Оглавление
б) Алкоголь отнимает у народа
деньги. Потребление спиртных напитков,
кроме уничтожения продуктов питания, вызывает у народа громадные и совершенно
непроизводительные траты денег.
Русский
народ в последние годы перед войной расходовал на покупку спиртных напитков
более одного миллиарда золотых рублей. Правда, за границей эти расходы еще
больше. Напр., во Франции в 1912 году было истрачено на спиртные напитки 1347
милл. руб., в Германии—1320 милл. руб., в Англии—1280 руб., а в России—1006
милл. рублей. Но там и общий народный доход был гораздо больше, чем в России, и
поэтому траты на алкоголь за границей могли производиться без особо заметного
ущерба, тогда как у нас расходы на алкоголь разоряли народ, составляя весьма
значительную расходную часть его скудного бюджета. Этот расход доходил в
промышленных губерниях, на промыслах, на фабриках и пр. до 20—25% (в некоторых
случаях и больше) всех расходов рабочего и крестьянина. Например, крестьянин
Богородского уезда, Московской губ., из каждых расходуемых им 100 рублей
тратил:
На хлеб - 32 руб.
На водку - 24 руб.
На сахар - 9 руб.
Рабочий
в рудниках тратил на алкоголь почти столько же, сколько и на продовольствие:
На продовольствие - 10
руб.
На алкоголь - 8 руб.
Это
из 28-рублевого заработка!
Если считать на круг, то русский рабочий и крестьянин
отдавали алкоголю в среднем 10—12% своего дохода.
Доход России на душу населения составлял тогда 63 руб., Расход
на алкоголь—около 7 руб., тогда как в Англии душевой доход равнялся 309 р., во
Франции—256 руб. и в Германии — 280 руб. Хотя заграничный рабочий и больше
денег тратил на алкоголь, но у него все же оставалось на прожитие сумма в
несколько раз большая, чем русского.
В
настоящее время народ в общем пьет меньше, чем в дореволюционные годы, но
расходы на алкоголь при нашем общем обеднении должны быть весьма ощутительны. В
бюджете трудящегося они отвоевывают свое место и понижают его реальный
заработок. В циркуляре ЦК Союза Текстильщиков, которым предлагается местам
усилить борьбу с пьянством, говорится: «во многих местах рабочие во время
получки оставляют если не весь, то очень значительную часть своего заработка в
пивных» («Известия ЦИК и ВЦИК» 26/VIII —1924
г., № 193). Случается и так, что разгулявшийся рабочий или служащий пропивает
всю свою получку. «Получка—труд полного месяца—некоторыми «любителями» спускается в несколько минут» (Н. Лебедев, «Известия ЦИК и ВЦИК»,
№ 136—1924 г.).
«На грязный столик липкий
Склонилась голова,
Стоит жена с Антипкой,
Трясет за рукава.
—Чего еще
приперла?
—-Бормочет
пьяный муж,
—А ей
сдавило горло:
—Пойдем,
довольно уж
—А звуки
скрипки льются,
—Певец
совсем осип.
—Тихонько
тянет с блюдца
—Горошинку
Антип.
—Берет
дрожащей ручкой,
— С утра не
ел малец,
—Расправился
с получкой
—По-своему
отец.
Вставай, чего ломаться?
Перед детьми грешно!
***
Хотел я
посмеяться,
Да что-то
не смешно».
(Из
журнала «Бегемот»—1924 г.)
Орехово-зуевские рабочие истратили в течение 1924 года
только на пиво и вино, которые покупали в своем центральном кооперативе,
667.000 рублей. А если прибавить сюда те деньги, которые были истрачены ими на
самогонку, и которые подсчитать, понятно, нельзя, то сумма денег, пропитых ими,
в действительности должна быть много больше. На эти деньги можно было бы
построил» рабочий поселок в 80—90 домов с большим прекрасным клубом.
Из гор. Вязники, Владимирской губ., сообщают, что там за год—по
подсчету — выпито вина 192 тысячи бутылок, пива — 573.070 бутылок. Это составляет около 107
бутылок на каждого вязниковца начиная с 16 лет.
По
самым скромным подсчетам, вязниковцами
за год пропито около 700.000 рублей, которые всей тяжестью падают на
бюджет рабочей семьи («Рабочая Газета». № 87—1926 г.).
Сюда,
однако, не вошли еще деньги, истраченные там на самогонку, которые наверное, тоже исчисляются сотнями
тысяч рублей. Таким образом, алкоголь отнимает у рабочих, у служащих, и у их
семей продовольствие, одежду, обувь, жилища, предметы культурного обихода
(газеты, книги и т. д.). От этого страдает не только благополучие отдельных
граждан, но страдают и отдельные отрасли государственной промышленности
(текстильной, швейной, кожевенной пищевой, полиграфической и пр.), так как их
обороты сокращаются: пьющие граждане, расходуя деньги на выпивку» покупают
меньше полезных и необходимых изделий госпромышленности.
Траты
народных денег на алкоголь не только непроизводительны, то есть не служат
обогащению народа, его культурному росту и увеличению производительности труда,
но они влекут за собою дальнейшие и громаднейшие убытки, как в материальном
благосостоянии отдельного гражданина, так и в общем народном хозяйстве.
Вспомним
хотя бы те разорительные траты народных денег, которые идут на лечение больных,
заболевших от алкоголя, на содержание инвалидов от того же алкоголя, на тюрьмы
и исправительные колонии, верным поставщиком которых алкоголь всегда был и
есть!