Трезвая русь

Поиск

Форма входа
Не зарегистрированные пользователи не могут скачивать файлы!

Логин:
Пароль:

Наши друзья

Новости

Научная литература

» Законодательство » Норвегия

Характер и тенденции потребления алкоголя: некоторые характеристики потребления алкоголя в Норвегии за период 1973-1999 гг. Elin Bye
21.04.2010, 17:33
Характер и тенденции потребления алкоголя: некоторые характеристики потребления алкоголя в Норвегии за период 1973-1999 гг.
Elin Bye. Научно-исследовательский институт наркологии, Норвегия (СИРУС)

Уровень продаж алкоголя в Норвегии
Общее количество продаж алкоголя в Норвегии - самое низкое в Европе. Уровень продаж на каждого жителя - как вина, так и пива - в Норвегии намного ниже, чем во многих других европейских странах. На Рисунке 1 представлена подробная информация относительно уровня продажи спиртных напитков в Норвегии за период 1980-2000 гг. Отмечается падение уровня продажи крепких спиртных напитков, вина и пива. Видно, что уровень продаж крепких спиртных напитков заметно снизился с 1980 года, в то время как уровень продаж вина увеличился.
Рисунок 1. Ежегодный уровень продаж алкоголя в Норвегии за 1980-2000 гг.

С 1992 г. уровень продаж алкоголя на взрослого жителя был самым низким по сравнению с любым другим временем, начиная с 1851 года, когда начался сбор статистических данных, кроме тех лет, когда действовал запрет на алкоголь, и в течение 1942 года во время второй мировой войны. Впервые, начиная с периода запрещения, уровень продажи вина, рассчитанный в литрах чистого алкоголя на взрослого жителя, был выше, чем уровень продаж алкоголя в 1995 г. Уровень продаж пива также повысился почти сразу же после второй мировой войны и оставался таким вплоть до середины 70-х годов. Тогда этот уровень сгладился и оставался довольно стабильным в течение 80-х и 90-ых годов. Однако последние два-три года свидетельствуют о тенденции к увеличению уровня продаж алкоголя и пива.
В дополнение к алкогольным напиткам, которые включены в статистические данные, также употребляется значительное количество незарегистрированного алкоголя. В Норвегии считается, что объем нерегистрируемого потребления алкоголя значительно больше и, возможно, составляет 25-30% от общего уровня его потребления. Контрабанда вин и алкоголя, домашняя перегонка, домашнее производство вина, как и довольно большой объем туристического импорта – это наиболее важные источники нерегистрируемого алкоголя.

Характер потребления алкоголя в Норвегии
Таким образом, показатели зарегистрированных продаж, их изменения, которые мы наблюдаем, в действительности не всегда являются отражением реальных изменений уровня потребления алкоголя. Пытаясь получать реальную картину изменений в суммарном потреблении алкоголя, Норвежский научно-исследовательский институт по проблемам наркологии (SIRUS) провел ряд исследований, в которых репрезентативная выборка норвежцев была обследована методом анкетирования. В 1973 году были предприняты шаги с целью оценить, сколько норвежцы потребляют различных видов алкогольных напитков.
Рисунок 2 показывает, что картина остается такой же, когда мы смотрим на данные, полученные в ходе исследований. Общее потребление пива и вина увеличилось, а потребление крепких напитков снизилось.
Согласно результатам анкетирования, крепкие напитки в 1973 году составляли 48% от общего уровня потребления алкоголя; в 1999 году они составляли 29%. Доля вина в общем уровне потребления алкоголя увеличилась с 39% до 43%.
Рисунок 2. Структура общего потребления алкоголя


Паттерн потребления алкоголя в Норвегии
Статистика продажи не дает сведений о количестве пьющих людей, о том, что именно они пьют, как часто или сколько они пьют. Паттерн потребления алкоголя в целом описывается, принимая во внимание следующие факторы: во-первых, это доля населения, которая пьет, и во-вторых, формы употребления алкоголя. Этот последний аспект включает в себя попытку установить, какие спиртные напитки употребляют люди, частоту, с которой они пьют, количество выпитого и когда оно было употреблено. Описания паттерна потребления говорят немного, однако они могут сказать, почему паттерн такой, а не другой. Для полного решения этой задачи, требуются другие виды исследований, нежели чистые описания того, как люди пьют. Об изменениях, произошедших в норвежском паттерне потребления спиртных напитков, свидетельствуют результаты исследований, основанных на данных интервью от 1973-1999 гг.
Идеал полного воздержания традиционно был широко представлен в норвежском обществе. Это обстоятельство было особенно влиятельно в течение первых двух десятилетий 1900-ых годов.
Ослабление этого идеала умеренности может быть ясно увидено по изменению числа пьющих начиная от 1973 г. к настоящему времени, как показано на рисунке 3. В то время, как 17% всех взрослых норвежцев заявили, что они не прикасались к алкоголю в 1973 году, этот процент упал до 11% в 1999 г.

В период до 1973 г. сокращение числа трезвенников распределялись более или менее одинаково среди женщин и мужчин. После 1973 г. изменение пропорции пьющих мужчин было незначительным. Приблизительно 10% мужчин последовательно ежегодно заявляют, что они не прикасались к алкоголю в прошлом году. В отношении женщин, однако, процент трезвенников продолжал снижаться от 23% в 1973 г. до 13% в 1999 г. Исследования показывают, что фактически женщины в равной мере употребляют алкоголь, как мужчины.
Все же пропорция трезвенников, вероятно, не самая интересная особенность в анализе паттерна потребления алкоголя населением. Было бы более интригующим, увидеть, как именно пьют те, кто употребляют алкоголь. Кроме того, интересно знать, что большинство людей связывают с термином "паттерн употребления алкоголя". Воздержанность в большей степени связана с культуральными и историческими факторами, чем с формами выпивки. Из проблем, следующих из этого положения, я сконцентрируюсь на пьющих людях.

Крепкие спиртные напитки
Таблица 1 дает представление об исторических вариациях потребления крепких спиртных напитков.
Таблица 1. Паттерн употребления крепких спиртных напитков
1973 1979 1986 1991 1994 1999
Процент потребителей крепких спиртных напитков от общего числа потребителей 89 88 88 81 84 81
Потребители крепких напитков:
Число эпизодов за год

Количество выпитого за эпизод (мл чистого алкоголя)
26

53

25

66
23

62
19

61
21

58
20

56
Количество тяжело пьющих:
Процент от общего числа потребителей крепких напитков
43
33
31
29
28
25
Число эпизодов значительного потребления за год 4 7 7 12 7 7
Тяжело пьющие: лица, потребляющие по крайней мере пол бутылки крепких спиртных напитков за эпизод (эпизод значительного потребления)
Кажется, что причина снижения уровня потребления крепких спиртных напитков заключается в том, что процент лиц, употребляющих крепкие спиртные напитки, снизился, и что те, кто пьют крепкие спиртные напитки, пьют менее часто и в меньших количествах, чем это было общепринято в конце семидесятых годов. Сегодня пьющие заявляют, что они пьют крепкие спиртные напитки в среднем каждую третью неделю, и объем потребления в течение одной выпивки в 1999 г. было на 22% меньше чем, наблюдалось двадцать лет тому назад. Мы также видим, что меньшее количество спиртного выпивается и меньшее число пьющих крепкие спиртные напитки выпили полностью половину бутылки такого напитка в течение одного «сеанса». Те, кто потребляли именно так, потребляют теперь так же, но менее часто, чем прежде.
Если мы разобьем рисунки по полу и возрасту, то тенденции окажутся в общем такие же, что и во всех группах. Мужчины употребляют крепкие спиртные напитки больше, чем женщины, и они употребляют крепкие спиртные напитки более часто, чем женщины (рисунок 4).

Пиво
Обращаясь к паттерну потребления пива, укажем, что данные СИРУСа говорят, что пропорция потребителей пива остается относительно стабильной, начиная с 1973г. по настоящее время (Таблица 2).
Таблица 2. Паттерн употребления пива
1973 1979 1986 1991 1994 1999
Процент потребителей пива от общего числа потребителей 87 87 86 87 90 86
Потребители пива:
Число эпизодов за год
Количество выпитого за эпизод (мл чистого алкоголя)
44
25
41
31
34
35
34
40
39
42
38
41
Количество тяжело пьющих:
Процент от общего числа потребителей пива
29
23
25
30
34
35
Число эпизодов значительного потребления за год 10 12 11 16 17 15
Тяжело пьющие: лица, потребляющие 6 раз по пол бутылки за эпизод (эпизод значительного потребления)
Число эпизодов выпивки в год, однако, существенным уменьшилось - от 44% до 38% - за этот период. Количество потребления за эпизод, уровень потребления в девяностые годы был существенно выше чем, в семидесятые и восьмидесятые годы.
Больший процент потребителей пива, кроме того, что они выпивают 2 литра пива или больше за один эпизод, говорит, что они делают это более часто, чем в семидесятых и восьмидесятых годах.
Мы находим существенное различие между числом пьющих и частотой, с которой мужчины и женщины, как они говорят, пьют пиво. Больше мужчин, чем женщин, пьют пиво, и мужчины пьют пиво более часто, чем женщины (рисунок 5).

Вино
В отношении вина, как мы видим из таблицы 3, как и ожидалось, показатели указывают на устойчивый рост. Число мужчин, которые пьют вино, выросло; мужчины, пьющие вино, потребляют его более часто, чем прежде; и наблюдается тенденция пить больше в каждый прием.
Число мужчин, которые пьют вино и выпивают целую бутылку или больше за один прием, также устойчиво растет. Это, однако, относительно редкое явление.
Таблица 3. Паттерн употребления вина
1973 1979 1986 1991 1994 1999
Процент потребителей вина от общего числа потребителей 78 82 85 84 88 90
Потребители вина:
Число эпизодов за год

Количество выпитого за эпизод (мл чистого алкоголя)
17

28
19

34
21

38
18

43
24

39
28

38
Количество тяжело пьющих:
Процент от общего числа потребителей вина
24
22
32
30
34
34
Число эпизодов значительного потребления за год 3 4 5 9 6 6
Тяжело пьющие: лица, потребляющие по крайней мере одну бутылку вина за эпизод
(эпизод значительного потребления)
Отмечается такой аспект потребления вина, говорящий о том, что женщины и мужчины пьют вино аналогичным образом.
Рисунок 6 показывает, что так же обычно для женщин пить вино, как и для мужчин; женщины пьют вино так же часто, как их мужского пола коллеги; но они не пьют так много за один прием, как это делают мужчины. Это не типично для женщин выпить целую бутылку или больше за один прием; но когда женщины выпивают целую бутылку или больше они это делают так же часто, как и мужчины. Все же, что потребление вина женщинами отличается от потребления ими пива и крепких спиртных напитков, которые являются типичным для мужчин.

Заключение
На основании данного сообщения относительно картины потребления норвежцами пива, вина и крепких спиртных напитков с 1973 года по настоящее время мы можем сделать следующие заключения.
Уровень регистрируемой продажи алкоголя на каждого пьющего сегодня не стал больше, чем двадцать пять лет тому назад. Тем не менее, если мы добавим нерегистрируемое потребление, то суммарное потребление алкоголя увеличилось на 10-20%, что является, однако, приблизительной оценкой.
Большая доля населения сегодня пьет вино, чем это имело место двадцать пять лет назад, в то время, как число лиц, употребляющих пиво и крепкие спиртные напитки, осталось более или менее постоянными. Воздержание от алкоголя стало более редким и менее обычным.
За исключением самых молодых возрастных групп, мужчины пьют крепкие спиртные напитки чаще, чем прежде. Но когда они пьют крепкие спиртные напитки, они, кажется, не пьют их столько, сколько пили раньше.
Мужчины пьют пиво так же часто, как и прежде; но когда они пьют, они пьют большее количество за один прием, чем двадцать пять лет назад. Пиво - любимый алкогольный напиток молодежи.
За исключением самых молодых возрастных групп, мужчины пьют вино более часто, и большее его количество каждый раз. Потребление вина увеличилось особенно среди женщин, и вино теперь - женский напиток выбора.
Наш анализ периода времени с 1973 по 1999 гг. показывает, что привычки потребления алкоголя норвежских мужчин и женщин остались замечательно постоянными, за исключением двух аспектов. Во-первых, число лиц, употребляющих алкоголь, вырастает прогрессивно. Это особенно относится к норвежским женщинам: не во многих странах имеется меньшее количество непьющих женщин чем в Норвегии.
Во-вторых, произошли изменения в отношении того, что именно мы пьем. Проще говоря, мы могли бы сказать, что в ряде случаев, когда ранее мы употребляли крепкие спиртные напитки, мы теперь вместо этого пьем вино.
Третья причина роста популярности вина заключается в увеличенном спросе со стороны женщин алкогольных напитков в целом. Вино в Норвегии традиционно было напитком предпочтения женщин. Увеличение числа пьющих женщин закончилось дополнительным ростом общего потребления вина.
Но кроме снижения числа трезвенников и того факта, что стало все более и более обычным пить вино и обычным пить крепкие спиртные напитки, норвежские женщины и мужчины выпивают точно так же, как и раньше: в уикэнды и общественные праздники, часто без закуски и, в общем, слишком много.

Читать далее...

Категория: Норвегия | Добавил: Олег
Просмотров: 2117 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]