Рекомендации
по проведению бесед, лекций по антиалкогольной тематике
Оглавление
При проведении
антиалкогольной работы с учащимися I—VI классов необходимо в доступной для них
форме, интересно изложить сведения о происхождении у разных народов обычая
приготавливать веселящие, позволяющие забывать о бедах и заботах напитки,
вдыхать дым дурманящих и пьянящих листьев, рассказать о том, как вместе с
путешественниками, купцами и завоевателями распространялась привычка
употреблять эти напитки. Для учащихся V—VI классов интерес представляют также
сведения об использовании купцами, колонизаторами алкоголя для спаивания и
деморализации отсталых народов.
Целесообразно
описать, как постепенно, видя большую опасность этих безобидных (на первый
взгляд) привычек, передовые, наиболее образованные люди стали бороться с их
распространением, какие (иногда жестокие) меры принимались правителями,
правосудием по отношению к распространителям и потребителям алкоголя и других
дурманящих веществ. Беседу можно оживить показом иллюстраций и описанием
бытовых сценок из истории, рассказать о тяжелом труде, безысходности жизни
тружеников, находивших единственное утешение в религиозном и винном дурмане.
Беседуя с
учащимися о волнующих нас сегодня проблемах, необходимо кратко пояснить
несоответствие этих вредных привычек нашему образу жизни, рассчитанному на
здоровый и радостный труд, быт, отдых. В то же время с учащимися можно
откровенно поговорить о том, что рожденные в прошлом обычаи продолжают и
сегодня жить в виде вредных привычек. Эти привычки перенимают дети, подростки,
юноши и девушки, ошибочно считая их признаками взрослости, мужественности, а
само алкогольное потребление — необходимым компонентом взрослого образа жизни.
Беседу можно иллюстрировать взятыми из жизни примерами, демонстрирующими
преимущества здорового образа жизни над образом жизни, связанным с
употреблением алкоголя.
С помощью
опирающихся на местный материал примеров необходимо показать, что непьющий работник
сделает больше продукции, будет гораздо лучше себя чувствовать, меньше болеть,
дольше проживет, что алкоголь отрицательно влияет на внешний вид, мышечную
силу, сообразительность, мешает достижению жизненных целей.
В работе с
учащимися городских школ нездоровому образу жизни, связанному с употреблением
алкоголя, чрезмерным увлечением просмотром телепередач, застольем, можно
противопоставить, опираясь на сравнительный анализ рассказов учащихся,
привлекательный для них образ жизни родителей, выезжающих с детьми за город,
организующих спортивные игры, экскурсии, культпоходы. Большую ценность
представляют рассказы о случаях абсолютного воздержания от алкоголя конкретных,
известных учащимся и уважаемых ими людей.
Результатом
бесед должна стать убежденность учащихся в преходящем характере вредных обычаев
и привычек, в реальности, привлекательности и необходимости массового перехода
к трезвому образу жизни. Важным итогом беседы будет и понимание того, что
взрослость, настоящая мужественность, а также и «современность» ничего общего
не имеют с их ложными признаками (такими, как стакан вина, сигарета и т. д.).
Учащимся можно
давать «задания на дом»: выяснить мнения родителей, ближайшего окружения о
причинах и последствиях пьянства, употребления дурманящих веществ, о
возможности массового перехода к трезвому образу жизни; обобщить случайные
бытовые наблюдения за поведением на улице пьяных; высказать впечатления о
просмотренных телепередачах антиалкогольной направленности, число которых в
последнее время значительно возросло. Все это позволит учителю выявить типичную
для «зараженной» алкогольными обычаями и традициями среды аргументацию и в
последующих беседах подвергнуть ее развернутой критике. В противном случае эта
аргументация подспудно будет нейтрализовать антиалкогольные
воспитательно-профилактические мероприятия, проводимые школой.
Раскрывая перед
учащимися опасность потребления алкоголя, основное внимание следует
сконцентрировать на том огромном ущербе, который наносят пьянство и алкоголизм
экономике страны, производительности и качеству труда, работоспособности людей.
Живой интерес учащихся вызовут иллюстрированные местным материалом примеры
совершения в пьяном виде преступлений, дорожно-транспортных происшествий.
Учащиеся, в свою очередь, могут дополнить эти рассказы своими сообщениями, что
позволиторганизовать широкое заинтересованное обсуждение проблемы.
Вместе с тем
чрезмерное акцентирование внимания учащихся на отрицательных индивидуальных
медицинских последствиях алкогольного потребления нерезультативно. В силу своих
возрастных особенностей дети абстрактно воспринимают угрозы ухудшения здоровья,
сокращения продолжительности жизни.
После проведения
одной-двух бесед целесообразно провести итоговые диспуты, цель которых —
выявить отношения детей к пьянству и пьющим людям. Нет необходимости добиваться
от учащихся на диспутах заверений в том, что они будут вести трезвый образ
жизни. Гораздо важнее выявить их собственные нравственные оценки доведенных до
их сознания фактов. В. Г. Белинский писал по этому поводу: «Не говорите им:
«Это хорошо, а это дурно потому и потому», а покажите им хорошее, не называя
даже хорошим, но так, чтобы дети сами своими чувствами поняли, что это хорошо,
представляйте им дурное тоже, не называя дурным, но так, чтобы они по чувству
ненавидели это дурное» (Белинский В. Г. Поли.собр. соч.— М., 1952.— Т. 2,—С.
114).
С учащимися
IV—VI классов целесообразно провести более глубокие, чем с учащимися младших
классов, беседы. В них необходимо аргументированно и доступно разъяснить
психофизиологический механизм воздействия алкоголя, других дурманящих и
отравляющих веществ на организм человека, особый вред этих веществ для
растущего организма. У учащихся не должно оставаться сомнений относительно
вредности алкоголя. Примеры многолетнего «безвредного» потребления этих веществ
конкретными людьми должны быть объяснены индивидуальными особенностями этих
людей, большим по сравнению с основной массой людей запасом «прочности»
организма. В качестве аргументов можно привести примеры, иллюстрирующие быстрое
и злокачественное течение болезни у других лиц, а также данные о резком
увеличении вероятности возникновения трудно обратимых последствий для организма
при раннем начале их употребления.
Большую пользу
может принести умело проведенная беседа о путях истинного и мнимого взросления.
В своем желании скорее стать взрослыми учащиеся часто избирают легкий (внешний)
путь взросления, который представляется им более доступным и эффективным по сравнению
с путем истинного взросления, достигаемого за счет трудного, кропотливого
саморазвития личности в учебе, труде, культурной сфере, спорте и т. п. Учащимся
надо показать преимущества истинного взросления, иллюзорность и смехотворность
«имитации взрослости» с помощью алкогольной и табачной бравады.
Темой одного из
итоговых диспутов может быть обсуждение проблемы организации учащимися
свободного времени. Такой диспут поможет выявить резервы в организации досуга
школьников, результативность проведенной ранее антиалкогольной пропаганды. В
ходе диспута, противопоставляя различные точки зрения, учитель может предложить
учащимся разумные, интересные формы организации своего досуга. Такая работа
должна быть рассчитана не столько на сиюминутные потребности учащихся, но,
главным образом, ориентирована на перспективу, иметь упреждающее значение.
Рекомендуемые
для учащихся VII—X классов беседы и диспуты в своих -основных чертах повторяют
беседы и диспуты, проводимые с учащимися младших и IV—VI классов. Здесь также
целесообразно рассказать об истории возникновения и развития алкогольных и
других вредных обычаев и привычек, раскрыть различные негативные социальные и
индивидуальные последствия потребления алкоголя и других наркотических веществ,
механизм возникновения алкоголизма.
Однако при
организации этих бесед необходимо учитывать существенную разницу в восприятии
темы, большую «зараженность» сознания старших учащихся алкогольными и другими
вредными обычаями и предрассудками, возросший уровень их знаний о явлениях социальной
жизни, строении организма и т. п. Материал бесед должен подаваться сугубо
конкретно (можно привести разнообразные сведения об обычаях разных народов, об
использовании алкоголя промышленниками, миссионерами, купцами, колонизаторами
для одурманивания народов). Описание истории возникновения и широкого
распространения вредных обычаев и традиций полезно дополнить кратким изложением
истории борьбы с пьянством.
В беседе о
различных негативных последствиях пьянства, наркомании целесообразно широко
использовать опубликованные данные об экономических, морально-правовых,
демографических последствиях потребления алкоголя в капиталистических странах.
Учащимся надо разъяснить коренное различие в причинах и уровне
распространенности этих явлений у нас и за рубежом, показать социальную
обусловленность таких различий.
При проведении
этих бесед необходимо ориентироваться на учащихся как на граждан своей страны,
защитников Родины, будущих родителей, воспитателей детей. Такой подход
позволяет значительно повысить их заинтересованность, снять «эффект отторжения»
воспитательно-профилактических усилий, сделать учащихся союзниками во
всенародном движении за трезвый и здоровый образ жизни.
В этой связи
полезно проведение раздельных диспутов с юношами и девушками с соответствующим
смещением акцентов и концентрацией усилий на половозрастных особенностях
разбираемых явлений. Такие беседы ни в коем случае не должны замыкаться на
«алкогольной» теме. Их основное значение в ориентации учащихся на здоровый
труд, быт, отдых, жизненный успех, радостное отцовство и материнство, связанные
именно с трезвым и здоровым образом жизни.
В беседе с
юношами можно выделить оборонное значение здоровья подрастающего мужского
поколения, а в беседе с девушками — материнский аспект проблемы. Кроме того,
собеседование с девушками может содержать и предупредительную информацию об
опасности совместного распития алкогольных напитков с юношами в интимной
обстановке, создающей опасную для чести девушек ситуацию; раскрывать механизм
нежелательных последствий «раскрепощенности», «раскомплексованности»,
наступающих под влиянием алкогольных напитков и дурманящих веществ. Следует
объяснить опасность раннего начала половой жизни, ранней беременности и ее
искусственного пресечения (возможное бесплодие и болезни), а также раскрыть
печальную участь женщин, в чьих горьких судьбах пагубную роль сыграло
потребление алкоголя, раннее начало половой жизни. Целесообразно показать
отрицательные последствия неверно понимаемой взрослости, ориентации на западные
стандарты поведения.
Обсуждение
принципиальных различий в образе жизни молодежи социалистических и
капиталистических стран помогает понять учащимся классовую природу
анализируемых социальных явлений, подрывной характер действий буржуазной
пропаганды, растлевающей молодежь социалистических стран с помощью навязывания
ей несвойственных нашему строю идеалов и стереотипов поведения. Акцентирование
чисто «алкогольной» темы здесь также нежелательно. Антиалкогольная информация
должна органично входить в ткань беседы, подчеркивать общие выводы.
В заключение
цикла бесед со старшеклассниками целесообразно организовать один-два диспута в
соответствии с приведенными выше рекомендациями. Диспуты могут быть посвящены
разбору конкретных жизненных ситуаций, обсуждению оптимальных вариантов выхода
из «неловких» положений, разумной организации своего досуга, быта, обсуждению
методики антиалкогольного воспитания будущих детей.
Учителя,
организатора бесед не должно смущать то обстоятельство, что значительная часть
учащихся (особенно в старших классах) в разных дозах и с различной частотой
употребляет алкогольные напитки, курит, некоторые из них пробовали
наркотические и токсические вещества. Знание этих обстоятельств поможет учителю
провести беседу на конкретных примерах, подвергнуть этих учащихся открытой
развернутой критике, по возможности ликвидировать ореол мужественной
романтичности этих тайных пристрастий. Здесь необходимо ориентироваться также
не на сиюминутный, а на конечный эффект, опосредствованное воздействие на
родителей, друзей, будущее потомство, на самого «потребителя» профилактической
информации. Умело проведенная работа так или иначе окажет свое положительное
воздействие, поможет в соответствующей жизненной ситуации колеблющимся,
заставит усомниться, задуматься тех, у кого алкогольные стереотипы уже глубоко
укоренились в сознании.
К проведению
бесед классному руководителю целесообразно привлекать медицинских работников,
сотрудников органов внутренних дел и прокуратуры, работников расположенных
поблизости от школы промышленных предприятий. Беседы полезно сопровождать
демонстрацией диафильмов, проводить их в порядке обсуждения просмотренных
учащимися фильмов по антиалкогольной тематике. В конце учебного года полезно
организовать для каждой возрастной группы учащихся итоговое мероприятие (конференцию,
обсуждение, диспут и т. д.).