О ТРЕЗВОСТИ В РОССИИ.
Соч. Сергея Шипова.
С. ПЕТЕРБУРГ. 1859.
ПЕЧАТАТЬ ПОЗВОЛЯЕТСЯ,
с тем, чтобы по отпечатании представлено было в Цензурный Комитет узаконенное число экземпляров. Москва. Мая 19 дня 1859 года.
Цензор Л. Драшусов,
Типография С. Бекенева, вТроицком переулке № 32.
Скачать в дореволюционной орфографии DjVu
Скачать в современной орфографии Word
О трезвости в России
В № 96-м Экономического Указателя между прочим напечатано: «пишут» из Ковенской губернии: за три месяца тому назад, крестьяне Ковенской губернии дали клятвенное обещание в своих церквах (сами от себя) не пить более водки и до сих пор, с удивительною настойчивости, исполняют данное слово, не смотря на все хитрости Евреев заманить их в кабаки, и на временное понижение, в некоторых местах, цены на водку, происшедшее вследствие этого обстоятельства, так что в кабаках и постоялых дворах, где продавали прежде до 60 вёдер в месяц, в настоящее время не продают даже и 5-ти и то только по почтовым трактатам. — Этот замечательный случай заставляет многих помещиков губерний, занимающихся винокурением, прекратить у себя хотя на время, это производство. Можно впрочем надеяться, что помещики увидят в этом воздержании крестьян, только утешительный факт.» Подобные события т.е. отречение народа от употребления водки, являются и во многих других местах разных губерний.
Распространение в народе трезвости, с отречением от всякого употребления спиртных напитков, нигде не может быть в настоящее время столь существенно полезно и необходимо, как в России, не только для восстановления и укрепления здоровья нашего народа, уже ослабленного во многих местах частым и долговременным употреблением водки и горячего вина, для исправления народной нравственности и отклонения большей части злодеяний, для развития производительных сил народа, его богатства и благосостояния, но даже для возвышения государственных доходов, что я ниже сего в своём месте доказать постараюсь.
- ДЕЙСТВИЕ ТРЕЗВОСТИ НА ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА.
Низший класс народа в России употребляет почти исключительно один род спиртных напитков: хлебный алкоголь, в разных степенях крепости и под различными наименованиями: водки, горелки, хлебного вина, сивухи и проч. Вот что знаменитый Либих говорит о свойствах сего напитка: «чистый алкоголь есть яд, потому и водка с точки зрения химии есть разведённый яд, то есть содержит вредные для здоровья частицы. — Хотя своевременное, сообразное с обстоятельствами, употребление чистой водки и может быть полезно, но постоянное её употребление всегда вредно... Прекратить обширное употребление этого напитка, уничтожить зло в самом корне, составляет задачу нашего времени.[1]».
В № 269-м Петербургских Ведомостей, 9-го Декабря 1858 года, помещена весьма замечательная статья, в которой между прочим сказано следующее: «употребление водки и вообще всех крепких напитков гибельная привычка систематически расстраивающая здоровье, невозвратно губящая тело и душу, его нераздельного спутника, связанного с ним тесными, неразрывными узами. Постоянно пить водку все равно, что постоянно принимать небольшие доли опиума или мышьяка. Медикам и Физиологам известно действие алкоголя на животную экономию человека. Принятый желудком, он быстро переходить в кровь и прежде всего устремляется на мозг, а оттуда и на всю нервную систему, в которой производить сильнейшее раздражение; слизистая оболочка желудка и кишок приходит в воспалительное состояние, как от действия на них спирта, так и от едкого качества желчи, выделяемой печенью из крови с примесью алкоголя. Печень, от действия яда, теряя нормальные свойства, припухает, чем и объясняется мрачное расположение духа и беспокойный характер пьяниц. Человек разрушается видимо; он не живёт, как существо разумное, а влачит своё жалкое существование, и преждевременно гибнет. Постоянное употребление спиртных напитков в меньшем количестве производить тоже действие в миниатюре; но во всяком случае, непременно сокращает нашу и без того краткую жизнь.».
Один из знаменитых государственных людей Англии, Лорд Стенли, принимая 24-го Ноября 1858 года депутацию общества против опиума, и не отвергая вредного действия этого вещества на здоровье, заметил, что «спиртные напитки столь же вредны, как и опиум.[2]».
Не взирая на такие убедительные доводы и помещённые в разных книгах и журналах мнения людей умных и опытных, о вредных действиях спиртных напитков, у нас есть ещё такие поклонники водки, которые, отвергая пользу распространения в народе общества трезвости, т.е. отречения от спиртных напитков, полагают, что употребление водки или хлебного вина нужно по следующим обстоятельствами а) дабы укрепить ослабевший желудок человека; б) дабы согреть тело его от стужи; с) дабы поддержать силы его в больших трудах, особенно вовремя полевых работ, и наконец
д) даже для того, чтобы усилить питательность грубой растительной пищи при долговременных постах наших и отсутствии мясной пищи.
Рассмотрим каждый из сих поводов или предлогов к употреблению водки:
- Хотя для укрепления ослабевшего желудка чарка водки и бывает иногда полезна, но употребление оной, по мнению сведущих медиков, должно продолжаться весьма не долго и при существенной только в том надобности, ибо в противном случае она не только теряет полезное своё гигиеническое действие, но ослабляет организм человека. Впрочем, для укрепления слабого желудка есть кроме водки много других средств, простолюдину более доступных, как то: употребление отвара горьких трав, мятной воды и пр. Все такие средства, по цели своей, весьма действительные, не представляют тех неудобств и вредных последствий, которые влечёт за собою употребление водки, ибо ручается нередко, что после некоторого по существенной надобности употребления сего напитка человек к нему пристращается, употребляет оный под разными предлогами, потом находит удовольствие в опьянении и прямым путём идёт к самому гнусному, и вредному пороку и расстройству своего здоровья. Следовательно, совершенное отречение от употребления спиртных напитков, требуемое обществом трезвости, не только не имеет в сем отношении никаких неудобств, но служит напротив к сохранение здоровья.
- По суровости нашего климата каждому простолюдину, а наипаче поселянину, приходится часто «быть подвержену стуже. По возвращении домой прозябшему человеку, конечно может быть полезно согреть себя чаркою водки, но средство сие должно быть весьма редко употребляемо, ибо в противном случай оно ослабляет организм человека и ведёт ко всем тем вредным последствиям, о коих выше мною упомянуто; впрочем есть не мало и других средств согреть прозябшего человека без употребления крепких напитков. Г. Гагемейстер в сочинении своём «О теории налогов» весьма справедливо говорит следующее: нельзя утвердительно сказать, что алкоголь, как средство согревания, составляешь жизненную потребность жителей холодных стран. — Обильная пища всякого рода, в особенности жирная, богатая углеродом, не менее успешно заменяет алкоголь, с тою только разницею, что действие оной гораздо продолжительнее, хотя медленнее, скорое же действие спиртных напитков имеет так много приманки, что ознакомившиеся с ним народы чрезвычайно легко к нему пристращаются.
Знаменитый наш медик писатель, покойный лейб-медик Осип Кириллович Каменецкий, полагал особенно полезным напитком, дабы согреть озябшего человека, хороший сбитень, предпочитая его употреблению чая и весьма сожалел, что он выводится из употребления, так что самое искусство приготовления хорошего сбитня почти исчезает; успешнейшим же средством согреть озябшего человека есть русская печь и особенно баня, которая не только согревает тело, но отвращает и даже исцеляет действие простуды. При таких средствах согревания тела озябшего человека отречение простолюдина от употребления спиртных напитков не только не представляет в сем отношении каких либо неудобств, но служит к немалой его пользе.
- Есть люди, которые полагают полезным употребление водки для подкрепления сил человека в больших трудах и особенно в тяжких полевых работах. Внимательное наблюдение не оправдывает однакож такого предположения. В наших великороссийских губерниях, где по краткости лета поселяне подвержены в это время, именуемое ими страдою, особенно тяжким трудам, обыкновенно водки не употребляют и бывают сильны и здоровы; особенно замечено даже, что люди вовсе спиртных напитков неупотребляющие, бывают самые здоровые, сильные и благонадёжные работники. Для обработывания наших новороссийских степей, приходит туда в летнее время много рабочего народа, в том числе малороссиян, требующих ежедневно порцию водки, и великороссийских из дальних стран пришельцев, неупотребляющих в то время крепких напитков, — Довольно известно, что великороссийские работники там предпочитаются, как люди более сильные и к работе прилежные. — Хотя малороссийское племя от природы одарено крепким сложением, но оно ослаблено частым и почти обычным у них употреблением весьма крепкого ядовитого вещества. Особенно разительный пример крепкого здоровья, физических сил и благосостояния представляют нам жители раскольничьих слобод, вовсе крепких напитков не употребляющие. — Существенную причину крепости их сил, здоровья и благосостояния, составляет наипаче то обстоятельство, что наставники, при их обучении, извлекают из священного писания некоторое назидание—нравственное и более всего требуют отречения от крепких напитков». Из представленных Английскому парламенту от существующего там общества воздержания сведений об экипажах кораблей, находившихся на китоловных судах в полярных морях, оказывается, что в экипажах, принадлежавших к обществу воздержания, следовательно не употреблявших вовсе крепких напитков, было гораздо менее больных и умерших, нежели между матросами к тому обществу не принадлежавшими и получавшими ежедневно порцию водки или рому. Умные и опытные наблюдатели, участвовавшие во многих с войсками походах пришли к тому убеждению, что отпускаемая нижним чинам периодически, без существенной надобности, винная порция не только не служит к сохранению их здоровья, но вредит оному. Потому многие начальники войск отпускаемые на винную порцию деньги обращают на покупку для нижних чинов мяса. Весьма полезные последствия показали, как благоразумны были такие распоряжения. Очень естественно, что желудок нижних чинов, неослабленный принятием ядовитого вещества, но укреплённый обильным питанием добавочной мясной порции, доставил им более силы к перенесению трудов воинских и к сохранение из здоровья. За сим кажется довольно ясным, что отречение от употребления спиртных напитков существенно полезно и для сохранения сил рабочего человека.
4) Мне случилось слышать от людей, долго живших в Малороссии, то мнение, что при наших долговременных постах и малом употреблении народом мясной пищи, водка нужна будто бы человеку для поддержания его питания. Я сообщал это мнение известнейшим нашим медикам и они отвергли оное, как заблуждение, вовсе неосновательное. Растительная пища может доставить человеку здоровое и обильное питание, хорошая из овощей похлебка, крутая каша, с поливкою оной грибными щами или свежим домашним коноплянным маслом, капуста, бураки, картофель, чистый ржаной хлеб и многие другие произведения крестьянского поля и огорода могут доставить обильное питание, гораздо полезнейшее, нежели употребление водки, всегда более или менее действующей к ослаблению телесного организма. Гораздо полезнее во всяком случае, думаю я, для поселянина, вместо покупки довольно ценной водки, употреблять эти деньги на доставление себе здоровой пищи. Пусть теперь скажут верны ли и справедливы ли мои доводы. Внутреннее народное чувство показало это делом; народ добровольно отрекается от вина и мы ещё ни откуда не слышим ни жалоб, ни опасений, чтобы такое отречение было где-нибудь вредно для здоровья[3].
- ДЕЙСТВИЕ ТРЕЗВОСТИ НА НРАВСТВЕННОСТЬ НАРОДА.
За сим рассмотрим, какое действие производит употребление крепких напитков на состояние народной нравственности. Из великого числа следственных и уголовных дел, поступавших на моё рассмотрение, как и при решении дел в уголовном департаменте Правительствующего Сената, я видел, что большая часть совершенных злодеяний были предшествуемы, или сопровождаемы, или заключаемы попойками; иногда же пьянство было существенною целью преступления. Ознакомясь с бытом низшего класса народа, можно удостовериться в том, что водка бывает большею частью причиною всех ссор и драк, разного рода обид, похищения чужой собственности и других в крестьянском быту проступков. Иностранными знаменитыми юристами признано также, что употребление крепких напитков бывает существенною причиною 8/10 и даже 9/10 совершаемых преступлений. — В государствах Западной Европы люди самые просвещённые восстают против употребления спиртных напитков и яркими чертами описывают вредное действие их на народную нравственность. — В одной статье журнала прений (Journal des Debats) за 1852 год, Ноября 4 — го, заимствованной из газеты Times, между прочим сказано: Пьянство-одно из величайших зол Великобритании; с начала текущего века, народ издержал там на крепкие напитки вдвое более того, что потребовалось бы на уплату огромного государственного долга Англии. В Лондоне, в течении последних тринадцати лет, было арестовано за пьянство до 249.000 мужчин и 183.000 женщин. На 27.000 случаев бедности, по крайней мере 20.000 должны быть приписаны пьянству. В Глассо ежегодно употребляется крепких напитков на 1.200.000 фунтов стерлингов. Там же поднимают на улицах до 200.000 женщин мертвецки пьяных. В Перхонской тюрьме, из пятисот молодых людей там содержимых, четыреста по крайней мере таких, которые с детства уже приобрели гибельную привычку пить. Впоследствии являлись во многих книгах и журналах и другие любопытные статьи против пьянства и показывающая необходимость принятия деятельных мер к удержанию оного. В прошлом 1858 году, в журнале «Обозрение двух миров » (Reoue de deux moudes 4 Septembre 1848 г.) помещена статья, под наименованием: Общественные реформы в Англии. Сочинитель признает употребление крепких напитков главною причиною нищеты, безнравственности, преступлений, злодейств и вечным источником всего мерзкого. Статистическими цифрами доказано неоспоримо, говорит автор той статьи, что из каждых десяти преступлений, совершаемых в Англии, к девяти поводом была привычка пьянствовать. Прежде всего пьянство ввергает несчастного, ему предающегося, в нищету, ибо расслабляет силы человека рабочего, внушает ему отвращение к труду, поглощает деньги, которые без того пошли бы на содержание его семейства, развивает в нем все самые гибельные сокрушительные страсти. Рассчитывают, что разного рода убытки, причиняемые государству злоупотреблением спиртных напитков, не могут быть покрыты суммою акциза, простирающегося до тысячи миллионов Франков (250 миллионов руб. сереб.). Соображая такие гибельные последствия, бирмингамский рекордер, г. Гиль, в одном из своих трёхмесячных докладов высшему совету присяжных, непоколеблясь обращается с требованием — совершенно запретить продажу и приготовление спиртных напитков. Почтенный сановник находит, что злоупотребление не прекратится до тех пор, пока будет дозволено употребление этих вредных ядовитых напитков. По его мнению, чтобы вырвать с корнем зло, надобно совершенно запретить употребление крепких напитков. — По всем таковым соображениям я полагаю, что всевозможное отклонение народа от употребления спиртных напитков и, где возможно, побуждение его к совершенному отречению, от употребления такого вредного и ядовитого вещества, было бы лучшим средством к исправлению народной нравственности и предупреждению большей части преступлений. Некоторые защитники употребления крепких напитков возражают мне, что употребление вина допускается священным писанием. В послании Апостола Павла к Тимофею, действительно сказано: «пей вина мало, и то стомаха ради и недуга;» но это вино, о коем в послании Апостолом упоминается, конечно, не была водка или нынешнее хлебное вино, иначе сказать алкоголь, которого тогда изобретено ещё не было, это был виноградный сок, приведённый в брожение. Но употребление и такого сока, до опьянения, священным писанием осуждается.
По всем таковым убеждениям, мне весьма грустно было слышать и читать мнение некоторых людей, утверждающих, что в России простолюдину хлебная водка заменяет все: и балы, и концерты, и ералаш, и литературу, и дружеские беседы. Не предосудительно ли дозволять себе такие остроты и распространять такиее вредные софизмы! Составляет ли употребление водки для простолюдина увеселение невинное? Он тогда только находит в ней удовольствие, когда чувствует опьянение и бывает на веселе; а что потом случается, когда от частого употребления страсть усиливается? Какие гибельные влечёт она за собою последствия? Можно ли говорить с таким снисхождением и почти одобрением о гнусном пороке, столь вредном по своим последствиям. Не обязан ли всякий благонамеренный гражданин всемерно содействовать тому, чтобы такое безнравственное увеселение заменено было в народе другими невинными наслаждениями.
- ДЕЙСТВИЕ ТРЕЗВОСТИ НА В03ВЫШЕНИЕ НАРОДНОГО БОГАТСТВА И БЛАГОСОСТОЯНИЯ.
Трезвость, т.е. отречение от спиртных напитков, особенно полезное производит действие на возвышение народного богатства и благосостояния, употребление же водки не только ослабляет, но и разрушает оное. По большей смышлёности и трудолюбию нашего народа, при больших средствах нашего отечества, сколько создано великих капиталов людьми, даже мало образованными, но совершенно трезвыми? С употреблением водки, полезная производительность сих людей не только ослабляется, но иногда и совершенно пропадает. Мало ли видим мы тому примеров? Употребление спиртных напитков не потому только вредно, что обращает к бесплодной растрате значительные суммы, но особенно потому, что отнимает драгоценное для рабочего человека время и ведёт его к пороку. Весьма редко случается, чтобы самое умеренное, но частое употребление спиртного напитка, не обратилось в страсть. После некоторого при том, весьма умеренного употреблены водки, человек находит удовольствие в опьянении; является желание распить у себя дома штофик с приятелями, потом потребность опохмелиться, деньги истрачиваются, работа идет плохо, насчитываются прогульные дни, и если попойки повторяются, то расстраивается здоровье, работник лишается места, совершенно разоряется и влечёт иногда в нищету и погибель целое семейство.
Возьмём из нашего сельского быта несколько примеров, с одной стороны трезвости и благодетельных её последствий, с другой употребления водки, и действий, от неё происходящих. Молодой крестьянин хорошего семейства, женатый, отправляется весной в Москву на заработки: как искусный плотник и прилежный, вовсе вина не употребляющий и потому благонадёжный, он получает жалованья от 22-х до 25-ти руб. сереб. в месяц, на всем хозяйском содержании. Возвращаясь осенью домой, он, с пересланными прежде, приносит в дом от 120 до 150 руб. сереб.; его встречают жена, отец, мать и все семейство, как благодетеля, оброк и подати уплачены, в доме находит он все в довольстве, хлеба собрано не мало, от домашнего расхода будет излишек и на продажу; скота, и всякого запасу в избытке; он остаётся на зиму при жене в семействе, в помощь отцу, молотить хлеб, запастись дровами и производить другие зимние работы. Другой брат, земледелец, женатый же, также ничего не пьющий, по первопутку с 4-мя лошадьми отправляется в извоз и везёт с Фабрик ценные товары на дальние ярмарки; весной возвращается домой и привозит также в дом больше ста руб. серебр., чистыми деньгами, и радует все семейство. Таким образом, идёт год за год, плотник сделался десятником и получает жалованья вдвое более прежнего, извощик ходит хозяином большого обоза и привозит большие деньги, все семейство богатеет, дети подрастают, дом перестроен заново, обширнее и лучше прежнего; хозяин принанимает себе покосов; скота держит более, и хорошо удобренное поле даёт отличный урожай. На доме том почёт благодать Божия, с ним мир и согласие, и никто в семействе водки не употребляет. В другом равносильном семействе, но употребляющем водку, хотя изредка и очень мало, при обстоятельствах равных, дело идёт со всем иначе. Молодой плотник, отправляясь для заработок в Москву, пристроился к месту, но как прослышали, что он употребляет водку, то хозяин большого жалованья не дал. — Действительно, он получил вкус к вину ещё в доме родительском, и в Москве изредка пьёт по маленькой; потом его почуют товарищи, то и с ними надобно полштофика откупорить; бывают случаи: он выпьет и по более, и выходит, что заплатишь дань Бахусу не малую; а там осенью, при расчётах, оказались и прогульные дни, за которые вычет бывает сильный, а потому он приносит в дом денег не весьма много. Другой брат, извозчик, человек дельный, но водку употребляет, потому купцы к нему полной веры не имеют, и дают к отвозу только товары малоценные и за не большую плату; инде пришлось идти в виде работника к хозяину извозчику, да и тот говорит: с водкою знается, к лошадям не весьма рачителен, спит крепко, и потому хозяин и плату ему даёт не большую, а на поверку выходит, что тот и от извоза выручил не много, и лошадей приведёт в дом истощённых. На следующие годы, страсть к вину в обоих братьях усиливается, и наконец и весь дом тот приходит в упадок, и все от того, что старик домохозяин научил детей своих водиться с водкою. Бывали и такие случаи, что сведущий, опытный и трезвый плотник, находясь некоторое время в десятниках у хорошего подрядчика, и скопив порядочную сумму, сам принимает на себя не большие подряды, нанимая работников из-земляков своих, ведёт дела отлично и наживает уже не малые капиталы, но по дьявольскому наваждению он знакомится с водкою, потом страсть усиливается, надзор над работниками ослабевает, дела идут в разлад и вместо барышей получает убытки. Продолжая далее таким образом, он совершенно разоряется и не имеет даже средства к выдаче заслуженной платы своим работникам, которых ввергает чрез то в горесть и расстройство. Я пишу все здесь сказанное не из вымысла, но из многих, бывших в глазах многих, примеров и мог бы высказать ещё многие другие, не менее поучительные случаи, если б не опасался наскучить моим читателям. В быту промышленному подобные примеры ещё более разительны; молодой смышлёный работник на Фабрике, под рукою у хорошего — мастера, научается отлично своему делу, поступает в подмастерья, потом назначается мастером или приказчиком. Хозяин полюбил его, даёт ему большую плату и, как нередко водится, участие в выгодах. Скопив немалый капитал, он сам заводит Фабрику, дела ведёт превосходно, приобретает сведения, усовершает свои изделия, богатеет и становится миллионщиком. Нужно ли указывать на такие примеры; их в виду нашем не мало в губерниях: Московской, Владимирской и других. — Если же такой бывший работник, потом приказчик и хозяин Фабрики, наживая уже не малые капиталы, на пути к дальнейшему обогащению своему встречается с водкою, получает к ней пристрастие, дела расстраиваются, пропали миллионы. — На поприще торговом также не мало бывает случаев, что молодой смышлёный сиделец, потом приказчик, затем хозяин лавки или торгового дома, богатеет на миллионы. Мне не нужно указывать на такие случаи, их немало в обеих столицах и в других городах, но если богатеющий торговец подпадёт прельщению искусителя, соблазняющего его водкой, все пропало; он обращается в нищенство. — Не ужели изображение таких, с натуры списанных, примеров недостаточно для убеждения защитников в употреблении водки, в пользе распространения в народе трезвости.
- ДЕВЙСТВ1Е ТРЕЗВОСТИ НА В03ВЫШЕНИЕ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ ДОХОДОВ.
Есть люди, которые полагают, что существенное препятствие к распространению общества трезвости в России, состоит в том, что с отречением от употребления спиртных напитков значительной части народа, окажется важный ущерб в государственных доходах. Заключение ложное и недальновидное. С распространением в народе трезвости, большие капиталы, обращаемые ныне на бесплодную растрату, будут сохранены или употреблены на действия производительные. С возвышением чрез то народного богатства и благосостояния, возникнут новые требования на многоразличные произведения народного труда, разовьются производительные силы народа и в замен уменьшения питейных сборов, большие суммы польются в доход государственный чрез многие другие пути, от разных косвенных налогов, от пошлин на куплю и продажу, от заключения контрактов, от усиления выдачи паспортов на людей рабочих, от увеличения числа разносчиков, людей торгующих и платящих за право торговли и от многих других источников. Все такие средства доставят, конечно, правительству не малое приращение доходов, в замен уменьшения питейных сборов, от распространения в народе трезвости произойти долженствующего. Дабы убедиться в основательности такого заключения, должно принять в рассуждение, что с учреждением какого-либо промышленного заведения, нужно приобрести покупкою место или здание и совершить купчую крепость, на поставку материалов заключить контракты, рабочих людей снабдить паспортами, с платою во всех сих случаях пошлины; для продажи изделий открыть лавку с запискою продавца в гильдию; для мелочной распродажи разослать разносчиков и заплатить также пошлины; для перевозки товаров нанять извозчиков, заключить с ними контракты и взять для них паспорта, с платою пошлины. Большое число людей, работающих на Фабриках, покупающих товары, продающих свои произведения и получающих немалые выгоды, потребляют много разного рода предметов, обложенных сильным акцизом. Довольно трудно и почти невозможно исчислить подробно все те пути, по коим деньги в сих случаях должны поступить в доход государственный. Неизлишне будет также принять в рассуждение, что с возвышением, вследствие трезвости народа, его богатства и благосостояния, последует и увеличение народонаселения в государстве и составит самое благонадёжное средство к увеличению доходов, получаемых не только от косвенных, но и почти от всех прямых налогов. За сим, кажется не может уже подлежать сомнению, что с распространением в народе трезвости, с возвышением чрез то народного богатства и развитием производительных сил народа, правительство получит гораздо более приращения в доходах от источников чистых и обильных, нежели сколько оно может потерять от уменьшения питейных сборов.
Впрочем, как распространение в народе трезвости может совершиться только постепенно и путём медленным, то и уменьшение питейных сборов будет мало ощутительно, а между тем, развитие производительных сил народа окажет, мало по малу, полезное своё действие и доставит приращение дохода от других источников.
- О РАЗНЫХ РОДАХ УПОТРЕБЛЕНИЯ СПИРТНЫХ НАПИТКОВ В РОССИИ
Употребление в народе водки и хлебного вина, можно разделить на две главные категории: а) пьянство публичное, в кабаках и трактирах, и б) домашнее употребление вина, или правильнее сказать, домашнее пьянство. О вредном действии пьянства, в кабаках и трактирах, было уже довольно сказано, и написано, но мало рассмотрено ещё действие домашнего употребления вина или домашнего пьянства, имеющего, по мнению моему, гораздо более вредные последствия. Кабаки существуют для отъявленных пьяниц. Молодой, не пристрастившийся к вину, человек, стыдится и чуждается войти в кабак; он чувствует, что, вступая в него, делает дурной поступок. При домашнем же употреблении вина, он не чуждается зловредного напитка, стыд пропадает. Если, например, в плотничьей артели работники, как и ныне водится, купят штоф или два вина на артельные деньги, положенные для продовольствия их пищей, то и молодые, вовсе не пьющие люди, в издержке сей участвующие, не только соблазняются, но и побуждаются к употреблению вина товарищами своими и мало по малу к нему пристращаются. Такие попойки, сопровождаемые срамными песнями, продолжаются во всю ночь, а потом, некоторые пьяницы ещё и на другой день опохмеляются. — В таких домашних пирушках водится не только игра в карты, соблазны разного рода, но и самый отвратительный разврат, какого и в кабаках не бывает. — В самых крестьянских селеньях, домашнее употребление вина производить на состояние народной нравственности весьма вредное действие; дети обоего пола, видя родителей и родственников своих пьяными, или не имеют к ним уважения, или теряют стыд и отвращение к пороку и не почитают пьянство дурным поступком; а потом, придя в возраст, и сами делаются пьяницами. — Вообще, я считаю гораздо более предпочтительным, чтобы человек, пристрастный к вину, напился при случае в дальнем кабаке и где либо вне дома своего, выспался, нежели, принеся с собою штофик, распивал бы оный в своём семействе. — В великоросийских губерниях существует наиболее публичное пьянство: домашнее употребление вина, к счастью, там ещё не весьма распространилось. — Один почтенный помещик живущий в Москве, приехал в Костромскую свою вотчину и, будучи весьма доволен исправностью крестьян в уплате оброка и вообще их поведением, приказал старосте устроить для них пир, напечь для того пирогов, наварить и нажарить что следует, и купить вина. — Староста отвечал: да у нас, батюшка, ваше происходительство, из крестьян-то почти никто-вина не пьёт; не прикажете ли сварить пива? Помещик весьма доволен был таким ответом, и приказал исполнить, по предложению старосты. — В назначенный день крестьяне собрались на пир, помещик благодарил их за их исправность и доброе поведение и похвалил, что не пьют вина. — Один умный старик сказал: да нам, батюшка, нельзя пить вина; ведь мы почти все извозчики, возим товары на Ирбит и в другие дальние места, а пьющему-то человеку купцы и товаров к отвозу не поверят, да и надобности нам в вине не настоит; коли в cтyже озябший на ночлег приедет, то поставят горячих щей горшок, и так согреешься, что в пот кинет; ночью же нам нельзя спать крепко, иногда раза три к лошадям сходишь, надобно сена и овса задать, либо напоить, или так посмотреть, да и на возах то все целее, как часто посматриваешь; а кто на ночлег-то выпьет, да уснёт, и все забудет, а лошадки то пожалуй, схилют и пропадут; да мы также и то заметили, что пьющий человек гораздо к морозу слабее, нежели человек не-пьющий. — Все добрые крестьяне подтвердили речи умного старика, а господин похвалил его.
Один Полтавский помещик, уроженец великороссийский, приехал в своё Орловское имение, большое и богатое село П.... с женою своею, урождённою малороссиянкою, и приказал сделать крестьянам пир. Сама госпожа, по малороссийскому обычаю, подносила им водку. — Но крестьяне большею частью от чарки отказывались, что госпожу не мало удивило. — Мы от того исправны и зажиточны, матушка, сказал один умный крестьянин , что водки не-употребляем, а если дети наши пить станут, то уже не быть им богатым.—В таких местах общество трезвости могло бы распространиться с большим успехом, если-б люди благонамеренные и просвещённые приняли на себя тому содействовать. — Домашнее употребление вина т.е. домашнее пьянство, развито наиболее в губерниях белорусских , малороссийских и других западных, именуемых привилегированными, т. е. имеющих привилегию пьянствовать. — По существующей там издавна вольной продаже вина и дешевизне оного, употребление водки вошло в обычай и сделалось, так сказать, потребностью низшего класса народа, обоего пола, от мала до велика. — Нанимаемые там в летнее время рабочие люди, ставят первым условием давать им ежедневно водку и в немалом количестве, помещики для возбуждения рабочих людей к усердию дают им также водку, которая там и стоит недорого, крестьяне и на собственной своей работе также пьют водку. — Один малороссийский помещик сказал мне: народ нам в летнее время работает почти всегда к вечеру полупьяный. — Можно себе представить, какое разрушительное действие ежедневное употребление крепкой горелки производить на весь организм человека. — Можно ли после того удивляться, что белорусские и даже малороссийские работники делаются время от времени более слабосильными? В воскресные, праздничные и другие свободные дни, все в деревнях население, обоего пола, собирается к тем домам, где водится водка, и все пьяно, с мало до велика. — Женщина, с грудным на руках ребёнком, наперёд напоит его водкою, чтобы успокоился, а потом сама напьётся; малые даже дети получают вкус к вину и опьянение. Попробуйте дать двугривенник на пряники собравшимся на улице мальчикам и девочкам, — они побегут не туда, где могут купить пряников, а направятся к шинку и возвратятся оттуда пьяные. — Один доложивший в том крае добросовестный медик, между многими, грустными в сем роде анекдотами, сказывал мне, что, по прибытии его туда, он вскоре призван был к разрешившейся только от бремени женщине, и нашёл, что она напоена уже была водкою и с молоком своим передавала яд младенцу. — В последствии, он узнал, что это был неособенной какой либо случай, но вошло у крестьян в обыкновение. — Справедливо, сказал мне один беспристрастный наблюдатель: малороссиянин, как родился, так и пьян. —Возможно ли, чтобы целое поколение, вырастающее с младенчества, при постоянном употреблении крепкой горелки, доставляло государству людей здоровых и сильных; не схилеет ли большая часть из них преждевременно?
К несчастно, многие помещики смотрят равнодушно на такие явления. — Главный источник их доходов составляет винокурениe и продажа водки. — Не имея ни портов, ни сбыта нашим земледельческим произведениям, что сделали бы мы с нашим хлебом, говорят они, если б не имели возможности перекурить его в вино и продать крестьянам; мы не знаем, из чего бы извлекали наши доходы. — Действительно самые просвещённые из дворян, не имея, по роду воспитания своего, никакого понятия о науках естественных и технических, не могут найти других средств к извлечение из имений своих доходов, кроме курения и продажи водки. — Не имея сведений в геологии, они не находят способов открыть богатства, находящихся в недрах земли, им принадлежащей, да и то, что открывается случайно, они не могут оценить и употребить в пользу, не имея никаких познаний в химии; технические предприятия им недоступны по незнанию механики, неимению технических сведений, возделывание марены и других ценных растений им чуждо, но не имея сведений в ботанике и других нужных для того знаний. — Будучи землевладельцами, они не могут совершить своего земледелия без теоретических познаний в сельском хозяйстве. — По таким причинам, равнодушие помещиков к бедствию народа весьма естественно. — Но может ли правительство быть хладнокровным свидетелем зловредной язвы, столь сильно распространившейся и столь глубоко укоренившейся в нравах народа? Будем надеяться, что, при новом устройстве питейных сборов, оно найдёт способы положить преграду или некоторое ограничение домашнему употреблению водки, самого вредного рода пьянства.
VI. СРЕДСТВО К РАСПРОСТРАНЕНИЮ В НАРОДЕ ТРЕЗВОСТИ.
Прежде, нежели буду говорить о средствах к распространению в народе трезвости, почитаю нужным опровергнуть распространившееся у нас следующее, весьма ложное мнение. — Некоторые мыслители уверяют нас, что с распространением в народе образованности, пьянство само собою уменьшится и, может быть, исчезнет. — Я вовсе не надеюсь, чтобы распространение в народе некоторого образования могло произвести такое действие, даже с истечением целого столетия, по крайней мере, мы не видим такого явления в самых просвещённых государствах. — Там, как известно, и теперь ещё жалуются на гибельные последствия пьянства, особенно же в Англии, страна наиболее образованной, где, как показал я выше, люди государственные признают употребление крепких напитков главною причиною нищеты: безнравственности, преступлений и злодейств, совершаемых в Англии, и предлагают не только ограничение, но даже и полное запрещение продажи и приготовления спиртных напитков.
По таким обстоятельствам нельзя ожидать, чтобы и в России распространение в народе образования, было достаточно, чтобы не только уничтожить, но и уменьшить гибельное для народа пьянство, без употребления других средств, более действительных — Предлагаемое совету присяжных вышеприведённое, внезапное прекращение продажи крепких напитков и самого приготовления оных, было бы в России, а может быть и в Англии, думаю я, неудобоисполнимыми , но всякое мудрое правительство должно идти постепенно к достижению сей благодетельной цели. —Удобнейшим для того способом было бы введение, время от времени, большого ограничения средств к приобретению народом спиртных напитков, как для публичного пьянства в кабаках и трактирах, так особенно к покупке на вынос, для употребления в домашнем быту, ибо такого рода домашнее пьянство, как выше показал я, наиболее для нравственности народа вредно.—Стараться должно, мало по малу, достигнуть того, чтобы водка продавалась только в городах, и то не во многих местах, по высокой цене и наконец в одних аптеках. — Вместе с тем, самое законодательство должно быть, в отношении пьянства, гораздо более, нежели ныне, строгим и неупустительно наказывать всякую нетрезвость, как гнусный порок, обществу вредный, хотя бы при том и не было совершено никакого другого проступка или преступления. — Независимо от сего, надлежало бы всевозможно споспешествовать учреждению и распространена в народе общества трезвости т. е. совершенного отречения от употребления зловредных спиртных напитков, но такое полезное действие не может быт совершаемо с успехом иначе, как при содействии хороших помещиков, благонамеренных и просвещённых граждан, особенно же духовенства и самого правительства.
В предупреждение тех поклонников водки, которые во всяком ограничении мест продажи горячего вина, видят стремление к удержанию откупной системы, я считаю нужным объявить, что, по мнению моему, отдача на откуп какого либо налога, а следовательно и питейных сборов, в государстве благоустроенном не должна быть допущена, её непременно следует заменить другою, более просвещённою и для государства более полезною системою. — Управление питейными сборами должно быть, по особому доверию правительства, поручено людям, представляющим нужную для того нравственную благонадёжность, с определением им справедливого возмездия за труды их и потребные для того издержки, из суммы, от питейных сборов правительством получаемой. — Здесь не место говорить, в чем состоит сия возмездная система (regie interesse). Для изложения мыслей моих по сему предмету, надлежало бы написать обширное рассуждение. —Но и вышепоказанная система должна быть рассматриваема, как мера временная, долженствующая служить пособием к распространению в народе трезвости и к достижению, наконец, того, чтобы водка употреблялась только как средство врачебное, по рецептам медиков.
[2] Статья из Nene prenssische Zeifung помещённая Северной Пчелы в № 259-м; 1858 года.
[3] В Ковно, вследствие распространившейся трезвости, цена жизненных продовольствий понизилась значительно; нищенства стало гораздо меньше, казённые повинности уплачиваются исправно, Население губернии находится в вожделенном здоровье. Замечательно, что в течении этого времени в Ковенской губернии не появилось ни одной общей болезни, который прежде бывали там столь обыкновенны.