Трезвая русь

Поиск

Форма входа
Не зарегистрированные пользователи не могут скачивать файлы!

Логин:
Пароль:

Наша страница ВКонтакте

Наши друзья

Новости

Наука об алкоголе

Главная » 2012 » Сентябрь » 29 » Опыт противоалкогольного воспитания и просвещения в школе

Опыт противоалкогольного воспитания и просвещения в школе

 Оглавление

Важным аспектом первичной профилактики пьянства и алкоголизма является формирование трезвеннических установок у подрастающего поколения. Одним из основных путей формирования трезвеннических установок является введение в школах системы противоалкогольного воспитания, которую следует рассматривать как составную часть общего нравственного воспитания учащихся. В основу противоалкогольного воспитания, как показывает проведенный нами эксперимент в нескольких школах Москвы и Архангельска по организации противоалкогольного просвещения учащихся, должны быть положены следующие принципы:

— противоалкогольное просвещение как целостная система противоалкогольного воспитания проводится на протяжении всех 10 лет обучения и направлена на формирование в сознании детей нетерпимого отношения к любым проявлениям пьянства и алкоголизма;

— программа противоалкогольного воспитания должна предусматривать постепенное с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся раскрытие сторон отрицательного влияния алкоголя на здоровье человека и жизни общества в целом;

— противоалкогольная работа в школе должна проводиться преимущественно силами учителей с приглашением для чтения отдельных лекций специалистов (медиков, юристов и др.);

— противоалкогольное просвещение должно распространяться и на родителей учащихся.

В настоящей главе мы хотели бы подробнее остановиться на некоторых методических вопросах противоалкогольного воспитания и опыте организации и проведения противоалкогольного просвещения в школе, что имеет, на наш взгляд, важное практическое значение.

Прежде всего следует еще раз подчеркнуть, что смысл противоалкогольного воспитания не только в расширении знаний молодого поколения о влиянии алкоголя на организм, но и в том, чтобы выработать у него негативную установку на употребление спиртного. Воспитание установок, отношений — сложный и трудоемкий процесс. Современная психология считает, что формирование любых понятий, отношений, суждений, установок у детей проходит сложный путь. Ни одно понятие нельзя «внести» в сознание ребенка в готовом виде. Ребенок, подросток может запомнить слово, высказанное суждение, но это не его суждение. Понятие должно сложиться у ребенка в процессе накопления им самим чувственного, житейского и специального опыта [Люблинская А. А., 1977].

Процесс формирования отношения начинается с накопления фактов, наблюдений и постепенного, сначала грубого, потом все более тонкого анализа этих фактов и наблюдений, выделения из них главного, существенного. Понятие должно складываться постепенно при активной работе самого ученика. Для того чтобы это сложившееся понятие, сформировавшееся отношение к чему-либо, стало действительно «внутренне своим», необходим опыт практического использования данного понятия, отношения, суждения, установки, т. е., как говорил А. С. Макаренко, необходима «гимнастика поведения». Чтобы знание о вреде алкоголя «работало», необходимо не стихийное распространение время от времени информации о вреде алкоголя путем чтения лекций, а единая целенаправленная преемственная система противоалкогольного воспитания (обучения) учащихся, представляющая собой постепенное, многократное, усложняющееся раскрытие перед учащимися (учитывая их возраст) влияния алкоголя путем последовательного восхождения от показа и проделывания простейших, элементарных опытов с алкоголем, демонстрации наглядных примеров до раскрытия глубоких взаимосвязей между алкоголем и ущербом, наносимым обществу его употреблением. Опыт подобного противоалкогольного воспитания был получен у нас в некоторых передовых школах. Противоалкогольное обучение начинали с 1-го класса. С учетом возраста школьников и в тесной связи с дисциплинами, которые они проходили, им рассказывали о действии алкоголя, экономических и социальных последствиях его употребления. В младших классах детям показывали опыты о воздействии алкоголя на животных и растения. Более старшие школьники принимали участие в собирании сведений о числе несчастных случаев в связи с пьянством, о влиянии на бюджет семьи расходов, связанных с употреблением алкоголя. По этим данным учащиеся составляли таблицы, рисовали плакаты. Со школьниками старших классов врачи проводили беседы об алкоголизме.


Опираясь на опыт подобного обучения в прошлом и результаты нашего исследования по изучению состояния противоалкогольной работы в современных школах, мы экспериментально разработали и апробировали конкретную программу организации и методики противоалкогольного обучения в школе. Эта программа включает в себя два направления:

1) противоалкогольное обучение и воспитание детей с целью формирования у них отрицательного отношения к употреблению алкоголя и

2) просветительную работу среди родителей с целью оздоровления быта семьи, т. е. той среды, в которой живет школьник.

Как противоалкогольное обучение школьников, так и противоалкогольную работу с родителями мы рекомендуем начинать с 1-го класса, ибо процесс активной выработки установок в отношении алкоголя у детей происходит уже в возрасте 9—11 лет. Кроме того, знания, приобретаемые в ранние годы, наиболее прочны. Работа с родителями строится следующим образом: один раз в год на классном родительском собрании для родителей читают лекцию на противоалкогольную тему. С родителями первоклассников проводят беседу о роли и значении семьи в воспитании отрицательных установок к алкоголю у детей, о том, сколь пагубен и чреват последствиями обычай давать школьникам спиртное на праздники. В дальнейшем с родителями регулярно проводят лекции по противоалкогольному просвещению. Им читают лекции: «О влиянии алкоголя на детский организм», «Малые дозы алкоголя и способности», «Алкоголь и здоровье», «К чему может привести однократное сильное опьянение несовершеннолетнего», «Алкоголь и нарушение правопорядка подростками» и т. д. Тематика лекций для родителей должна подбираться с учетом возраста детей по актуальным для этого возраста вопросам противоалкогольного воспитания. В этих лекциях и беседах используют материалы и сведения, конечно, в общем виде, которыми располагают учителя об учениках соответствующего класса. В старших классах к проведению лекций привлекают специалистов: врачей, юристов, и лекции нередко проводят в форме вопросов и ответов.

В начальных классах ставят наглядные опыты по действию алкоголя на животных и растения (проводить их можно на уроках природоведения).

В 5—1-х классах врачи и учителя читают лекции о влиянии алкоголя на различные органы и системы организма человека: на работу легких и сердца, органов пищеварения, на нервную систему, почки, «алкоголь и способности», «алкоголь и спорт» и т. д. При проведении данного цикла лекций в 5—7-х классах желательно устраивать письменные анонимные опросы учащихся с целью выяснения, что же они усваивают из лекций. Затем эти материалы можно использовать в общем виде в специальной лекции для родителей: «Знания ваших детей о вредном влиянии алкоголя». Одновременно учащихся следует привлекать к самостоятельной работе. Подбирать материалы к темам: «Алкоголь и несчастные случаи», «Алкоголь и нарушение правопорядка», «Алкоголь и заболеваемость», изготовлять таблицы, наглядные пособия по данной тематике.

В 8—10-х классах читают лекции врачи и юристы: «Алкоголь и потомство», «Ущерб, наносимый обществу алкоголем», «Ответственность за нарушение правопорядка в нетрезвом виде» и т. д. Демонстрируются кинофильмы. Продолжительность лекций и бесед в 5—8-х классах не должна превышать 25—30 минут.

Кроме специальных лекций и бесед, необходимо проводить противоалкогольное воспитание и во время предметного обучения, проводимого педагогами. Широкий круг дисциплин, изучаемых школьниками 5—10-х классов, вполне допускает использование такой методики. При всяком удобном случае на уроках литературы, истории, географии, физкультуры, ботаники и т. д. необходимо раскрывать различные аспекты отрицательного влияния алкоголя. Так, при изучении правил правописания использовать в качестве примеров высказывания видных ученых, писателей относительно зла, причиняемого употреблением алкоголя (J1. К. Толстой, А. П. Чехов, И. П. Павлов, И. М. Сеченов, Гете, Д. Лондон и т. д.), написание диктантов соответствующего содержания.

При изучении истории древнего мира рекомендуется заострить внимание учащихся на обычаях строжайшего воздержания от алкоголя еще в Древней Спарте, Карфагене и т. д. Не лишне обратить внимание ребят на отражение в древнеримской мифологии представлений о пагубном воздействии алкоголя (Юнона родила от пьяного Юпитера хромоногого Вулкана и т. д.). При изучении эпохи средневековья обратить внимание ребят на то, что в завоевании и порабощении народов Америки, Африки, Азии алкоголь сыграл далеко не последнюю роль. Можно привести на эту тему многочисленные примеры из художественной литературы, например рассказ Проспера Мериме «Таманго» и т. д.

При изучении географии, рассказывая о странах и районах с развитым виноградарством, нельзя упускать из виду, что в них наряду с увеличенным потреблением алкогольных напитков отмечается и наибольшая смертность от цирроза печени и большой процент рождения слабых или неполноценных детей. Рассказывая о путешествиях на Северный полюс Нансена и Лессли на Аляску, следует заострить внимание на том, что эти отважные исследователи поставили условием для своих экипажей полное воздержание от алкоголя. А ведь экспедиции осуществлялись в условиях жесточайших морозов. Практически в каждой школьной дисциплине можно найти подходящий момент для раскрытия каких-либо отрицательных сторон воздействия алкоголя.

Апробирование в порядке эксперимента разработанной нами программы и методики в нескольких школах Москвы и Архангельска показало, что в результате противоалкогольной воспитательной работы в школе расширились пути получения школьниками информации противоалкогольного плана, что в свою очередь способствовало увеличению информированности учащихся о вредном влиянии алкоголя на организм человека. Знания, приобретенные учащимися в ходе противоалкогольного воспитания, конкретно проявлялись в оценках ими возможности употребления спиртных напитков в различных ситуациях. В частности, отмечается выраженная тенденция, особенно у младших школьников, к более критическому восприятию употребления спиртного. Таким образом, результаты проведенного нами эксперимента свидетельствуют об эффективности противоалкогольной работы в школе.

Заслуживает внимания положительный опыт противоалкогольной работы среди подростков в г. Кирове, описанный в газете «Советская Россия»[1]. В городе создана система противоалкогольной профилактической работы среди подростков. Кировчане активизировали деятельность общественности, инспекций по делам несовершеннолетних, комиссий по борьбе с пьянством, создали при горкоме партии специальный координационный совет по управлению профилактикой пьянства во главе с секретарем горкома партии.

Работа по противоалкогольному воспитанию начинается с семьи и школы. Родители, злоупотребляющие алкоголем, прошли специальный «педагогический всеобуч», некоторые из них сами стали членами штабов по работе с трудными подростками и неблагополучными семьями. Изменились направленность и содержание противоалкогольной работы с учащимися. В школе преподаватели не только умело использовали уроки для того, чтобы показать и доказать учащимся вредные последствия употребления спиртного, но и больше стали уделять внимания противоалкогольному воспитанию в семье, рациональной организации внеурочного времени. При доме культуры создали специальный родительский университет, в котором ведут занятия учителя, врачи-наркологи и психоневрологи, работники милиции и прокуратуры. Для учащихся в школе созданы клубы субботнего и выходного дня. В них ребята встречаются с ветеранами партии и комсомола, героями войны и труда, коллективно обсуждают новые кинофильмы, спектакли театров, концерты филармонии. Систематически проводятся в школе вечера отдыха, экскурсии, походы, совершаются «трудовые десанты» на городские воскресники. В спортивных секциях и кружках занимаются 90% школьников. Всю эту работу в школах взяли на себя советы по противоалкогольному воспитанию ребят, а в масштабах города — городской штаб по профилактике пьянства и правонарушений среди молодежи.

Важно подчеркнуть, что за основу противоалкогольной работы среди подростков кировчане взяли не безоговорочные запреты, а разумное отношение к алкогольным напиткам, восполнение пробелов противоалкогольной безграмотности молодежи, приобщение ее к общественно полезному труду, вовлечение подростков и юношества в различные кружки и секции, предметную работу с пьющими родителями. Именно такая повседневная, неназойливая работа подготавливает молодого человека к самостоятельной правильной оценке своего образа жизни и повышает его общую культуру и нравственность.

Опыт г. Кирова показывает, что заметно сократились случаи пьянства среди молодежи, а в двух «экспериментальных» школах не был замечен в употреблении спиртного ни один учащийся. Более того во время организации в школе вечеров отдыха, на которые приглашается вся молодежь микрорайона, учащиеся сами следят за порядком на вечере и не допускают, чтобы на нем присутствовали нетрезвые молодые люди. Это свидетельствует о том, что в школьных коллективах благодаря систематической противоалкогольной работе сформировалось правильное отношение к алкоголю. Важным результатом противоалкогольной работы является также и то, что число несовершеннолетних, совершающих асоциальные поступки в состоянии опьянения, сократилось в городе вдвое.

В заключение хотелось бы еще раз подчеркнуть, что успешное решение задачи современного противоалкогольного воспитания и просвещения детей и подростков возможно только при постоянном, целенаправленном и многоплановом воздействии: семья — школа, родители — дети. Активная противоалкогольная установка должна стать неотъемлемой частью педагогического процесса в средней школе с первого до последнего года обучения. Противоалкогольную работу в основном следует направлять на разрыв связи между алкогольными традициями микросоциальной среды (семьи, групп) и порожденными ими установками на употребление алкоголя у детей. Необходим более строгий контроль за времяпрепровождением детей и подростков. Следует активно выявлять группы подростков, употребляющих спиртные напитки, пьянствующие семьи, в которых есть дети, и проводить в них противоалкогольную работу. Необходимо развивать наставничество, больше внимания уделять организации досуга молодых рабочих и т. д.

Успех этой работы зависит от объединенных усилий педагогических и медицинских учреждений, обеспечения четкого взаимодействия и преемственности в работе всех социальных институтов и заинтересованных органов, координации всех противоалкогольных мероприятий.

 



[1] Орбидан А. Подросток и его проблемы: эксперимент профилактики. — Советская Россия, 1982, 27 окт.

21:05
Опыт противоалкогольного воспитания и просвещения в школе
Просмотров: 2042 | Добавил: Александр | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]