Белоруссия [1] |
Норвегия [21] |
Австралия [2] |
Польша [7] |
Финляндия [1] |
Франция [1] |
Швеция [1] |
РОССИЯ - Проекты законов [7] |
РОССИЯ - Законодательство [15] |
» Законодательство » Норвегия |
21.04.2010, 17:35 | |
ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ
РЕГУЛИРОВАНИЕ ТОРГОВЛИ АЛКОГОЛЕМ
Ragnar Hauge Формирование норвежской алкогольной политики происходило во второй половине 19-го века. Главной её целью было противостоять вредным последствиям потребления алкоголя, особенно в среде сельскохозяйственных и промышленных рабочих. Пьянство рассматривалось как основная причина бедности и несчастий рабочих в силу того, что зарабатываемые ими деньги тратились на выпивку, из-за пьянства они теряли работу и становились неспособными обеспечить свои семьи. Алкоголь рассматривали также как причину большей части уголовных преступлений, совершаемых в низших социальных слоях; его считали ответственным за проблемы в семьях и насилие по отношению к детям и жёнам. Большинство владельцев ферм и промышленников не в меньшей степени хотели иметь работоспособных и непьющих рабочих, а не полупьяных или страдающих от похмелья людей на рабочих местах. Возник альянс между либералами из высших социальных слоёв, основанный на религиозных началах движением за трезвость и рабочим движением. Вместе они представляли значительную политическую силу, которая выработала основные принципы, лёгшие в основу норвежской алкогольной политики. Их главной целью было запрещение алкоголя, но они знали, что этот путь был бы длительным и трудным. Вместо этого они выступили за строгие ограничения на продажу алкоголя и обслуживание, связанное с его потреблением. И это - вместе с высокими налогами, и вследствие них, высокими ценами на алкоголь – стало краеугольным камнем норвежской алкогольной политики. Кроме этих мер, должна была регулироваться особым законодательством доступность алкоголя. Продажа алкоголя и обслуживание лиц, его потребляющих, были разделены: - ресторанам или барам не разрешали продавать посетителю алкоголь на вынос, а при продаже алкоголя покупателям не разрешали пить его в магазинах. Вопрос о продаже алкоголя и обслуживании лиц-потребителей в отдельных населённых пунктах решался местными муниципалитетами. Крепкие напитки, такие, как водка и бренди, можно было продавать только в магазинах и ресторанах больших городов, если в состоявшемся по этому поводу референдуме большинство жителей проголосовало в пользу доступности крепких напитков. Если совет графства решал разрешить алкоголь в своём муниципалитете, то тот же совет должен был решить, кому следует дать лицензию на продажу алкоголя и обслуживание потребителей и какие виды алкоголя - пиво, вино или крепкие напитки - следует разрешить к продаже. Лицензии на продажу пива могли выдаваться обычным бакалейным магазинам, а лицензии на обслуживание всеми видами алкогольных напитков давались частным собственникам баров, кафе и ресторанов. Лицензии на продажу крепких напитков, а позднее и вина, могли предоставляться только местным предприятиям муниципальной монопольной торговли, а с 1937 года – только предприятиям национальной государственной монополии. Во второй половине 19 века и в первые десятилетия 20 века всё большее число муниципалитетов принимают решение не давать лицензий на продажу алкоголя и обслуживание потребителей. Большая часть страны находилась по сути под действием сухого закона - в том смысле, что никакие виды алкоголя - ни пиво, ни вино и ни крепкие напитки - не могли быть проданы в магазинах или поступить в систему обслуживания. В период Первой Мировой войны (в 1917 году) в Норвегии были запрещены крепкие напитки и креплёные вина, но это запрещение было отменено для креплёных вин в 1923 и для крепких напитков - в 1927 году. Однако число сельских муниципалитетов, которые выдавали лицензии на пиво или вино, а в городах также и на крепкие напитки, было небольшим до 50-х годов. Были введены и другие ограничения на продажу алкоголя и обслуживание им. Многие лицензии на обслуживание распространялись только на туристов и путешественников, в то время как местное население не могло получить алкоголь. При выдаче лицензий на обслуживание алкоголем предварительно ставили условие, чтобы его подавали только с заказанной едой. Продажа всех видов алкоголя, а также обслуживание крепкими напитками не разрешались по субботам и праздникам, а магазины и рестораны имели ограниченные часы работы в течение всей недели. Возрастная граница для продажи пива и вина составляла 18 лет, а для крепких напитков - 21 год. Однако в прошедшие 40 или 50 лет в Норвегии наблюдался процесс либерализации в отношении алкоголя - прогресс, который был особенно заметен в последние годы. В 1967 году запрет на продажу крепких спиртных напитков в сельских местностях был отменён, стало необязательным проводить референдум до тех пор, пока это не потребует 20% населения. Все же более либеральная политика лицензирования была в первую очередь связана с изменениями не в законе, а в практике муниципальных властей. Одним из примеров этого стало увеличение числа муниципалитетов, выдающих лицензии на продажу алкоголя и обслуживание им.
Муниципалитеты без продажи Заведения с лицензией на обслуживание алкоголем
Заведения с лицензией Система распивочных заведений, лицензированных для обслуживания алкоголем, перенесла подобную же либерализацию. С 1400 в 1955 году число лицензированных заведений выросло примерно до 2500 в 1980 году. На протяжении 1980-х и 1990-х годов это число выросло ещё больше, достигнув 6355 в 2000 году - в четыре с половиной раза больше, чем в 1995 году. В то время, как рост за 25 лет - с 1955 по 1980 гг. составил 73%, за следующие 20 лет с 1980 по 2000 гг. - он уже был равен 130%. Ещё более поразительным является факт, что в то время, как в 1955г. только
6% лицензированных заведений получили разрешение на обслуживание посетителей
крепкими спиртными напитками, доля их в 1980 году выросла уже до 24%. С 1980
года этот рост ускорился, и в результате в 2000 году уже 68% лицензированных
заведений получили разрешение на обслуживание крепкими напитками. Хотя в большинстве
населённых пунктов обслуживание алкоголем ограничивалось пивом, теперь стало
обычным видеть в продаже и вино, и крепкие напитки. Все другие меры, направлявшиеся на снижение доступности алкоголя, также были смягчены. Были отменены постановления, ограничивающие обслуживание алкоголем только туристов и путешественников, а также относительно заказа алкоголя только с едой, было разрешено подавать крепкие напитки в заведениях по субботам и праздникам. Хотя часы открытия и закрытия подобных заведений были определены законом, муниципалитеты получили власть изменять их - и это было сделано в большинстве муниципалитетов. Это привело к тому, что рестораны и бары остаются открытыми с раннего утра до глубокой ночи. В Осло и многих других городах пабы и бары открыты до 3-х утра, а некоторые из них открываются вновь через 3 часа, т.е. в 6 часов утра. Таблица 2. Общее число бакалейных магазинов в Норвегии, число и доля в процентах таких магазинов, имеющих лицензию на продажу пива, а также число монопольных магазинов в 1980 и 2000 гг. Бакалейные магазины Монопольные магазины
Существует, очевидно, много причин для таких изменений. Одной из причин является более либеральная позиция в отношении алкоголя всего населения. Главным оправданием для ограничительной алкогольной политики до 50-х годов была профилактика вредных последствий потребления алкоголя, который обычно поражал три группы т.е. жертв криминальной деятельности пьяниц; родственников, доведённых до состояния нищеты из-за того, что деньги, предназначенные на жизненные нужды, уходят на выпивку; и детей, которыми пренебрегают и с которыми плохо обращаются их пьяные родители. С 60-х годов, однако, на первый план вышли, можно сказать, новые перспективы здравоохранения. Это означало, что интересы общества были теперь направлены на проблемы здоровья, которые могли возникнуть у потребителей алкоголя вследствие их пьянства, в большей степени, чем на социальные проблемы, жертвами которых могли стать третьи лица. Основной целью в рамках алкогольной политики стала прежде всего профилактика различных заболеваний у самих потребителей алкоголя. Профилактика тяжёлых последствий алкоголизации для одних людей, вызванных поведением других, в демократическом обществе служит оправданием для большинства посягательств на свободу граждан. С тем, что власти обязаны осуществлять меры в области алкогольной политики для предотвращения ущерба, наносимого третьим лицам, согласен почти каждый человек. Другое дело, если оправдание этих мер состоит в том, чтобы удержать кого-то от нанесения вреда самому себе. Обязательные меры, основанные на таких патерналистских соображениях, приняты в основном только по отношению к детям с психическими отклонениями и к другим лицам, которые считаются не отвечающими за свои поступки. Общепринятые правила поведения гласят, что каждый человек должен нести ответственность за свои поступки и страдать от их последствий. Поэтому трудно найти поддержку патерналистских идей по ограничению доступности алкоголя. В алкогольной политике, основанной на патернализме, нет ограничительных мер, которые бы доминировали, кроме информационных кампаний и шагов, направленных на повышение уровня сознания потребителями потенциального вреда алкоголя и на убеждение их прекратить опасное пьянство. Это положение может проиллюстрировать ситуация, связанная с курением. Понимание того, что курение наносит вред здоровью, не ново. Но вопреки этому политика в отношении табака характеризуется исключительным либерализмом. Табак был и остаётся товаром, почти полностью освобождённым от торговых ограничений или контроля. Вместо них власти пытаются влияют на курильщиков путём просвещения и предупреждений. В последнее время, однако, был введён запрет на курение во многих ситуациях, чтобы сдержать само курение. Это можно объяснить как намерение ввести строгие ограничения на вещества, наносящие вред здоровью не только самого курильщика. Если мы обратим более пристальное внимание на причины таких ограничений, то увидим, что они основаны на интересах третьей стороны. Их ввели с намерением предотвратить вред от курения, наносимый астматикам и другим лицам, которые страдают от воздействия дыма. Эти меры были оправданы задолго до того, как возникло понятие «пассивное курение», и стали поводом для ограничительного вмешательства – и, что имеет ещё большее значение, - такое вмешательство считается приемлемым. Что касается алкоголя, то тенденция к его ограничению была направлена в другую сторону. Как только перспективы здравоохранения обрели под собой твердую почву, внимание всё больше и больше обращалось к ущербу, наносимому потребителем самому себе, за счёт того вреда, который алкоголь причиняет третьим лицам. Это изменение акцента с поражения третьей стороны на поражение самого потребителя привело к отмене требований необходимости и легитимности вмешательства в рамках алкогольной политики. В некотором отношении, подобно потреблению табака (или потреблению излишних количеств жирной пищи и занятию видами спорта с высокой степенью риска, такими, как дельтапланеризм или альпинизм), ответственность за меры предосторожности против возможного вреда возложена на самого потребителя. Правда, в некоторых областях ограничения играют ту же роль, что и раньше, а
именно - в областях, где опасность для других вследствие применения алкоголя
является неоспоримой. Сюда относится широкое одобрение наказаний за вождение
транспорта в нетрезвом виде - не потому, что водитель мог бы причинить вред
себе, а потому, что он мог нанести вред другим. Это и одобрение запрещения алкоголя
на спортивных мероприятиях - из-за того, что пьянство создаёт неудобства для
других зрителей. Это и одобрение принудительного лечения беременных пьющих женщин
- из-за того, что злоупотребление алкоголем наносит вред ещё не рождённому ребёнку.
Но обычные ограничения доступности алкоголя для умеренно пьющих людей отменены,
потому что человек сам должен нести ответственность за своё пьянство. | |
Просмотров: 7269 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0 | |