Белоруссия [1] |
Норвегия [21] |
Австралия [2] |
Польша [7] |
Финляндия [1] |
Франция [1] |
Швеция [1] |
РОССИЯ - Проекты законов [7] |
РОССИЯ - Законодательство [15] |
» Законодательство » Норвегия |
21.04.2010, 17:16 | |
Основные
принципы алкогольной политики в Норвегии
Knut Brofoss. Научно-исследовательский институт наркологии (СИРУС), Норвегия ВВЕДЕНИЕ Россия большая страна, а Норвегия – маленькая. Однако оба государства принадлежат к одной и той же традиции потребления алкоголя: это пояс крепких напитков. Указанный пояс простирается от северных стран (фактически от Шотландии) до Прибалтики и захватывает Польшу и Россию. Этот пояс крепких напитков характеризуется тремя чертами. Первое - крепкие напитки являются традиционно предпочитаемыми напитками. Второе - когда потребляют алкоголь, его потребляют в больших количествах. Не пьют просто так, а чтобы напиться. Третье - пьянство связано с шумным и грубым поведением: вести себя так, когда ты пьян, считается правильным. По крайней мере, именно таким был всегда и Норвежский способ потребления алкоголя. Одно изменение всё же произошло за последние 50 лет, и оно было таково: основным напитком стало считаться пиво. Потребление крепких напитков стало теперь почти низким, в то время как потребление вина повышается. Тем не менее, это не изменило привычек норвежцев при потреблении алкоголя или поведения их, когда они пьют. Эти характерные черты являются важными факторами, которые объясняют, почему Норвегия создала целое направление антиалкогольной политики, которое ставит эту страну вне стран центральной и южной Европы, нацеленных на минимизацию вредных последствий и опасностей для населения в связи с потреблением алкоголя, пытаясь особенно снизить само потребление. Однако Норвегия в этом совсем не одна. Её северные соседи - Швеция, Финляндия и Исландия, имеющие те же традиции, придерживаются в отношении алкоголя одной и той же линии. В этой статье я постараюсь обсудить три главных темы. Во-первых, это концепция алкогольной политики. Вторая задача – дать краткий очерк того, как развивалась алкогольная политика Норвегии за последние 50 лет. В- третьих, эта статья содержит краткий обзор главных элементов норвежской политики контроля над алкоголем, какой она является в настоящее время. Концепция алкогольной политики Понятие « алкогольная политика» может показаться немного странным. В Норвегии, как и в других северных странах, эта концепция связана с реалиями общественной жизни и здравоохранения. В большинстве европейских государств - в рамках Европейского Сообщества - алкоголь учитывается как обычная часть сельскохозяйственной политики, предназначенной решать, как избавиться от переизбытка вина. В других странах он является более или менее важной частью промышленной продукции. В деловых отношениях Норвегии с Европейским Союзом последнему, хотя он и признаёт на словах её заботы и беспокойства относительно потребления алкоголя, в значительной мере трудно представить алкогольную политику, как нечто иное, как способ защиты норвежской торговли и промышленности. На мой взгляд, это недоразумение.
В основе норвежской и вообще северной алкогольной политики лежит понимание того,
что алкоголь, хотя и является легальным и законодательно признанным предметом
потребления, может иметь некоторые опасные последствия. Норвегия рассматривает
алкоголь как потенциально опасное средство для общественной жизни и здравоохранения.
Мы можем провести различие между четырьмя категориями вредных последствий и факторов риска, или их скорее две на две. По одному измерению мы рассматриваем вредные последствия для социальной жизни, с одной стороны, и для здоровья - с другой. По другому измерению мы можем провести различие между острыми поражениями и теми, которые признаны хроническими. Иллюстрацией служит следующая таблица. Вредные последствия и факторы риска Краткосрочные Долгосрочные Социальная жизнь Насилие Здоровье Несчастные случаи Верхняя правая ячейка демонстрирует некоторые долгосрочные последствия чрезмерного потребления алкоголя. Тяжёлое пьянство через какое-то время может оказывать влияние как на семейную жизнь, так и на другие социальные отношения, например, на работе. Нижняя правая ячейка показывает комплексное влияние долгосрочного пьянства на здоровье. Общее потребление алкоголя в Норвегии низкое по сравнению с другими европейскими странами. Оно составляет около 1/3 потребления в странах с самым высоким потреблением и от ½ до 2/3 того, что можно обнаружить в странах со средним потреблением. Это, в сочетании с норвежским способом потребления алкоголя, означает, что долгосрочное влияние пьянства в Норвегии является менее значимым, чем в некоторых других странах. В Норвегии доминирующие нездоровые последствия пьянства связаны прежде всего с редкими пьяными кутежами. Шумное поведение, насилие и несчастные случаи встречаются чаще, чем цирроз печени. Эти инциденты не относятся к тяжёлым пьяницам. Напротив, большинство из них происходит с обычно пьющими или с их окружением. Это одна из главных причин, почему норвежская политика контроля над алкоголем направлена на всё население в целом. Другой причиной является то, что число тяжелых пьяниц в стране достаточно велико, чтобы можно было обойти вниманием общий уровень потребления в обществе. Следовательно, главное внимание норвежской алкогольной политики обращено не столько на специфические группы, будь это тяжёлые пьяницы или выделенные группы риска, сколько на всё население. Чтобы свести к минимуму
опасности, возникающие при потреблении алкоголя, особенно важны две цели. Многие элементы норвежской и северной алкогольной политики применяются также и в других европейских странах. Что выделяет Норвегию из этих стран – это то, что каждый элемент представляет собой часть от целого более широкой алкогольной политики. Каждый элемент играет свою роль в политике в целом. Конечно, некоторые элементы более важны, чем другие. Несомненно, высокие цены на алкоголь являются наиболее эффективным средством, чтобы снизить его потребление. Норвежцы допускают, однако, что кумулятивное действие комплекса средств больше, чем сумма каждого элемента. Всеобъемлемость норвежской алкогольной политики сама по себе влияет на то, как общество воспринимает алкоголь. Краткий очерк Интерес норвежцев к алкоголю не нов. Проблема алкоголя играла заметную роль в норвежской политике в течение более чем 150 лет. Из 6-ти национальных референдумов, которые состоялись в Норвегии, четыре касались внешних сношений, т.е. нашего суверенитета. Остальные два касались алкоголя. Главное влияние оказало Движение за трезвость, которое возникло по инициативе Низкой Церкви в 50 годах 19 века как гуманитарное движение с явно религиозно-политическими оттенками. В политической борьбе Правых и Левых сил в конце 19 века сформировался оплот основной силы доминировавшей тогда Либеральной партии. Эта партия стала своего рода коалицией между радикальным городским средним классом и классом мелких и средних фермеров. Для Рабочего Движения, которое, выдвинувшись вперёд начиная с 1920 года, играло такую же значительную роль в норвежской политике, как раньше Либеральная партия, борьба против алкоголя стала также важным политическим вопросом, хотя отчасти по другим причинам, чем для Движения за трезвость – той его части, которая находилась под религиозным влиянием. Как религиозное, так и светское движение за трезвость были заняты социально опасными последствиями пьянства, а не только относительно небольшим числом чрезмерно пьющих лиц. Во многих случаях их подход опережал современные научные теории в отношении ущерба, вызванного алкоголем, и общего уровня потребления его в обществе. Что касается применённых мер, их можно разбить на пять исторических периодов: 1814 – 1840 Либерализм Первый период наступил сразу же после того, как в 1814 году Норвегия получила свою независимость от сверх централизованной и мелочно расчётливой Дании. Этот период был отмечен сильными веяниями либерализма, не только в политической жизни, но и в экономической сфере. Это относится и к области потребления алкоголя. Никто не мог производить и продавать всё, что он хотел. Потребление алкоголя быстро росло и, спустя некоторое время, вызвало беспокойство по поводу его социальных последствий. Первые ограничения производства крепких напитков были введены уже в 1827 году. 1840 –1870 Местное самоуправление и контроль над производством Выборное местное самоуправление
было введено в Норвегии в 1837 году. Одной из первых его задач было решение
вопроса об алкоголе, ограничение доступности крепких спиртных напитков. Первые
законы о лицензировании вышли в 1842 году. Они были направлены в основном на
производство алкоголя. За короткое время производство было запрещено - независимо
от того, был ли алкоголь предназначен для продажи или для собственного потребления
производителем. Был также введён небольшой налог. После 1850 года Движение за трезвость превратилось в большую политическую силу. Хотя крепкие напитки всё ещё были главной причиной алкогольной проблемы, Движение за трезвость было обеспокоено не столько тем, какого рода напитки потребляются, сколько самим потреблением в целом. Их тактика была в широком смысле слова попыткой ограничения продажи алкоголя на местном уровне. Сначала государство разрешило местным властям устанавливать местные монополии на продажу алкоголя, а затем, в качестве второй ступени, ввело запрет на продажу алкоголя на местах в целом. И хотя это не было частью тактики Движения за трезвость; кульминацией этого периода было запрещение продажи алкоголя и обслуживания им в национальных масштабах, что продолжалось с 1919 по 1927 гг. 1920 – 1950 Пояс доступности После того, как в 1927 году это запрещение было отменено, государственной монополии на вино и крепкие напитки, установленной в 1922 в качестве монополии на импорт и оптовую продажу алкоголя, было дано исключительное право на импорт, оптовую и розничную продажу как вина, так и крепких напитков. Пиво всё ещё играло меньшую роль в потреблении алкоголя, так что в практическом смысле полная цепь снабжения населения алкоголем находилась теперь в руках государственной монополии. Даже обслуживание алкоголем было частью монополии. 1950 - Налогообложение Во время Второй мировой войны была введена новая мера, а именно - обложение алкогольных напитков высоким налогом. Сначала эта мера была направлена на восстановление покупательной способности людей в обществе с кучей денег, на которых нечего было купить. После войны в центре внимания оказался фискальный аспект. Вскоре, однако, налоги как средство в рамках алкогольной политики выступили на первый план вместе с алкогольными сборами как средством финансирования общественной деятельности. За последние 20 лет, ввиду того, что государство стало богаче, фискальный аспект потерял свое значение. В Норвегии и сейчас ещё высокое налогообложение, самое высокое в Европе. Однако оно основано только на соображениях, связанных с алкогольной политикой. Средства Средства, с помощью которых
мы пытаемся достичь наших целей, можно разделить на две группы: Проблемы спроса Контроль за спросом состоит
из 4-х элементов. 2. Возрастные границы 3. Временные границы 4. Монополия Проблемы предложения 1. Цены (налогообложение) 2. Запрет на рекламу В Норвегии запрет на телевизионные
передачи с рекламой алкоголя имеет достаточно далеко идущие последствия. Вся
реклама алкоголя запрещена, независимо от напитка, средства информации или целевой
группы. Напитки, содержащие более чем 2,5% объёма алкоголя, не разрешены для
рекламирования в Норвегии. Поэтому вы никогда не увидите ни передач, рекламирующих
алкоголь по телевидению, ни реклам в прессе, ни рекламных щитов на улицах. Другой такой зоной являются рабочие места. Хотя это и не карается Законом, но рассматривается вопрос о разрыве трудового соглашения, если вы пили в рабочие часы или утром пришли на работу пьяным. В настоящее время алкогольная политика придаёт большое значение установлению таких свободных от алкоголя зон. Например, период беременности рассматривается большинством как время, когда от алкогольных напитков следует отказаться если не совсем, то, по крайней мере, принимать их в очень умеренных дозах. 4. Кампании и обучение 5. Помощь Неправительственных
Организаций Кроме наличия лоббистской
группы за ограничительные меры, Движение за трезвость было активным в области
профилактики. Многие обоснованные местные и национальные проекты по профилактике
были инициированы и пущены в ход организациями, борющимися за трезвость. 6. Лечение Многие из этих учреждений созданы и управляются неправительственными организациями. На самом деле это не означает, что они являются частью частного сектора. Почти все из них финансируются правительством. В последнее время больше подчёркивается значение амбулаторного лечения, раннего вмешательства с помощью первичной медицинской помощи и социальной службы. Заключительные замечания Все элементы, о которых я упомянул, имеют долгую историю как часть норвежской алкогольной политики. Однако равновесие между ними за последние годы сдвинулось. Последние разработки указывают на то, что два наиболее важных элемента – ограничение продажи и обслуживания и высокий уровень налогообложения, - если они и недостаточно хорошо сыграли свою роль, тем не менее, останутся в центре внимания, пока обсуждаются новые меры. Напротив, они без сомнения являются наиболее эффективными средствами удержания потребления на низком уровне. Налоги, однако, достигли уровня, когда трудно представить себе дальнейшее их повышение, особенно в свете происходящей глобализации. С другой стороны, в Европейском Союзе сейчас обсуждается повышение существующих там минимальных налогов на алкоголь, хотя и не до норвежского уровня. Что касается ограничений доступности алкоголя, то за последние двадцать лет здесь дует либеральный ветер, особенно на местном уровне. Политика стала более ориентированной на потребителя и менее ориентированной на сохранение низким уровня потребления алкоголя. У нас уже была в некотором роде местная глобализация: местные власти боялись, что торговля алкоголем уйдёт в соседние муниципалитеты, если они не ослабят свои ограничения на продажу алкоголя и обслуживание им. | |
Просмотров: 6386 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |