Трезвая русь

Поиск

Форма входа
Не зарегистрированные пользователи не могут скачивать файлы!

Логин:
Пароль:

Юридические услуги

Наши друзья

Новости

Наука об алкоголе

Главная » 2012 » Декабрь » 1 » Профилактика пьянства и алкоголизма

Глава 10. Учебная и трудовая деятельность студентов. Профилактика пьянства и алкоголизма

Оглавление

В вузе и техникуме студент не только овладевает знаниями, умениями и навыками, связанными с профессиональным мастерством, но и готовится к предстоящей работе, установлению правильных отношений в трудовом коллективе, членом которого ему предстоит стать. Антиалкогольная пропаганда является частью этой подготовки и той общественно полезной деятельности, которая уже в период обучения укрепляет внутреннюю уверенность молодого человека в своих способностях устанавливать правильные отношения на производстве.

   § 1. Учебный процесс и профилактика пьянства и алкоголизма

 Важным моментом противоалкогольной работы в вузе и техникуме является правовое воспитание студентов и учащихся, обеспечивающее знание директивных документов КПСС и Советского правительства о мерах по преодолению пьянства и алкоголизма. Большое значение имеет организация лекций, бесед и семинаров, проводимых юристами, социологами и другими специалистами, в сочетании с тематическими вечерами, выставками специальной литературы, фотовитринами и стендами, посвященными данной проблеме.

Вопросы антиалкогольного воспитания освещаются при изучении общественно-политических и других гуманитарных и естественных дисциплин с целью вскрытия материального и морального ущерба, который приносит употребление спиртных напитков обществу.

В целях профилактики в каждом учебном коллективе должна быть создана обстановка нетерпимости к пьянству и любым нарушениям трудовой дисциплины. Образованию благоприятной профилактической противоалкогольной ситуации способствует хорошая организация учебного процесса с продуманным равномерным распределением учебной информации и систематическим контролем за усвоением учебного материала, исключающим перегрузки в период зачетных и экзаменационных сессий. Систематический контроль достигается проведением зачетов по разделам курса не только в конце семестра, но и в середине его с помощью нетрадиционных форм контроля (программированный, ситуационный и т. д.) на каждом занятии. Студент активно вовлекается в процесс обучения путем обсуждения проблематических вопросов курса, решения сложных ситуационных задач и проведения научных исследований

Созданию благоприятной профилактической ситуации способствуют правильно организованный отдых в перерывах между учебными занятиями, хорошие условия питания в студенческой столовой или буфете, удобные читальные залы и другие помещения для подготовки к занятиям.

 § 2. Трудовая деятельность студентов и здоровый образ жизни

 В процессе обучения студент всесторонне готовит себя к будущей трудовой деятельности. Часто отработка определенных навыков будущей специальности осуществляется во внеучебное время. Например, работа помощником машиниста (для будущего инженера) или работа медбратом, медсестрой (для будущего врача) позволяет студенту освоить тонкости мастерства тех людей, которые в будущем станут его помощниками и которым он должен будет давать советы, основанные не только на теоретических знаниях, но и на собственном опыте этой работы. Такого рода деятельность укрепляет трудовую направленность студента, повышает чувство ответственности за предстоящую работу и наглядно показывает ее несовместимость с пьянством и алкоголизмом.

Трудовую направленность укрепляет и углубленное изучение своей специальности в процессе научно-студенческой работы. Опыт студенческой научной деятельности способствует развитию творческого подхода к решению вопросов производственного характера.

Углубленное изучение вопросов специальности, общественная деятельность, сочетание учебной и трудовой деятельности активизируют личность, способствуют ее духовному росту.

Несколько лет в медицинском училище работал кружок, подготавливающий медицинских сестер психиатрического профиля. Занятия проводились во внеучебное время, два раза в месяц по 2— 3 часа. Приглашались в кружок учащиеся дневного и вечернего отделения. Темы занятий включали в себя углубленное изучение психических болезней, знакомство с больными и особенностями ухода за ними, теоретические вопросы и обсуждение необходимых медицинской сестре знаний для установления контакта с больным.

Большую часть кружковцев составляли учащиеся вечернего отделения. Многие из них уже имели непсихиатрическую медицинскую специальность и не собирались ее менять на психиатрическую, но считали для себя полезным участвовать в работе кружка для расширения медицинского и общего кругозора. Многие по окончании училища продолжили свое образование в высших учебных заведениях.

Создание при вузах студенческих конструкторских бюро или лабораторий, которые на договорных началах выполняют отдельные задания промышленных предприятий и учреждений, позволяет заинтересовать молодых людей практическим применением полученных в вузе знаний, увеличивает личный бюджет студента дополнительным заработком. Такое бюро или лаборатория обычно берется за выполнение срочных нестандартных заданий, не предусмотренных планом крупного предприятия. Выпуск малого объема уникальной продукции крупному промышленному предприятию невыгоден, так как требует перестройки существующей технологии, приостановки выполнения плановых заданий, отвлечения рабочей силы от выполнения крупномасштабных работ. Для студенческого конструкторского бюро или лаборатории небольшой объем выпускаемой продукции делает посильным выполнение задания, а нестандартность и уникальность способствуют активизации творческого подхода и повышению интереса к выбранной специальности.

Сочетание учебной и трудовой деятельности получило большое распространение в наших учебных заведениях. Появилось новое понятие «трудовой семестр» — работа в строительных и других студенческих отрядах в течение части каникулярного времени.

Участие в трудовом семестре укрепляет положительную трудовую направленность, чувство коллективизма, способствует развитию определенных трудовых навыков.

Налаживая контакт с населением по месту работы и жительства, студенческий отряд проводит культурно-массовую, политическую и общественную работу. Молодые люди устраивают вечера художественной самодеятельности, выступают с научно-популярными лекциями, берут шефство над детскими учреждениями.

Личным примером студенты проводят в жизнь идеи преимущества трезвого образа жизни, осуществляя антиалкогольную пропаганду и просвещение, разъясняя социальный, экономический ущерб алкоголя, вред для его здоровья, семьи и потомства.

Являясь примером дисциплинированности, собранности, трудовой и творческой активности, умело сочетая работу и общественную деятельность с содержательным, веселым и активным отдыхом, бойцы трудовых отрядов являются проводниками принципов борьбы за здоровый образ жизни.

Особенное моральное удовлетворение приносит учащимся и студентам общественно полезная трудовая деятельность, если она носит характер коллективного соревнования. Примером может служить одно из медицинских училищ, где учащиеся недостаточно бережно относились к мебели в учебных аудиториях: столы были исписаны и испачканы чернилами, часто ломались стулья и тому подобное. Директор закрепил за каждой группой определенную аудиторию, после чего, закупив новую мебель на одну аудиторию, объявил, что она достанется той группе, мебель которой будет в лучшем состоянии. Решено было через неделю провести общественный смотр мебели по группам. В течение недели учащиеся, оставаясь после занятий, привели мебель и аудитории в такой хороший вид, что трудно было решить, кому отдать преимущество: столы были отчищены, покрыты лаком, покрашены, стулья отремонтированы, аудитории прибраны. Учащиеся дневного отделения, которые провели эту работу, побывали у вечерников и настоятельно потребовали от них аккуратного обращения с мебелью.

Шефская работа студентов вузов с учащимися ПТУ, подростками, ребятами, живущими в детских домах формирует у молодого человека ценнейшие качества: гуманизм, доброту, самоотверженность, чувство собственного достоинства и уверенности в себе. Человеку, у которого эти качества хорошо развиты, который уверен в своей правоте и чувствует себя морально сильным и способным приносить ощутимую пользу людям, нет необходимости прибегать к искусственному способу поднимать свое настроение спиртным.

 § 3. Трезвость, здоровый быт и содержательный отдых — норма студенческой жизни

 Непременным условием активной трудовой и учебной деятельности студента является хорошо налаженный здоровый быт и содержательный активный отдых. Большое значение имеет строгий режим труда и отдыха, правильное питание, разумное чередование психических и физических нагрузок, умение регулировать нервно-мышечный тонус.

 Правильное распределение мышечного тонуса позволяет сосредоточиться на трудовой деятельности. После утренней зарядки полезен прохладный душ или обтирание прохладной водой (в 1 л воды целесообразно растворить 1 столовую ложку поваренной соли).

Человеку надо уметь не только повышать мышечный тонус, но и снимать ненужное мышечное напряжение. С этой целью после водных процедур полезно сесть в удобную позу и на 30—60 с. максимально расслабить мышцы всего тела, а затем 2—3 раза согнуть и разогнуть руки в локтевых суставах («потянуться»).

Правильному распределению мышечного тонуса мешает недисциплинированность движений: привычка трясти ногой во время разговора, вертеть в руках какой-либо предмет и т. д. Студенту на лекции или на практических занятиях нередко часами приходится сидеть в одной позе. Это может привести к утомлению определенных групп мышц, затруднению местного лимфо- и кровотока в отдельных областях тела или конечностей.

Для профилактики подобных явлений в перерывах между занятиями целесообразна активная форма отдыха: прогулка, подвижные игры типа настольного тенниса, легкая разминка. Спортивные упражнения, легкая атлетика, волейбол, теннис и другие спортивные игры — хорошая компенсация вынужденной гиподинамии (ограничения подвижности).

Молодому организму для правильного формирования костно-мышечной системы, для создания нервно-психического равновесия необходимы значительные физические нагрузки. В воскресенье и другие свободные от занятий дни надо проводить мероприятия, включающие: туристические' походы, лыжные прогулки, катание на коньках, греблю, парусный спорт, труд на приусадебном участке и т. д.

Сейчас широко распространена интенсивная гимнастика под музыку (аэробика). Спортивные упражнения сливаются с танцем, что привлекает к занятиям молодежь. Отдых особенно эффективен, когда он связан с переключением на активную деятельность, далекую от профессиональной.

Так, для студентов технических вузов хорошей формой отдыха является участие в работе клубов кино- и фотолюбителей, художников или скульпторов самодеятельного творчества, художественных поделок из природных материалов или любителей-цветоводов, в кружках музыкального или литературного творчества.

Большое удовлетворение молодому человеку приносит техническое творчество. Студенты ленинградского техникума и механического института построили элегантные легковые автомобили, оборудованные компьютером и дисплеем. Такой отдых приносит не только моральное удовлетворение, но и практическую пользу.

Возможность сшить или связать себе платье, кофточку или шарф, сплести красивую сумку, приготовить оригинальное вкусное блюдо или приятный безалкогольный напиток, заготовить на зиму витаминизированную ягодную смесь или варенье придает молодой женщине уверенность в себе и является ценным качеством жены-хозяйки дома. Многие студентки занимаются в кружках кройки и шитья, вязания, макраме, домашней кулинарии.

Активный отдых может носить познавательный характер: чтение художественной и научно-популярной литературы, занятие музыкой, живописью, архитектурой и т. д. Организация тематических вечеров поэзии художественного творчества, художественной самодеятельности — интересная и полезная форма активного отдыха студентов.

Для активизации учебной и рабочей деятельности важно наладить режим питания. Пища должна быть калорийной, разнообразной по составу, содержать достаточное количество витаминов. Учитывая, что наибольшая нагрузка падает на организм молодого человека в первой половине дня, целесообразно до 40% пищи принимать в утренние часы и примерно то же количество в обед. Для хорошего усвоения пищи важно, чтобы она принималась ежедневно примерно в одно и то же время.

Для подготовки к занятиям также желательно выбирать ежедневно примерно одно и то же время, не откладывая ее на поздние часы суток. Систематическая ежедневная подготовка к занятиям позволяет студенту легко усваивать текущий материал и избежать перегрузок в период экзаменационной и зачетной сессии.

Глубокому ночному сну способствует снижение психической активности человека перед засыпанием. Это достигается отвлечением от актуальных проблем (например, чтение художественной литературы) и специальными приемами мышечной релаксации (например, умение принять перед сном наиболее удобную позу и максимально расслабить все мышцы тела).

Перед молодым человеком — будущим инженером, врачом, юристом, агрономом или педагогом, специалистом в области науки или искусства, стоит важная и ответственная задача — целеустремленное трудовое и нравственное самовоспитание с целью формирования гармонично развитой, общественно активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

Трезвый и здоровый образ жизни и непримиримая борьба с проявлениями чуждой идеологии и морали, со всеми негативными явлениями, связанными с пережитками прошлого в сознании людей, и в частности с пьянством,— норма жизни нашей студенческой молодежи.

 Заключение

Организм человека и его психика — сложнейшая система, позволяющая ему не только прекрасно приспосабливаться к меняющимся условиям среды существования, но и активно изменять ее в соответствии со своими потребностями. Трудовая деятельность и обучение, как ее важнейший и необходимый элемент, требуют величайшей собранности и скоординированности всех функций организма, и в первую очередь психических.

Алкоголь нарушает правильные реакции организма на воздействия внешней среды и на различные изменения в нем самом как в хорошо сбалансированной системе; извращенно отражает реальный мир, нарушает правильность психических реакций, делает их неточными, не соответствующими реальной ситуации.

Даже в небольших количествах спиртное отрицательно влияет на трудовую и учебную деятельность. Систематическое употребление алкогольных напитков приводит к перестройке работы организма, нарушению всех его функций, прежде всего тех, которые обеспечивают возможность трудовой и учебной деятельности.

Коварство спиртного состоит в том, что оно снижает способность человека критически оценивать свое состояние. Деградация личности, снижение трудовых возможностей, психические расстройства недооцениваются больным, не воспринимаются как результат злоупотребления спиртным.

Пьяницы и алкоголики — это люди, добровольно лишающие себя высших наслаждений жизни: здоровья, тонких психических переживаний, среди которых наслаждение результатами собственного плодотворного труда на благо людям и обществу приносит наибольшее удовлетворение.

В нашей стране на этапе строительства коммунистического общества необходимо использовать все возможности интенсификации человеческого фактора для выполнения грандиозных задач построения бесклассового общества. Решая их, мы должны помнить: алкоголь несовместим с трудовой и учебной деятельностью.

14:04
Профилактика пьянства и алкоголизма
Просмотров: 2514 | Добавил: Александр | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]