Трезвая русь

Поиск

Форма входа
Не зарегистрированные пользователи не могут скачивать файлы!

Логин:
Пароль:

Юридические услуги

Наши друзья

Новости

Наука об алкоголе

Главная » 2012 » Октябрь » 30 » Крушение брака и распад семьи-3

Оглавление

Угроза супружеской верности. Недавно в одной из статей я упомянул о социологическом исследовании, в ходе которого было установлено, что довольно значительная часть замужних женщин считает вполне возможной супружескую неверность своего мужа и одновременно полагает, что они сами, состоя в браке, вправе вступить в интимные отношения с человеком, который им нравится. Почти сразу получил письмо возмущенной читательницы: «Где вы нашли таких женщин? Как вы смеете клеветать на наших женщин и давать пищу для злопыхательства врагу?» Может быть действительно, супружеские измены — это редкость, а если они и случаются, то виноваты в них только мужчины?

Несколько лет назад в одном из исследований, проведенном в Ленинграде, мы проследили зависимость между некоторыми причинами развода и тем, кто был его инициатором.

 


Приведенная таблица[1] довольно наглядно подтверждает только что высказанные нами соображения. Алкоголизм и пьянство действительно в подавляющем большинстве случаев характеризует поведение мужей, а физиологическая несовместимость также в большинстве случаев является поводом для дела о разводе, которое возбуждается женами. Что касается супружеской измены, то из 100% дел, возбужденных по этому основанию, в 60% случаев жены были инициаторами развода, упрекая в измене своих мужей, но в 40% дел соответствующие обвинения предъявлялись женам. Так что измены жен не так уж существенно по количеству отличаются от мужних измен.

Проблема супружеской измены, естественно, касается любого брака, в том числе и не отягощенного алкогольным неблагополучием. Все это старо как мир и одновременно актуально. С моей точки зрения, супружеская верность — это аксиома жизни в браке, постулат, которому должны следовать оба супруга. Это отнюдь не означает, что в жизни не приходится сталкиваться с нарушением этого очевидного правила. Более того, иногда такое нарушение может оказаться морально оправданным.

Элементарный пример. Муж-пьяница долго и упорно ведет себя безобразно, издевается над женой и детьми, поднимает на них руку. Тянется это много лет и, наконец, жена, встретив хорошего человека, уходит к нему. «Нет, зачем же,— говорит поборница абсолютной супружеской верности,— пусть она сначала разведется с пьяницей, а потом уж встречает хорошего человека». Как тут не вспомнить старые куплеты про женщину, пришедшую жаловаться в милицию на мужа, который ей угрожает: «Что Вы, тетя, вот убьет — тогда придете...»

В чем суть супружеской верности? Брак — это союз, в который муж и жена вступают добровольно и свободно. Они сами связывают себя взаимными обязательствами, в том числе и обязанностью быть верными друг другу. Кстати, это нравственная, а не правовая обязанность, но от этого она не становится менее значимой. Обязанность воспитывать и содержать детей, это, например, правовая обязанность, но наверное многие жены (или мужья) скорей извинили бы супругу нарушение этой правовой обязанности, чем нарушение нравственной обязанности верности. Если брак является союзом, то измена союзу должна всегда считаться недопустимой? Нет, брак — это союз, который может быть расторгнут, так как свобода заключения брака имеет оборотную сторону — свободу развода.

Между тем, когда речь идет о супружеской измене, мы очень часто сталкиваемся со случаями, когда изменяющий супруг и не думает о разводе, он готов сохранять брак и семью, но хотел бы быть свободным именно в половой сфере. С этой точки зрения упомянутая выше женщина действует последовательно: она изменила мужу, уйдя к другому мужчине, и она не хочет сохранения прежнего брака, который из-за пьянства мужа изжил себя. Ее измена нравственно оправдана. Совсем другое дело, когда супружеская измена происходит втайне, когда супруг ведет двойную игру, лжет и лицемерит. Никакого нравственного оправдания здесь быть не может.

Нужно сказать честно, что с проблемой супружеской верности у нас не все в порядке. Никаких статистических данных здесь, естественно, привести нельзя. Даже выборочные материалы о причинах разводов (судебные и загсовские) не могут дать достоверной картины, так как и в суде и в ЗАГСе супруги в большинстве случаев не говорят правды о причинах распада брака. А. Г. Харчев, статью которого мы уже цитировали, писал: «В массовом сознании создались новые стереотипы дозволенного и недозволенного, правильного и неправильного в отношениях между мужчиной и женщиной, доходящие подчас, как показывают социологические опросы, до одобрения и оправдания не только мотивированных глубоким чувством, но и случайных интимных связей вне брака»[2].

Дело в том, что в последние десятилетия во всем мире произошел определенный сдвиг в сексуальной морали. На Западе давно уже (с середины 20-х годов) употребляется термин «сексуальная революция», с которым связывают целый ряд явлений: снятие многих запретов на порнографию; широкое распространение надежных средств предотвращения беременности для женщин; отмену в большинстве стран законов, запрещающих аборт; смягчение общественного мнения по отношению к проблемам секса и существенное повышение его роли во взаимоотношениях полов. По мере того, как человечество осознавало, что половая жизнь — это не только способ продолжения рода, но и источник чувственных наслаждений, сексуальный фактор стал играть все более существенную роль, обеспечивая супружескую верность и прочность брака, либо, наоборот, обусловливая измену и иногда развод. Постепенное расширение сексуальной свободы, в свою очередь, повлияло на значительный рост внебрачных связей, которые, естественно, не могли положительно влиять на укрепление супружеской верности.

В определенной степени все эти обстоятельства так или иначе затрагивают и наше общество. Изготовление, распространение или рекламирование порнографии преследуется у нас законом (ст. 228 УК РСФСР), однако нелегальное проникновение в страну порновидеокассет, литературы такого же содержания и т. п., имеет место. Что касается распространения противозачаточных средств, разрешения абортов и других обстоятельств, то они характерны и для нас и оказывают соответствующее воздействие на нравственную оценку сексуальных проблем.

Видимо нет необходимости подробно доказывать, что пьянство и алкоголизм самым отрицательным образом обостряют все эти проблемы. Выше говорилось о том, что опьянение существенно парализует чувство ответственности у любого человека, как у мужчины, так и у женщины.

Мы перечислим сейчас те житейские ситуации, в условиях которых давно уже установился режим своеобразной сексуальной свободы, подогреваемой алкогольными возлияниями. «Курортные романы» хорошо известны, и почти все они возникают в условиях злоупотребления спиртным в домах отдыха, санаториях, на турбазах и т. п.

Не случайно в проведенном опросе разведенных было установлено, что только 23,5% опрошенных регулярно проводили отпуска совместно, 30,9% делали это от случая к случаю, а 45,6% никогда совместно не отдыхали. В заметках фельетониста «Правды» приводится пример санатория, в котором из двухсот отдыхающих было 18 супружеских пар (36 человек), 40 не состоящих в браке, а все остальные — семейные люди, прибывшие на курорт в одиночестве, которым на первом же «вечере знакомств» предлагают: «А ну-ка, товарищи, порезвее, посмелее! Дамы приглашают кавалеров! Станьте парами, возьмитесь за руки!» А в результате в редакцию является обманутый муж и жалуется, что компания, состоявшая из двух женатых мужчин, его жены и еще одной замужней женщины, на глазах у всей санаторной публики вела себя крайне фривольно. Мужу можно, конечно, посочувствовать и посоветовать решать подобные вопросы все же без помощи газеты. Но проблема такая есть и о ней в «Правде» говорится прямо: «Читательские письма показывают, что немало супругов хотят отдыхать вместе. Хотят да не могут... Не пора ли установить порядок, по которому супругам, работающим на разных предприятиях, если они того желают, предоставлять отпуска одновременно... Нужно создавать больше санаториев, домов отдыха, пансионатов, рассчитанных на семейный отдых, на отдых с детьми...»[3] Не менее известны и «служебные романы», которые до самого последнего времени, как правило, возникали в результате регулярных алкогольных мероприятий, устраиваемых в учреждениях, предприятиях и организациях. Помните, еще совсем недавно (до майского постановления ЦК КПСС 1985 г.) накануне всех праздников (особенно 23 февраля и 8 марта) во многих коллективах организовывались застолья, которые иногда имели то самое продолжение, которое имеет отношение к супружеской верности, а точнее сказать, к супружеской измене. Так же широко распространены «командировочные романы». Обстановка брачно-семейной скуки и обыденности ведет к тому, что некоторые командированные вырвавшись хотя бы и на кратковременную свободу, забывают о всех своих обязательствах, а алкогольный допинг неизбежно отпускает нравственные тормоза. А если командировка более длительна? Социологи давно обратили внимание на то, что различные формы повышения квалификации (институты, факультеты, курсы и т. п.), когда их слушатели на три, а то и шесть месяцев отрываются от семьи, живут в условиях общежитий с полустуденческой манерой поведения и, к сожалению, очень часто злоупотребляют спиртным, отнюдь не способствуют прочности брачных союзов. В еще большей степени это касается длительных командировок, когда человек оказывается без семьи не на месяцы, а на годы. Не случайно, кстати, при длительных заграничных командировках обязателен выезд с семьей, а 10—12-месячные командировки предусматривают и месячный приезд супруга.

Можно назвать и еще целый ряд ситуаций, связанных с традиционно-обязательным употреблением алкоголя, которые в определенных случаях ставят под угрозу супружеское благополучие. До самого недавнего времени окончание вуза, защита диссертации, завершение конференции, разного рода юбилеи и т. д. и т. п. отмечались совсем не безалкогольными банкетами, на которые у нас почему-то принято ходить без жен или мужей. Сейчас эта традиция несколько поколеблена, но далеко не до конца. Банкеты проводятся, но с гораздо меньшим размахом и гласностью, а жен как не брали с собой, так и не берут.

В связи с широкой борьбой против пьянства и алкоголизма, ведущейся в последнее время и в определенной степени ограничившей хотя бы некоторые публичные «алкогольные мероприятия», особую опасность приобрели такие формы алкогольного времяпрепровождения, которые скрыты от посторонних глаз. Речь идет о домашних женских, мужских или смешанных компаниях, которые собираются со специальной целью употребления спиртного и последующей реализации сексуальной свободы. Говоря о женских или мужских компаниях, мы не имеем в виду какие-либо извращения и т. п., совсем нет. Именно в таких однородных по полу компаниях незримо ведется нравственная обработка еще не переступивших черту жен или мужей, а затем создаются благоприятные условия для преобразования компании в смешанную, со всеми вытекающими из этого последствиями.

Вот несколько отрывков из опубликованной в «Неделе» исповеди одной женщины. Имела она отличную семью - мужа и четырех детей, большую квартиру, достаток, но обнаружились трещины в семейном счастье. «Появились „нужные" друзья, новые компании. Собирались почти каждую субботу. Застолья заканчивались далеко за полночь. Муж начал меня „пилить"... но семейные компании были степенные, где все ограничено какими-то рамками»... «Часто бывала у подруг. Пили кофе. Слушали музыку... И много говорили... Чаще разговор шел о тряпках, женской независимости, свободе и коварстве мужчин»... «я заметила, что он (муж) стал недоброжелательно относиться к нашим „посиделкам" из-за того, что мы изредка позволяли себе выпить бутылку сухого или коньяка...» После острейшего конфликта с мужем из-за пьянок и времяпрепровождения вне дома, который был фактически подготовлен и спровоцирован «советом подруг», брак распался и свобода завоевана. Дети остались с матерью. «...Я была свободна: „девичники", прогулки, долгие разговоры о жизни, кофе, иногда вино. Со временем не стали сторониться и „мальчишников". На меня по-прежнему обращали внимание...»

Когда прошло шесть лет, выяснилось, что случайные «друзья» вечером готовы лежать у ног, а утром забывают попрощаться; компания подруг распалась; дети выросли и... (о ужас!) потянулись к отцу. Завершая свою исповедь, эта женщина пишет: «К чему я пришла в свои 43 года? Сколько сил и нервов потрачено. А ради чего? Что мне дала моя свобода? Одиночество? Пустоту? Где те „друзья", которые с таким рвением и старанием помогали мне разорвать семью? Как передать, насколько опротивела мне „свобода"? Как страшно одиночество. Будто стоишь на краю бездонной пропасти»[4].

Можно было бы привести и исповеди мужчин, которых засосали приятельская мужская компания, регулярные алкогольные возлияния, случайные знакомства и, наконец, повлекли за собой распад брака и крушение семьи.

Подозреваю, что читателя могут испугать прочитанные только что страницы. Что же делать? В командировку _ опасно, в дом отдыха или санаторий — еще хуже, а уж про повышение квалификации на 6 месяцев и говорить нечего... А как быть полярникам или морякам, оставившим дома своих жен, которые могут оказаться в женской или в смешанной компании?

Автор никого не запугивал, так как все сказанное выше всем хорошо известно, оно лишь приведено в систему. На реальные обстоятельства нашей жизни нужно смотреть открыв глаза, не убаюкивая себя сладенькой сказочкой о том, что в нашем справедливом мире высоких нравственных ценностей каждый брак и каждая супружеская пара — это образец брачно-семейных отношений социализма. Нет, многим еще очень далеко до образца.

В то же время мы отнюдь не считаем, что супружеские измены неизбежны. Некоторым из обеспокоенных мы можем сказать, что отнюдь не все супруги, отправляющиеся в санаторий или в дом отдыха, собирающиеся в командировку или на курсы повышения квалификации, остающиеся на берегу во время плавания или зимовки своих мужей, и т. д., обязательно склонны к неверности. Совсем нет, нам кажется, что во всех подобных случаях нужно исходить из предположения (презумпции, как говорят юристы) супружеской верности. Кроме того, чтобы совершить то, о чем мы говорим, нужны, по крайней мере, решимость и умение провести хотя бы кое-какие организационные мероприятия, а многие из наших мужчин и женщин (в данном случае к счастью) лишены как того, так и другого. Правда, это слабое утешение. Если же говорить серьезно, то главным средством, обеспечивающим счастье в браке, являются, с одной стороны, абсолютное доверие во всем, что характеризует духовное и сексуальное общение в браке, а с другой — все то, что исключает из сферы супружеского общения алкоголь и иные искусственные возбудители.

Нравственный дискомфорт и психические аномалии. Все стороны супружеской жизни теснейшим образом связаны между собой. Духовная жизнь в браке не ограничивается интеллектуальным общением и незримо влияет как на проблему верности, так и на ту сторону супружества, которая связана с физиологией и сексом. В этот же ряд следует поставить и нравственный климат супружеского союза. Во многих социологических исследованиях констатируется далекий от единства и сотрудничества стиль поведения супругов в браке. Они часто не уступают друг другу в случаях возникновения семейных конфликтов, не советуются по элементарным бытовым вопросам супружеской жизни, возникающие конфликты выносят за пределы семьи и вовлекают в их разрешение других лиц, проявляют грубость и неделикатность, сварливость и бесцеремонность. Пьяный быт удесятеряет отрицательное влияние всех этих факторов на прочность брака. Состояние алкогольного опьянения обостряет агрессивность характера, создает в семье обстановку непрерывного дискомфорта. Психологи давно отмечают, что основная масса людей не умеет и не желает управлять своим психическим состоянием, достигать психологического комфорта приемлемыми для общества способами, лишена психологической культуры. Можно себе представить, как все это усугубляется в результате пьянства.

Если в семье пьют оба супруга, неизбежно усиливается и ускоряется процесс нравственной, а иногда и психической деградации. Если пьет только один, положение другого супруга трагично, так как он неизбежно вовлекается в конфликты, подвергается оскорблениям, а иногда оказывается в опасности, поскольку алкоголизм часто приводит к тяжелым психическим заболеваниям. Более того, постоянная «война» с супругом-пьяницей может отрицательно отразиться на здоровье трезвого супруга, способствуя возникновению неврозов, психопатий и т. п. заболеваний.

Специалисты различают три стадии хронического алкоголизма, связывая с его развитием возникновение различных психических заболеваний. На начальной (неврастенической) стадии возникающего хронического алкоголизма пьяница теряет чувство меры и контроля над количеством выпитого спиртного, у него возникает болезненная тяга к алкоголю, исчезает защитный рвотный рефлекс, повышается переносимость алкоголя. Вторая (наркоматическая) стадия характеризуется повышением тяги к алкоголю, возникновением похмельного синдрома, запоев, алкогольных психозов. На третьей (энцефалопатической) стадии течения хронического алкоголизма снижается способность к переносимости спиртного. Видоизменяется качество опьянения, утяжеляются запои, возникают опасные нервно-психические нарушения и заболевания внутренних органов. Происходит моральное разложение и социальная деградация личности.

Вот примерный перечень алкогольных психозов, этих «демонов зла», порожденных алкоголизмом.

Алкогольный делирий (белая горячка), при котором возникают зрительные галлюцинации, отличающиеся яркостью, подвижностью и многообразием (мыши, змеи, насекомые, черти и т. п.). Больному мерещатся угрозы убийства, он «видит» окровавленный нож, которым его собираются зарезать. Он испытывает сильнейший страх, тревогу и даже ужас, кричит, пытается бежать, зовет на помощь...

Алкогольный бред может проявляться в форме бреда преследования или бреда ревности. В первом случае больные делаются подозрительными и недоверчивыми, мнительными и напряженными. Им кажется, что против них что-то замышляется, как близкие, так и посторонние якобы косо на них поглядывают, готовят им что-то нехорошее, вплоть до отравления или убийства. В больнице они во всех окружающих (больных, врачах) видят своих врагов, могут убежать из больницы или выброситься из окна. Во втором случае больные необоснованно обвиняют своих жен в неверности, приписывают им несуществующих любовников. В интимных отношениях с женой подозреваются самые близкие родственники и знакомые. Бред приводит к агрессивности, которая опасна не только для жен, но и для посторонних, особенно для мужчин.

Доктор медицинских наук С. 3. Пащенков, книгу которого мы в данном случае используем, приводит пример подобного бреда ревности из своей клинической практики. Пациенту Н. 39 лет, к алкоголю приобщился в школьные годы. Систематически стал пить после окончания института, когда стал выпивать большую дозу спиртного (500—800 г в день) и появился похмельный синдром.

В возрасте 28 лет Н. женился, был у жены вторым мужем и скоро начал ревновать жену. Однако не считал это болезненным проявлением. Жене вначале даже нравилось, что муж ее ревнует. «Значит любит»,— рассуждала она. Между тем ревнивые подозрения мужа, который продолжал систематически и много пить, все более укреплялись. Получив отпуск, вместе с женой он поехал в санаторий. Так как там не нашлось отдельного номера, они поселились в разных комнатах. Мужу показалось, что кто-то говорит, что жена ему изменяет. Он начал следить за ее поведением, допрашивал жену и мнимых любовников... Несколько ночей совершенно не спал или спал 2—3 часа, так как все время уходило на слежку... Неоднократно ночью врывался в палату, где она проживала с другими женщинами, делал самые невероятные предположения о любовниках жены, подкупал сотрудников санатория, чтобы они день и ночь следили за ней и докладывали ему обо всем замеченном.

В результате, прямо из санатория Н. был направлен в психиатрическую больницу, где находился около месяца. Физически окреп, нарушения восприятий у него не отмечалось, нормально спал, при встречах с женой был дружелюбен. Тягу к водке отрицал. Но... оставался в полной убежденности, что жена ему в санатории изменяла.

После возвращения Н. домой, а потом на работу, бред ревности усилился. Начал подозревать соседей, что они сводничают... Чтобы было удобнее следить за всеми, кто входит в квартиру, просверлил в стене дырку. Простаивал около нее часами. Ходил за женой по пятам из комнаты в комнату, на кухню, на улицу. По нескольку раз в день обыскивал ее, обнюхивал... Перестал выпускать жену из квартиры. По настоянию жены и врачей Н. был вторично помещен в больницу. Жаловался при поступлении на плохой сон, головные боли, раздражительность. Включил в свой алкогольный бред и врача-психиатра...

Только в результате трехмесячного лечения (противоалкогольные и общеукрепляющие процедуры) его состояние значительно улучшилось. Пациент спал, критически относился к своим высказываниям и поведению, при встречах с женой извинялся за свои поступки и заверял, что пить больше не будет. Он был выписан, по сообщению жены водку не пьет, ревности не проявляет, много работает, заботится о детях.[5]

Мы не будем перегружать внимание читателя медицинской информацией. Хотим лишь подчеркнуть, что за последние годы резко возросла трансформация пьянства в хронический алкоголизм, который так же быстро перерастает в острые психические заболевания. Это, кстати, имеет прямое отношение к разводу. Если алкоголику попалась терпеливая и любящая жена, она постарается все сделать, чтобы добиться его излечения. Если же поведение мужа-алкоголика разорвало все нити человеческих отношений, которые когда-то связывали супругов, исход может быть таким: обращение в суд с просьбой признать страдающего психическим заболеванием алкоголика недееспособным и после этого — развод в упрощенном порядке в ЗАГСе. Естественно, развод возможен и в общем порядке, поскольку алкоголизм, приведший к психическому заболеванию, настолько подрывает брачную жизнь, что у супруга могут оказаться исчерпанными все резервы терпения еще до того, как муж-алкоголик окончательно превратится в душевнобольного, который не отдает отчета в своих действиях и не может руководить своими поступками.



[1] Чечот Д. М. Брак, семья, закон. С. 181.

[2] Харчев А. Г. Семья и родительство // Там же. С. 76.

[3] Шатуновский И. Три прихлопа // Правда. 1987. 3 авг.

[4] С. Исповедь // Неделя. 1987. № 27.

 [5] Пащенков С. Во вред здоровью, семье, потомству. С. 10—21.

15:04
Крушение брака и распад семьи-3
Просмотров: 1154 | Добавил: Александр | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]