Опыт
противоалкогольного воспитания и просвещения в школе
Оглавление
Важным аспектом первичной профилактики
пьянства и алкоголизма является формирование трезвеннических установок у
подрастающего поколения. Одним из основных путей формирования трезвеннических
установок является введение в школах системы противоалкогольного воспитания,
которую следует рассматривать как составную часть общего нравственного
воспитания учащихся. В основу противоалкогольного воспитания, как показывает
проведенный нами эксперимент в нескольких школах Москвы и Архангельска по
организации противоалкогольного просвещения учащихся, должны быть положены
следующие принципы:
— противоалкогольное просвещение как
целостная система противоалкогольного воспитания проводится на протяжении всех
10 лет обучения и направлена на формирование в сознании детей нетерпимого
отношения к любым проявлениям пьянства и алкоголизма;
— программа противоалкогольного
воспитания должна предусматривать постепенное с учетом возрастных и
психологических особенностей учащихся раскрытие сторон отрицательного влияния
алкоголя на здоровье человека и жизни общества в целом;
— противоалкогольная работа в школе
должна проводиться преимущественно силами учителей с приглашением для чтения
отдельных лекций специалистов (медиков, юристов и др.);
— противоалкогольное просвещение должно
распространяться и на родителей учащихся.
В настоящей главе мы хотели бы подробнее
остановиться на некоторых методических вопросах противоалкогольного воспитания
и опыте организации и проведения противоалкогольного просвещения в школе, что
имеет, на наш взгляд, важное практическое значение.
Прежде всего следует еще раз
подчеркнуть, что смысл противоалкогольного воспитания не только в расширении
знаний молодого поколения о влиянии алкоголя на организм, но и в том, чтобы
выработать у него негативную установку на употребление спиртного. Воспитание
установок, отношений — сложный и трудоемкий процесс. Современная психология
считает, что формирование любых понятий, отношений, суждений, установок у детей
проходит сложный путь. Ни одно понятие нельзя «внести» в сознание ребенка в
готовом виде. Ребенок, подросток может запомнить слово, высказанное суждение,
но это не его суждение. Понятие должно сложиться у ребенка в процессе
накопления им самим чувственного, житейского и специального опыта [Люблинская
А. А., 1977].
Процесс формирования отношения
начинается с накопления фактов, наблюдений и постепенного, сначала грубого,
потом все более тонкого анализа этих фактов и наблюдений, выделения из них
главного, существенного. Понятие должно складываться постепенно при активной
работе самого ученика. Для того чтобы это сложившееся понятие, сформировавшееся
отношение к чему-либо, стало действительно «внутренне своим», необходим опыт
практического использования данного понятия, отношения, суждения, установки, т.
е., как говорил А. С. Макаренко, необходима «гимнастика поведения». Чтобы
знание о вреде алкоголя «работало», необходимо не стихийное распространение
время от времени информации о вреде алкоголя путем чтения лекций, а единая
целенаправленная преемственная система противоалкогольного воспитания
(обучения) учащихся, представляющая собой постепенное, многократное,
усложняющееся раскрытие перед учащимися (учитывая их возраст) влияния алкоголя
путем последовательного восхождения от показа и проделывания простейших,
элементарных опытов с алкоголем, демонстрации наглядных примеров до раскрытия
глубоких взаимосвязей между алкоголем и ущербом, наносимым обществу его
употреблением. Опыт подобного противоалкогольного воспитания был получен у нас
в некоторых передовых школах. Противоалкогольное обучение начинали с 1-го
класса. С учетом возраста школьников и в тесной связи с дисциплинами, которые
они проходили, им рассказывали о действии алкоголя, экономических и социальных
последствиях его употребления. В младших классах детям показывали опыты о
воздействии алкоголя на животных и растения. Более старшие школьники принимали
участие в собирании сведений о числе несчастных случаев в связи с пьянством, о
влиянии на бюджет семьи расходов, связанных с употреблением алкоголя. По этим
данным учащиеся составляли таблицы, рисовали плакаты. Со школьниками старших
классов врачи проводили беседы об алкоголизме.
Опираясь на опыт подобного обучения в
прошлом и результаты нашего исследования по изучению состояния
противоалкогольной работы в современных школах, мы экспериментально разработали
и апробировали конкретную программу организации и методики противоалкогольного
обучения в школе. Эта программа включает в себя два направления:
1) противоалкогольное обучение и
воспитание детей с целью формирования у них отрицательного отношения к
употреблению алкоголя и
2) просветительную работу среди
родителей с целью оздоровления быта семьи, т. е. той среды, в которой живет
школьник.
Как противоалкогольное обучение
школьников, так и противоалкогольную работу с родителями мы рекомендуем
начинать с 1-го класса, ибо процесс активной выработки установок в отношении
алкоголя у детей происходит уже в возрасте 9—11 лет. Кроме того, знания,
приобретаемые в ранние годы, наиболее прочны. Работа с родителями строится
следующим образом: один раз в год на классном родительском собрании для
родителей читают лекцию на противоалкогольную тему. С родителями
первоклассников проводят беседу о роли и значении семьи в воспитании
отрицательных установок к алкоголю у детей, о том, сколь пагубен и чреват
последствиями обычай давать школьникам спиртное на праздники. В дальнейшем с
родителями регулярно проводят лекции по противоалкогольному просвещению. Им
читают лекции: «О влиянии алкоголя на детский организм», «Малые дозы алкоголя и
способности», «Алкоголь и здоровье», «К чему может привести однократное сильное
опьянение несовершеннолетнего», «Алкоголь и нарушение правопорядка подростками»
и т. д. Тематика лекций для родителей должна подбираться с учетом возраста
детей по актуальным для этого возраста вопросам противоалкогольного воспитания.
В этих лекциях и беседах используют материалы и сведения, конечно, в общем
виде, которыми располагают учителя об учениках соответствующего класса. В
старших классах к проведению лекций привлекают специалистов: врачей, юристов, и
лекции нередко проводят в форме вопросов и ответов.
В начальных классах ставят наглядные
опыты по действию алкоголя на животных и растения (проводить их можно на уроках
природоведения).
В 5—1-х классах врачи и учителя читают
лекции о влиянии алкоголя на различные органы и системы организма человека: на
работу легких и сердца, органов пищеварения, на нервную систему, почки,
«алкоголь и способности», «алкоголь и спорт» и т. д. При проведении данного
цикла лекций в 5—7-х классах желательно устраивать письменные анонимные опросы
учащихся с целью выяснения, что же они усваивают из лекций. Затем эти материалы
можно использовать в общем виде в специальной лекции для родителей: «Знания
ваших детей о вредном влиянии алкоголя». Одновременно учащихся следует
привлекать к самостоятельной работе. Подбирать материалы к темам: «Алкоголь и
несчастные случаи», «Алкоголь и нарушение правопорядка», «Алкоголь и
заболеваемость», изготовлять таблицы, наглядные пособия по данной тематике.
В 8—10-х классах читают лекции врачи и
юристы: «Алкоголь и потомство», «Ущерб, наносимый обществу алкоголем»,
«Ответственность за нарушение правопорядка в нетрезвом виде» и т. д.
Демонстрируются кинофильмы. Продолжительность лекций и бесед в 5—8-х классах не
должна превышать 25—30 минут.
Кроме специальных лекций и бесед,
необходимо проводить противоалкогольное воспитание и во время предметного
обучения, проводимого педагогами. Широкий круг дисциплин, изучаемых школьниками
5—10-х классов, вполне допускает использование такой методики. При всяком
удобном случае на уроках литературы, истории, географии, физкультуры, ботаники
и т. д. необходимо раскрывать различные аспекты отрицательного влияния
алкоголя. Так, при изучении правил правописания использовать в качестве
примеров высказывания видных ученых, писателей относительно зла, причиняемого
употреблением алкоголя (J1. К. Толстой, А. П. Чехов, И. П. Павлов, И. М.
Сеченов, Гете, Д. Лондон и т. д.), написание диктантов соответствующего
содержания.
При изучении истории древнего мира
рекомендуется заострить внимание учащихся на обычаях строжайшего воздержания от
алкоголя еще в Древней Спарте, Карфагене и т. д. Не лишне обратить внимание
ребят на отражение в древнеримской мифологии представлений о пагубном
воздействии алкоголя (Юнона родила от пьяного Юпитера хромоногого Вулкана и т.
д.). При изучении эпохи средневековья обратить внимание ребят на то, что в
завоевании и порабощении народов Америки, Африки, Азии алкоголь сыграл далеко
не последнюю роль. Можно привести на эту тему многочисленные примеры из
художественной литературы, например рассказ Проспера Мериме «Таманго» и т. д.
При изучении географии, рассказывая о
странах и районах с развитым виноградарством, нельзя упускать из виду, что в
них наряду с увеличенным потреблением алкогольных напитков отмечается и
наибольшая смертность от цирроза печени и большой процент рождения слабых или
неполноценных детей. Рассказывая о путешествиях на Северный полюс Нансена и
Лессли на Аляску, следует заострить внимание на том, что эти отважные исследователи
поставили условием для своих экипажей полное воздержание от алкоголя. А ведь
экспедиции осуществлялись в условиях жесточайших морозов. Практически в каждой
школьной дисциплине можно найти подходящий момент для раскрытия каких-либо
отрицательных сторон воздействия алкоголя.
Апробирование в порядке эксперимента
разработанной нами программы и методики в нескольких школах Москвы и
Архангельска показало, что в результате противоалкогольной воспитательной
работы в школе расширились пути получения школьниками информации
противоалкогольного плана, что в свою очередь способствовало увеличению
информированности учащихся о вредном влиянии алкоголя на организм человека.
Знания, приобретенные учащимися в ходе противоалкогольного воспитания,
конкретно проявлялись в оценках ими возможности употребления спиртных напитков
в различных ситуациях. В частности, отмечается выраженная тенденция, особенно у
младших школьников, к более критическому восприятию употребления спиртного.
Таким образом, результаты проведенного нами эксперимента свидетельствуют об
эффективности противоалкогольной работы в школе.
Заслуживает внимания положительный опыт
противоалкогольной работы среди подростков в г. Кирове, описанный в газете
«Советская Россия».
В городе создана система противоалкогольной профилактической работы среди
подростков. Кировчане активизировали деятельность общественности, инспекций по
делам несовершеннолетних, комиссий по борьбе с пьянством, создали при горкоме
партии специальный координационный совет по управлению профилактикой пьянства
во главе с секретарем горкома партии.
Работа по противоалкогольному воспитанию
начинается с семьи и школы. Родители, злоупотребляющие алкоголем, прошли
специальный «педагогический всеобуч», некоторые из них сами стали членами штабов
по работе с трудными подростками и неблагополучными семьями. Изменились
направленность и содержание противоалкогольной работы с учащимися. В школе
преподаватели не только умело использовали уроки для того, чтобы показать и
доказать учащимся вредные последствия употребления спиртного, но и больше стали
уделять внимания противоалкогольному воспитанию в семье, рациональной
организации внеурочного времени. При доме культуры создали специальный
родительский университет, в котором ведут занятия учителя, врачи-наркологи и
психоневрологи, работники милиции и прокуратуры. Для учащихся в школе созданы
клубы субботнего и выходного дня. В них ребята встречаются с ветеранами партии
и комсомола, героями войны и труда, коллективно обсуждают новые кинофильмы,
спектакли театров, концерты филармонии. Систематически проводятся в школе
вечера отдыха, экскурсии, походы, совершаются «трудовые десанты» на городские
воскресники. В спортивных секциях и кружках занимаются 90% школьников. Всю эту
работу в школах взяли на себя советы по противоалкогольному воспитанию ребят, а
в масштабах города — городской штаб по профилактике пьянства и правонарушений
среди молодежи.
Важно подчеркнуть, что за основу
противоалкогольной работы среди подростков кировчане взяли не безоговорочные
запреты, а разумное отношение к алкогольным напиткам, восполнение пробелов
противоалкогольной безграмотности молодежи, приобщение ее к общественно
полезному труду, вовлечение подростков и юношества в различные кружки и секции,
предметную работу с пьющими родителями. Именно такая повседневная, неназойливая
работа подготавливает молодого человека к самостоятельной правильной оценке
своего образа жизни и повышает его общую культуру и нравственность.
Опыт г. Кирова показывает, что заметно
сократились случаи пьянства среди молодежи, а в двух «экспериментальных» школах
не был замечен в употреблении спиртного ни один учащийся. Более того во время
организации в школе вечеров отдыха, на которые приглашается вся молодежь
микрорайона, учащиеся сами следят за порядком на вечере и не допускают, чтобы
на нем присутствовали нетрезвые молодые люди. Это свидетельствует о том, что в
школьных коллективах благодаря систематической противоалкогольной работе
сформировалось правильное отношение к алкоголю. Важным результатом
противоалкогольной работы является также и то, что число несовершеннолетних,
совершающих асоциальные поступки в состоянии опьянения, сократилось в городе
вдвое.
В заключение хотелось бы еще раз
подчеркнуть, что успешное решение задачи современного противоалкогольного
воспитания и просвещения детей и подростков возможно только при постоянном,
целенаправленном и многоплановом воздействии: семья — школа, родители — дети. Активная
противоалкогольная установка должна стать неотъемлемой частью педагогического
процесса в средней школе с первого до последнего года обучения.
Противоалкогольную работу в основном следует направлять на разрыв связи между
алкогольными традициями микросоциальной среды (семьи, групп) и порожденными ими
установками на употребление алкоголя у детей. Необходим более строгий контроль
за времяпрепровождением детей и подростков. Следует активно выявлять группы
подростков, употребляющих спиртные напитки, пьянствующие семьи, в которых есть
дети, и проводить в них противоалкогольную работу. Необходимо развивать
наставничество, больше внимания уделять организации досуга молодых рабочих и т.
д.
Успех этой работы
зависит от объединенных усилий педагогических и медицинских учреждений,
обеспечения четкого взаимодействия и преемственности в работе всех социальных
институтов и заинтересованных органов, координации всех противоалкогольных
мероприятий.