Трезвая русь

Поиск

Форма входа
Не зарегистрированные пользователи не могут скачивать файлы!

Логин:
Пароль:

Наши друзья

Новости

Наука об алкоголе

Главная » 2012 » Декабрь » 1 » Воспитание, самовоспитание и трудовая направленность в борьбе с пьянством и алкоголизмом

Глава 8. Воспитание, самовоспитание и трудовая направленность в борьбе с пьянством и алкоголизмом

Оглавление

Исследователи издавна изучают свойства личности, которые предрасполагают к употреблению спиртных напитков. Опыт показывает, что среди лиц, склонных к пьянству, преобладают люди с определенными моральными и социальными дефектами, связанными с педагогической запущенностью и неправильным воспитанием. Воспитательная работа с лицами, склонными к пьянству, особенно в молодом возрасте, дает возможность компенсировать эти дефекты, а следовательно, вооружить личность от опасности пьянства и алкоголизма.

 § 1. Дефекты воспитания, дисгармония психического склада

 Важным элементом воспитания является пример старших. Авторитет педагога, наставника, старшего брата или товарища служит стимулом для подражания. Ближайшее окружение, люди, с которыми приходится общаться молодому человеку, товарищи по работе или учебе, родные и знакомые играют значительную роль в формировании взглядов личности.

Часто у пьющего молодого человека формирование личности происходило в микросоциальной среде, отличавшейся терпимым или положительным отношением к пьянству. Рано приобщаясь к алкоголю, не видя ничего неестественного в эпизодическом пьянстве, он считает, что веселье без спиртного немыслимо, а трезвенники в его представлении ханжи или лицемеры.

В иерархии личностных ценностей этих людей спиртное занимает важное место, оттесняя трудовую, идейную и даже конкретноличностную направленность на второй план. Для них труд — это заработок, а заработок — путь к «красивой жизни», которая, по их мнению, состоит в том, чтобы выпить и вкусно поесть. Они употребляют спиртные напитки не из-за болезненного влечения, а потому, что иначе не умеют проводить свободное время.

К нам обратилась за советом мать 23-летней лаборантки научно-исследовательского института. После смерти отца, в течение последних четырех лет, дочь стала часто выпивать в компании подруг, являться домой до окончания рабочего дня в нетрезвом состоянии, опаздывать на работу. Пьянство явилось одной из причин развода с мужем. Мать отмечает, что в последнее время С. стала эгоистичнее, грубее, мало уделяет времени домашнему хозяйству.

Отец С. ежедневно в небольших количествах употреблял спиртное, а в свободные от работы дни выпивал до 0,5 л водки. Он считал бутылку необходимым атрибутом при встречах с друзьями и знакомыми, основным источником веселья.

В данном случае дочь копирует времяпрепровождение отца. Она покупает бутылку вина, созывает подруг, они пьют и неторопливо беседуют «кое о чем», как это делал отец.

Трудовая и познавательная направленность у этих людей выражена слабо. В связи с пьянством они досрочно прекращают работу и самовольно ее покидают, прогуливают и опаздывают на нее. Учась в институтах, кое-как овладевают знаниями, лишь бы получить удовлетворительную оценку.

Следует, однако, отметить, что нередко выросший в семье пьяниц молодой человек испытывает отвращение к спиртному. Врач Л., 36 лет. Товарищи уважают его как знающего специалиста, а пациенты — за чуткое и внимательное отношение к ним.

Абсолютно не употребляет спиртного, активно проповедует трезвость. Отец, мать и старшие братья Л.— алкоголики. Ведут асоциальный образ жизни. В детстве Л. большую часть времени старался проводить в школе, так как дома становился очевидцем пьяных скандалов и драк. Спасался у преподавателя физики, отдававшего все свое время ребятам. Он привил Л. интерес к физике и естественным наукам. Преодолевая сопротивление родителей, совмещая работу с учебой, Л. стал врачом.

Алкогольная микросоциальная среда способствует формированию алкогольной позиции личности лишь в тех случаях, когда отрицательное влияние окружения оказывается сильнее положительных установок, которые получает формирующаяся личность в школе, специальном учебном заведении, в результате влияния общественных организаций, знакомства с литературой, кино, радио и другими видами массовой информации.

Отклоняющееся от нормы (девиантное) поведение, осложненное пьянством, может возникнуть у молодого человека, воспитанного во внешне вполне благополучной семье. Е., 18 лет, работает подсобным рабочим. Он был привлечен к судебной ответственности за угон и повреждение чужого легкового автомобиля. Это уже не первый случай. За пьянство и хулиганские действия в состоянии опьянения исключен из техникума. Его отец — хороший производственник, автолюбитель и садовод; мать — администратор в системе общественного питания. Никто в семье алкоголем не злоупотреблял. Отец считает сына упрямым и «вредным», за малейшую его провинность в детстве «воспитывал» ремнем. В ответ на эти «воспитательные меры» мальчик убегал из дома, «озорничал» — однажды облил новый костюм отца чернилами, испортил дорогую мебель и другие вещи. Сдружился с подростками, ведущими асоциальный образ жизни, пьянствовавшими, совершавшими мелкие кражи и хулиганские действия. В их компании напивался, имел приводы в милицию. В данном случае оппозиция к родителям появилась в связи с жестоким обращением. Она способствовала появлению пассивного (попытки ухода из дома) и активного (порча вещей) протеста, а затем и стремлению к группировке сверстников с асоциальным поведением в поиске единомышленников в отрицании взглядов родителей.

Из приведенного примера видно, что девиантное поведение с алкоголизацией может возникать в результате активного отрицания морально-этических норм, принятых в семье и школе в результате непринятия варианта воспитания, проводимого родителями или отдельными педагогами: несправедливость, придирчивость, грубость, побои и др.

Стремление противопоставить этим нормам и принципам какие-то свои нормы, отличные от общепринятых, может способствовать сближению подростка с группами ровесников с асоциальным поведением, в которых пьянство, наряду с мелкими правонарушениями и хулиганскими действиями, является нравственной нормой.

Склонность к пьянству часто возникает не только в результате общения с асоциальной группой, но и из-за отсутствия у молодого человека четкой системы направленности и моральных принципов.

24-летний слесарь П., женат. Имеет трехлетнего сына. Жена работает. Они живут в хорошей квартире. Родители помогли им обзавестись всем необходимым. П. употребляет спиртные напитки по субботам, в воскресные и праздничные дни, в дни получения зарплаты, при встрече с приятелями, которых у него много. Он не опохмеляется, так как абстинентного синдрома у него пока еще нет, но «без водки скучно: не знаешь, куда себя деть. Нельзя же весь вечер смотреть телевизор». Книги читать он не любит. Спортом не увлекается. Любит компанию — один скучает.

       Если что починить дома — это много времени не займет. Да и отец у меня — «золотые руки» — любит помочь делом и советом.

Отец П. алкоголь почти не употребляет. Постоянно заботился о сыне, чтобы он никакой нужды не испытывал: всегда был сыт, одет, обут — не хуже других, даже лучше. Обучал сына ремеслу и сделал из него хорошего слесаря. Отец не может понять причин пьянства А.— (Ведь у него дом — полная чаша!)

П.— мягкий, вежливый молодой человек, но у него нет никакой определенной цели в жизни, никаких духовных интересов. Он хорошо зарабатывает, но в последнее время из-за появления на работе в нетрезвом состоянии, нарушения дисциплины лишился премии.

Основная черта таких людей, как П.,— повышенная конформность, т. е. тенденция изменять свое поведение под влиянием других людей так, чтобы оно соответствовало их мнениям и требованиям.

Повышенная конформность возникает в результате отсутствия четкой системы собственных взглядов у человека, именующейся направленностью личности. В основе направленности лежат преобладающие потребности, которые и определяют ее социальную значимость: трудовые, социальные, эстетические, бытовые (конкретно-личностные), витальные (жизненно необходимые: в пище, самосохранении, здоровье и т. д.).

Преобладание определенных потребностей определяет иерархию личностных ценностей, или уровень направленности. Уровень направленности формируется в микросоциальной среде (семья, люди, с которыми общается человек) и в процессе обучения, знакомства с литературой, благодаря средствам массовой информации и т. д. Отсутствие четкой направленности в семье избалованность, постоянная чрезмерно положительная (восторженная) или чрезмерно отрицательная (унижающая, агрессивная) оценка высказываний и поступков ребенка или подростка мешают формированию четкой системы ценностей.

В результате такого воспитания интересы возникают лишь под влиянием окружающих. Они нестойки, легко сменяемы. Сегодня они отстаивают то мнение, которое горячо опровергали вчера, но столкнувшись с авторитетным возражением, мгновенно меняют свою точку зрения.

Конформным людям трудно наедине с собой, они не знают, чем занять свое свободное время: «чтобы не скучать», берут с собой на прогулку транзистор, смотрят любую телевизионную передачу, читают первую попавшуюся книгу. Им необходим постоянный контакт с людьми для оценки их деятельности. Нередко они прекрасно учатся в специальном учебном заведении и становятся совершенно неспособными к труду по его окончании, если их деятельность требует творческого, оригинального подхода.

Отсутствие желания трудиться и интереса к труду, неумение содержательно организовать свободное время, повышенная внушаемость и подчиняемость способствуют тому, что они часто прибегают к спиртному в компании, под влиянием окружающих или в семье — в одиночку, «чтобы убить время».

Среди конформных людей особую группу составляют личности, имеющие преимущественно внешнюю ориентацию, с ослабленной внутренней системой моральных принципов. Вот что рассказывает о своем сыне, сотруднике редакционного отдела одного института, его мать.

О.— 26 лет. Он имеет высшее филологическое образование. Его отец оставил семью, когда О. было 1,5 года. Воспитывался в детских учреждениях (ясли, детский сад, школа), жил «по очереди» то у матери, то у родителей матери, то у родителей отца, людей интеллигентных, общавшихся друг с другом лишь в силу необходимости периодически содержать у себя внука. В каждой семье и детских учреждениях легко подчинялся принятым различным, далеким друг от друга укладам жизни, быстро усваивал требования родных и воспитателей. Возникавшие моральные противоречия решал по принципу: «В чужой монастырь со своим уставом не ходи» или «Легче перестроиться самому, чем спорить с другими».

Употреблять спиртное начал после поступления в университет, когда завелись «карманные деньги». Особого интереса к учебе не испытывал, но учился так, чтобы получать стипендию. Окончив университет, стал являться домой пьяным, пропадать по ночам.

Сотрудники по работе были очень удивлены, когда узнали, что О. пьянствует. Его ни разу не видели в отделе пьяным, считали просто ленивым, недисциплинированным работником, пытающимся увильнуть от любой работы и, если это не удается, делающим ее кое-как. Он часто опаздывает, а то и вовсе не приходит на работу, пользуясь тем, что заведующий «смотрит сквозь пальцы» на нарушения дисциплины и вместо оправдательных документов ограничивается выслушиванием устных объяснений причин ее нарушения.

Особенность воспитания О.— необходимость подстраиваться под различные моральные принципы. Свою способность подстраиваться и приспосабливаться к окружающим он использует «в своих интересах» и в рабочей ситуации: ничего не делать там, где это возможно.

Люди повышенной конформности с внешней (экстернальной) ориентацией часто нарушают трудовую дисциплину, если она не достаточно строго контролируется, бездельничают на работе, если руководство относится к этому снисходительно, проявляют значительную ловкость, чтобы избежать «перегрузок», нередко пуская в ход обман и притворяясь больными. Они редко появляются в пьяном виде на работе или в общественных местах, так как это запрещено законом, и предпочитают пьянствовать за закрытой дверью, не вступая в конфликты с соседями. Иногда на собраниях рабочего коллектива, где обсуждается случай пьянства на работе или в общественном месте одного из сотрудников, такие люди проявляют «гиперсоциальность», выступая за применение самых строгих мер к провинившемуся и выражая бурное возмущение по поводу данного поступка.

Такое ханжеское поведение совершенно не характерно для тех, у кого пьянство возникает в связи с неумением подстраиваться к мнению окружающих.

Ю., работающий в радиомастерской, рано лишился отца, воспитывался бабушкой, очень пожилым человеком. Она не могла достаточно контролировать его поведение и не пользовалась у него авторитетом. С детства был радиолюбителем и, закончив училище, стал работать мастером по ремонту радиоаппаратуры. Имел приработок, который использовал для покупки спиртного. Пил, чтобы снять скованность, возникавшую при общении с людьми, и устранять злобность и раздражительность. Обратился за помощью к врачу, когда заметил, что ему стало трудно обслуживать клиентов, «не взбодрив» себя спиртным.

В подобных случаях стремление к пьянству возникает в результате педагогической запущенности (безнадзорности), когда отсутствие должного контроля за формирующейся личностью способствует слабому развитию дисциплины, умения сдерживать свои чувства, проявлять такт и самообладание. При таком варианте воспитания слабо развита способность отсрочить удовлетворение витальных потребностей, противостоять аффекту гнева и озлобленности. У этих лиц частой причиной употребления спиртного являются дисфории — приступы раздражения и озлобленности.

 § 2. Труд и гармонизация личности

 Главное в идеологической работе с молодежью — воспитание в духе высокой идейности и преданности коммунизму, советского патриотизма и пролетарского, социалистического интернационализма, сознательного отношения к труду и общественному достоянию, приобщения к сокровищам духовной культуры, искоренения нравов, противоречащих социалистическому образу жизни. В центре воспитательной работы с молодым человеком стоит правильное формирование его системы ценностей, среди которых трудовая направленность занимает одно из важнейших мест. Труд — основной источник материального и духовного богатства общества. Возможность плодотворно трудиться, приносить реальную пользу своему народу, укреплять благосостояние и могущество Родины — главный критерий социального престижа советского человека.

Плодотворный труд на благо общества приносит человеку высшую форму удовлетворения, особенно тогда, когда он приобретает творческий характер, когда он позволяет непрерывно повышать качество продукции или уменьшает затраты на ее производство. Это достигается за счет углубления знаний, повышения умения и навыков.

Непременным условием творчества является высокая познавательная направленность, повышение квалификации, расширение кругозора.

Коммунистическое отношение к труду требует инициативы в работе и достижения высокой производительности труда, соблюдения принципов коммунистической морали. Коммунистическая мораль—это мораль коллективная, гуманистическая, активная, деятельная. Именно это следует довести до сознания молодых людей, вступающих в трудовую жизнь. Они должны знать, что борьба с проявлениями чуждой идеологии и морали, со всеми негативными явлениями, связанными с пережитками прошлого в сознании и поведении людей (в том числе нарушение трудовой дисциплины и пьянство) является общенародным делом.

Воспитатель, работающий с молодыми людьми, выросшими в алкогольной микросоциальной среде, должен учитывать, что они нередко убеждены в том, что пьют все,— только одни это делают открыто, а другие — скрывают; не пить — значит лишить себя всех удовольствий, а пить или не пить - личное дело каждого.

26-летний Ф. работает шофером на машине, обслуживающей детские лечебные учреждения. Его направили к врачу-наркологу в связи с тем, что в понедельник он обычно опаздывал на работу, был рассеян, обнаруживал внешние признаки недомогания, явно связанного с употреблением спиртного (отеки на лице, покраснение белков глаз и т. д.).

Врачу Ф. рассказал, что никогда не пьет на работе или перед работой: в основном в пятницу вечером или в субботу, если в эти дни не возникает необходимость сверхурочной работы:

И отец так пьет и дед — тоже. И другие так живут. Чем я хуже их?

Так что же, получается, что спиртное—цель и смысл вашей жизни? — спросил врач.

Такая постановка вопроса озадачила Ф. Он согласился заниматься в профилактической группе антиалкогольного просвещения и пропаганды. На занятиях спорил с ведущим, отстаивал позиции «культурного употребления спиртного»: пить можно, но спиваться нельзя. В течение 15 занятий эта позиция последовательно опровергалась, раскрывались содержание и преимущества трезвого образа жизни.

В конце концов Ф. полностью отказался от употребления спиртного, что очень положительно сказалось на его здоровье и качестве трудовой деятельности.

Воспитатель должен аргументированно доказать, что отказ от употребления спиртных напитков и борьба против пьянства и алкоголизма является актуальной проблемой всего нашего общества, задачей большой политической важности, разъяснить, какой экономический убыток наносится алкоголизмом всему нашему обществу, каждой личности, трудовой деятельности.

Опыт общения с придерживающимися «алкогольной» позиции москвичами обнаружил, что многие из них ни разу не бывали в Третьяковской галерее, в Музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, в Большом или Художественном академических театрах, в Московской консерватории или в Зале им. П. И. Чайковского и т. д. Приобщить молодых людей к пониманию прекрасного, «открыть глаза» на красоты природы, научить наслаждаться произведениями искусства, шедеврами человеческого труда и творчества, показать, что самым прекрасным в жизни человека является результат его труда — его творение, заинтересованность стремлением не только познавать и наслаждаться прекрасным, но и создавать прекрасное,— важный раздел этой работы. Этих молодых людей надо приглашать на экскурсии, в походы по музеям, театрам, историческим местам и местам революционной, боевой и трудовой славы. Предварительно желательно провести беседу с показом снимков, репродукций с картин, слайдов и т. д. Клубы трезвости, кружки и клубы по интересам, спортивные организации и активная общественная деятельность помогают разрушить представление о трезвом образе жизни как об уделе ханжей и аскетов.

Воспитательные мероприятия по отношению к лицам асоциальной ориентации, у которых имеется оппозиция к семье, школе, учебному заведению и другим институтам социализации, для которых пьянство, хулиганство и правонарушения являются своеобразной нравственной нормой, включают в себя в основном те же элементы, что и мероприятия в отношении лиц, имеющих алкогольную установку. Особое место в этой работе занимает правовое воспитание, воспитание высокой гражданственности, уважения к советским законам и правилам социалистического общежития. Молодого человека знакомят с законодательством, о труде и борьбе с пьянством, о мерах общественного воздействия на пьянствующую личность.

Осуществляя антиалкогольную работу, воспитателю очень важно завоевать доверие молодого человека, быть всегда ровным, справедливым и внимательным к нему, постараться понять причины конфликта молодого человека с социальной средой. Важно разъяснить, что отрицательная эмоциональная реакция, возникшая в результате общения с отдельными представителями микросоциальной группы, не должна распространяться на общество в целом и продемонстрировать преимущества товарищества, взаимоуважения, взаимопомощи, взаимопонимания.

Опираясь на принципы коллективизма, гуманизма и на высокую оценку активной трудовой деятельности, воспитатель доказывает молодому человеку, что проявления чуждой идеологии и морали со всеми негативными явлениями противоречат социалистическому образу жизни и его личным интересам.

Воспитательная работа с людьми, у которых склонность к пьянству связана с повышенной конформностью, предваряется созданием для них четких и правильных условий труда. Дисциплина, контроль за рабочей деятельностью, нетерпимость к пьянству — необходимые условия для плодотворной воспитательной работы.

Эти же условия необходимы для работы с людьми, у которых слабо выражены моральные принципы (экстернализованный тип). С педагогически запущенными с детства молодыми людьми ведется разъяснительная и воспитательная работа.

Так, 22-летний Б., работающий строителем, появлялся на работе в нетрезвом состоянии, допускал недоделки, брак. Постоянно возникали конфликты с бригадиром. Он был вынужден перейти в другую бригаду. Его наставник постарался разобраться в причинах пьянства Б. Он обнаружил, что Б., воспитанному малограмотной матерью (отец погиб, когда ему было 3 года), трудно дается общение с людьми. Еще в школе товарищи смеялись над его «нескладными» ответами на уроках, он старался не выходить к доске, не выступать на собраниях. В дальнейшем у него появился страх посещения магазинов, учреждений, общения с официальными лицами и малознакомыми людьми. В результате появились напускная развязность, нарочитая грубость.

Наставник в корректной форме постарался разъяснить Б. нецелесообразность и вредность употребления спиртных напитков и необходимость самовоспитательной работы, посоветовал литературу (в частности, книги из серии «Как себя вести») и рекомендовал обратиться к руководителю группы общения при Доме культуры.

Занятия в группе и участие в литературном кружке, постоянная работа над собой позволили Б. преодолеть трудности общения, отказаться от употребления спиртного. Б. стал интересоваться и своей основной работой, что положительно сказалось на ее качестве и на трудовой дисциплине.

Воспитательная работа с пьянствующими личностями, формирование которых происходило с элементами педагогической запущенности по типу безнадзорности, усложняется тем, что требует от молодого человека, являющегося объектом воспитания, значительной активности, так как в этих случаях воспитание должно сочетаться с самовоспитанием. Основная задача работы с подобными людьми — выработка у них таких качеств, как дисциплина, самодисциплина, умение тактично и вежливо решать сложные вопросы с окружающими, относиться с уважением к мнению и поступкам старших товарищей.

Важно показать, что в любой форме труда нетерпение и несдержанность не приводят к хорошим результатам, что порядок и слаженность на производстве достигаются в результате взаимоуважения членов коллектива и их внимательного отношения друг к другу. Следует помочь таким молодым людям научиться интересно и содержательно организовывать свободное время, привлекать их к участию и организации культурных мероприятий, увлекать идеей продолжения образования и самообразования.

В некоторых ситуациях этим молодым людям полезно общение с психологами, психогигиенистами и психотерапевтами для выработки навыков правильного общения и овладения приемами, снимающими психическое напряжение. К ним относится, в частности, аутогенная тренировка.

 § 3. Трезвость — норма жизни

 В Программе КПСС, принятой на XXVII съезде, ставится задача в полной мере использовать преобразующую силу марксистско-ленинской идеологии для ускорения социально-экономического развития страны, вести целеустремленную работу по идейнополитическому, трудовому и нравственному воспитанию советских людей, формированию гармонично развитой, общественно активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

Создание у молодых людей высоких трудовых идеалов начинается с момента вступления в трудовой коллектив. Большое значение имеют ритуалы посвящения в рабочий класс, трудовое крестьянство, вручение трудовых книжек и именного инструмента.

Важно, чтобы у молодых людей формировалось правильное отношение к труду, работе, трудовой дисциплине. Это достигается четким определением обязанностей, должностными инструкциями, определяющими объем, характер работы и ответственность за ее качество. Создание четкого ритма работы исключает вынужденные простои и следующие за ними авралы.

Молодому человеку надо предоставить возможность самому решать трудовые задачи, творчески подходить к деловым вопросам. В то же время он нуждается в справедливой оценке своей деятельности, в постоянном контроле и помощи со стороны опытных товарищей.

Наставник не только передает молодежи опыт, но и приобщает к лучшим традициям коллектива (например, торжественное вручение первой зарплаты в присутствии членов бригады и представителей общественных организаций, вечера профессий, чествование трудовых династий).

С первого дня работы на производстве у молодого человека должны сформироваться принципы коллективистской морали, гармонично сочетающей в себе общенародный, коллективный и личный интересы. Эти принципы побуждают его к новым трудовым и творческим свершениям. Важно, чтобы молодой специалист видел перспективу трудового роста и стремился к ней.

Большую роль в активизации трудовых установок личности и развития творческого подхода к труду играет социалистическое соревнование, борьба за первое место, за почетное звание члена коллектива коммунистического труда. При оценке этих показателей учитываются не только трудовые, но и моральные качества каждого члена коллектива.

Борьбу с пьянством не следует рассматривать просто как отказ от употребления спиртных напитков. Она должна носить наступательный характер. Здесь важен психологический климат трудового коллектива, определяющийся нетерпимым отношением к пьянству и употреблению спиртных напитков. Любой случай пьянства должен осуждаться всеми. Только в этом случае молодой человек проникается духом негативного отношения к спиртному.

Таким образом, антиалкогольная пропаганда (лекции, беседы, тематические вечера) последовательно раскрывает вред, наносимый пьянством обществу, его влияние на способность трудиться. , Санитарно-просветительная работа вскрывает тяжелые последствия пьянства и алкоголизма и знакомит с профилактикой и методами лечения этих заболеваний. Профилактика пьянства в трудовом коллективе — это борьба за резервы интенсификации производства, за человеческий фактор, за дисциплину труда, за содержательную жизнь, за здоровое подрастающее поколение.

13:37
Воспитание, самовоспитание и трудовая направленность в борьбе с пьянством и алкоголизмом
Просмотров: 1688 | Добавил: Александр | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]