Дореволюционная литература [25] |
Советская литература [155] |
Современная литература [33] |
Художественная литература [21] |
Углов Фёдор Григорьевич [18] |
Шичко Г А [43] |
Законодательство [56] |
Батраков Евгений Георгиевич [130] |
Соколов Юрий Александрович [9] |
» Шичко Г А |
17.07.2011, 09:42 | |
ЖЕНЩИНА И ТРЕЗВОСТЬ Алкоголь издавна считают самым страшным бичом народа, поскольку он калечит тело и сознание, уродует жизнь, разрушает материальное и моральное благополучие. Особо тяжелые страдания выпали на долю женщины. На них пьяные отцы, братья, мужья и дети испытывают свои кулаки и способности к сквернословию и цинизму, им приходится переносить психологические истязания. Потери женщин в связи с распространением алкоголепития огромны. Хозяйка дома, "умеренно пьющая" - беда для семьи, пьянствующая - трагедия, алкоголичка - катастрофа. Женщины быстрее спиваются и хуже поддаются избавлению от алкоголизма. По мере употребления спиртного женщина все больше утрачивает достоинства прекрасного пола, а также возможность иметь полноценных детей и хорошо воспитать их. Известно, что зачатие новой жизни в пьяном виде резко повышает вероятность рождения дефективного ребенка. Алкоголепитие в период беременности ведет к подобным же последствиям. Кроме того, у плода в утробе пьющей матери вырабатывается потребность в спиртном. Подобная потребность появляется и у ребенка в случае кормления его молоком пьющей. Если ребенку, имеющую подобную потребность не давать спиртное, то она угаснет, но спустя многие годы может вспыхнуть после одной или нескольких выпивок, в результате появится сильное влечение к спиртному. Жизнь женщины, у которой родился уродливый ребенок или вырос алкоголик, становится мучительной и беспросветной. Женщины много теряют из-за алкоголепития мужчин. Пьянство мужа парализует самое человеческое чувство - любовь, лишает самого ценного условия нормальной жизни - домашнего покоя, калечит психику самых дорогих членов семьи - детей. Женщины имеют более чем достаточно оснований отрицательно относиться к алкоголепитию, они лучше мужчин психологически подготовлены к трезвеннической деятельности, имеют больше возможности для успешного проведения ее. Ведь женщина - это и мать, и жена, и невеста, и воспитательница дошкольников, зачастую и учительница, и врач. Мне хочется помочь читательницам полнее использовать свои возможности с целью выполнения установки ЦК КПСС и СМ СССР на "...искоренение вредных для здоровья привычек - курения и употребления алкоголя..." (Постановление ЦК КПСС и СМ СССР от 22.09.77 г. "О мерах по дальнейшему улучшению народного здравоохранения"). В данном случае особо остановлюсь на вопросе искоренения алкоголепития. Жизнь убедительно показывает, что правильный путь искоренения привычки употребления спиртного, пьянства и алкоголизма - систематическое распространение трезвости. Это могут делать только трезвенники, причем в первую очередь убежденные. Алкоголепийца в роли борца с пьянством такая же карикатура, как поп в роли атеиста. Прежде всего, попытаемся выявить основную причину употребления спиртного людьми. В моей статье "Против питейной "запрограммированности", опубликованной в разных газетах страны ("Орловская правда", 20 октября 1977г. и др.), отмечается одна основная причина - психологическая питейная запрограммированность. Главными компонентами питейной запрограммированности являются настройка на употребление спиртного и питейное убеждение. Настройка - это планирование своего отношения к "спиртным напиткам". Она в условиях нашей жизни нередко начинает формироваться в детстве в результате наблюдения сцен выпивок дома, на улице, на экранах кино, телевизоров и т. п. Как-то я опрашивал первоклассников и оказалось, что часть из них уже настроена на употребление "спиртных напитков". Например, мальчик заявил, что, как подрастет, будет употреблять вино, а его сверстница наметила довольствоваться пивом. Взрослые люди настраиваются на предпочтительное использование определенных "напитков", в определенной обстановке и в определенных дозах, Содержание настройки на алкоголепитие со временем обычно изменяется и нередко существенно. Многие настраиваются на "умеренное употребление алкоголя", но затем часть из них превращается в алкоголиков. Это закономерность. Питейное убеждение - уверенность в том, что "умеренное употребление спиртного" дозволенное, нормальное, оправданное и неизбежное в наше время занятие. Человек поступает в соответствии со своим убеждением, отстаивает его и пропагандирует. Обладатель питейного убеждения уподобляется религиозному человеку с той существенной разницей, что один верит в несуществующие благотворные свойства "спиртных напитков", другой - в наличие сверхъестественных сил. Всякая необоснованная вера осложняет жизнь, придает ей неустойчивость, повышает вероятность всевозможных бед. Выпивающие - это как бы заблудившиеся люди, частично потерявшие хорошую, разумную ориентировку в жизни из-за недостатка достоверных сведений по алкогольной проблеме и из-за тенденциозного отношения к ней. Принципиальный трезвенник в отличие от алкоголепийцы обладает не верой в спиртное, а научным противоалкогольным убеждением. Игнорирование советского противоалкогольного законодательства, навязывание спиртного другим под видом угощения, распространение неверных сведений об алкоголе и последствиях его употребления - все это представляет собой реализацию питейной программы. Она в какой-то мере деформирует мировоззрение человека, искажает восприятие и понимание им окружающего, отрицательно сказывается на социальных чувствах и на поведении. Питейно запрограммированному обычно кажется, что все человечество поглощает алкоголь, что среди здоровых людей нет трезвенников. Именно поэтому известному крестителю Руси и горькому пьянице князю Владимиру мерещилось, будто его подданные не способны существовать без хмельного. Вот его лживое заявление: "Руси есть веселье пити, не можем без того быти". Питейную запрограммированность нельзя подавить лекарствами, лозунгами, проклятьями, угрозами и репрессиями. На нее можно успешно влиять только специальными психологическими воздействиями: правдивой, впечатляющей информацией, переубеждением и т. п. К началу противопитейной деятельности следует подготовиться, причем особенно серьезно читательницам, не обладающим трезвенническим убеждением. Важно получить хотя бы минимум достоверных сведений по противоалкогольной проблеме. Издано много книг, брошюр, статей, но, к сожалению, далеко не во всех содержатся правдивая информация, правильные положения, взгляды, мысли. Читать противоалкогольные публикации следует критически. Серьезными и правдивыми публикациями являются следующие:
3) Л.Семин, Г.Шичко. Горбатый стакан. "Аврора", 1971, №№ 7, 8; 4) Л.Толстой. Статьи 1886-1889 гг.: К молодым людям; Праздник просвещения 12-го января; Пора опомниться; 5) Л.Ушакова. Серьезный взгляд на трезвость. "Тагильский рабочий", 13 декабря 1977 г.; 6) С.Н.Шевердин. Человек, общество, алкоголь. Горький, 1973; Я за абсолютную трезвость. "Молодой коммунист", 1975, № 10. Давно уж устно и печатно распространяются три вредные теории, которые условно назовем так: 1. "Теория заполнения алкогольного вакуума", 2. "Теория культурного (умеренного) питья" и 3. "Теория алкогольного скепсиса". Нельзя быть активным бойцом противоалкогольного фронта, не осознав несостоятельность, абсурдность и вредоносность этих теорий. 1. Теория заполнения алкогольного вакуума сводится к утверждению: нельзя вытеснять из жизни казенные "алкогольные напитки", поскольку образовавшийся вакуум заполняет самогон и различные суррогаты, что сделает положение еще более тяжелым. Поклонники теории всячески чернят "сухие законы", уверяя, будто они провалились, потому что принесли больше вреда, чем пользы. В действительности же, "сухие законы" не провалились, а их сознательно провалили реакционные силы, которые были заинтересованы в спаивании населения. Подобные силы объединились в специальные организации, чтобы парализовать и уничтожить трезвенническое движение. Они много сделали для отмены американского "сухого закона". Жизнь показывает, что распространение поглощения суррогатов подпольного производства нитей содействует государственная продажа "спиртных напитков" и официальное признание алкоголепития законным и нормальным деянием. Обратимся к фактам. После смерти В.И.Ленина, который был противником сивухи и прочего дурмана, поклонники рассматриваемой теории решили уничтожить нелегальный самогон казенной водкой. С октября 1925 г. хлынул возрастающий поток сорокаградусной в торговую сеть. И что же произошло? В полном соответствии с трезвой логикой самогоноварение вновь поднялось. К 1929 г. объем выработки самогона оказался выше в 1,7 раза в сравнении с 1924 г. Каждое четвертое крестьянское хозяйство имело самогонный аппарат. Резко выросло пьянство. По данным Госплана СССР, в 1928-1929 гг. казенной и домашней водки пили в полтора раза больше, чем в 1913 г. (Сб. "Борьба с алкоголизмом в СССР". М.-Л., 1929, с.16; Дидрихсон Б.Ф. Как вести антиалкогольный кружок. М.-Л., 1930, с.14). В настоящее время, когда имеется изобилие казенных питей, распространены поглощение суррогатов и подпольное производство "спиртных напитков". Даже среди интеллигенции, в том числе врачей и ученых, имеются самогонщики. Самогон, как и вообще спиртное, можно победить правильной и систематически проводимой трезвеннической идеологической работой с населением, потому что проблема алкоголизма - прежде всего идеологическая, проблема понятий, взглядов и убеждений. Именно благодаря идеологической работе, арабы, исповедующие ислам, второе тысячелетие не пьют спиртное, десятки и сотни лет трезво живут некоторые наши сектанты (старообрядцы, баптисты, чуриковцы и т. д.). В СССР имеется много граждан, трезвость которых базируется не на религиозном, а на противоалкогольной секции штаба ДНД Петроградского района Ленинграда. Кстати, алкоголепитие противоречит материалистическому мировоззрению, основу которого составляет стремление познавать правду, видеть действительность в истинном свете и в соответствии с этим жить и действовать. 2. Теория "культурного питья" заключается в признании обучения людей "культурному" употреблению "алкогольных напитков" основным и наиболее эффективным направлением борьбы с пьянством и алкоголизмом. Правда, пока ни один культурнопитейщик не подтвердил практикой свою теорию. Жизнь показывает, что так называемое "культурное" или "умеренное питье" - благоприятная почва для пьянства. Именно на ней вырастают пьяницы и алкоголики. Так ставили вопрос прогрессивные силы нашей страны в двадцатые годы и соответственно поступали: боролись со всяким, в том числе и с "культурным", алкопотреблением. Борьбу с пьянством, а не с его причиной – "умеренным питьем" - считали лицемерием ("Трезвость и культура", 1928, № 1, с.6-7). Культура и алкоголепитие несовместимы, антиподы. Понятие "культура пития" такая же нелепость, как и понятия "культура хулиганства", "культура воровства", "культура убийства". Идея "культурного" или "умеренного употребления" спиртного заимствована у христиан и является антинародной, поскольку содействует распространению пьянства. Печальные плоды этой теории в виде широкого распространения алкоголизма пожинают так называемые христианские страны. Мы своим пьянством в значительной мере обязаны культурнопитейщикам. Если посмотреть правде в глаза, то теорию "культурного питья" следует считать средством идеологической диверсии. 3. Теория алкогольного скепсиса отрицает возможность вытеснения из нашей жизни спиртного, признает сложившуюся ситуацию тупиковой, безнадежной. Отдельные скептики теоретически допускают возможность отрезвления народа, но думают, что проку от этого не будет, поскольку, по их мнению, люди начнут употреблять наркотики и другие вредные вещества. Трезвенническое движение признается ненужным и даже вредным. Все три теории абсурдны, они выдуманы, поддерживаются и распространяются, как правило, врагами успешного решения великой, благородной и престижной социальной задачи - отрезвления нашей страны. Приведенные сивушные теории исходят из фальшивой и человеконенавистической установки христианского духовенства, сущность которой видна в следующем заявлении небезизвестного Иоанна Кронштадтского: "Нет, невозможно предоставить человека собственной свободе совести, потому именно, что он - существо падшее, растленное, и у человека страстного и совесть грешная и свобода растленная, а у иного и совсем сожженная" ("Деятель", 1901, № 11, с. 442). Мы, убежденные трезвенники-атеисты, отвергаем христианское человеконенавистничество, его клевету на людей, якобы порочных по своей природе и признаем гуманизм, веру в человека, в его беспорочную природу, в его стремление к добру. Пророчество, будто в случае запрета продажи "алкогольных напитков" население начнет производить самогон и поглощать всякую отраву - клевета на наш народ. Такое пророчество равносильно объявлению всех нас, советян, потенциальными преступниками, готовыми при первом удобном случае продемонстрировать свои уголовные наклонности. Почти все мы не только не станем нарушать запрет, на алкоголепитие или продажу спиртного, но будем приветствовать, и поддерживать его. Так думать заставляет история нашего народа. В 1914 году россияне как бы перешли от наступления на "зеленого змия" к штурму, который после начала войны завершился невиданной победой - отрезвлением страны. Борьба велась демократическими способами. По территориальному признаку собирались люди и принимали решения о запрещении продажи "спиртных напитков" в местах своего проживания. Решения отправлялись властям. "В Министерство финансов массами поступают ходатайства от общественных организаций о запрещении продажи легких виноградных вин", - сообщил в сентябре 1914 г. ж. "Русское слово" (№ 198, с.4). Врач В.П.Первушин писал о том, что в 1914 г. вслед за прекращением продажи водки "...последовало прекращение продажи пива и вина повсеместно по России по приговорам городских и сельских общественных учреждений. В стране "воцарилась" трезвость - небывалое, неслыханное явление, в корень, до неузнаваемости изменившее точно по волшебству всю, кажется, всю жизнь страны...". (Казанский медицинский журнал, 1916, № 14, с.120). В конце двадцатых годов в связи с быстрым ростом пьянства в СССР началось грандиозное противоалкогольное движение, в котором принимали участие и дети. Пионеры и школьники, например, устраивали массовые митинги и демонстрации в защиту трезвости. В 1972 г. после опубликования правительственных постановлений "О мерах по усилению борьбы против пьянства и алкоголизма" в некоторых местах так умело провели сельские сходы, что самогонщики добровольно сдали свои аппараты! Вот какие россияне и советяне и истинном свете! Нарушители законов и уголовники всегда были, есть и еще долго будут, однако, они лишь незначительная часть народа. Кстати, их плодит алкоголепитие вообще, умеренное в особенности. С помощью правдивой информации, примера, убеждения словом и делом легко можно умеренно пьющих освобождать от питейной запрограммированности, а в отдельных случаях переделывать алкоголика в убежденного трезвенника. Один факт. На последнем нашем собрании отчитывался за свое поведение бывший алкоголик Виталий. Он сообщил о том, что после знакомства с нами (20 месяцев назад) ни разу не выпил, что отрицательно относился к алкоголепитию, радуется превращению в убежденного трезвенника, почти перестал болеть, доволен семьей, работой, жизнью. Примечательно, что никто из нас специально с Виталием не занимался. Решающую роль сыграли: наш пример трезвой жизни, правда, об алкоголе и последствиях его употребления и посещение наших мероприятий. Женщина, готовящаяся к противоалкогольной деятельности, должна серьезно подумать над вопросами: 1.Что хорошего дает мое алкоголепитие мне и моему мужу, детям, родственникам, трудовому коллективу, народу?, 2.Что плохое приносит мое алкоголепитие мне, моему мужу, детям?, 3.Что хорошее дает алкоголепитие моего мужа ему самому, мне, моим детям?., 4. Что плохое приносит алкоголепитие мужа ему самому, мне, моим детям?.. Число подобных вопросов можно расширить за счет выяснения хороших и плохих последствий алкоголепотребления сыном, дочерью, отцом и др. Выгодно результаты размышлений записать и ознакомить с ними членов семьи, а при случае и близких. Для перехода с позиции "культурного" питья на позицию трезвости достаточно следующего: а) вдумчивого прочтения этой статьи и твердого запоминания ее основных положений; б) знакомства с печатными работами, перечисленными выше, или хотя бы с большей частью их; в) серьезного размышления над вопросами о последствиях употребления спиртного. Трезвенница, тем более убежденная и обладающая минимумом противоалкогольных знаний, имеет моральное право приступить к работе с другими. Каждая мать, заботящаяся о счастье своих детей, мечтающая навсегда сохранить с ними теплые взаимоотношения, обязана трезвеннически запрограммировать их. Для этого следует при всяком удобном случае вырабатывать негативное отношение к употреблению спиртного и к алкоголепийцам, давать достоверные сведения о "спиртных напитках" и действии их на развивающийся организм, на настоящее и будущее человека, убеждать в том, что употребление спиртного - противоестественное, ничем неоправданное, пагубное для пьющего и его семьи занятие, что оно химическое членовредительство. Полезно выработать уверенность в том, что безвредных "алкогольных напитков" и безвредных доз спиртного нет. Выпьет человек рюмку сухого вина - на рюмку этого вина он станет глупее, на рюмку потеряет память, на рюмку снизится успеваемость, на рюмку ослабеет здоровье, на рюмку укоротится жизнь и т. д. Признаком успешной работы является добровольное взятие детьми обязательство никогда не употреблять спиртное. Целесообразно в таком же духе проводить и противокурительное воспитание детей. Убежденная трезвенница должна стремиться к полному изгнанию из своего жилища спиртного. Большое сопротивление могут оказать ей пьющие муж и совершеннолетние дети. Нужно стремиться проводить тонкую и продуманную противоалкогольную обработку их с тем, чтобы сначала ослабить, а затем подавить питейную запрограммированность. Следует использовать результаты своего размышления над последствиями употребления спиртного самой и членами семьи, совместно проанализировать их. Выгодно попросить пьющего растолковать, во имя каких благ он употребляет спиртное, что полезное и необходимое это несет ему и его семье. Можно проводить коллективные читки и обсуждение серьезных противоалкогольных публикаций. Для этого вполне подходит, например, новое произведение крупного ученого, академика медицины Ф.Г.Углова "Человек среди людей" ("Наш современник", 1977, №№ 8 и 9). Целесообразно пьющего члена семьи уговорить оформить перевод денег на сберкнижку. В таком случае отпадает соблазн "обмывать" получки. Убежденная, грамотная и умная трезвенница способна сравнительно легко отвратить от спиртного умеренно пьющих членов семьи. Сложнее справиться с пьяницами и особенно с алкоголиками. Однако во всех случаях труд не пропадает зря. Если его результатом будет согласие алкоголика пройти наркологическое лечение, значит уже одержана одна заметная победа. Нужно иметь в виду, что в домашних условиях очень редко удается избавить родного человека от алкоголизма. Дружеские советы молоденьким читательницам. Алкоголь представляет большую угрозу для девушек. Они очень быстро спиваются, и хуже, чем юноши, поддаются избавлению от алкоголизма. Некоторые мужчины с корыстными целями угощают девушек "спиртными напитками". Принятие такого угощения многим изуродовало жизнь: одни погибли или покончили с собой, у других появились внебрачные дети, третьи приобрели венерические заболевания, четвертые совершили преступления и т. п. Трезвость не только большое достоинство девушки, но и невидимый надежный щит от тех бед, которые случаются с пьющими. Невеста обязана хорошо знать об отношении своего жениха к спиртному. Если он считает выпивки нормальным явлением, похваляется способностью поглощать большие дозы спиртного, часто прикладывается к бутылке, попадает в медвытрезвитель, дает пустые обещания "исправиться", его можно смело отнести к алкоголикам. Девушка не имеет морального права вступать в брак с таким человеком! Можно довериться мужчине из числа пьяниц или алкоголиков лишь в случае, если он трезво прожил не менее года. Пьяница делает свою супругу очень несчастной и жалкой. Он не только обкрадывает ее, истязает, но нередко "дарит" неполноценных детей, а то и настоящих уродов. Употребление спиртного, особенно злоупотребление им, тем более алкоголизм - крупнейшие недостатки человека, которые делают его неполноценным. Эта неполноценность столь значительна, что на ее фоне блекнут достоинства, а со временем утрачиваются вовсе. Пьянство делает гения посредственностью, а затем слабоумным, высокоморального человека - безнравственным, красавца - внешне противным, богатыря - малосильным и дряхлым. И вот девушка, выходя замуж за гениального, высоконравственного, красивого и с богатырским телосложением мужчину, имеющего один недостаток - любит выпить, в дальнейшем станет женой слабоумного, аморального, некрасивого, не по возрасту дряхлого алкоголика. Подобное страшное горе, к сожалению, постигло мою читательницу Н.И. Вот отрывок из ее горького повествования, болью отзывающего в сердце: "Мой муж в прошлом талантливый художник, журналист, окончил академию, очень умный, эрудированный человек. В настоящее время превратился в жалкого трясущегося алкоголика. Красивый, здоровый мужчина атлетического телосложения превратился в живой скелет с лицом, покрытым сетью морщин... На моих глазах погибает человек, которого я сильно любила, и я бессильна что-либо сделать. Я подробно не пишу, в каком унизительном положении находится он в обществе, с каким презрением смотрят на меня мои коллеги по работе, знакомые, родственники. Его позор является и моим позором. Все мои достижения в моей работе, мои успехи в общественной работе, все перечеркивается тем, что я живу с алкоголиком...". Не советую знакомиться, тем более поддерживать дружбу, с любителями хмельного. Нельзя быть большой оптимисткой и надеяться на то, что удастся после свадьбы своими силами сделать трезвенником пьяницу, тем паче алкоголика. Многие очень дорого платят за такой оптимизм. Серьезная, благоразумная девушка должна требовать трезвости от своего жениха. Известно, что любимые невесты обладают большей силой воздействия на пьяницу, чем жены. Следует пользоваться этим. До сих пор речь шла об индивидуально проводимой трезвеннической работе. Больших успехов удается добиваться совместными усилиями двух или нескольких женщин. Трезвеннические объединения или союзы могут быть официальными и самодеятельными. Официальные объединения женщин должны создаваться с ведома властей (местные советы, штаб дружины, милиция, руководство завода, цеха, колхоза и т. п.). Объединения могут быть двух видов: противоалкогольные дружины и трезвеннические клубы или общества. Дружины создаются по согласованию со штабом ДНД и работают под его руководством. Названия клубов могут быть разнообразными: "Благоразумие", "Самообладание", "Трезвость" и т. п. Мне представляется наиболее подходящим такое название – "Клуб оптимализма" или "Клуб оптималистов". Термин "оптимальный" означает наилучший. История человечества по существу есть история оптимизации его жизни и с каждым годом мы все больше приближаемся к оптимализму. Яркими иллюстрациями служат такие факты, как мирное сосуществование стран Европы на протяжении последних 33 лет и распад колониальной системы. Важнейшее условие оптимальной жизни - исключение из нее всего вредоносного и в первую очередь алкоголепития и курения. Основной медицинский принцип, установленный еще в древности, гласит: "Прежде всего, не повредить". Его вполне можно считать оптималистичным. Он должен быть одним из главных принципов нашей жизни и наших взаимоотношений. Не вреди себе и не вреди другим. Оптимальное отношение к спиртному - принципиальный отказ от его использования в качестве напитка. Название "Клуб оптимализма" включает в себя и утверждение В.И.Ленина, что пролетариату, скажем шире - трудящимся, "не нужно опьянение алкоголем... Ему нужны ясность, ясность и еще раз – ясность". ("Воспоминания о Владимире Ильиче Ленине в 5 томах". М., 1969, т.5. с.48). Ясность сознания - оптимальное состояние мозга. Алкоголь, табак и фармакологические наркотики приводят мозг в отрицательное, нередко в пессимальное (наихудшее) состояние. Алкоголепийцы идут путем пессимализма, а не оптимализма. Основные задачи клуба оптимализма: 1) помощь клубистам в организации оптимальной жизни (здоровой, радостной, полезной и т. п.); 2) содействие отрезвлению семей клубистов; 3) распространение правдивых сведений об алкоголе и табаке и последствиях их употребления; 4) устная и печатная пропаганда трезвости; 5) выработка у детей трезвеннической и противокурительной запрограммированности; 6) борьба за строгое соблюдение советского противоалкогольного и противокурительного законодательства. Конечная цель клуба - отрезвление коллектива (завод, цех, колхоз и т. п.), при котором он создан. Для успешного выполнения своих задач члены клуба должны располагать соответственными знаниями и в первую очередь твердо усвоить противоалкогольный минимум. Программу минимума можно коллективно разработать и подобрать нужную литературу. В дальнейшем следует добиваться, чтобы этим минимумом овладели все члены коллектива, причем в первую очередь молодежь, недавно начавшая трудовую жизнь, пьяницы, алкоголики. В 20-х годах устраивались девичьи и женские конференции. Женскому клубу оптимализма выгодно перенять эти формы работы. С укреплением клуба в него можно будет принимать мужчин и тогда он станет общим. Самодеятельные трезвеннические союзы - официально неформальные соглашения между двумя или несколькими женщинами совместно бороться с алкоголепитием. Они не нуждаются в официальной регистрации, им не нужны программа и устав, они легко могут создаваться и также легко прекращать свое существование. Для создания самодеятельного клуба достаточно двум женщинам договориться о совместном решении одной или нескольких задач. Например, подросток иногда приходит домой в легком хмелю. Попытки матери повлиять на него не дали нужного результата. Она обращается к знакомой с просьбой совместными усилиями отвратить сына от спиртного. Даже такой союз правомерно считать женским самодеятельным клубом. Предположим: клубистам удалось у подростка выработать противоалкогольное убеждение. Клуб достиг цели, поэтому прекращает свое существование. Надлежит иметь в виду, что добиться такого результата трезвенницам сравнительно легко, алкоголепийцам - трудно. Нужно иметь в виду следующее. Сам факт присутствия за пиршестским столом 1-2, тем более нескольких трезвенников, сдерживающе влияет на пьющих. Еще большее влияние оказывает активное отражение агитации алкоголепийц. Представим, что компания уговаривает вас выпить. Нужно согласиться на это, но лишь в случае, если агитаторы докажут, что вы и ваша семья получите пользу от такого поступка. Можно пообещать отказаться от трезвости в обмен на веские доводы в пользу употребления спиртного населением. Их не найти. Поиск аргументов заставит собутыльников задуматься над вопросом о целесообразности употребления спиртного. Отдельным людям будет достаточно этого, чтобы изменить отношение к алкоголепитию. Большую пользу, делу снижения пьянства молодежи способны принести самодеятельные трезвеннические объединения или клубы девушек (кстати, они не новинка). Девушки договариваются между собой о следующем: а) совершенно не употреблять "спиртные напитки"; б) частично или полностью бойкотировать юношей - алкоголепийц (не знакомиться с ними, не дружить, не танцевать и т. д.). Как показывает опыт прежних объединений подобного рода, сначала юноши посмеиваются, но, убедившись в серьезности решения девушек, один за другим трезвеют. Самодеятельные клубистки должны проводить противоалкогольное просвещение своих поклонников, даже если они в результате бойкота отказались от спиртного. Конечной целью обработки пьющего молодого человека должна быть выработка у него трезвеннической запрограммированности. Достижение ее - почти полная гарантия того, что он не станет пьяницей. Успех отрезвления существенно зависит от индивидуальных особенностей людей, поэтому важно по возможности учитывать их. Имеются специальные методики для выявления некоторых свойств мозга человека, однако, описывать эти методики здесь не место. Женские официальные объединения могут заметно усилить противоалкогольную деятельность, если займутся поиском забытых и разработкой новых методов и приемов отрезвления людей. Много таких методов и приемов было найдено в двадцатые годы, часть из них нашла отражение в интересном журнале "Трезвость и культура", издававшемся в 1928 и 1929 гг. Хочу упомянуть о трех методах: 1) публикация в газетах индивидуальных и коллективных обязательств не употреблять спиртное всю жизнь или в течение определенного срока; 2) крестьянские противоалкогольные сходы; 3) объявление "трезвых дней". 1. Газеты вводили специальные рубрики под названиями "Я бросил пить - кто следующий?" и т. п. для публикации зароков трудящихся. Печатались и коллективные договоры. Вот содержание одного из них, опубликованного в 1929 г. журналом "Трезвость и культура": "Договор трезвости" 1928 г., 4 ноября, заключили настоящий договор гр. поселка Фомин-верх... С сего времени прекращаем пить водку. В случае, если кто из нас нарушит настоящий договор, тот штрафуется в размере 10 руб. в пользу республики. Сельсовет должен следить за выполнением настоящего договора, к чему и подписуемся (подписи). Данный договор заверен Кросновским сельсоветом”. Некоторые женщины отказывались поддерживать приятельские отношения (танцевать, прогуливаться и т. п.) с алкоголепийцами до тех пор, пока они не подписывали зарок совершенно не употреблять спиртное, в т. ч. и пиво, хотя бы в течение нескольких месяцев. Трезвенницам следует поставить вопрос о введении в стенных, многотиражных, районных и других газетах рубрик примерно под такими названиями: "Мы бросили пить", "Трезвость - большое достоинство", "Трезвость - наше будущее", где публиковать индивидуальные и коллективные обязательства не пить спиртное. В договорах следует указывать продолжительность действия зарока. Нужно агитировать алкоголиков давать письменные трезвеннические зароки, хотя бы на 1-4 недели. Есть основание думать, что это будет содействовать появлению веры в возможность вообще прекратить пьянство. Метод публикации зароков способен заметно снизить пьянство среди молодежи. 2. Сельские сходы - собрания сельчан для решения общих вопросов. В прошлом они существенно влияли на жизнь села. Например, до империалистической войны крестьяне решали на сходах вопросы об отношении к питейным заведениям, к шинкарям, о коллективной борьбе с ними, о выселении злостных пьяниц. В конце двадцатых годов сотни крестьянских сходов принимали решения об отказе от тех или иных религиозных праздников, которые обычно отмечались пьяным разгулом. Женщины способны значительно отрезвить деревню с помощью периодически проводимых противоалкогольных сходов. 3. Объявление дней трезвости может проводиться в разных масштабах, начиная от страны и кончая объединениями из 2-3 чел. Продолжительность трезвого периода может колебаться от одного до многих дней. Два примера. 19 апреля 1914 года печатный орган большевиков "Путь правды" призвал сделать день печати днем трезвости. Газета писала: "Наступает светлый день для российского пролетариата - праздник рабочей печати... И мы хотим обратиться к товарищам со словами: "В этот день не пейте вина". Алкоголь самый темный и страшный враг светлой человеческой мысли. Он искажает и расслабляет ее и вызывает в человеке грубые и дикие чувства. А наш праздник есть день светлой мысли, и пусть не осквернит его темная отрава. Как было бы хорошо, если бы наш праздник стал и навсегда остался днем трезвости и послужил бы началом пролетарской пропаганды трезвости!". В том же 1914 году в связи с войной царское правительство запретило продажу "алкогольных напитков" на время мобилизации. Трудно умолчать о том, что после окончания мобилизации народ не позволил правительству возобновить торговлю сивухой. Только в отдельных местах была открыта продажа спиртного, но не надолго. Дни трезвости объявлялись и в советское время. Этот метод заслуживает внимания. Женщины принесут большую пользу обществу, если будут добиваться установления дней трезвости сначала в местном масштабе, а затем во все большем. Такими днями надлежит сделать в первую очередь пасху и другие религиозные праздники, затем день 8 марта и 22 апреля. Известно, что В.И.Ленин был трезвенником и большим противником всякого дурмана, поэтому пьянство в день его рождения, да еще по этому случаю, а также в ленинские субботники представляют собой осквернение памяти основателя СССР и КПСС. В дни ленинских субботников вид торопящихся пешеходов с сумками и авоськами, наполненными бутылками, и шатающихся людей вызывает тяжелое чувство горечи и досады. Трезвенническое движение в наше время - самое гуманное, самое прогрессивное, самое благородное движение; оно способно преградить путь алкогольной деградации народа, ежегодно спасать от гибели сотни тысяч советян, укрепить здоровье населения, сделать жизнь более интересной, счастливой и обеспеченной, поднять авторитет и престиж нашей Родины. Участие в таком славном движении - крупное патриотическое дело. Г. А. Шичко, кандидат биологических наук 5 марта 1978 г.
| |
Просмотров: 7632 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0 | |