Оглавление
в)
Нервно-психиатрические или же специальные наркоманические диспансеры, которые повсеместно открываются у нас теперь, должны сыграть
особенно важную роль в деле борьбы с алкоголем. Связываясь с фабрикой,
здравячейкой, семьей и пр., всюду простирая свои щупальца, диспансер ведет
профилактическую (предупредительную) работу. Он ведет противоалкогольное
просвещение, он организует общественное мнение трудящихся против алкоголя;
выявляя начальные случаи алкоголизма, он своевременно приходит на помощь и
предупреждает развитие болезни и т. д. Диспансер собирает армию бойцов против
алкоголя.
Диспансер
лечит алкоголиков, которые без лечебной помощи уже не могут бросить пить. Так,
в Московском Центральном Наркодиспансере было за 1925-й год около 30.000
посещений алкоголиков. Опыт лечебной работы диспансеров показывает, что в
большинстве случаев лечение бывает успешно: до 60% алкоголиков перестают пить,
20% тех, которые лечатся не особенно аккуратно, перестают пить, но обыкновенно
скоро «срываются», остальные 20% из посещавших не поддались лечению. Там, где с
алкоголиком ничего не удается сделать при амбулаторном лечении, необходимо принудительное
лечение в больнице (совершенно неверно думают, что алкоголику нельзя сразу
обрывать приемы алкоголя; мы, врачи, обрываем алкоголь у больных всегда сразу,
и никаких вредных последствий от этого у них не получается). В Москве принудительное
лечение для алкоголиков (и вообще для наркоманов—кокаинистов, морфинистов и
пр.) уже введено: по заявлению заинтересованных лиц, главным образом, семьи,
которую разоряет и мучит алкоголик, и после заключения
судебно-медицинской экспертизы больного принудительно помещают в
психиатрическую больницу ),
где он лечится до тех пор, пока врачи больницы не дадут о нем благоприятного
заключения.
Санитарное
и противоалкогольное просвещение искореняет легкомысленный и чрезвычайно
опасный взгляд народа на алкоголь и опьянение. Через санитарное и противоалкогольное просвещение мы
оздоровляем быт.
Показывая
разрушительное влияние алкоголя на человека и общество, мы изгоняем пьяные
привычки и вырабатываем противоалкогольное общественное мнение. Чтобы сломить
вековые народные заблуждения, весьма важно и необходимо доказать, что алкоголь
не укрепляет упавшие силы и не согревает, а, напротив, еще более истощает и
охлаждает тело человека. Противоалкогольная пропаганда должна проникнуть во все
слои населения.
Что
касается взрослого населения, то оно должно быть у нас обслуживаемо в этом
отношении органами, проводящими внешкольное общее, политическое и санитарное
просвещение — политпросвет-отделами, здравотделами и культотделами союзов, так
как в противоалкогольном просвещении особенно тесно переплетаются вопросы
общего, политического и санитарного просвещения.
Предстоит
громадная работа, чтобы сломить мрачную стену накопившихся около алкоголя
предрассудков и заблуждений, но работа эта необходима, она принесет свои
благодетельные результаты.
Здравотделы
ведут противоалкогольную пропаганду чрез свои дома санитарного просвещения и
чрез диспансеры (нервно-психиатрические и наркоманические).
Военные
санпросветотделы ведут в Красной Армии самое широкое противоалкогольное
просвещение; с отпускными красноармейцами правда об алкоголе проникает в самые
глубокие уголки нашего СССР.
В
Москве Культотделом Моск. Губ. Совета Проф. Союзов тоже широко поставлено
противоалкогольное просвещение среди членов профсоюзов. Пишущий эти строки
неоднократно выступал на ряду с другими лекторами Моск. Губ. Сов. Проф. Союзов
с докладами и лекциями на эту тему в рабочих клубах и собраниях, и тот живой
отклик и обмен мнениями, который всегда появлялся после выслушанных лекций,
свидетельствует о большом внимании и серьезном интересе со стороны трудящихся,
особенно молодежи, к алкогольному вопросу. После прослушания лекции на тему
«алкоголизм и пролетариат» и в связи с другими лекциями по социальной гигиене
устраиваются в ближайшие дни экскурсии в Музей Охраны Труда, на выставку
Народного Комиссариата Здравоохранения для более подробного и наглядного
ознакомления с вопросами социальной гигиены и для углубления полученных знаний
по биологии человека, гигиене и алкогольному вопросу. Рабочие несут полученные
ими знания, как в свои родные деревни, так и в те деревни, над которыми они
приняли культурное шефство. Свет знания и горькая правда об алкоголе постепенно
приходят туда,. где живут еще и порою властвуют суеверия, предрассудки и
заблуждения, где с самогонкою расточаются народная сила и народное богатство.
Для
полного успеха дела противоалкогольного просвещения следует прекратить
объявления о спиртных напитках, так как эти объявления, а также всевозможные
плакаты останавливают на спиртных напитках внимание тех, кто о них и не подумал
бы; под влиянием частого напоминания о них человек постепенно и незаметно для
себя привыкает думать, что спиртные напитки являются таким же обычным продуктом
потребления, как и другие, продукты, действительно человеку нужные и полезные.
С этой же целью следует убрать из окон магазинов красивые ряды и горки бутылок
«подальше от соблазна»... Реклама вовлекает новых потребителей в ряды пьющих.
Каждый,
кто выступал пред аудиторией с сообщением о вреде алкоголя, знает, что его
прежде всего начинают «крыть» тем, что указывают на образованных людей, в
особенности на врачей:
—
Вот врачи и учены и должны
знать, что алкоголь вреден, однако, пьют, и иногда здорово пьют... Значит, им можно, а нам, выходит,
нельзя, — иронически заканчивает непримиримый слушатель. Поэтому врачи и
общественные работники должны показывать
пример полного воздержания от спиртных напитков.
То
обстоятельство, что многие, побывавшие в домах отдыха, бросили потом пить и
курить, показывает, какое громадное значение имеют в деле борьбы с алкоголем
наши дома отдыха. Дома отдыха служат не только для того, чтобы трудящийся
отдохнул здесь среди покоя, простора, зелени, воды и чистого воздуха. Они учат,
как нужно вообще отдыхать, они учат правилам гигиены, которые нужно соблюдать
гражданам в своем новом домашнем и повседневном быту. Чрез дома отдыха
прививаются новые здоровые привычки и навыки, чрез дома отдыха оздоровляется
наш быт, а чрез оздоровление быта — путь к трезвости.
Доставить
трудящемуся в его повседневной жизни здоровый отдых и здоровые, культурные
развлечения, — это в сущности значит заложить одно из главных оснований
нового быта. Новый быт вовлекает гражданина в общественную работу, которая дает
ему новые, бодрые переживания; поднимая гражданина в его собственных глазах, общественная
работа воспитывает в нем настоящее чувство собственного достоинства. Пробуждая
любознательность, новый быт заполняет досуг трудящегося работой по саморазвитию
и приучает его к чтению. Отдыхают дома, слушая вечернюю газету или концерт по
радио, отдыхают в театре, в клубе, на спектакле или киносеансе; в клубах
проводят вечера в разных кружках или за чтением, или просто в обществе
товарищей. Надо только там, где в буфетах рабочих клубов продается пиво, как
можно скорее прекратить эту продажу. Мне кажется, не нужно особенно доказывать,
что в клубе, как в культурно-просветительном учреждении, совершенно недопустима
продажа спиртных напитков. Рабочий клуб не может быть местом опьянения. Наоборот,
рабочий клуб должен отвлекать своих членов от пивной, он должен быть местом
борьбы с народным стремлением к опьянению, и, вместо продажи алкоголя, там
должны висеть агитационные плакаты по борьбе с алкоголем. «Рабочая Газета» (№
8—1926 г.) описывает, как ежедневно отдыхает трудовая Москва после трудового
дня: «10.000 человек спешат в академические театры. В рабочих клубах сто
длинных пучков света оживляют молчащие белые киноэкраны. Сотня тысяч граждан
проводят вечер в 240 московских клубах. В часы отдыха 300 библиотек живут
напряженной жизнью; ежевечерно в часы досуга 70.000 радиолюбителей слушают
концерт. Но одни сотни тысяч человек развлекаются в клубах и театрах, другие — в
душных пивных. Только в 55 пивных Моссельпрома из горлышек черных бутылок
выливается ежедневно в желудки 3.000 ведер, а в Москве 700 пивных и столовых.
Как видим, у многих досуг уходит не на укрепление ума и тела».
Новый
быт, на место старых пьяных праздников с обжорством и разгулом, с дракой и
сквернословием, вводит новые народные праздники с шумной, веселой толпой, с развлечениями
на улице, с вечерами в клубе, с музыкой и зрелищами в театре. Новый быт, вместо
пьяного времяпровождения в дни отдыха, вводит товарищеские спортивные
прогулки, зрелища спортивных состязаний, массовые экскурсии за город, в музеи
и вообще прививает здоровые и образовательные развлечения. Вместо пивной —
клуб, вместо трактира — спектакль.
Старый
быт немыслим без алкоголя. Новый быт немыслим с алкоголем.