики состоит в том, что после предъявления раздражителей обследуемый в ответ на определенный сигнал должен перечислить эти раздражители. Если он называет только часть из них, то повторно предъявляются те же раздражители, снова ставится задача на воспроизведение всего ряда и т. п. После того, как обследуемый запомнит весь ряд слов, можно предлагать ему воспроизводить этот ряд, начиная с заданных слов, в прямом и обратном порядках. Перед предъявлением слов для запоминания обследуемый извещается о запрете прибегать к мнемонике. Методика позволяет исследовать закономерности образования и воспроизведения второсигнальных временных связей. Основное отличие второй методики от описанной состоит в том, что выявление временных связей производится иначе: обследуемый должен, согласно инструкции, в ответ на применение любого из ассоциированных слов нажать на резиновый баллон (электрическую кнопку) или совершить другое, указанное экспериментатором, движение и не реагировать на посторонние раздражители. Методика позволяет констатировать факт образования временных связей, но не дает возможности судить об их прочности. С ее помощью можно изучать то, что психологи называют узнаванием. Для методики словесного ассоциирования с условнорефлекторным выявлением характерно многократное сочетание асссоциируемых раздражителей. Например, А. Я. Федоров (Н. И. Красногорский, 1939, стр. 98) для получения прочных временных связей сочетал шесть словесных раздражителей в течение нескольких недель. Наша попытка выявить временные связи, образованные путем однократного сочетания 2—4 раздражителей, оказалась неудачной, между тем по методикам словесного ассоциирования с речевым воспроизведением или с произвольно-двигательным ответом удавалось выявлять временные связи после однократного сочетания 5, а иногда и большого числа словесных раздражителей. Методику словесного ассоциирования с условнорефлекторным выявлением целесообразно использовать в том случае, если подлежит изучению вопрос о влиянии на физиологическое значение словесных ассоциированных раздражителей выработки условного рефлекса на один из них. Это влияние выражается в том, что в результате выработки условного рефлекса на какой-либо раздражитель соответствующее сигнальное значение приобретают ассоциированные с ними раздражители. Метод корректурных таблиц давно применяется в психологии и психиатрии, физиологи им пользуются сравнительно редко. Сущность этого метода сводится к следующему: испытуемому вручается корректурная таблица и дается указание зачеркнуть определенную букву или определенное сочетание нескольких букв. Имеются разные варианты таблиц; широкое распространение получили корректурные таблицы В. Я. Анфимова и А. Г. Иванова-Смоленского (А. Г. Иванов-Смоленский, 1933; В. К. Фаддеева, 1960). Метод корректурных таблиц позволяет изучать некоторые индивидуальные особенности человека (степень целенаправленной концентрации процесса возбуждения, утомляемость и др.). Метод функционально-структурных корреляций служит для изучения материального субстрата второй сигнальной системы, зависимости деятельности этой системы от состояния и целостности органов речи и особенно нервной ткани. Этот метод давно применяется, с его помощью было получено много важных данных. Он лежит в основе клинико-патоморфологической методики, методики прямого воздействия на мозг, методики фармакологического влияния на вторую сигнальную систему и некоторых других. Первая из названных методик предусматривает установление корреляций между нарушениями второй сигнальной системы и локализацией патологического процесса. Методика прямого воздействия на субстрат речевой системы обеспечивает изучение влияния электрических, механических и им подобных раздражений нервной ткани на вторую сигнальную систему. Эта методика широко применяется при решении нейрохирургических задач В. Пенфилд (Penfield 1954;, В. Пенфилд, 1959; В. Пенфилд, Г. Джаспер, 1958, и др.). Методика фармакологического влияния на вторую сигнальную систему позволяет исследовать изменения этой системы при воздействии фармакологических веществ. Рассмотренные методы обеспечивают, как ранее говорилось, изучение преимущественно второй сигнальной системы. Продолжение | |
Просмотров: 8958 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 4.5/2 |
Всего комментариев: 0 | |