Дореволюционная литература [25] |
Советская литература [155] |
Современная литература [33] |
Художественная литература [21] |
Углов Фёдор Григорьевич [18] |
Шичко Г А [43] |
Законодательство [56] |
Батраков Евгений Георгиевич [130] |
Соколов Юрий Александрович [9] |
» Советская литература |
11.10.2012, 17:01 | |
Рецензенты: кандидат юридических наук В. А. Ласточкин; заслуженная учительница РСФСР Г. М. Батракова Колесов Д. В. Беседы об антиалкогольном воспитании: Кн. для учителя.— М.: Просвещение, 1987.— 80 с. В книге рассматриваются вопросы предупреждения пьянства и алкоголизма в подростковом возрасте, даются рекомендации, с чего следует начинать антиалкогольную работу, по каким признакам можно установить повышенную заинтересованность подростка и алкоголе, как работать с так называемым «угрожаемым контингентом». Оглавление Глава 1. Алкоголизм - социальная и медико-педагогическая проблема Глава 2. Алкоголь - наркотическое вещество Степени алкогольного опьянения Глава 3. Этапы формирования алкоголизма-1 Этапы формирования алкоголизма-2 Глава 4. Особенности алкоголизма в подростковом возрасте и его профилактика Особенности алкоголизма в подростковом и юношеском возрасте и его профилактика-2 Особенности алкоголизма в подростковом и юношеском возрасте и его профилактика-3 Рекомендации по проведению бесед, лекций по антиалкогольной тематики Приложение 3. О безнравственности пьянства и алкоголизма ВВЕДЕНИЕ
В современных условиях, когда созидательные силы нашего социалистического строя, преимущества советского образа жизни раскрываются все полнее, строгое соблюдение принципов коммунистической морали и нравственности, преодоление вредных привычек и пережитков, прежде всего такого уродливого явления, как пьянство, злоупотребление спиртными напитками, приобретает особое значение. Вместе с тем, эта проблема в стране в последние годы обострилась. В постановлении ЦК КПСС «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма» (май, 1985) среди причин такого положения в первую очередь указывается на то, что борьба с этим социально опасным злом ведется без необходимой организованности и последовательности, кампанейски, что антиалкогольная пропаганда не развернута по-настоящему и не носит наступательного характера, что злоупотребление алкоголем зачастую не рассматривается как аморальное, антисоциальное явление. Недостатком антиалкогольной борьбы в прежние годы было и отсутствие комплексного подхода, который включал бы меры экономического, организационного, культурно-воспитательного, правового и медицинского характера. В указанном постановлении ЦК КПСС впервые провозглашен курс на полное вытеснение из жизни нашего общества пьянства и алкоголизма, подчеркнуто, что их преодоление — задача большой политической важности. Действительно, злоупотребление алкоголем определенной части граждан — тормоз на пути развития социалистического общества, препятствие в активизации человеческого фактора, помеха научно-техническому прогрессу. XXVII съезд КПСС подчеркнул роль человеческого фактора в решении задач, стоящих перед обществом в реализации концепции ускорения. Необходимо сознательное, серьезное отношение к делу, повышение исполнительности и трудовой дисциплины каждого работника, на что совершенно неспособны пьяницы и алкоголики. По существу, своим поведением и отношением к делу они предают наши идеалы в борьбе двух социальных систем — социализма и капитализма. Учитывая все это, ЦК КПСС обязал соответствующие организации, учреждения и ведомства разработать и осуществить комплекс всесторонне обоснованных организационных, административно-правовых и воспитательных мер, направленных на решительное усиление антиалкогольной борьбы и повышение ее эффективности. Признано необходимым разработать и осуществить единую систему антиалкогольного просвещения молодежи во всех учебных заведениях, убедительно раскрывать вред алкоголя даже в малых дозах для здоровья людей, его отрицательное воздействие на все стропы общественной жизни — экономику, быт, моральный облик и сознание людей. Алкоголизм — болезненное пристрастие к алкоголю, развивающееся вследствие привычного его употребления и ведущее к утрате человеком социально ценных духовных и физических качеств. Злоупотребление алкоголем наносит огромный ущерб каждому отдельному человеку и обществу в целом. Особенно губителен алкоголь в подростковом и юношеском возрасте. Систематическое употребление алкоголя в этом возрасте очень быстро ведет к формированию алкоголизма, деформации социального развития, усугубляет разного рода противоправное поведение. Из общего числа алкоголиков значительную часть составляют именно те, кто начал употреблять алкоголь в подростковом и юношеском возрасте. Начинается алкоголизм с эпизодического употребления алкоголя, а затем все более систематического, входящего в привычку, делающегося потребностью, а затем выходящего за рамки обычной потребности и достигающего степени пристрастия, пагубного по своим последствиям. В указанном постановлении ЦК КПСС со всей определенностью говорится, что пьянство и алкоголизм — комплексная проблема, включающая целый ряд аспектов: социальный, экономический, демографический, воспитательный, правовой, психологический, медико-биологический. Воспитательный аспект проблемы преодоления пьянства и алкоголизма должен решаться в первую очередь силами работников сферы народного образования и воспитания. Каждому из них нужно иметь достаточно хорошее представление о проблеме в целом, а также о каждом из отмеченных в постановлении ЦК КПСС ее аспектов, хотя основное значение для них, естественно, имеет воспитательный аспект. Необходимо видеть преемственность каждого из видов антиалкогольной воспитательной работы: антиалкогольного воспитания в семье, трудовом коллективе, а также в детском, подростково-юношеском возрасте и у взрослых. Очень важно, чтобы каждый учитель твердо усвоил, что алкоголизм — это не только и не столько распущенное поведение (внешне он таковым порою и представляется), сколько тяжелое психическое заболевание, сущность и главное проявление которого — все более трудно преодолимая тяга человека к употреблению алкоголя, постепенно подчиняющая себе все его поведение, ход мыслей, убеждения и взгляды. С момента сформирования влечения к алкоголю человек является психически больным, и осложнения этой болезни с неумолимой жестокостью появятся и будут нарастать. Окружающие же начинают рассматривать такого человека как алкоголика по крайней мере на 5—10 лет позже, когда уже появятся осложнения этой далеко зашедшей болезни. По этой причине необходимые профилактические меры предпринимаются со значительным опозданием, в период, когда они уже не могут дать эффекта, заболевание человека алкоголизмом (в том числе и в подростково-юношеском возрасте) формируется у всех буквально на глазах, а окружающие не имеют об этом никакого понятия. Трудность антиалкогольного воспитания, антиалкогольной деятельности учителя заключается в том, что быстро и радикально решить проблему алкоголизма невозможно. Необходима планомерная и целенаправленная деятельность в этом направлении, поиск реальных и эффективных способов антиалкогольного воздействия на учащихся в пределах их обычной повседневной школьной жизни, учебной деятельности. В данной книге использованы материалы собственных наблюдений автора, результаты исследований сотрудников группы по изучению психолого-физиологических аспектов подростково-юношеского алкоголизма при НИИ физиологии детей и подростков АПН СССР, а также данные современной литературы по этому вопросу. Для иллюстрации или подтверждения тех или иных положений приведены материалы периодической печати — в связи с их живостью и широкой доступностью, а также жизненностью и правдивостью. Их использование в книге имеет и определенное дидактическое значение, так как является для учителя примером подбора доступных материалов с целью разъяснения учащимся различных аспектов проблемы пьянства и алкоголизма. Ряд примеров взят из материалов, опубликованных в периодической печати до выхода постановления ЦК КПСС «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма», но они не утратили своего значения, так как характеризуют сущность и некоторые типичные проявления и осложнения этого далеко еще не изжитого явления. Более того, было бы ошибочным считать, что основное в борьбе с пьянством и алкоголизмом уже сделано и что само это явление характеризуется какими-то новыми особенностями. Как отмечено в постановлении ЦК КПСС «О ходе выполнения постановления ЦК КПСС «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма» (сентябрь, 1985), осуществляемые усилия положительно сказываются на оздоровлении нравственного климата в обществе, трудовых коллективах и семьях, на повышении дисциплины и организованности, на производительности труда. Сократилось количество правонарушений, случаев хулиганства и других негативных последствий пьянства. Однако предстоит еще большая работа, чтобы значительно повысить эффективность антиалкогольной борьбы, добиться полного искоренения пьянства и алкоголизма из жизни советских людей. Книга помогает учителю с достаточной полнотой охватить проблему алкоголизма в целом и его профилактики в подростково-юношеском возрасте: формирование алкоголизма и ранние его стадии, особенности возраста, способствующие ранней алкоголизации, специфика алкогольного давления среды. Однако следует учитывать, что отдельные аспекты этой проблемы в научном плане разработаны еще недостаточно и по этой причине, возможно, не все необходимые для учителя практические рекомендации представлены с одинаковой полнотой и завершенностью. Многое предстоит еще детализировать и систематизировать, а также обобщить в процессе накопления опыта антиалкогольной борьбы. Автор надеется, что уже имеющийся в пособии объем информации (а большая ее часть впервые вводится в педагогическую литературу) будет полезным учителю в его неотложной противоалкогольной воспитательной работе. | |
Просмотров: 10246 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0 | |