Трезвая русь
Про гто на gto-normativy.ru и молодежь

Поиск

Форма входа
Не зарегистрированные пользователи не могут скачивать файлы!

Логин:
Пароль:

Юридические услуги

Наши друзья

Новости

Наука об алкоголе

Главная » 2010 » Март » 6 » Влияние алкоголя на детский организм и борьба с алкоголизмом среди молодежи. Часть 2.

Влияние алкоголя на детский организм и борьба

с алкоголизмом среди молодежи. Часть 2. (Читать сначала)


Мы видели, что очень часто вина в преждевременном  потреблении алкоголя детьми падает на родителей, которые не  только своим примером показывают молодому поколению путь к алкоголизму, но очень нередко, руководимые ложными взглядами на «целебное», будто бы, свойство алкоголя, приучают своих детей к спиртным напиткам из вполне искреннего желания им помочь и в полном убеждении, что они делают им добро. Так поступают, между прочим, и родители, которые сами вовсе не пьют или пьют весьма умеренно и которые с отвращением относятся к пьяницам. Они, конечно, «не ведают, что творят», и не знают, что они своего  любимца — сына, которому от всего сердца желают добра, подвергают большой опасности. Выяснить подобным родителям  действительное, пагубное влияние алкоголя на детский организм, а вместе с тем — настоящее значение их поступков, показать им, какой непоправимый вред причиняет детям тот невинный на  первый взгляд, но в сущности весьма коварный «глоток вина»,  который они получают за столом, во время прогулки, в случае  недомогания и прочее, составляет первую задачу лиц, желающих  спасти молодое поколение от последствий алкоголизма. И здесь  врачам представляется широкое поле плодотворной деятельности. Кому же, если не врачу, предостерегать родителей от их роковых заблуждений в этом вопросе; кого же, если не врача, родители послушаются там, где речь идет прежде всего о физическом благополучии их детей? Предупредить несчастие, внушить  родителям, что они совершают преступление, содействуя  преждевременному знакомству своих детей с алкоголем (в какой бы форме то ни было), доказать им, что не только неумеренное употребление спиртных напитков, но и малейшие приёмы алкоголя, если они часто повторяются, могут нанести вред ребенку, все это —  святая обязанность врача. Публичные лекции и толково  составленные брошюры, содержание которых доступно  неспециалисту, могли бы дополнять живое слово врача.

Великая роль в предохранении молодого поколения от  прикосновения с алкоголем принадлежит школе и ее представителям. Ребенок разделяет свое время между семьей и школой.

Почти все время, проводимое ребенком вне дома, он проводит в школе; самое выдающееся влияние, наряду с семьей, оказывает на него школа. Школа, если она желает быть для ребёнка не только местом, где ему наполняют голову различными сведениями, но и воспитательным заведением, принимающим близкое участие в физическом благополучии, а также и в духовном и нравственном развитии детей, обязана сделать все от неё зависящее, чтобы ее воспитанники не подпали под власть алкоголя. Эту задачу она может выполнить различными путями. И так как весь характер школы и влияние ее на детей зависит не от различных статутов, правил и начальственных предписаний, а от качеств учителя, то от учителя же, от его отношения к вопросу об алкоголизме, зависит и воспитательное  значение школы в этом деле. Если учитель сам поклонник спиртных напитков, если он к тому же не всегда соблюдает  соответствующую его общественному положению умеренность, если он не может влиять на детей своим примером, то он будет  напрасно говорить перед ними красивые слова о необходимости воздержания, о безнравственности или вреде злоупотребления спиртными напитками; он не будет пользоваться авторитетом в глазах детей или их родителей; его школа не окажет никаких услуг борьбе против алкоголизма. Другое дело, если учитель, хотя, может быть, и не принадлежит к числу непьющих людей, но для детей всегда служит примером умеренности и никогда не роняет в их глазах своего достоинства. Такой учитель смело  может обращать внимание детей на вред, наносимый алкоголем  молодому организму, может их предостерегать от употребления его и показать им всю выгоду, которую они извлекут из полного воздержания для своего будущего. Необходимо, конечно, чтобы  учителя были знакомы с физиологическим действием алкоголя на человеческий организм и с разрушающим влиянием его в случаях злоупотребления спиртными напитками. И здесь мы имеем еще один лишний мотив ко всем тем, которые обыкновенно приводятся в пользу преподавания гигиены (включая сюда и  элементарные сведения из анатомии и физиологии) в  учительских семинариях. Такая мера лучше всего обеспечила бы широкое распространение гигиенических понятий в народных  массах, потому что эти понятия проникали бы туда самым естественным путём — через школу, через молодое, восприимчивое ко всему хорошему поколение.

Помимо личного влияния учителя, школа могла бы  пользоваться для ознакомления детей с вредными свойствами алкоголя и для предостережения их от употребления спиртных напитков внесением в учебники соответствующего  материала. Один из учителей в Цюрихе (Вейс), просматривая в этом отношении учебники, употребительные в начальных школах этого города, нашел там лишь краткие и общие указания на вред пьянства и на необходимость пользоваться спиртными напитками умеренно и, кроме того, некоторые поговорки вроде: «Вода и хлеб делают красные щеки», «В вине утопает больше людей, чем в воде», «Вино не дурак, но оно делает дураков» и прочее. Этого, конечно, недостаточно; необходимо, чтобы в той или другой  форме ясно проводилась мысль об опасности, угрожающей детям даже от умеренного потребления алкоголя, и о той пользе,  которую им принесет полное воздержание от него. Необходимо  показать учащимся, что они напрасно стали бы ожидать от алкоголя укрепление своих сил, что можно быть веселым и без всяких спиртных напитков, что искусственное возбуждение, вызываемое вином и прочее, не следует смешивать с естественным детским весельем, и что первое не только лишне, но может даже иметь весьма печальные последствия. Прекрасной иллюстрацией к этому учению могут служить школьные прогулки, во время которых детей вместо вина и пива угощают чаем, кофе, лимонадом и т. п. невинными напитками. К сожалению, как показывает опыт, сами родители учащихся нередко относятся к таким попыткам школы отучать детей от алкоголя если не враждебно, то по крайней мере иронически или скептически — новое доказательство важности распространения правильных понятий о влиянии алкоголя на детей среди отцов и матерей.

Весьма важным элементом в борьбе с алкоголизмом у детей представляется самовоспитание молодежи.

Англия, которая вообще отличается энергической самодеятельностью различных общественных групп, не исключая молодежи, взяла на себя  инициативу и в этом деле. В этой стране впервые образовались детские общества трезвости, требующие от своих членов абсолютного воздержания от спиртных напитков. Во всех городах Англии существуют местные общества этого рода, которые соединены в один центральный союз (United Kingdom Band of Hope Union). К последнёму уже в 1891 году принадлежало 17 449 детских обществ трезвости с слишком 2 миллионами членов.

Союз издает много брошюр и книг по вопросу об алкоголизме, а равно и назначенные для молодежи журналы; он назначает премии, организует публичные лекции и чтения с демонстрациями при помощи волшебного фонаря. Бельгия примкнула к этому движению и там в начале 90-х годов были организованы первые общества трезвости среди учащихся, в 1893 г. в Бельгии существовало 1281 подобное общество с 23 062 членами. Молодые  бельгийцы дают следующий зарок: «Даю честное слово, что до 20-летнего  возраста водки и тому подобных крепких напитков вовсе не буду пить, а вино и пиво буду пить лишь умеренно». Два специальных журнала выходят для молодых представителей трезвости («De Morgenster» и «L'Etoile du Matin»); оба журнала были основаны и издаются г. Robyns, инспектором народных школ Лимбургской провинции.

Голландские учителя являются принципиальными противниками  существующих в Англии и Бельгии обществ трезвости среди учащихся. Они защищают ту мысль, что влияние учителя и личный пример его — если он сам не употребляет спиртных напитков — должны в достаточной мере предохранять детей от алкоголизма. Поэтому в Амстердаме сами учителя в 1892 г. основали общество трезвости между собой; примеру Амстердама последовали и многие другие голландские города (Гронинген, Гельдерн, Гарлем, Роттердам и др.). Цель этого союза  следующая:

1) содействовать распространению мысли о необходимости для  учительского персонала абсолютного или относительного воздержания;

 2)  привлечь учительский персонал к изучению вопроса об алкоголизме;

3)  отыскать лучшие педагогические приёмы для борьбы с этим злом, с тем, чтобы затем ввести их в учебные заведения. В новейшее время общества трезвости образовались среди учащихся во многих средних учебных заведениях Швейцарии. Организован  центральный союз гимназистов под названием «Гельвеция». Союз этот имеет секции в Цюрихе («Fortschritt»), С. Галлене («Humanitas»), Базеле («Patria»), Винтертуре («Humanitas» и «Industria»); впоследствии секции образовались и в гимназиях Берна, Золотурна и др. Союз обязывает своих членов к  полному и абсолютному воздержанию от всех спиртных напитков; впрочем, воздержание не есть единственная и  исключительная цель союза, а является лишь средством для достижения более общей и возвышенной цели — распространения идеальных стремлений среди учащихся. Приведем несколько параграфов из устава Цюрихской секции союза («Fortschritt»), утвержденного начальством  гимназии.

«§ 1. Цюрихское общество гимназистов «Fortschritt» имеет целью взаимное развитие его членов и установление дружеских отношений между ними.

§ 2. Для достижения этой цели и для того, чтобы поддерживать  общественное движение против алкоголя, члены обязуются соблюдать  абсолютное воздержание от спиртных напитков.

§ 6. Член общества, не соблюдающий абсолютного воздержания, тем самым выбывает из общества...

§ 8.  Выбывший из общества член может быть принят вновь только после  двухмесячного полного воздержания от спиртных напитков.

§ 12. Предметы  заседаний общества распадаются на:

I — научные рефераты с прениями и чтения;

II — дружескую беседу с исполнением музыкальных,  драматических и юмористических произведений». По отдельным гимназиям эти общества трезвости пока еще не особенно многочисленны. Они сильно страдают от конкуренции других, существующих в тех же гимназиях, обществ,  уставом которых потребление спиртных напитков не воспрещается и которые в этом отношении даже переняли некоторые традиционные привычки  студенческих корпораций. Многие гимназисты не примыкают к обществам трезвости не потому, чтобы они не сочувствовали стремлениям своих товарищей, а потому только, что не желают или боятся взять на себя строгое обязательство абсолютного воздержания. Прибавим еще, что в Женеве с некоторых пор существует много отдельных групп воздерживающихся от спиртных напитков детей; в начале 1893 г. все эти группы основали общий союз под названием «Espoir», обнимающий около 30 секций и приблизительно 800 детей.

Нельзя, конечно, не сочувствовать таким стремлениям  учащейся молодежи и не пожелать им полного успеха; их значение в общей борьбе против алкоголизма не подлежит сомнению и не  должно быть игнорируемо. Необходимо привлечь к борьбе против пьянства и  студентов. Необходимо, чтобы и в среде учащихся в высших учебных заведениях традиционный взгляд на вино, как на необходимый спутник всякого веселья и даже как на источник последнего, уступил другому понятию о желательном характере  студенческих развлечений. Но и здесь, конечно, «один в поле не воин», и успех дела настоятельно требует основания  студенческих обществ трезвости. Можно, конечно, предвидеть, что подобные общества на своем пути встретят массу  затруднений, обусловленных, отчасти, существующими традициями,  отчасти — индифферентизмом товарищей и публики вообще; но мало- помалу, мы уверены в этом, к ним примкнут все лучшие  элементы среди студенчества. Само собой разумеется, что эти общества не должны воспитывать скучных, неспособных к естественному, молодому веселью аскетов, которым борьба против алкоголизма заслоняет весь мир. Нет надобности искусственно подавлять стремление к здоровым соответствующим природе человека  наслаждениям; необходимо только согласовать их с требованиями гигиены и этики, так как только при этих условиях наслаждения могут доставить человеку настоящее и прочное счастье (Форель).

В некоторых швейцарских университетах (Базель, Женева и Цюрих) уже несколько лет существуют среди студентов общества трезвости, которые, сознавая, что алкоголь расстраивает не только здоровье, но и умственное и материальное благополучие  настоящего и будущего поколений, ведут борьбу против него с гигиенической, этической и экономической точек зрения.

Участие в этих обществах обязывает к абсолютному воздержанию от всех спиртных напитков и кончается с прекращением  воздержания. Приводим здесь текст обращения университетских обществ трезвости к студенчеству.

«Товарищи! Мы считаем своей обязанностью обратиться публично с приглашением к абсолютному воздержанию от спиртных напитков ко всему студенчеству, ввиду тех неисчислимых бедствий, которые  увеличивающаяся из года в год страсть к алкоголю навлекает на отдельных людей, на семью, на государство. Вспомним происходящую от алкоголя гибель  рабочей силы и жизнерадостного чувства, вспомним о гибели семейного счастья, о многочисленных жертвах страсти к этому яду, наполняющих дома  умалишенных и места заключения, — и мы не можем ни на минуту сомневаться в том, что опасность велика и что помощь настоятельно необходима.

Товарищи! Нам нельзя сидеть сложа руки, если обстоятельства требуют нашего участия в борьбе против алкоголизма. Мы можем содействовать устранению опасности, грозящей всему обществу, если мы сознаем ее и действительно желаем помочь. Но необходимо начать с реформы отдельных личностей, необходимо начать каждому с самого себя. От господства  алкоголя нас может освободить только полное воздержание от спиртных  напитков, энергическая борьба против традиционной привычки к алкоголю, от роковых последствий которой не может спасти самое искреннее стремление к умеренности.

Товарищи! Мы сознаем, что являемся перед вами с предложением, которое до сих пор не встретило много симпатий среди студенчества.  Недоразумения и неверные представления о наших стремлениях содействовали тому, что многим наша деятельность представлялась в смешном виде. Но мы обращаемся к вам с вопросом: заслуживаем ли мы насмешек и  порицания за то, что мы отказываемся от вкусового вещества, которое  современная наука признает безусловно вредным? Заслуживаем ли мы насмешек и порицания за то, что мы потеряли вкус к напиткам, которые не приносят решительно никакой пользы, между тем как потребление их для многих молодых людей ведет к злоупотреблению и становится источником страшных бедствий? Заслуживаем ли мы насмешек и порицания, если мы презираем кабак и не желаем служить для окружающих дурным  примером?

Товарищи! Мы просим вас убедительно: обсудите серьезно наше  предложение! Мы не приглашаем вас во что бы то ни стало присоединиться к нашему обществу, но мы просим: поддержите наши стремления!» (Fick, «Студенчество и воздержание от напитков»).

Это воззвание, лишенное всяких банальный фраз и  продиктованное, очевидно, искренним желанием внести в студенческую жизнь новый этический элемент, во всех отношениях вполне  достойно университетской корпорации. Правда, следуя примеру  своих товарищей, воздерживающихся от употребления спиртных напитков, студенты должны будут отказаться от некоторых укоренившихся привычек, но они через это ничего не потеряют, а выиграют многое — в отношении здоровья, способности к труду и духовного развития. Пожелаем же полного успеха инициаторам этого симпатичного движения среди студентов!

Мы пытались в общих чертах передать читателю сведения о настоящем положении вопроса о влиянии алкоголя на детский организм и о борьбе с алкоголизмом среди молодежи в Западной Европе. Мы видим, что вопрос этот там поднят серьезно и что к нему привлекается внимание именно тех лиц и общественных групп, которые наиболее заинтересованы в выяснении и в  надлежащей постановке его. Серьезное отношение к нему многих  представителей высшей интеллигенции[1], а также и лучшей части самой молодежи служит залогом того, что он более не заглохнет, а получит дальнейшее развитие в желательном направлении.

В России этот вопрос до сих пор не затронут; в русской литературе о нем не упоминается; русское общество не обратило еще на него внимания. А между тем, как видно из настоящего очерка, он вполне заслуживает этого внимания, и русская интеллигенция, русские отцы и матери, представители русского школьного дела, все друзья русской молодежи и, наконец, сама эта молодежь, не имеют никакого основания относиться к нему индифферентно. Если нам удалось доказать, что вопрос о борьбе с алкоголизмом имеет действительно общественное значение, если наша статья в состоянии возбудить интерес к нему хотя у ограниченного пока числа заинтересованных в нормальном физическом и  нравственном развитии нашей молодежи лиц, то мы почтем себя достаточно вознагражденными за настоящий труд.



[1] В последнее время вопрос о наилучших средствах для устранения  вредного влияния алкоголя на общественное здоровье, и специально на  здоровье молодого поколения, привлек к себе внимание многих корифеев медицинской науки на Западе и неоднократно уже обсуждался как на местных, так и на международных съездах по медицине и гигиене (съезд немецких естествоиспытателей и врачей в Нюрнберге в 1893 г.; Международный съезд по гигиене и демографии в Лондоне в 1891 г.). И везде представители науки приходят к заключению, что потребление спиртных напитков детьми должно быть допущено лишь в крайних случаях и что вообще алкоголь отзывается крайне вредно на детском организме. В Лондоне одним из членов съезда было даже сделано заявление о необходимости строго наказывать тех, которые станут продавать детям содержащие алкоголь напитки.

 

13:09
Влияние алкоголя на детский организм и борьба с алкоголизмом среди молодежи. Часть 2.
Просмотров: 6068 | Добавил: Александр | Рейтинг: 3.7/6
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]